|
Расчет производительности бульдозера
Производительность бульдозеров в значительной степени зависит от способа работы. Если бульдозер работает под уклон, то значительно повышается сила тяги, уменьшается сопротивление перемещению грунта, увеличивается объем грунта, перемещаемого отвалом. При работе на подъем происходят обратные явления. При 10%-ном подъеме производительность, например, уменьшается на 40—50%.
По мере срезания слоя грунта и увеличения призмы волочения возрастает сопротивление перемещению бульдозера. Чтобы полностью использовать силу тяги бульдозера, не рекомендуется врезаться на постоянную глубину (рис. 8,а), целесообразнее в начале работы заглублять отвал на большую глубину, чем в конце цикла срезания (рис.8 ,б, в), т. е. толщина стружки должна быть переменной.
Рисунок 8. Схема заглубления отвала при снятии стружки
При работе под уклон можно срезать стружку постоянного сечения на всем пути набора грунта, так как в результате работы под уклон появляется запас тяги, поскольку сопротивление перемещению грунта впереди отвала (так же, как и перемещение самого тягача) значительно меньше, чем при работе по горизонтали или на подъем.
Обычно путь, за который бульдозер набирает грунт впереди отвала, составляет 5—7 м. Заглубление отвала и срезание грунта происходит на первой или второй передачах.
Эффективная работа в значительной степени зависит от режима перемещения. Обычно перемещают грунт на первой — третьей передачах.
Чтобы уменьшить осыпание грунта по бокам отвала, лучше всего вести перемещение по траншее глубиной до 0,6 м, получаемой при нескольких проходах бульдозера (высота валиков при этом достигает 0,20—0,25 м по одному и тому же месту так, чтобы грунт, осыпающийся по бокам отвала в виде валиков, после нескольких проходов образовывал как бы коридор.
Производительность возрастает, если одновременно работают два спаренных бульдозера, устанавливаемые один от другого на расстоянии 0,25—0,30 м для грунтовI и II групп и до 0,50 м для грунтов III группы.
При такой работе почти в 2 раза уменьшаются потери грунта и фактически увеличивается ширина захвата, поскольку к суммарной длине двух отвалов прибавляется ширина расстояния между ними. В результате, производительность увеличивается на 10—15%.
Для повышения производительности применяется также способ перемещения грунта в два или три этапа, когда разрабатываемый грунт перемещается сначала на половину пути или на одну треть, накапливается на этом промежуточном этапе до объема 100—200 м3, а затем перемещается дальше. При таком способе грунт меньше теряется; производительность при этом возрастает на 5—10%.
Значительное время цикла .работы занимает холостой ход. Поэтому при сравнительно малых расстояниях транспортирования (30—50 м) холостой ход целесообразно производить на максимальной скорости хода назад, выигрывая при этом время, которое шло бы на разворот трактора. При больших расстояниях холостой ход производят при ходе вперед.
В зависимости от вида работ производительность определяют так.
При резании и перемещении грунта
м3/ч
где — коэффициент использования бульдозера по времени (обычно = 0,85— 0,9);
— коэффициент, учитывающий, работает бульдозер под уклон или на подъем; при уклонеот 0 до 15% меняется от 1 до 2,25; при подъемеот 0 до 15% меняется от 1 до 0 5;
— продолжительность цикла в сек
где , и — скорости трактора при резании, перемещении грунта и обратном ходе, м/сек;
, и — длина пути резания, перемещения грунта и обратного хода бульдозера в м;
— время на переключение передачи (около 5 сек);
— время на опускание отвала (1,5—2,5 сек};
— время на поворот трактора (около 10 сек);
- фактический объем призьмы волочения;
- коэффициент зависящий от отношения
При планировочных работах
где — длина планируемого участка;
— часть ширины пройденной полосы, перекрываемой при последующем смежном проходе (обычно = 0,3-0,5 м);
п—число проходов по одному месту ( п = 1—2 прохода);
— рабочая скорость.
При планировании площадей длиной 30—40 м целесообразно работать без разворота трактора, что значительно экономит время поворота .
