Сделай Сам Свою Работу на 5

Поднимайтесь по ступеням, ведущим





В Храм Небесный

 

Введение во Храм

Пресвятой Богородицы

 

Сегодня праздничный день, день Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Этот день напоминает нам о Слове Божием. Согласно преданию, Матерь Божия, находясь в Храме, всегда читала Слово Божие и с благоговением относилась к нему как к святыне.

Предание говорит также и о родителях Ее, которые посвятили свою Дочь Богу и выполнили обещание. Для нас это опять же напоминание, потому что мы плохо готовимся к принятию Божественной воли. Они ничего не искали своего, а только Божия. Согласно сказанию, они и ребенка своего отдали, только чтобы он был близ Господа. Маленькое трехлетнее дитя поднимается по ступенькам Храма, стремится к Богу. Это противоположно тому, что есть у нас: мы не поднимаемся по этим ступеням, мы далеки от Него, мы живем для себя, во временном, ничтожном, преходящем.

Где наша молитва? Она тлеет, как синий огонек в угасающем костре. Где чтение Священного Писания? Оно проходит невнимательно, лениво, не дает нам возможности проникнуть в глубину Божественного слова, а значит, и воспользоваться Его силой. Так рождаются наша разболтанность, слабость, маловерие, суетность.



Прости нас, Господи, что наше сердце бывает пустым, и поэтому туда заползают праздные чувства, праздные и ненужные мысли.

Пустота в нашем сердце засасывает и отравляет нас, потому что оно наполняется гордыней, ненавистью, злопамятством, злорадством, постоянным ропотом.

Мы призваны быть счастливыми, потому что Господь сказал, что блаженны даже плачущие. Они блаженны, потому что получают Божие благословение, Божию любовь. А разве мы блаженны? Мы плачущие, но не те, которые блаженны, не те, которые счастливы, а те, которые унывают. Надо воскреснуть, подняться. Предание рассказывает, что младенцем Дева Мария пошла по ступеням Храма. Храм — это символ присутствия Божия в мире, в жизни, значит, в нем есть ступени, по которым надо подниматься, а мы стоим внизу, расслабленные и ленивые.

Господи, прости нас, грешных. Прости за ложь, за невладение собой, за разрушение дружбы, любви, семьи, человеческих отношений, за постоянное утверждение своего «я», своей воли над людьми. Прости нас за то, что мы всегда сосредоточены на себе, всегда заняты только своими чувствами, мыслями, заботами и интересами.



Поэтому мы равнодушны, черствы, глухи, слепы к окружающему нас миру. Где же нам быть счастливыми, когда мы закупорены, отделены от источника жизни.

Дух Божий исцеляет, Дух Божий спасает, а мы подвергаем себя духу мира сего, который над нами властвует. Вот почему у нас в сердце маловерие, противление, хульные и блудные мысли. Вот почему мы не можем сохранить любовь между собой, любовь между друзьями, родными и близкими: мужем, женой, родителями, детьми. Не умеем, не в состоянии, не способны — надо это признать со всей честностью. Но есть Господь, который может нам помочь. И через Него, через благодать, совершается чудо.

Есть чудеса? Да! Постоянное чудо, самое большое чудо — это когда Бог поворачивает сердце. Нам не надо таких чудес, чтобы море расступалось перед нами. У нас гораздо более тяжкое, непроходимое море нашей гордыни, нашей самости, нашего противления. Это море должно расступиться. Мы бываем бездумны, легкомысленны, беспечны, болтливы, невоздержанны, злобны, бесконечно мелочны. Мы живем так, как будто бы у нас впереди пятьсот лет. Мы забываем, а должны знать и помнить, что жизнь вот-вот может кончиться, что неизвестно, доживет ли кто из нас до конца этого года, — неважно: молодой, старый, больной, здоровый.

Жизнь человеческая обрывается легко. Каждый день нас могут позвать, чтобы мы дали отчет о своей жизни. Мы должны со всей серьезностью подойти к этому: что мы сделали для вечности? Вы все знаете, что огонь Божий в вечности сжигает все ненужное, все злое, все греховное. Но если от нас убрать все греховное, временное— что же там останется? Почти ничего.



