Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля





Проректор по учебной работе

_______________________ / Волосникова Л.М. /

__________ _____________ 2011г.

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030600.62 “История” профилей подготовки «Историко-культурный туризм», «Историческая информатика» очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы ______________________ / Еманов А.Г., Байдуж Д.В. /

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков от 12.04.2011 г., протокол № 6. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ________________ / Еманов А.Г. /

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИГН от 21.04.2011, протокол № 1.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель _______________________/ Тумакова Е.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ _____________/ Федорова С.А. /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение



высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков

 

Еманов А. Г., Байдуж Д. В.

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030600.62 “История” профилей подготовки «Историко-культурный туризм», «Историческая информатика» очной формы обучения

 

Тюменский государственный университет

Еманов А.Г., Байдуж Д.В. История Средних веков. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030600.62 “История” профилей «Историко-культурный туризм», «Историческая информатика» очной формы обучения. Тюмень, 2011, 100 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Средних веков [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.



Рекомендовано к изданию кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков Института гуманитарных наук Еманов А. Г., д. ист. н., профессор.

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Еманов А.Г., Байдуж Д.В., 2011.

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель:

Дать представление о цивилизации средневековой Европы в соответствии с принятой в современной отечественной медиевистике периодизацией (сер. V – сер. XVII вв.).

Задачи:

1. Ознакомление с основными типами исторических источников по изучаемой проблематике на современном уровне медиевистического источниковедения, выработка навыков их критического осмысления;

2. Понимание историографических традиций и новейших исследовательских подходов в решении ключевых проблем истории европейского средневековья;

3. Усвоение круга фундаментальных категорий и понятий, явлений и феноменов исследуемой культуры, знание которых считается нормативным в подготовке профессионального историка.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина включена в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла учебного плана по направлению 030600.62 – История (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом министерством образования и науки РФ 16 декабря 2009 г.

«История Средних веков» является органичной частью всеобщей истории, без которой невозможно успешное освоение следующих в хронологической последовательности разделов (История Нового времени).



Программа отражает единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, раскрывает действие общих закономерностей исторического развития, позволяет анализировать научные концепции, как по общим проблемам истории Средних веков, так и по отдельным, наиболее важным вопросам конкретной истории. Кроме того, в процессе изучения материала дисциплины студенты овладевают необходимыми для бакалавра умениями и навыками. Также посредством передачи материала реализуется воспитательный потенциал содержательного компонента дисциплины.

Освоение данной дисциплины предполагает наличие базовых знаний по дисциплинам (в качестве предшествующих): «История древнего мира», «История мировой культуры», «Латинский язык», «Источниковедение», «Историческая география».

 

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6);

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10).

 

В результате освоения дисциплины «История Средних веков»обучающийся должен:

- знать важнейшие категории, понятия, явления и феномены истории раннего, классического и позднего средневековья Западной Европы и Византии;

- владеть навыками критического анализа исторических источников различных типов и видов, критического восприятия исследовательской литературы;

- уметь аргументировать свою позицию в устном выступлении;

- уметь генерировать и систематизировать научную информацию по ключевым проблемам истории средних веков, создавать авторские аналитические тексты различного формата.

Профессиональная часть включает формирование знаний и умений, связанных с профессионально-направленной тематикой.

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Таблица 1.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе: - - -
Лекции
Семинары (С)
Самостоятельная работа (всего)
Вид промежуточной аттестации (экзамен)      
Общая трудоемкость час зач. ед.

3.Тематический план

Таблица 2.

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме (в часах) Итого количество баллов
Лекции   Семинарские занятия Самостоятельная работа
  Семестр 3              
  Модуль 1 1-6            
Понятие «Средние века» 1-2 0-6
Категория «феод» 0-6
Мир варварства 0-6
Ранняя Византия 0-6
Принципы понимания культуры раннего средневековья 0-6
  Всего   0-30
  Модуль 2 7-12            
Господство и подчинение в Средние века 7-8 0-5
Статус рыцарства 0-5
Крестоносное движение 0-10
Средневековый город 0-10
Сословное представительство 0-10
  Всего   0-40
  Модуль 3 13-18            
Католическая церковь и ереси 0-5
Гендерная проблематика, частная жизнь и структуры повседневности в Средние века 0-5
Крестьянство в контексте социальной истории 0-5
Международные отношения XIV-XV вв. 0-5
Поздняя Византия 0-5
Культура XI-XV вв. 0-5
  Всего   0-30
  Итого за семестр (часов, баллов):   0 – 100
  Из них в интерактивной форме          
  Семестр 4              
  Модуль 1 1-6            
Исторический смысл культуры Возрождения 1-2 0-10
Встреча миров 3-4 0-10
Пути трансформации феодального общества и генезис капитализма 5-6 0-10
  Всего   0-30
  Модуль 2 7-12            
Реформация и Контрреформация в Западной Европе 7-8 0-15
Религиозные войны на Западе 9-10 0-15
Проблемы европейского абсолютизма 11-12 0-10
  Всего   0-40
  Модуль 3 13-18            
Формирование нового типа международных отношений в XVI – первой половине XVII вв. 13-15 0-15
Обновления в культуре второй половины XVI – первой половине XVII вв. 16-18 0-15
  Всего   0-30
  Итого (часов, баллов):   0 – 100
  Из них в интерактивной форме          
  Итого (часов, баллов):    
  Из них в интерактивной форме            