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Ориентировочная толщина лобового листа
Номинальное тяговое усилие , тонны
| до 3
| до 5
| до 15
| до 25
| более 25
| Толщина лобового листа , мм
|
|
| 10-12
| 12-14
|
|
Приложение 2 Формулы подобия скреперов, бульдозеров, автогрейдеров
Рассчитываемый параметр
| Определяющий параметр
| N
| T
| G
| q
| B
| Мощность двигателя N
| -
| k1×T 7/6
| k2× G 7/6
| k3× q7/6
| k4×B7/2
| Тяговое усилие Т
| k5×N 7/6
| -
| k6× G
| k7× q
| k8×B3
| Вес машины G
| k9× N 7/6
| k10×T
| -
| k11× q
| k12×B3
| Вместимость ковша (призьмы) q
|
k13× N 7/6
|
k14×T
|
k15× G
|
-
|
k16×B3
| Ширина ковша (отвала) В
|
k17× N 2/ 7
|
k18×T 1/3
|
k19× G 1/3
|
k20× q1/3
|
-
| Скорость движения машины:
в транспортном режиме
в рабочем режиме при скорости до 1,5 м/с (копание)
|
k21× N 1/ 7
k26=const
|
k22×T 1/6
k26=const
|
k23× G 1/6
k26=const
|
k24× q1/6
k26=const
|
k25×B1/2
k26=const
| Значения коэффициентов: k1 = No / To7/6; k2 = No / Go7/6; k3 = No / qo7/6; k4 = No / Bo7/ 2;
k5 = To / No6/7; k6 = No / Go ; k7 = To / qo ; k8 = To / Bo3; k9 = Go / No6/7; k10 = Go / To ;
k11 = Go / qo ; k12 = Go / Bo3; k13 = qo / No6/7; k14 = qo / To ; k15 = qo / Go ; k16 = qo / Bo3 ;
k17 = Bo / No2/7; k18 = Bo / To1/3; k19 = Bo /Go1/3; k20 = Bo /qo1/3; k21 = No6/7/ To ; k22 = No / To7/6;
k23 = No /( To× Go 1/6); k24 = No / (To× qo 1/6); k25 = No /( To×Bo1/2); k26 = No / To .
|
Приложение 3 Величина коэффициента зависящего отношения
Несвязные грунты
| Связные грунты
|
|
|
|
| 0,15
0,30
0,35
0,40
0,45
| 1,10
1,15
1,20
1.30
1,50
| 0.15
0,30
0,35
0,40
0,45
| 0,70
0,80
0,85
0,90
0,95
| Приложение 4 Габаритные и присоединительные размеры (мм) гидроцилиндров на = 10 и 16 МПа
D, мм
| d(мм)при
| D1
| d1
| d2
| d3*
| B*
| B1*
| b
| rmax
| lmin
| 1,25
| 1,6
| = 10 Мпа
|
|
Применять гидроцилиндры = 16 МПа
|
|
|
|
|
|
| М27 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| МЗЗ 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| МЗЗ 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М42 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
| = 16 МПА
|
|
|
|
| М16 1,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М22 1,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М22 1,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М27 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| МЗЗ 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 50*
|
|
| МЗЗ 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М42 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М42 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.15
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М48 2
|
|
|
|
|
|
|
| * Только для рис. б.
|
Рисунок П.1. Общий вид бульдозера ДЗ-110В на базе трактора Т-130:
1 — отвал с толкающими брусьями; 2 — гидрораскос; 3 — трактор
Приложение 5 Основные параметры базовых машин
Тип базовой машины
| Вес базовой машины, кг
| Номинальная
мощность, кВт
| Скорость движения, км/ч
| Ширина звена гусеницы, мм
|
| Габаритные размеры, мм
| Длина
| ширина
| высота
| ДТ - 75
|
| 58,8
| Вперед: 5,45; 6,08; 6,77; 7,52
Назад: 4,67
|
|
|
|
|
| Т - 4А
|
|
| Вперед: 5,45; 6,08; 6,77; 7,52
Назад: 4,67
|
|
|
|
|
| Т - 100
|
|
| Вперед: 2,36; 3,78; 4,51; 6,45
Назад: 2,79; 4,46
|
|
|
|
|
| Т - 130
|
| 117,7
| Вперед: 3,63; 5,12; 7,45; 0,20
Назад: 3,05; 4,255; 6,15; 8,5
|
|
|
|
|
| Т – 150
|
|
| Вперед: 7,65; 8,62; 9,72; 10,63
Назад: 4,37; 4,93; 5,55; 6,07
|
|
|
|
|
| Т – 180
|
| 128,8
| Вперед: 2,86; 4,62; 6,37; 8,66
Назад: 3,21; 7,49
|
|
|
|
|
| ДЭТ – 250
|
| 242,6
| Вперед: рабочая 2,3…15