Жизнь вечная — это когда личность человека живет в вечности. Значит, она должна уже здесь, сегодня нести на себе ее печать. У нас так не выходит: слишком много мелкого и ничтожного. Вы, конечно, скажете: у меня есть долг, который я должна выполнять перед своей семьей, перед своей работой, обществом. Но многие святые трудились гораздо больше нас. Нам не надо отапливать свой дом зимой, большинству из нас не надо шить себе одежду и обувь, не надо приносить себе воду. Почти все мы имеем значительное число удобств, сокращающих наши заботы. А во времена преподобного Сергия или Серафима Саровского ничего этого не было. Им приходилось тратить массу времени на все эти заботы. Известен один подвижник, который приобрел чувство близости Бога, работая на кухне монастырской. У него было много забот, но сердце его было на небе. Это нам всем урок, потому что и работая на кухне можно свою душу обратить к Богу. Нет таких мест, где бы не было Бога. Он пребывает всюду и, может, на кухне — не меньше, чем в храме. Если люди на кухне собрались с благоговением, с верой и с любовью— Он там, среди них. А если люди в храме собрались с ненавистью, с недовольством, с ропотом — нет среди них Господа. Тут ведь и стены ничего не сделают.

Господи, прости нас, грешных!

Итак, сегодня — в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы, мы все должны идти к Святой Чаше с мыслью, что мы плохо и мало готовились к восприятию Божественной благодати и дара, мы не стремились войти в храм небесный, который открыт перед сердцем каждого. Мы находились внизу, у нас были опущены руки, мы были немощны и не хотели сдвинуться ни на шаг, поэтому все было напрасно.

Встанем сегодня, встряхнемся, одумаемся, оживем, как говорит старинное церковное песнопение, которое приводит апостол Павел: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых и да воскресит тебя Христос»1, — эти слова обращены ко всем. «Встань, спящий» — пробудись. Пришло время встать пред Господом и дать Ему отчет. Сегодня каждого из вас Он призывает, всех нас зовет. Выбор должен быть сделан: или мы идем вниз, во тьму, или мы идем в жизнь вечную, чтобы уже здесь прикасаться к Его сияющей ризе и здесь уже чувствовать великую силу Его спасающей благодати. Вот это решение должно нас заставить собраться и сделать первые и важные шаги: тот, кто идет, тому и Господь помогает. Кто праздно бродит, сидит на месте — тот не почувствует этой помощи, зовущего голоса Божия.

------------------------------------------------

1 Ср. Еф 5:14

 

Господи, помилуй, Господи, помилуй...

4 декабря 1988

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»

Прощеное Воскресение

 

Для всех нас время наступающего Великого Поста — это как бы напоминание о смерти. Мы всегда куда-то стремимся, торопимся, бежим. Забываем о том, что век человеческий недолог и что в этой земной жизни нам дано собрать свои сокровища в сердце — Божии сокровища. Божии, потому что когда человек отправляется в дальний путь, он должен иметь с собой нечто, что поддерживало бы его и после смерти тела. Нам же предстоит дальний путь, прежде чем мы достигнем света. И в этот дальний путь мы собираем запасы и сокровища именно в здешней короткой жизни. Когда кто-то умирает в нашей семье или среди наших друзей и близких, для нас это служит напоминанием. Но иные из нас стара­ются отмахнуться и не думать об этом. Даже в самый день похорон стараются перейти к повседневным мелким житейским делам и продолжать существовать так, как будто у нас впереди еще сотни лет. Все мы меряем по годам и столе­тиям.

Впереди у нас двухтысячный год. Через одиннадцать с небольшим лет пойдет третье тысячелетие. Кто из нас будет стоять здесь, а кто уже отправится в дальний путь— мы этого не знаем. И сейчас, когда я оглядываюсь на годы, проведенные в этом храме, я вдруг с удивлением замечаю, что никого не осталось, кто был на клиросе. Пели у нас многие, было человек 10–15 — и в живых не осталось ни одного. Хотя не все были старые. Вокруг было множество людей, и они ушли. Такая мысль вовсе не должна приводить нас в состояние уныния, угнетенности. Это цель, мобилизующая нас: мы должны ценить время, которое нам дано как дар Божий. Каждый день, и каждый час, и каждую минуту мы все перед лицом Божиим.

