Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





Социальное воспитание

 

050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (бакалавр)

 

Квалификация (степень)

Бакалавр

Очная форма обучения

Курск 2012


Рабочая программа учебной дисциплины «Социальное воспитание» подготовлена Строевой Анной Александровной, к.и.н., доцентом кафедры психологии и педагогики

 

 

Рецензенты:

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальное воспитание» утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики (Протокол № __ от «______» __________- 20___ г.).

 

 


 

1. Цели освоения дисциплины

Целью учебной дисциплины «Социальное воспитание» является получение целостного, систематизированного представления о воспитательном процессе в различных социальных институтах.

Задачи дисциплины:

‑ Ознакомиться с основными научными подходами к организации воспитательного процесса в различных социальных институтах и учреждениях.

‑ Сформировать представления о процессе обучения и воспитания как целостном, исторически сложившемся образовательном процессе, имеющем свои специфические особенности, представленные в различных вариантах организации образовательно-воспитательного процесса.



‑ Научиться определять значимость социального воспитания на разных возрастных этапах жизни ребенка по мере включения его в различные социальные институты.

‑ Овладеть навыками использования в профессиональной деятельности основных образовательно-воспитательных подходов, оптимальных для социальных институтов различного уровня.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Социальное воспитание» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин (Б1. В5) для направления подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика»).

Дисциплина «Социальное воспитание» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами История (ОК-1, 2, 3), Философия (ОК-4, 5, 9), Анатомия и возрастная физиология (ОК-4, 9, 11, ОПК-1, 12).

Дисциплина предназначена для студентов, имеющих базовые знания и умения, необходимые для освоения данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (средняя школа).



В частности, предъявляются следующие требования к «входным» знаниям:

‑ знать логику и основные закономерности развития человеческого общества;

‑ основные философские подходы на концепции о сущности человека и его способности к обучению и развитию;

‑ уметь применять методы анализа и синтеза при обработке учебного материала;

‑ уметь вычленять общее и особенное при изучении содержания дисциплины.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1 ‑ способен использовать в профессиональной деятельности основный законы развития современной социальной и культурной среды;

ОК-3 ‑ владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;

ОПК-9 ‑ способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социально-культурной ситуации развития;

ОПК-11 ‑ готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ ‑ сущность социального воспитания как о целостном процессе, обусловленным законами развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); ‑ особенности возникновения, функционирования, развития социальных институтов, отвечающих за социальное воспитание, исторически сложившеюся систему моральных и нравственных норм (ОК-3).  
УМЕТЬ ‑ вести профессиональную деятельность в различных институтах социального воспитания, учитывая особенности социокультурной и поликультурной ситуации развития (ОПК-9); ‑ составлять программы социального воспитания учащихся в разные возрастные периоды с учетом требований нормативно-правовых документов о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).  
ВЛАДЕТЬ ‑ использовать навыки профессионального мышления с учетом требований нормативно-правовых документов о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11); ‑ организовывать социальное воспитание в разных социальных институтах с учетом требований поликультурной среды, учитывая особенности социально-культурной ситуации развития (ОПК-9).  

4. Объём дисциплины и виды учебной работы



Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 108 часов

Аудиторные занятия 50 часов, в том числе интерактивных занятий 10 часов.

Самостоятельная работа 22 часа.

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
  Социальное воспитание: сущность и содержание.           +                    
  Семья как институт социального воспитания.           +                   КТ
  Социальное воспитание в дошкольных учреждениях.           +                   КТ
  Социальное воспитание в школе.           +                   КТ
  Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования.               +               КТ
  Социальное воспитание в вузе.               +                
Общая трудоемкость                                  
                      +  
                               

5. Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Тема 1. Социальное воспитание: сущность и содержание. Социальное воспитание: сущность и общая характеристика. Принципы социального воспитания. Объект и субъект социального воспитания. Социальное воспитание с позиции государства (общества). Социальное воспитание с позиции социальных институтов. Личность с точки зрения педагогики и как субъект социального воспитания. Дисоциальное воспитание.
Тема 2. Семья как институт социального воспитания. Семья как главнейший институт социального воспитания. Социокультурная среда семьи. Сущность и особенности семейного воспитания. Семейные взаимоотношения. Родительский авторитет. Проблемы семейного воспитания и пути их решения.
Тема 3. Социальное воспитание в дошкольных учреждениях. Дошкольная педагогика как специфическая отрасль педагогики. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Виды деятельности дошкольника. Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь. Классические и альтернативные модели дошкольного воспитания в ДОУ. Физическое, нравственное, умственное, эстетическое, этическое, экологическое воспитание в условиях ДОУ. Формы и методы работы с родителями и детьми. Проблема формирования «модели» выпускника дошкольного учреждения.
Тема 4. Социальное воспитание в школе. Социальная природа школьного образования. Трактовка понятия школа. Социально-педагогическая миссия школы. История становления и развития школьного образования как элемента государственной системы социального воспитания. Системный подход к построению воспитательного процесса: сущность, основные цели и задачи, приемы реализации, целесообразность применения. Личностно – ориентированный подход в воспитательной деятельности: сущность, основные цели и задачи, приемы реализации, целесообразность применения.Сущность понятий: воспитательная система школы, педагогическая поддержка, самовыражение и социальный выбор. Гармоничное развитие личности и формирование «модели» выпускника среднего и старшего звена в школе. Противоречия и проблемы современной школы и их влияние на воспитательный процесс.
Тема 5. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: особенности организации. Система дополнительного образования: особенности и общая характеристика. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Функции и формы работы УДО. Роль личности педагога в образовательном процессе УДО. Воспитание в детских объединениях и организациях.
Тема 6. Социальное воспитание в вузе. Специфика и закономерности социального воспитания студентов вузе. Принципы, положенные в основу воспитательной работы в вузе. Отбор содержания для воспитательной работы со студенческой молодежью. Методы и формы воспитания в вузе.
       

