Устройство и оборудование многочерпаковых драг.
Многочерпаковые драги
Общие сведения и классификация
Драга – комплексно – механизированный плавающий агрегат, производящий выемку горной массы, ее обогащение и укладку пустых пород в отвалы.
Черпающее устройство драги набирает горную массу, которая затем поступает обогатительные устройства, где происходит улавливание металла. Продукты переработки укладываются в отвалы, располагаемые в выработанном пространстве за кормой драги.
Отечественные машиностроительные заводы серийно выпускают электрические многочерпаковые драги с черпаками вместимостью 80,150,250,380 и 600л и максимальной подводной глубиной черпания соответственно 6,9; 12; 15; 30 и 50м.
Современные отечественные драги оснащены высокоэффективным оборудованием с индивидуальным приводом и автоматизированным управлением, разветвленной системой контрольно – измерительных и регистрирующих приборов, надежными схемами сигнализации и дистанционного надзора за технологическим режимом. По уровню технической оснащенности, конструктивным и производственным данным они отвечают современным требованиям.
Современные драги по особенностям конструктивного исполнения добычного, маневрового и транспортно – отвального оборудования разделяются на континентальные и морские.
Континентальныедраги предназначеныдля разработки материковых россыпей, приуроченных к зоне распространения современных или древних (погребенных) речных систем. Эти драги, как правило, монтируются на плоскодонном судне (понтоне), обеспечивающем нормальную их плавучесть и эксплуатацию в замкнутом водоеме.
Морскиедраги используются для разработки россыпей, залегающих в прибрежной или глубинной акватории морей и крупных озер. Эти драги обычно монтируются на килевых судах, обеспечивающих нормальную их плавучесть и эксплуатацию в открытом море.
Континентальные и морские драги имеют много общего в конструктивном исполнении важнейших агрегатов и устройств, поэтому все многообразие типов современных драг различного назначения можно классифицировать следующим образом:
по роду энергии, используемой приводными двигателями,- электрические, дизель-электрические, дизельные и паровые;
по способу передвижения (маневрирования) в разрезе(забое) – канатно- свайные и канатно – якорные;
по возможной глубине выемки пород ниже уровня воды (ватерлинии) – малой глубины выемки (до 6м), средней глубины выемки (до 18м), глубокой выемки (до 50м) и сверхглубокой выемки (более 50м);
по роду драгирующего аппарата - черпающие, землесосные. Среди черпающих драг различают одночерпаковые( с ковшом типа механической лопаты, грейферным ковшом и ковшом драглайна) и многочерпаковые ( с прерывистой черпаковой цепью и сплошной черпаковой цепью);
по вместимости черпака – малолитражные ( до 100л ), среднелитражные ( 100 – 250л ) и крупнолитражные ( более 250л ).
Техническая характеристика многочерпаковых драг отечественного производства
| 80Д
| 150Д
| 250Д
| Вместимость черпака, л…
|
|
|
| Установленная мощность электродвигателей, кВт…
|
|
|
| Среднечасовая производительность, м³ч…
|
|
|
| Конструкция черпаковой цепи
|
| Сплошная
|
| Маневрирование в забое…
|
| Канатно-свайное
|
| Максимальная подводная глубина черпания, м…..
|
|
|
| Основное обогатительное оборудование……..
| МСРШ
| СШ; МСРШ
| СШ-ОМ;МСРШ;ШПРП
| Габариты, м:
|
|
|
| длина…
|
| 74,6
|
| ширина…
|
| 24,5
|
| высота ( от днища )…
|
| 21,6
| 25,7
| Среднее водоизмещение в рабочем состоянии, т…
|
|
|
| Масса, т…
|
|
|
|
| 250ДУ
| 600Д
| ОМ-431
| ОМ-417
| Вместимость черпака, л…
|
|
|
|
| Установленная мощность электродвигателей, кВт…
|
|
|
|
| Среднечасовая производительность, м³ч…
|
|
|
|
| Конструкция черпаковой цепи
|
| Сплошная
|
|
| Маневрирование в забое…
|
| Канатно-свайное
|
|
| Максимальная подводная глубина черпания, м…..
|
|
|
|
| Основное обогатительное оборудование……..