И вот Великий Пост. Он служит особого рода напоминанием, когда время словно останавливается и мы призываем себя: оглянись, оглянись на свою жизнь, на свои годы. Горьким будет для нас это оглядывание, мало доброго мы увидим, зато много низкого, ничтожного и мерзкого откроется нам. Но для того и существует это благословенное очищающее время, чтобы вовремя понять, вспомнить, принести Господу свое раскаяние и свою веру и надежду в то, что Его бесконечная любовь может все омыть и покрыть.

Разумеется, не смог бы отец из притчи о блудном сыне обнять своего сына, если бы тот не вернулся. Не смог бы дать ему новую одежду, надеть на его палец прекрасный перстень, не смог бы устроить в его честь пир, если бы тот каялся, не придя к Отцу, сидя перед корытом, в котором кормил свиней. Идти к Отцу — значит прийти к покаянию, все пересмотреть, принять какие-то решения, это значит научиться отличать важнейшее, главное, драгоценное, священное от второстепенного. Вы скажете, что второстепенное часто в нашей жизни играет большую роль. Конечно, играет. Я вовсе не говорю, что не надо обращать внимания на свои повседневные дела и на свой житейский долг. Просто надо помнить, что Высшее, Божественное должно жить и присутствовать с нами всегда — в обычной, повседневной жизни. И если человек готовит, скажем, пищу для членов своей семьи— это может стать просто обузой, тягостной обязанностью, но, напротив, кому это нравится, может стать удовольствием. Между тем, и в это обыкновенное действие можно внести Божие благословение, внести глубоко в сердце, все де­лая перед лицом Божиим.

Я никогда не забуду писания одного старинного монаха, жившего много веков назад, который приобрел чувство постоянного Божия присутствия. Он даже написал небольшую книжку о том, как научиться чувствовать Господа всегда рядом с собой. А в биографии его написано, что никаких особых подвигов он не совершал и жил не где-то в пустыне, а работал всегда на монастырской кухне. Чувство Божия присутствия пришло к нему именно тогда, когда он готовил пищу, когда чистил картошку. Значит, нет обычных, житейских дел, которые бы нас уводили от Бога. Надо только учиться Его призывать на всяком месте. А мы живем без Него, как по известному изречению: Он-то близок, да мы далеко.

И сегодня, в преддверии Поста, идя к Его Святой Чаше, мы просим у Него прощения и говорим:

Господи, пусть этот Пост будет для нас школой духа, пусть он нас укрепит, приблизит к Тебе, научит жить духом, который бессмертен, чтобы мы не отдавали все разрушающему и смертному.

День мы всегда начинаем с молитвы. Где наша молитва? На самом деле нет ее! Какой-то лепет, шепот, повторение слов…

Как редко мы с Тобой, Господи, встречаемся в настоящей молитве. Прости нас, что мы даже специально становясь перед иконой, открывая молитвенник, открывая Священное Писание, приходя в храм, готовясь к принятию Святых Тайн, — всегда пребываем в рассеянности, наши мысли где-то бродят вялые, унылые, усталые.

Прости нас, Господи, за то, что нас вечно терзают опасения, страхи и тревоги. Трепет и страх в нас от маловерия, уныние — от маловерия, отвращение к миру окружающему — от маловерия. Нам кажется, что мир властвует над нами и его законы для нас непреложны.

А на самом деле — что такое мир? Он как сон пролетающий: сегодня есть, завтра его нет.

Прости нас, Господи, когда нам кажется, что какие-то наши дела и заботы важнее всего.

Но если мы вспомним, что нагими мы вышли из чрева матери и нагими уйдем из этой жизни, тогда мы поймем, что есть более важные вещи, которые стоят впереди.

Давайте вспомним: нам некогда было открыть Евангелие, открыть, прочесть, подумать перед лицом Христовым. Воскресный день проводили мы не так, как надо. Постоянно нас охватывала суетность.

Прости нас, Господи, что Ты нас любишь, а мы друг друга любить не можем. Прости нас за наши дома, в которых царит неприязнь, взаимные обиды, уничижения, нетерпение.

Не можем друг друга потерпеть, раздражительны, злобны, грубы. Не прислушиваемся ни к голосу близких, ни к голосу, который звучит в глубине нашей души, ни к голосу Божию — живем поверхностно, в болтовне, в мелких мыслях, мелких делах. Давайте постараемся этим Постом выбрать в течение каждого дня хотя бы несколько минут для внутреннего покоя и тишины. Как много у нас всегда шума, празднословия.