 

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 3.

№ темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Итого количество баллов
дискуссия собеседование ответ на семинаре контрольная работа перевод статьи диктант по терминам тест презентация  
Семестр 3
Модуль 1
1. - 0-1 0-1 - 0-1 - - 0-1 0-4
2. - 0-1 0-1 - 0-1 0-1 - 0-1 0-5
3. 0-1 - 0-1 - 0-1 0-1 - 0-1 0-5
4. 0-1 - 0-1 - 0-1 0-1 - 0-1 0-5
5. - - 0-1 0-2 0-1 0-1 0-5 0-1 0-11
Всего 0-2 0-2 0-5 0-2 0-5 0-4 0-5 0-5 0-30
Модуль 2                  
1. 0-2 0-2 0-1 0-2 0-2 0-2 0-2 0-1 0-14
2. 0-2 0-2 0-1 0-2 0-2 0-2 0-2 0-1 0-14
3. 0-1 0-1 0-1 0-1 - 0-1 0-1 0-1 0-8
4. - - 0-1     - - 0-1 0-2
5. - - 0-1   0-1 - - 0-1 0-2
Всего 0-5 0-5 0-5 0-5 0-5 0-5 0-5 0-5 0-40
Модуль 3                  
1. - 0-1 0-1 - 0-1 - - 0-1 0-4
2. - 0-1 0-1 - 0-1 0-1 - 0-1 0-5
3. 0-1 - 0-1 - 0-1 0-1 - 0-1 0-5
4. - - 0-1 - 0-1 0-1 - 0-1 0-4
5. - - - 0-2 0-1 - 0-5 - 0-8
6. 0-1   0-1   0-1     0-1 0-4
Всего 0-2 0-2 0-5 0-2 0-6 0-3 0-5 0-5 0-30
Итого за семестр 0-9 0-9 0-15 0-9 0-16 0-12 0-15 0-15 0 – 100
Семестр 4
Модуль 1
1. 0-1 0-1 0-1 0-1 0-2 0-1 0-2 0-1 0-10
2. 0-1 0-1 0-1 0-1 0-2 0-1 0-2 0-1 0-10
3. 0-1 0-1 0-1 0-1 0-2 0-1 0-2 0-1 0-10
Всего 0-3 0-3 0-3 0-3 0-6 0-3 0-6 0-3 0-30
Модуль 2                  
1. 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-1 0-15
2. 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-2 0-1 0-15
3. 0-1 0-1 0-1 0-1 0-2 0-1 0-2 0-1 0-10
Всего 0-5 0-5 0-5 0-5 0-6 0-5 0-6 0-3 0-40
Модуль 3                  
1. 0-1 0-1 0-1 0-1 0-2 0-1 0-2 0-1 0-15
2. 0-1 0-1 0-1 0-1 0-2 0-1 0-2 0-1 0-15
Всего 0-3 0-3 0-3 0-3 0-6 0-3 0-6 0-3 0-30
Итого за семестр 0-11 0-11 0-11 0-11 0-18 0-11 0-18 0-9 0 – 100
Итого 0-20 0-20 0-26 0-20 0-34 0-23 0-33 0-24 0-200

 

Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 4.