 


Планы групповых занятий и образовательные технологии

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Социальное воспитание: сущность и содержание.

Семинар № 1-2.

Цель: сформировать представление о социальном воспитании как исторически сложившемся способе взаимодействия, отражающем особенности современной социальной и культурной среды ((способен использовать в профессиональной деятельности основный законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1)).

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и сущность социального воспитания.

2. Общая характеристика понятия социальное воспитание с позиции государства.

3. Типичные подходы к определению сущности и содержания социального воспитания.

4. Общая характеристика социального воспитания с позиции социальных институтов.

5. Общая характеристика социального воспитания с позиции семьи.

6. Особенности социального воспитания с позиции интернатного учреждения.

7. Смысл и значение социального воспитания человека как субъекта.

8. Необходимость социального перевоспитания и его сущность.

9. Особенности направленного социального воспитания людей с особыми нуждами.

10. Личность с точки зрения педагогики.

11. Роль личности человека в социальном воспитании и совершенствовании.

12. Самовоспитание и его роль в социальном воспитании.

13. Дисоциальное воспитание.

14. Принципы социального воспитания.

 

Образовательные технологии

Смешанная форма семинара, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов, а также дискуссиями.

Организация дискуссии по вопросам семинара.

Методы группового решения творческих задач.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. По конспекту лекций и рекомендованной литературе изучить поставленные вопросы, подготовить доклады, определить собственную позицию по каждому из них, продумать вопросы, которые нужно задать докладчику для уточнения темы и подготовиться к устному опросу.

2. Выскажите свое суждение по следующим вопросам:

1)Л.Н. Толстой писал: «Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека». Как вы поняли эти слова великого русского писателя?

2) «Все — люди и все — разные». Как вы считаете, можно ли говорить об эффективности одинакового для всех социального воспитания? Подтвердите свою точку зрения научными фактами, примерами из публицистики, художественной литературы.

3) Воспитывать человека — это главным образом непосредственно воздействовать на него или прежде всего создавать благоприятные условия для его саморазвития? Может этот процесс направлять сам человек? Если да, то каким образом? Каковы, с вашей точки зрения, возможности и роль рефлексии в этом процессе, определении его задач, содержания, технологии? Что была бы жизнь человека без рефлексии? Какая беда больше — бесконечное "копание" в себе или полное отсутствие сомнений, самоанализа? Склонны ли вы к рефлексии?

4) Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Реальна ли эта мечта? Откуда здесь интонация императива (почему и кому должно?)? Какой была бы жизнь, если бы все люди стали прекрасными? Следует ли представлять ее детям как идеал? Да или нет — почему? Кстати, а почему Чехов начал с внешности?

3. Разбейтесь на творческие группы и подготовьте доклад и презентацию по теме «Роль современных СМИ в социальном воспитании молодежи». Для примера можно взять одно СМИ (периодическая печать, книга, TV, радио, интернет и т.п.) и категорию людей определенного возраста (дошкольники, младшие школьники, подростки, юноши, зрелые люди и т.п.). Либо можно проследить роль конкретного СМИ и ее изменение на протяжении всей жизни человека. В конце приведите список полезных интернет-ресурсов по выбранной вами теме.

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов

‑ собеседование;

‑ подготовка и защита реферата;

‑ комплексные ситуационные задания;

‑ аудиовизуальные технологии (презентация).

 

Темы рефератов:

1. Общественная организация и социальное воспитание.

2. Особенности социального воспитания в разные исторические эпохи и взаимосвязь идеологии и воспитательной практики государства (на примере определенной страны и конкретного исторического периода. Например, Античность, Средние века, Новое время, Советская Россия).

3. Теории развития личности и роль в них социальных факторов в трудах отечественных и зарубежных психологов (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

4. Механизмы и движущие силы социального развития личности.

5. Роль личности человека в социальном самосовершенствовании на разных этапах жизненного цикла.

6. Контркультурные организации и их роль в дисоциальном воспитании.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.