Сделай Сам Свою Работу на 5

Материальное и процессуальное право





В правовой науке все юридические нормы подразделяются на: 1. материальные - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.;

2. процессуальные - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.



Примеры правовых институтов: 1) в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости; 2) в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
3) в государственном праве – институт гражданства;
4) в административном – институт должностного лица;
5) в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права: 1) на гражданские; 2) уголовные; 3) административные; 4) финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).



Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений.Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом.

Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права и наполняет ее необходимым для регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.



Система права. Отрасли и институты права. Правовые общности.

Система права – это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, которая состоит из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам.

Признаки (черты) системы права:

Обусловленность реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, существует объективно;

Органическая целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых состоит система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованы и целенаправленны.

Структурное разнообразие. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности.

Структурные элементы системы права:
-нормы права;
-институты права;
-подотрасли права;
-отрасли права;

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность юридических норм, которая регулирует качественно однородную сферу (род) общественных отношений специфическим методом правового регулирования.

Адми. право — система правовых норм, регул. управленческие отношения в сфере осуществления исполнительной власти, распорядительной деятельности госуд. аппарата, его взаимоотношений с другими госуд. и негосуд. организациями и гражданами.

Гражданское право — система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, которые складываются между физическими и юрид. лицами как равноправными.

Угол. право — система правовых норм, которые охраняют от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, все виды собственности и т.п., устанавливая меру уголовной ответственности за их совершение.

Особую отрасль права составляет международное право.

Междунар. право — система правовых норм, которые регулируют публичные взаимоотношения между государствами (международное публичное право) или частно-правовые отношения между гражданами разных стран и их объединениями (международное частное право).

Материальные отрасли права (материальное право) — прямо регулируют общественные отношения. К ним относятся конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное и др. право.

Процессуальные отрасли права (процессуальное право) — определяют процедуру реализации матер. права и производны от него.

Материальным отраслям права — административному, гражданскому, уголовному соответствуют процессуальные — админ.-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовное право.

Адм-процес. право — система норм права, регулирующая порядок осуществления и разбирательства административно-правовых дел, т.е. таких, которые складываются в сфере гос. управления.

Гражданско-процессуальное право — система норм права, регулирующая порядок рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения судебных решений.

Угол.-процес. право — система норм права, регул-ая порядок деят-ти правоохр. органов и судов в связи с раскрытием преступлений, расслед. угол. дел, их рассмотрением в суде и вынесением приговора.

Подинституты права - это часть института права, т.е. устойчивая общность норм, имеющая дробную структурную определенность. Например, институт трудового договора состоит из подинститутов: испытание при приеме на работу, расторжение трудового договора и других. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права. Отдельными взаимосвязанными элементами отрасли являются институты права.
К отраслям и подотраслям права, «выросшим» из институтов можно отнести: авторское право; жилищное право; наследственное право; избирательное право; космическое право; горное право; водное право.

Институт права — система относительно обособленных от других и связанных между собой правовых норм, регулирующих определенную группу (вид) однородных общественных отношений,

Институты права — необходимое звено в целостной системе права. Как правило, каждая отрасль права имеет институты права как свое самостоятельное структурное подразделение. Институты права по сфере распространения (или по составу): — отраслевые (институт наследования); — межотраслевые (институт ответственности за экологические правонарушения, институт частной собственности). Институты права по функциональной роли: — регулятивные (институт мены); — охранительные (институт уголовной ответственности). Институты права по субординации в правовом регулировании: — материальные (институт подряда); — процессуальные (институт возбуждения уголовного дела).

2 вопрос.

Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом воздействии. Круг этих отношений весьма широк и разнообразен. Юридически значимые отношения связаны с реализацией интересов трудового, управленческого, имущественного, семейного и т.д. характера.

Юридически значимым отношениям присущи следующие черты:
- это жизненно важные для отдельных индивидов и социальных групп отношения;
- возникновение этих отношений связано с волевой, целенаправленной деятельностью членов сообщества;
- юридически значимые отношения - это устойчивые, повторяющиеся отношения;
- поведение участников отношений в правовой сфере предполагает внешний контроль со стороны компетентных правоохранительных органов (МВД, налоговая полиция, таможенная служба и т.д.).

