Образовательные технологии
Социальное воспитание
050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (бакалавр)
Квалификация (степень)
Бакалавр
Очная форма обучения
Курск 2012
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальное воспитание» подготовлена Строевой Анной Александровной, к.и.н., доцентом кафедры психологии и педагогики
Рецензенты:
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальное воспитание» утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики (Протокол № __ от «______» __________- 20___ г.).
1. Цели освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины «Социальное воспитание» является получение целостного, систематизированного представления о воспитательном процессе в различных социальных институтах.
Задачи дисциплины:
‑ Ознакомиться с основными научными подходами к организации воспитательного процесса в различных социальных институтах и учреждениях.
‑ Сформировать представления о процессе обучения и воспитания как целостном, исторически сложившемся образовательном процессе, имеющем свои специфические особенности, представленные в различных вариантах организации образовательно-воспитательного процесса.
‑ Научиться определять значимость социального воспитания на разных возрастных этапах жизни ребенка по мере включения его в различные социальные институты.
‑ Овладеть навыками использования в профессиональной деятельности основных образовательно-воспитательных подходов, оптимальных для социальных институтов различного уровня.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Социальное воспитание» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин (Б1. В5) для направления подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика»).
Дисциплина «Социальное воспитание» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами История (ОК-1, 2, 3), Философия (ОК-4, 5, 9), Анатомия и возрастная физиология (ОК-4, 9, 11, ОПК-1, 12).
Дисциплина предназначена для студентов, имеющих базовые знания и умения, необходимые для освоения данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (средняя школа).
В частности, предъявляются следующие требования к «входным» знаниям:
‑ знать логику и основные закономерности развития человеческого общества;
‑ основные философские подходы на концепции о сущности человека и его способности к обучению и развитию;
‑ уметь применять методы анализа и синтеза при обработке учебного материала;
‑ уметь вычленять общее и особенное при изучении содержания дисциплины.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1 ‑ способен использовать в профессиональной деятельности основный законы развития современной социальной и культурной среды;
ОК-3 ‑ владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;
ОПК-9 ‑ способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социально-культурной ситуации развития;
ОПК-11 ‑ готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ
| ‑ сущность социального воспитания как о целостном процессе, обусловленным законами развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
‑ особенности возникновения, функционирования, развития социальных институтов, отвечающих за социальное воспитание, исторически сложившеюся систему моральных и нравственных норм (ОК-3).
| УМЕТЬ
| ‑ вести профессиональную деятельность в различных институтах социального воспитания, учитывая особенности социокультурной и поликультурной ситуации развития (ОПК-9);
‑ составлять программы социального воспитания учащихся в разные возрастные периоды с учетом требований нормативно-правовых документов о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).
| ВЛАДЕТЬ
| ‑ использовать навыки профессионального мышления с учетом требований нормативно-правовых документов о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
‑ организовывать социальное воспитание в разных социальных институтах с учетом требований поликультурной среды, учитывая особенности социально-культурной ситуации развития (ОПК-9).
| 4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 108 часов
Аудиторные занятия 50 часов, в том числе интерактивных занятий 10 часов.
Самостоятельная работа 22 часа.
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
| Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
| Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Курсов. раб/ проект
| Расчетно-графическая работа
| Зачет*
| Экзамен
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социальное воспитание: сущность и содержание.
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
| Семья как институт социального воспитания.
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
КТ
|
| Социальное воспитание в дошкольных учреждениях.
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
КТ
|
| Социальное воспитание в школе.
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
КТ
|
| Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
КТ
|
| Социальное воспитание в вузе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Содержание дисциплины
№
п/п
| Наименование разделов и тем дисциплины
| Содержание темы
| Тема 1.
| Социальное воспитание: сущность и содержание.
| Социальное воспитание: сущность и общая характеристика. Принципы социального воспитания. Объект и субъект социального воспитания. Социальное воспитание с позиции государства (общества). Социальное воспитание с позиции социальных институтов. Личность с точки зрения педагогики и как субъект социального воспитания. Дисоциальное воспитание.
| Тема 2.
| Семья как институт социального воспитания.
| Семья как главнейший институт социального воспитания. Социокультурная среда семьи. Сущность и особенности семейного воспитания. Семейные взаимоотношения. Родительский авторитет. Проблемы семейного воспитания и пути их решения.
| Тема 3.
| Социальное воспитание в дошкольных учреждениях.
| Дошкольная педагогика как специфическая отрасль педагогики. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Виды деятельности дошкольника. Структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь. Классические и альтернативные модели дошкольного воспитания в ДОУ.
Физическое, нравственное, умственное, эстетическое, этическое, экологическое воспитание в условиях ДОУ. Формы и методы работы с родителями и детьми. Проблема формирования «модели» выпускника дошкольного учреждения.
| Тема 4.
| Социальное воспитание в школе.
| Социальная природа школьного образования. Трактовка понятия школа. Социально-педагогическая миссия школы. История становления и развития школьного образования как элемента государственной системы социального воспитания.