| МСРШ-ОМ;МСРШ;ШНРП
| МСРШ;ШПРП- ОМ
| МСРШ
| МСРШ-ОМ;ШПРП
| Габариты, м:
|
|
|
|
| длина…
|
|
| 156,2
|
| ширина
|
|
| 39,9
|
| | высота ( от днища )…
|
| 53,7
|
|
| | Среднее водоизмещение в рабочем состоянии, т…
|
|
|
|
| | Масса, т…
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | |
Примечание: МСРШ- металлические саморазгружающиеся шлюзы; СШ- стационарные шлюзы; ОМ- отсадочные машины; ШПРП- шлюзы с подвижным резиновым покрытием.
При модернизации отечественного дражного флота драги оснащаются саморазгружающимися шлюзами с автоматизированным сполоском концентрата, отсадочными машинами и другим современным оборудованием, обеспечивающим высокую степень механизации технологического процесса и наиболее полное извлечение ценных компонентов.
Широко внедряются механизация трудоемких процессов на вспомогательных и ремонтных операциях, электропривод с использованием тиристорных преобразователей с двигателями постоянного и переменного тока, средства автоматизированного управления, контрольно-измерительные и регистрирующие приборы, надежные схемы сигнализаций и дистанционного надзора за технологическими процессами с использованием электронных управляющих и счетно-решающих устройств, промышленного телевидения, звуколокационных установок, обеспечивающих возможность перехода на комплексную автоматизацию режимов работы драги по заданной программе.
Создаются комфортные санитарно-гигиенические условия труда для обслуживающего персонала по типовым проектам организации рабочих мест.
Все это позволит повысить технические показатели и экономическую эффективность работы драг в районах с разнообразными горно-геологическими условиями.
В настоящее время за рубежом для разработки рассыпных месторождений применяют многочерпаковые, всасывающие и грейферные драги. Из них наиболее распространены многочерпаковые драги с вместимостью черпака 200-600 л и глубиной черпания 10-45 м.
Основными в конструкции этих драг являются: непрерывная черпаковая цепь; черпаковая рама подвесного типа; барабанный грохот для промывки, классификации и дезинтеграции породы; ленточный транспортер для удаления пустой породы; шлюзы и отсадочные машины для извлечения минералов ;отдельные однобарабанные лебедки для маневрирования; две сваи для передвижения и удержания драги во время работы; централизованное управление; ремонтное и подъемно-транспортное оборудование.
Основные направления совершенствования драг за рубежом:
Внедрение высокоизносоустойчивых материалов (например, линетеска- материала с исключительной устойчивостью к износу) для защиты дражного оборудования, подвергающегося абразивному износу.
Внедрение специального транспортно – отвального оборудования, обеспечивающего раздельную выемку пустых пород и песков и позволяющего в процессе разработки восстанавливать участки, нарушенные горными работами;
Оснащение драг высокопроизводительным обогатительным оборудованием.
В последние годы специалистами предложены новые конструкции драг: с двумя рабочими органами; с роторным рабочем органом; с шарнирно-сочлененной рамой.
Наиболее широкое применение получили электрические многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью, с черпаками вместимостью 50-600 л и законченным циклом обогащения. Эти драги успешно применяются при разработке континентальных и прибрежно-морских россыпей с глубиной залегания до 50 м ниже уровня воды. Многочерпаковые драги целесообразно применять для разработки пород практически любой крепости и состава (от самых слабых до наиболее тяжелых наносных отложений), за исключением весьма валунистых и крепко сцементированных пород и вязких глин. Россыпи. Охваченные многолетней мерзлотой, могут разрабатываться драгами, как правило. После предварительного их оттаивания.
Наиболее выгодно многочерпаковые драги применять для разработки пойменных россыпей, больших ключевых россыпей с небольшим уклоном и водоносных морских и озерных россыпей большой мощности.
Устройство и оборудование многочерпаковых драг.
Принципиальная схема многочерпаковой драги показана на рис. 95. Черпаковая цепь 1, приводимая в движение ведущим барабаном 2, производит набор металлоносных песков в забое 14 и подъем их к горизонту разгрузки. При переходе черпаковой цепи через верхний ведущий барабан пески разгружаются и поступают через завалочный люк 3 во вращающуюся металлопромывочную бочку 7. Часть песков, просыпающаяся при разгрузке, поступает в подчерпаковый уловитель 4.