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Семестр 3          
Модуль 1          
1.1 Понятие «Средние века» Чтение литературы Подготовка презентации 1-2   0-4
1.2 Категория «феод» Чтение литературы Подготовка презентации 0-5
1.3 Мир варварства Чтение литературы Подготовка презентации   0-5
1.4 Ранняя Византия Чтение литературы Подготовка презентации 0-5
1.5 Принципы понимания культуры раннего средневековья Чтение литературы Подготовка презентации 0-11
  Всего по модулю 1   0-30
Модуль 2          
2.1 Господство и подчинение в Средние века Чтение литературы Подготовка презентации 7-8 0-14
2.2 Статус рыцарства Чтение литературы Подготовка презентации 0-14
2.3 Крестоносное движение Чтение литературы Подготовка презентации 0-8
2.4 Средневековый город Чтение литературы Подготовка презентации 0-2
2.5 Сословное представительство Чтение литературы Подготовка презентации 0-2
  Всего по модулю 2:   0-40
Модуль 3          
3.1 Католическая церковь и ереси Чтение литературы Подготовка презентации 0-4
3.2 Гендерная проблематика, частная жизнь и структуры повседневности в Средние века Чтение литературы Подготовка презентации 0-5
3.3 Крестьянство в контексте социальной истории Чтение литературы Подготовка презентации 0-5
3.4 Международные отношения XIV-XV вв. Чтение литературы Подготовка презентации 0-4
3.5 Поздняя Византия Чтение литературы Подготовка презентации 0-8
3.6 Культура XI-XV вв. Чтение литературы Подготовка презентации 0-4
  Всего по модулю 3: 0-30
  ИТОГО ЗА СЕМЕСТР: 0-100
Семестр 4          
Модуль 1          
1.1 Исторический смысл культуры Возрождения Чтение литературы Подготовка презентации 1-2 0-10
1.2 Встреча миров Чтение литературы Подготовка презентации 3-4 0-10
1.3 Пути трансформации феодального общества и генезис капитализма Чтение литературы Подготовка презентации 5-6 0-10
  Всего по модулю 1:   0-30
Модуль 2          
2.1 Реформация и Контрреформация в Западной Европе Чтение литературы Подготовка презентации 7-8 0-15
2.2 Религиозные войны на Западе Чтение литературы Подготовка презентации 9-10 0-15
2.3 Проблемы европейского абсолютизма Чтение литературы Подготовка презентации 11-12 0-10
  Всего по модулю 2:   0-40
Модуль 3          
3.1 Формирование нового типа международных отношений в XVI – первой половине XVII вв. Чтение литературы Подготовка презентации 13-15 0-15
3.2 Обновления в культуре второй половины XVI – первой половине XVII вв. Чтение литературы Подготовка презентации 16-18 0-15
  Всего по модулю 3:   0-30
  ИТОГО ЗА СЕМЕСТР: 0-100
  ИТОГО: 0-200

 

 

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами

Семестр 3

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6
История исторической науки + + + + + + + + + + + + + + + +
История материальной цивилизации + + + + + + + + + + + + + + + +
История мировой культуры + + + + + + + + + + + + + + + +
История общественно-политической мысли +         + + + +   + + + + +  
Источниковедение + + + + + + + + + + + + + + + +
Мифология + + + + + +     + + + + + +    
Новая история           + + + + + + + + + + +
Палеография + + +   +       + + +          
Сравнительная история мировых религий + + + + + + + + + + + + + + + +

 

Семестр 4

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3
1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2
История исторической науки + + + + + + + +
История материальной цивилизации + + + + + + + +
История мировой культуры + + + + + + + +
История общественно-политической мысли +     + + + + +
Источниковедение + + + + + + + +
Мифология + + + +     + +
Новая история       + + + + +
Палеография + + +       +  
Сравнительная история мировых религий + + + + + + + +

 

5. Содержание дисциплины

Семестр 3

Модуль 1

Понятие «Средние века»

Постязыческая эпоха в оценке патристики и схоластики, представления об aetates mundi (Евсевий Кесарийский, Аврелий Августин, Павел Орозий, Иероним, Беда Достопочтенный, Иоахим Флорский, Фома Аквинский и др.). Ренессансное «открытие» medium aevum (Ф. Петрарка, Ф. Бьондо, Н. Маккьявелли, С. Франк). Эрудитская и Просветительская трактовка средневековья (X. Келлер, Дж. Вико, Ф.М.А. Вольтер, Э. Гиббон). Романтическая апология средневекового modus vivendi (Новалис, Ж. Де Местр, Ф. Шлегель, Ф. Шатобриан). Позитивистская и материалистическая историографии о Средних веках.

Русская религиозная мысль о средневековье (Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли). «Новая историческая наука» и социально-психологическая реконструкция «других Средних веков», журнал «Анналы», категория «ментальности» (Л. Февр, М. Блок, Ж. Дюби, А.Я. Гуревич), «тотальная история» (Ф. Бродель), «мир воображаемого» (Ж. Ле Гофф, Ж.-Кл. ibe). Иные подходы в осмыслении средневековой эпохи, современная медиевистика (О.Г. Эксле, А. Герро, Х.-В. Гётц). Феномен «медиевализма» (У. Эко, А. Чендлер, Р. Флеминг, М. Булл). Проблемы хронологической определенности «Средних веков» (Ж. Ле Гофф и др.). «Средние века» в пространстве Западной Европы и остального мира.