Господи, прости нас, за всякую клевету, ложь, обман, за то, что мы любим плохо говорить друг про друга, унижать, выискивать друг у друга грехи, как бы подсматривать друг за другом, со злорадством потирать руки, думать: а я все-таки повыше, я не такая, или не такой.

Господи, прости нас за леность, вялость.

Казалось бы, не такой уж великий грех. Но недаром в старину на Руси говорили, что лень — мать всех пороков. Невинный, казалось бы, порок, а из него рождается много дурного. Нам лень помочь человеку, лень помолиться, лень и многое другое сделать. Вот здесь все и рождается.

Прости нас, Господи, за вялость, сонность, косность.

Можно проспать всю жизнь. Проспать, как это страшно! И в этом полусонном состоянии уйти из жизни и оказаться в вечности, когда в душе так всего мало. Какой жалкой окажется наша душа, как бы обнаженной, замерзающей в пустых пространствах.

Прости нас, Господи, за то, что мы были толстокожи, бесчувственны, грубы друг к другу, что чужая забота и беда нас совершенно не трогали. Ты учил нас любви.

А что такое любовь? Это же просто какие-то действия, это, конечно, и помощь, и сострадание, ощущение другого, как себя.

Господи, прости нас за злопамятство.

Вспомните сегодня, кто был вам неприятен и о ком вы до сих пор храните неприязненные воспоминания и чувства, которые не только не стараетесь преодолеть, а лелеете. Как часто слово наше было неверным, мы были нечетки, необязательны, не были хозяевами своего слова; мы были небрежны в делах, трудах, в семье. Ведь бывало так, что вы обижали своих родителей или, наоборот, родители— детей. А ведь кто должен больше любить друг друга? Родители и дети, братья и сестры. Это даже животным свойственно, а мы, люди, нарушаем. Потом пройдут годы, и вам будет противно и горько это вспоминать. Будем стараться хо­тя бы во время Поста приносить в наши семьи, в наши дома спокойное, вежливое, бережное отношение друг к другу, чтобы в наших семьях царил мир.

Господь сказал: «блаженны миротворцы»1. А ведь мы не миротворцы. Мы иногда свою усталость, недовольство готовы сразу выплеснуть друг на друга. Если у кого в сердце какая-то горечь, приходя домой, — вместо того чтобы набрасываться на своих близких, выйдите на 20 минут и быстрым шагом пойдите куда глаза глядят. Два километра туда и обратно. Возвращаешься домой — уже немножко легче.

------------------------------------------------

1 Мф 5:9

 

Прости нас, Господи за маловерие, за неблагоговейное отношение к святыне, неблагодарность к Тебе и к людям, за то, что мы не берегли свои дары, относились к ним плохо. Словом Божиим, которое у нас есть, не пользовались.

К здоровью мы тоже относились как к чему-то естественному. А надо всегда благодарить Бога за то, что нас ноги носят.

Господи, прости нас, грешных!

Теперь мы все видим, что не соответствуем званию христианина. И сейчас, во время литургии, которая есть благодарение, будем молиться:

Господи, Ты видишь, что сами мы не можем, что мы не умеем, не способны изменить себя. Подай нам Своего Духа, чтобы мы все ожили, чтобы мы стали достойными Тебя христианами.

Господи, очисти и прости нас, грешных!

12 марта 1989

 

«Господи, воцарствуй над нами един»

Вербное воскресенье

 

Господь сегодня хочет, чтобы мы признали в Нем Царя. Что такое Вербное Воскресение? В этот день Он впервые в Своей земной жизни захотел явить людям знак Своего царствования. Не сокровенно, а явно: царствования духовного, царствования мирного, царствования благословенного. В древности была такая молитва: «Господи, воцарствуй над нами един»1. Вот это наш идеал — как было три тысячи лет назад, так и сегодня: «Господи, царствуй над нами един».

