Сделай Сам Свою Работу на 5

Сметно-бюджетное финансирование





 

Сметно-бюджетное финансирование - безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. В РФ на сметно-бюджетном финансировании находятся:

учреждения социальной сферы;

образовательные учреждения;

учреждения охраны здоровья и физической культуры;

учреждения культуры.

Сметно-бюджетное финансирование - обеспечение государст­венными денежными средствами учреждений и организаций, действующих в непроизводственной сфере на основе индивидуального финансово-планового акта, устанавливающего целевое направ­ление, объем и поквартальное распределение средств (сметы). Так финансируется почти вся непроизводственная сфера обще­ства, которая именуется бюджетной сферой, а учреждения и орга­низации, действующие в этой сфере, являются бюджетными учреждениями.

Смета - финансовый план организаций и учреждений, полу­чающих денежные средства из соответствующего бюджета для производства расходов, обеспечивающих их функционирова­ние. Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.
Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквар­тальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.



Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Утвержда­ются сметы и на централизованно проводимые мероприятия.

Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только од­ного учреждения и позволяет учитывать все особенности его
назначения, характера и масштаба деятельности1.

Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствую­щими министерствами, ведомствами или департаментами, от­делами органов местного самоуправления в сводные, которые включаются в соответствующий бюджет.
Смета состоит из статей. Статьи сметы имеют предметно-­целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и ка­питальные вложения (в том числе капитальный ремонт).

Статьи расходов имеют строго обязательный характери произ­вольному изменению не подлежат. Это правило вытекает из тре­бований сметно-бюджетной дисциплины и из природы самого бюджета, имеющего силу закона. Статьи расходов составляют­ся на основе норм расходов.
Под нормами расходов понимаются единые типовые измерите­ли сметных расходов по однородным учреждениям.



Нормы расходов подразделяются по ряду оснований на:

обязательные (штаты и ставки заработной платы; расходы на ко­мандировки, питание, медикаменты) и необязательные (расходы на содержание зданий, сооружений; затраты на освещение, отопление). Обязательные нормы при их применении не под­лежат изменению; необязательные, наоборот, изменяются и при­меняются (в пределах общей нормы) в соответствии с конкрет­ными условиями субъекта финансирования;

материальные и денежные: материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу изме­рения расходов. Денежные нормы являются стоимостным вы­ражением материальных (натуральных) норм расходов.

В бюджетную сферу входят социально-культурные мероприятия и учреждения, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, национальная оборона, правоохранительная деятельность и органы безопасности, судебная система и органы прокуратуры Российской Федерации, содержание представительных и исполнительных органов власти государства.

Согласно ст.70 БК РФ в перечень расходов бюджетных учреждений входят:

— оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами;

— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

— трансферты населению — бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, установленных Российским законодательством (ст. 75 БК РФ);



— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— оплата товаров, работ и услуг по заключенным контрактам.

Существование и функционирование бюджетных учреждений и организаций — необходимое условие дальнейшего развития общества, особенно в условиях предпринимательства и рыночных отношений, когда научно-технический прогресс охватывает все формы и ступени материального производства и создает предпосылки для всестороннего развития личности.

 

В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджетного учреждения установлена смета расходов по бюджетам всех уровней, по собственным доходам составляется другая смета. Смета расходов составляется на основе экономической классификации Российской Федерации расходов бюджетов, которая содержит предметно-целевые статьи и виды расходов. Рассмотрим содержание данной классификации. Она подразделяется на две группы расходов: текущие расходы и капитальные, каждая из которых содержит 50 наименований со своими кодами. Текущие расходы включают 21 предметно-целевую статью с конкретными видами расходов или без таковых. Так, ст. 110 100 «Оплата труда государственных служащих» подразделяется на следующие виды расходов: основной оклад гражданских служащих (110101), надбавки к заработной плате гражданских служащих (110102), дополнительная оплата гражданских служащих (110103), а ст. 110600 «Оплата услуг по связи» отдельных видов расходов не содержит.
В группе «Капитальные расходы» (ст. 200000) наиболее сложными являются предметно-целевые статьи «Капитальное строительство» — 240200 и «Капитальный ремонт» — 240300, содержащие по пять видов расходов.

В каждом бюджетном учреждении составляется смета расходов, соответствующая своему уровню бюджета. В каждом уровне бюджета сметы расходов учреждений имеют одинаковое количестве предметно-целевых статей. Например, смета расходов федерального бюджета на 1999 г. для каждого учреждения содержит все предметно-целевые статьи по текущим расходам и только отдельные статьи в пределах десяти по капитальным расходам.

Сметы различаются по кругу охватываемых ими учреждений и по типу.
По кругу учреждений сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами и ведомствами или департаментами, отделами органов местного самоуправления в сводные. Последние, в свою очередь, представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет. Структурными подразделениями сметы являются целевые статьи расходов, каждая из которых имеет предметное назначение, т.е. виды расходов. Сметы составляются на основе норм расходов, под которыми понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным организациям.

Нормы расходов подразделяются по ряду оснований.

Во-первых, они делятся на обязательные и необязательные. Первые в процессе их применения не подлежат изменениям. Круг таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и др. Но в условиях нехватки бюджетных средств, задержки выплаты заработной платы органы, курирующие бюджетные учреждения, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы. Необязательные (или факультативные) нормы, наоборот, составляются с учетом конкретных особенностей организаций и подлежат обязательной корректировке. Таких норм большинство: все хозяйственные расходы, затраты на отопление, освещение, содержание зданий, (сооружений) и т.д. Каждая организация наделяется правом применять такие нормы расходов (в пределах общей нормы), которые соответствуют ее реальным потребностям (естественно-географическим и др.).

Во-вторых, нормы расходов делятся на материальные и денежные.
Материальные нормы являются главными. Они показывают, какое количество материальных средств приходится на единицу измерения расходов, например, количество продуктов питания на одного больного в день, количество электроэнергии для освещения класса и т.д. Первичные материальные нормы устанавливаются исходя из ежедневных затрат, а затем суммируются на месяц срок, квартал и год. Денежные нормы отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством или соответствующим органом управления.

В-третьих, нормы делятся на индивидуальные и комбинированные. К индивидуальным относятся нормы, содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений. Комбинированная норма выступает как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю (все расходы на содержание одного больного в больнице койко-день). Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими.
На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение. Смета действует в течение финансового года, с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете РФ. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки. В нынешних сложных условиях рынка при острой нехватке бюджетных средств исполнение сметы вызывает большие трудности. Руководители бюджетных учреждений, т.е. распорядители бюджетных средств, вынуждены сокращать или не производить совсем некоторые расходы по смете, особенно текущие.
Сметы утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. руководителями вышестоящих органов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.