транспортная 3,5…24,5
Назад: 3,5 … 24,5
|
|
|
|
|
| Т - 330
|
| 242,7
| Вперед: 0…3,6; 0…6,6; 0…12,7
Назад: 0…3,0; 0…5,4; 0…10,6
|
|
|
|
|
|
Приложение 6 Параметры гндроцилнндров общего назначения на = 10 и 16 МПа
D, мм
| d(мм) при
|
Ход поршня L, мм
| 1,25
| 1,6
|
|
|
|
| -
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
|
|
|
|
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
| -
|
|
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| -
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
| -
|
|
| -
|
|
| -
| -
| -
|
| -
|
| -
|
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
| -
|
|
| -
|
|
|
|
|
| -
|
| -
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
| -
| -
|
|
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| -
|
| -
|
|
|
|
|
| -
| -
|
|
|
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
| -
|
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
|
| -
| -
|
| -
|
|
|
| -
|
|
| -
|
|
| -
| -
| -
| -
|
|
|
| -
| -
| -
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| -
| -
| -
| Примечание: - отношение площади поршня к площади штока
|
Рисунок П.2. Бульдозер на базе трактора Т-100
рисунок П.3. Бульдозер на базе трактора Т-100
Рисунок П.4. Бульдозер на базе трактора Т-100
Рисунок П.5. Бульдозер на базе трактора Т-180
Рисунок П.6. Бульдозер на базе трактора Т-180
Рисунок П.7. Бульдозер на базе трактора ДЭТ-250
Рисунок П.8. Бульдозер на базе трактора ДЭТ-250
Рисунок П.9. Бульдозер погрузчик на базе трактора Т-55
Рисунок П.10. Отвал бульдозера ДЗ-42Г-1
Рисунок П.11. Бульдозер погрузчик на базе трактора ДТ-55
Рисунок П.12. Габаритные и присоединительные размеры гидроцилиндров общего назначения на = 10 и 16 МПа исполнения 1(а) (проушины на штоке и корпусе) и 2(б) (проушины на штоке, корпус на цапфе)
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические указания к самостоятельной работе по изучению конструкций машин для земляных работ / Л.А. Хмара, В.К. Тимошенко, А.С. Шипилов и др. - Днепропетровск: ДИСИ, 1984. - 30 с.
2. Бромберг Н.А. и др. Машины для земляных работ /атлас конструкций/. 1968. 135 с.
3. Дорожные машины: Отраслевой каталог. М. ЦНИИТЭстроймаш, 1987. 507 с.
4. Справочник конструктора дородных машин, под. редакцией Бородачева И.П
Машиностроение, М., 1965. 503 с.
5. Авдеев и др. Каталог Сельскохозяйственная техника. М. 1982 ЦНИИТЭИ Госкомсельхозтехника СССР
6. Проектирование машин для земляных работ /Под ред. А.М.Холодова.-Х,: Изд-во при Харьков. Ун-те, 1986. – 272 с.
6. Алексеева Т.В и др. Дорожные машины, ч.1. Машины для земляных работ /теория ирасчет/. Машиностроение, М ., 1972 .
7. Домбродский Н.Г., Гальперин М.И. Землеройно-транспортные машины. Машиностроение, М., 1965.
8. Бульдозеры тракторные. ГОСТ 7410-70.
9. Ножи рабочих органов землеройных машин. ГОСТ 8022-69.
10. Башта Т.М. Машиностроительная гидравлика. Справочное пособие.
Машиностроение, М., 1963.
11. Баловнев В.И. Моделирование процессов взаимодействия со средой
рабочих органов дорожно-строительных машин: Уче. Пособие для студентов
высш. учеб. заведений. 2-изд., перераб. – М.: Машиностроение, 1994. – 432 с.
12. Руководство к выполнению курсового проекта бульдозер/ Сост. А.М. Холодов – Харьков: ХАДИ, 1975. _ 66 с.
13. Холодов А.М., Ничке А.М., Назаров Л.В. Землеройно-транспортные машины. – Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. Ун-те. 1982. – 192 с.
14. Васильченко В.А. Гидравлическое оборудование мобильных машин. Справочник. М.-: «Машиностроение». 1983. – 301 с.
Методические указания
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|