Общественные отношения в правовой сфере выступают в качестве главного (материального) критерия объединения норм права в отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные характеристики норм, институтов, подотраслей, а в конечном итоге, и отрасли права в целом.

Метод правового регулирования (правовой инструментарий) – совокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

Если рассмотрение предмета правового регулирования позволяет ответить на вопрос, что регулирует право, то изучение метода необходимо для понимания тогокак (каким образом) осуществляется процесс правового регулирования в сфере составляющих предмет общественных отношений. По своей природе метод субъективен, так как составляющие его юридические средства создаются по воле государства и соответственно их применение связано в первую очередь с обеспечением государственных интересов. По отношению к предмету правового регулирования метод выступает в качестве дополнительного (вторичного) фактора процессуального характера. При регулировании общественных отношений используются различные методы: дозволительный и запретительный, альтернативный и рекомендательный, поощрительный и предупредительный и т.д. Их применение зависит от содержательных особенностей отношений, судебного (административного) усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры участвующих в процессе правового регулирования субъектов и т.д. Вместе с тем, в наиболее общем виде все методы правового регулирования могут быть отнесены либо к императивным, либо к диспозитивным.

Императивный метод предполагает властное предписание абсолютно определенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

Диспозитивный метод основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах установленных действующим законодательством.

Вопрос.

Публичное и частное право.Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке и практике давно - его проводили еще римские юристы. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное - к пользе отдельных лиц. Публичное право - это область государственных дел, а частное право - область частных дел. Однако до сих пор наука не выработала четких критериев, позволяющих провести границу между публичным и частным правом. Предлагается исходить из анализа совокупности признаков: интересы, подлежащие защите; правовое положение субъектов правовых отношений; предмет правового регулирования; методы правового регулирования; характер санкций.

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство, характеризуется императивностью норм, иерархичностью субъектов публичных отношений, карательным характером санкций (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное). Частное право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников. Для субъектов характерно равенство правового положения, диспозитивное содержание норм права, правовосстановительный характер ответственности (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Следует при этом иметь в виду, что частное право не может существовать без публичного, поскольку последнее призвано охранять и защищать первое. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно. В некоторых странах такое подразделение вообще отсутствует. В английском праве, не знавшем рецепции римского права, исторически сложилось деление права на общее право и право справедливости.

Материальное и процессуальное право.Материальное право – это совокупность норм, регулирующих содержательную сторону общественных отношений. Материальные нормы устанавливают права и обязанности в рамках управленческих, имущественных, трудовых, семейных и т.д. отношений. Процессуальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления и защиты норм материального права. В науке сложилось две концепции о соотношении материального и процессуального права. Первая исходит из исключительно обслуживающего характера процессуальных норм, которые имеют вторичный характер. Вторая признает за нормами процессуального права самостоятельное значение. Очевидно, что исторически возникновение и развитие процессуальных норм зависело от материальных. И в настоящее время можно говорить о наличии непосредственной зависимости содержания норм процессуального право от норм соответствующей материальной отрасли. Вместе с тем, между материальным и процессуальным правом имеются двусторонние, тесные правовые связи и взаимное влияние. Обладая самостоятельностью ни материальное, ни процессуальное право, тем не менее, не может существовать друг без друга.

Национальное и международное право.Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

В науке отсутствует единый подход к проблеме соотношения международного и национального права. Так, например, представители монистических концепций признают либо примат международного права, либо – внутригосударственного, считая международное право его продолжением. Дуалистические концепции, признавая самостоятельность обеих правовых систем (по источникам, субъектам, предметам правового регулирования), исходят также либо из примата внутригосударственного, либо международного права.

В настоящее время Россия законодательно закрепила примат норм международного права. В Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Однако такой примат норм международного права не является абсолютным. Государство, в конечном итоге, само решает, какие нормы международного права оно признает и поддерживает, то есть какие договоры оно подписывает и ратифицирует.

4 вопрос. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.