Категория «феод»

Термин «feodum», его этимология. Христианские и варварские истоки идеи «feodum». «Воздушный феод». Отношения «феода» между сеньором и вассалом. Фуа, ее обязательства – талья, ministerium, consilium, auxilium и др. Оммаж, условия его обеспечения, вариативность. Инвеститура и дополнительные взаимные обязательства сторон (ценз, рельеф и др.). Условия расторжения договора; эксфестукация, ревиндикция. «Libri feodorum». Особенности отношений «феода»: ритуальность, условность, сословность, иерархичность. Отношения «феода» между сеньором и крестьянином (М. Блок). Прекарные договоры – precaria data, рrесаriа оblatа,рrесaria rеmunerаtогiа, их условия. Отношения «феода» в семье, вероисповедании и других проявлениях человеческого существования.

Концепции общества, основанного на отношениях феода. Февдисты. Взгляд на феодализм как на вневременной метаисторический феномен (Дж. Романо, П. Рикёр, У. Эко), его достоинства и недостатки. Взгляд на феодализм как на историческое явление. Отказ от термина «феодализм» и поиск иных альтернатив осмысления средневекового общества (Ж. Дюби, Э. Браун, С. Рейнольдс, А.Я. Гуревич и др.).

Проблема возникновения феодализма в просветительской и романтической историографии: спор А. де Буленвилье и Ж.-Б. Дюбо, становление германистской и романистской теорий (цезура и континуитет). Генезис феодальных отношений в отражении позитивистской и материалистической историографий: марковая теория (Г.-Л. фон Маурер, Г. Вайц), ее пороки; классическая вотчинная теория (К.-Т. фон Инама-Штернегг, Р. Гильдебранд, А. Гальбан-Блюменшток), «новая вотчинная теория» (А. Допш), их сильные и слабые позиции. «Военная» теория (Г. Бруннер, Л. Уайт). Теория «двух феодализмов» (И. Виоланте, Дж. Табакко), ее возможная критика. Синтезная теория и попытка разработки типологии генезиса феодализма (А.И. Неусыхин, С.Д. Сказкин, З.В. Удальцова, Е.В. Гутнова), ее романоцентристская ограниченность. Теория «феодальной революции» (Р. Фоссье, Ж. Дюби, П. Тубер), ее дискуссионные аспекты. Различные плюралистические подходы к решению проблемы генезиса феодализма (М. Постан, Р. Бутрюш, Ж. Ле Гофф и др.). Концепция усиления центральной власти (С. Рейнольдс).

 

Мир варварства

Термин «barbares», его различные толкования. «Великое переселение народов», объяснение причин и оценка последствий в варварологии, «этническая революция». «Германский» (II – IV вв.), «гуннский» (IV – V вв.) и «славянский» (VI – VIII вв.) этапы. Рим и варвары, проблемы взаимодействия. Европейская земледельческая цивилизация и мир номадов. Вторая волна варварских вторжений. Особенности политогенеза у варваров в историографии, понятие «военная демократия» (Л. Морган, Ф. Энгельс) и его критика (А.М. Хазанов), концепции «дофеодального» (А.И. Неусыхин) и «варварского» (А.Р. Корсунский) обществ, анализ ментальных структур (А.Я. Гуревич), теории «вождества» и «раннего государства» (Э. Сервис, М. Салинз, Т. Эрл, Р. Адамс, Н.Н. Крадин, Е.А. Мельникова, С.А. Васютин). Достижения древних германцев в обработке металлов, кораблестроении, градостроительстве.

Готские державы Атанариха и Эрманариха (IV в н.э.). Арианство у готов, Ульфила.

Держава гуннов (375–453), ее неоднозначная характеристика в номадистике. Аттила и Лев I, битва на Каталаунских полях.

Бургундское королевство (407–435, 457–543). Гибихунги, их поражение от римлян. Кодификация Гундобода. Крещение Сигизмунда. Культура. «Песнь о Нибелунгах». Подчинение франкам.

Вандальское королевство (429–534). Вандалы в Испании. Переселение вандалов в Африку. Морской поход на Рим. Установления Гейзериха. Подчинение Византии.