Системный подход к построению воспитательного процесса: сущность, основные цели и задачи, приемы реализации, целесообразность применения. Личностно – ориентированный подход в воспитательной деятельности: сущность, основные цели и задачи, приемы реализации, целесообразность применения.Сущность понятий: воспитательная система школы, педагогическая поддержка, самовыражение и социальный выбор.
Гармоничное развитие личности и формирование «модели» выпускника среднего и старшего звена в школе. Противоречия и проблемы современной школы и их влияние на воспитательный процесс.
| Тема 5.
| Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования.
| Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: особенности организации. Система дополнительного образования: особенности и общая характеристика. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Функции и формы работы УДО. Роль личности педагога в образовательном процессе УДО. Воспитание в детских объединениях и организациях.
| Тема 6.
| Социальное воспитание в вузе.
| Специфика и закономерности социального воспитания студентов вузе. Принципы, положенные в основу воспитательной работы в вузе. Отбор содержания для воспитательной работы со студенческой молодежью. Методы и формы воспитания в вузе.
| | | | |
Планы групповых занятий и образовательные технологии
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Социальное воспитание: сущность и содержание.
Семинар № 1-2.
Цель: сформировать представление о социальном воспитании как исторически сложившемся способе взаимодействия, отражающем особенности современной социальной и культурной среды ((способен использовать в профессиональной деятельности основный законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1)).
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и сущность социального воспитания.
2. Общая характеристика понятия социальное воспитание с позиции государства.
3. Типичные подходы к определению сущности и содержания социального воспитания.
4. Общая характеристика социального воспитания с позиции социальных институтов.
5. Общая характеристика социального воспитания с позиции семьи.
6. Особенности социального воспитания с позиции интернатного учреждения.
7. Смысл и значение социального воспитания человека как субъекта.
8. Необходимость социального перевоспитания и его сущность.
9. Особенности направленного социального воспитания людей с особыми нуждами.
10. Личность с точки зрения педагогики.
11. Роль личности человека в социальном воспитании и совершенствовании.
12. Самовоспитание и его роль в социальном воспитании.
13. Дисоциальное воспитание.
14. Принципы социального воспитания.
Образовательные технологии
Смешанная форма семинара, на котором сочетается обсуждение докладов со свободным выступлением студентов, а также дискуссиями.
Организация дискуссии по вопросам семинара.
Методы группового решения творческих задач.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
1. По конспекту лекций и рекомендованной литературе изучить поставленные вопросы, подготовить доклады, определить собственную позицию по каждому из них, продумать вопросы, которые нужно задать докладчику для уточнения темы и подготовиться к устному опросу.
2. Выскажите свое суждение по следующим вопросам:
1)Л.Н. Толстой писал: «Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека». Как вы поняли эти слова великого русского писателя?
2) «Все — люди и все — разные». Как вы считаете, можно ли говорить об эффективности одинакового для всех социального воспитания? Подтвердите свою точку зрения научными фактами, примерами из публицистики, художественной литературы.
3) Воспитывать человека — это главным образом непосредственно воздействовать на него или прежде всего создавать благоприятные условия для его саморазвития? Может этот процесс направлять сам человек? Если да, то каким образом? Каковы, с вашей точки зрения, возможности и роль рефлексии в этом процессе, определении его задач, содержания, технологии? Что была бы жизнь человека без рефлексии? Какая беда больше — бесконечное "копание" в себе или полное отсутствие сомнений, самоанализа? Склонны ли вы к рефлексии?
4) Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Реальна ли эта мечта? Откуда здесь интонация императива (почему и кому должно?)? Какой была бы жизнь, если бы все люди стали прекрасными? Следует ли представлять ее детям как идеал? Да или нет — почему? Кстати, а почему Чехов начал с внешности?
3. Разбейтесь на творческие группы и подготовьте доклад и презентацию по теме «Роль современных СМИ в социальном воспитании молодежи». Для примера можно взять одно СМИ (периодическая печать, книга, TV, радио, интернет и т.п.) и категорию людей определенного возраста (дошкольники, младшие школьники, подростки, юноши, зрелые люди и т.п.). Либо можно проследить роль конкретного СМИ и ее изменение на протяжении всей жизни человека. В конце приведите список полезных интернет-ресурсов по выбранной вами теме.
Формы контроля самостоятельной работы студентов
‑ собеседование;
‑ подготовка и защита реферата;
‑ комплексные ситуационные задания;
‑ аудиовизуальные технологии (презентация).
Темы рефератов:
1. Общественная организация и социальное воспитание.
2. Особенности социального воспитания в разные исторические эпохи и взаимосвязь идеологии и воспитательной практики государства (на примере определенной страны и конкретного исторического периода. Например, Античность, Средние века, Новое время, Советская Россия).
3. Теории развития личности и роль в них социальных факторов в трудах отечественных и зарубежных психологов (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
4. Механизмы и движущие силы социального развития личности.
5. Роль личности человека в социальном самосовершенствовании на разных этапах жизненного цикла.
6. Контркультурные организации и их роль в дисоциальном воспитании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|