При прохождении через бочку пески классифицируются по крупности: крупный материал по галечному лотку 8 поступает на конвейер 9 и удаляется в галечный отвал 10, а мелкий через перфорированный став бочки поступает на обогатительные шлюзы 5 и далее по продольным шлюзам 6 удаляется в эфельный отвал 11.
Во время работы драга опирается на опущенную сваю 12, служащую осью ее вращения. Черпаковая рама с движущейся по ней бесконечной цепью черпаков перемещается от одного борта разреза к другому.
Все оборудование драги монтируется на понтоне 13, плавающем разрезе 15.
| Драга состоит из следующих оборудования и устройств: понтона, металлоконструкции ( главные фермы - суперструктура, передняя и задняя мачты, надстройка ), черпающего устройства ( черпаковая рама, нижний, поддерживающий направляющий и верхний черпаковые барабаны, подчерпаковые ролики, черпаковая цепь, подвес черпаковой рамы, главный привод, рамоподъемная лебедка ), маневрового устройства ( носовые и кормовые лебедки, многобарабанная – папильонажная лебедка, бегучий такелаж, сваи с подвесом и направляющими ), обогатительного оборудования ( завалочный люк и уловитель, бочка с приводом, распределитель, улавливающие устройства- шлюзы, колоды, отсадочные машины, винтовые сепараторы, доводочная аппаратура ), оборудование для удаления гали и торфов ( отвалообразователь- стакер с приводом, подвес стакера с лебедкой, галечный лоток, лоток подсыпки гали под сваю, эфелеудаляющие колоды и лотки ), насосов и трубопроводов, подъемно -транспортного оборудования и вспомогательных лебедок, электропневматического и рычажного управления, электрооборудования, сигнализации и связи, смазочной системы, системы отопления, противопожарного, спасательного и противоаварийного оборудования.
Понтон представляет собой металлическое плоскодонное судно сварной конструкции, ограниченное водонепроницаемыми переборками и предназначенное для поддержания драги в плавающем состоянии и размещения на ней оборудования. Для изготовления понтона используется прокатная сталь для судостроения М16С ( ГОСТ 6713-75 ) и сталь ВСт. 3 спокойной плавки ( ГОСТ 380-71 ).
Для характеристики понтона применяют терминологию и определения, принятые в кораблестроении.
Понтон имеет плоскости: килевую, совпадающую с плоскостью днища; продольную совпадающую с продольной осью понтона, и поперечную, совпадающую с вертикальной плоскостью кормы понтона.
Линия пересечения поверхности воды с бортами понтона называется ватерлинией ( расстояние от ватерлинии до килевой плоскости- осадка понтона; от ватерлинии до палубы – фриборт понтона ).
Когда килевая и продольная плоскости принимают наклонные положения, а поперечная плоскость остается вертикальной, то происходит крен понтона ( на правый или левый борт ).
Когда килевая и поперечная плоскости принимают наклонные положения, а продольная плоскость остается вертикальной, то происходит дифферент понтона 9 носовой или кормовой ).
Водоизмещение понтона называется объем вытесненной им воды при полной осадке; площадь сечения понтона по ватерлинии при полной осадке называется площадью грузовой ватерлинии.
По устройству системы внутренних элементов жесткости различают дражные понтоны с поперечной системой набора, с поперечно-продольной системой набора и понтоны ящичного ( секционного ) типа ( рис. 97 ). В практике отечественного драгостроения наибольшее применение нашла конструкция понтона с поперечно-продольной системой набора.
Трюмная часть понтона разделена металлическими переборками на несколько отсеков, каждый из которых имеет входные палубные люки с герметичными запорами. Носовая и кормовая части, а также периметр рамного прореза, т.е. участка понтона, наиболее часто подверженные повреждениям, ограждены небольшими по объему и изолированными друг от друга водонепроницаемыми отсеками. Остальные трюмные отсеки сообщаются между собой переходными лазами. Прочная водонепроницаемая конструкция и надлежащее видоизменение понтона обеспечивают безопасную и долголетнюю работу драги в наиболее тяжелых условиях разработки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|