Визиготское королевство (418–711). Визиготы в Римской империи. Битва при Адрианополе. Походы Алариха на Рим. Завоевания в Галлии и Испании. Тулузское королевство. «Кодекс Эйриха». Аларих II, битва при Пуатье, утрата галльских владений. Принятие католичества при Рекареде. Гонения на евреев. Толедское королевство. Витица. Поражения визиготов от арабов при Гвадалете и Кавадонсе.

Остроготское королевство (493–535). Остроготы в Восточно-Римской империи. Теодорих Великий, его поход в Италию; политическая и законодательная деятельность. Кассиодор и Боэций. Наследники Теодориха – Аталарих и Амаласунта. Переворот Теодата. Поражение остроготов от византийцев.

Лангобардское королевство (568–774). Войско лангобардов: король, герцоги, газинды, ариманы. Альбоин. Клеф. Законодательная деятельность Ротари. Принятие католичества при Гримоальде. Борьба Лиутпранда с Равеннским экзархатом и Римом. Поход Рачиса на Рим. Борьба Айстульфа и Дизедерия с Римом. Вмешательство франков (Пипин Короткий и Карл Великий). Конец Лангобардского королевства.

Аварский каганат(587–796). Авары. Завоевание Паннонии. Каган Баян. Создание системы хрингов. Походы на славян, Византию, франков. Поражение от франков.

Болгарское ханство(632–865). Болгары. Хан Кубрат, объединение болгар со славянами. Хан Крум, признание Болгарии Византией. Крещение болгар при хане Борисе, принятие титула царя.

Франкское королевство. Меровинги. Хлодвиг, его завоевания, церковная политика, законодательная деятельность. Хлотарь I, подчинение бургундов. Хильперик I, его преобразования. Вырождение Меровингской династии. Возвышение майордомов Австразии: Пипин Геристальский, Карл Мартелл. Бенефециарная реформа. Установление династии Каролингов. Карл Великий: реновация империи, государственные реформы, расцвет культуры. Правление Людовика Благочестивого. Верденский и Мерсенский договоры.

Англосаксонские королевства. Англы и саксы в Британии. Фирд; фирма и гафоль; глафордат и мундиум. Гептархия. «Правды» Этельберта и Инэ. Уитенагемот, его оценки в историографии. Крещение англосаксов. Вторжение данов. Денло. Альфред Великий. Объединение Англии.

Кордовский эмират (768–929). Арабское завоевание Испании, Тарик ибн Зийяд, iber. Зимми, мувалладос и ренегадос. Хумс и икта. Джизья и харадж. Абдаррахман I, провозглашение эмирата. Абдаррахман III, утверждение халифата.

Ранняя государственность венгров(896–955). Венгры (мадьяры). Каган Арпад. Формирование племенного союза Оногуз в Паннонии под господством венгров. Походы венгров в Германию, Италию и другие страны, поражение от Оттона I.

Государственные образования норманнов. Термин «норманны». Проблема норманнской экспансии в историографии. Викинги и хевдинги. Культ Вальгаллы, эйнхериев и берсеркеров. Корабли викингов. Треллеборг. Гастингс. Роллон Ходок. Эйрик Рыжий. ЛейвЭйриксон. Образование герцогства Нормандского, графств Аверзаи Апулии. Вильгельм Нормандский, битва при Гастингсе, нормандское завоевание Англии и его последствия, «Нормандская империя». Образование королевств Норвежского, Датского и Сицилийского.

Общие и особенные черты варварских «королевств». Споры об их дофеодальном, позднеантичном или раннефеодальном характере. Тенденции развития варварских государств.

 

Ранняя Византия

Геополитическое определение Византии. Проблема происхождения Византийской империи в историографии. Место Византийской цивилизации в политическом и социокультурном пространстве средневековой Европы. Дискуссии о «феодальной» эволюции византийского общества. Константин Великий, его государственные преобразования, Миланский эдикт 313 г. Особенности христианства в Византии. Юлиан Отступник. Попытка языческой реставрации. Феодосий I, его деяния. Христологические споры; несторианство, монофизитство и монофилитство. Роль ипподрома, образование партий (венеты, прасины, левки, русии). Приход к власти Юстиниана I. Империя при Юстиниане I. Восстание Ника. Завоевания в Африке и Италии. Кодификаторская деятельность. Прагматическая санкция. «Темные века». Арабское нашествие, битва при Ярмуке 636 г., осада Констанинополя. Парикия. Стратиоты. Фемный строй. Иконоборчество. Восстановление иконопочитания. Политика Македонской династии. Кризис империи. Переворот Алексея I Комнина, его преобразования.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.