Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальное партнерство в сфере труда





Социальное партнерство –это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, местного самоуправления, направленная насогласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Основные принципы социального партнерства:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторонв участии в договорных отношениях;

- содействие государствав укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителямитрудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;



- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Социальное партнерство осуществляется на:

- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда двух и более субъектах РФ;

- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- локальном уровне,на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда (ст. 26 ТК РФ).

Социальное партнерство может осуществляться в формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;



- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- участия работников, их представителей вуправлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей вразрешении трудовых споров.

Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являютсяпрофсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в определенных случаях, предусмотренных ТК РФ. Представлять интересы работников в сфере социального партнерства могут любые профессиональные союзы, созданные и зарегистрированные в соответствии с требованиями ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 № 10 – ФЗ (в ред. От 09.05.2005).

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем, представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.Первичная профсоюзная организация –это добровольное объединение членов профсоюзов, работающих, как правило, в организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профессионального союза.



Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении КТС по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Согласно ст. 30 ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. На основании ФЗ от 12.01.96 № 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные организации и их органы вправе представлять и защищать права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство.

На общем собрании (конференции) работников тайным голосованием может быть избран из числа работников представитель (представительный орган) в случаях, когда:

- работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;

- ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст.31 ТК РФ).

Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников,определены ст. 32 ТК РФ. Такие обязанности предусматриваются не только трудовым законодательством, но и могут включаться в коллективные договоры, соглашения.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров (КТС) работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – ИП (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Работодатель вправе создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.Объединение работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительстваинтересов и защиты своих прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, ОГВ и ОСМУ. Соответствующие объединения работодателей могут представлять интересы работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении КТС по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 33 ТК РФ).

Представителями работодателей – ФГУ, ГУ субъектов РФ, МУ и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении КТС по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности такжеявляются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, ОСМУ.

Для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также дляорганизации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами этой Российской трехсторонней комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. В нашей стране создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой регламентируется нормами ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.99 № 92-ФЗ и Порядком обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.11.99 № 1229 (в ред. От 22.06.2004).

Главные цели РТК – регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основные задачи Комиссии:

- ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

- содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

-проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

- согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

- рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

- распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

- изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Права Комиссии:

- проводить с федеральными органами государственной власти консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

- разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложенияо принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений;

- осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;

- запрашиватьу органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзовинформацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

- осуществлять контроль за выполнением своих решений;

- приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

- создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

- другие права, предусмотренные законодательством.

Деятельность Комиссии обеспечивает аппарат Правительства РФ. Образуетсясекретариат Комиссии, входящий в состав Секретариата заместителя Правительства РФ, ведающего вопросами социальной политики и реформирования социальной сферы. Президент РФ назначаеткоординатора Комиссии. Координатор не является членом Комиссии, председательствует на ее заседаниях, утверждает состав рабочих групп , подписывает регламент Комиссии, планы ее работы и решения.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 35 ТК РФ).

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.