------------------------------------------------

1 Ср. 1 Цар 12:12

 

А что над нами царствует, вместо Господа? Себялюбие, гордыня, немощь плоти, которой мы поддаемся. Как мы легко себе это прощаем! Малейший какой-то дискомфорт, и мы уже готовы идти на любые уступки. Надо нам какое-то духовное упражнение сделать, например, помолиться, а мы уже говорим себе: я устал, все. У нас царствует плоть. Как апостол Павел говорит, что люди живут по плоти2. Это не значит, что по телу, а значит, что душа и тело вместе – в плотском состоянии. Это природное состояние человека. И когда мы живем только по природе, то мы живем слабо, рабски, подчиняясь своим настроениям. Отсюда — колебания в вере, в любви, в надежде. То у нас отчаяние, то мы вдруг идем в храм с радостью; то мы любим своего мужу или жену, или свою мать, а завтра нам все противны, нам не хочется никуда идти, ничего делать. Мы все рабы своих состояний, которые часто определяются просто организмом, погодой, разными немощами. Вот и получается, что не Господь царствует над нами, а царствует плоть.

------------------------------------------------

2 Ср. Рим 7:5

 

 

Если бы Господь царствовал над нами, то, принимая решение, мы всегда выбирали бы Его волю, просветленную волю, которая нам открыта в Писании. Но мы часто выбираем свое.

Если бы Он царствовал, Он бы наполнял наши мысли в нашем повседневном труде, в наших взаимоотношениях. Он жил бы в нашем подсознании, в глубине нашей души. А у нас часто Бог находится в голове, а в сущности нашей, в глу­бине нашего сердца неизвестно что поселилось, какие там чудища живут.

Подумаем, в чем же признаки Его царствования? Христос был помазан, значит, посвящен Богу как человек. И каждый из нас должен быть посвящен Ему как человек. Его встречали с ветвями, означающими победу, мир. А у нас в жизни царствует война. Если каждое грубое слово, сказанное матери, мужу, жене, близкому имело бы размер хотя бы небольшого камушка — у каждого из нас набралось бы на египетскую пирамиду, в общем, за короткую жизнь. Сколько нам? Ведь из нас никому нет ста лет.

Господи, прости нас, грешных!

Когда встречали Христа, Его приветствовали словом: «Осанна!» Это значит — «Спаси нас!» А мы спасения ждем не от Него, а от своей ловкости, изворотливости, от человеческой помощи. Хотя знаем, что написано: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения»1. Однако мы ищем спасения где угодно, кроме Бога. Вспомните, когда нам трудно — у нас первое не молитва. А надо, прежде всего, начинать молиться.

------------------------------------------------

1 Пс 145:3 (церк.-слав.)

 

Всегда думаю о том, что когда Господь въезжал в Иерусалим, люди не понимали, что Он в это время чувствует. Они все веселились, радовались, приветствовали Его, а Он — плакал. Но они не могли разглядеть, что Он плачет! Им было не до того: у них было веселье и они не могли слышать, что Он говорит. Наверное, Он не кричал им... Кричали они. Вот так и получается, что мы кричим свое, каждый — свое. А что говорит нам Бог, мы не слышим и не хотим слышать. Не хо­тим. Даже когда мы на молитве или в храме: «Вот мы пред Ним стоим открытые...», — говорил еще Антоний Великий. Человек не дает Богу вставить Свое слово, все время у него в голове там что-то тарахтит, какие-то мысли, пережива­ния. Так и получается, что мы Ему не даем ничего сказать. Когда Господь вошел в Иерусалим, в Храм, Он сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников»2. Это тоже про нашу плоть.

------------------------------------------------

2 Ср. Мф 21:13

 

Апостол Павел говорит, что тело человека — это храм Духа Святого3. Мы же сделали его вертепом разбойника. Вместо того чтобы одухотворить, мы населяем его завистью, ненавистью, низкими чувствами, ползучими, ничтожными чувствами: злопамятством, претензиями. Когда человек рождается, он не понимает, что никто ему ничего не должен. Он себе сосет мать и думает, что так будет до конца его дней. Потом положение быстро меняется. Но ему все время хочется притязать на что-то, и каждый раз он получает удары за это, потому что в жизни не так все просто. Значит, мы должны изгнать из себя такого рода притязание. А копните немного глубже, и вы увидите, что у нас претензии ко всему миру, родным, близким, сослуживцам. Как будто все нам должны, а мы, как непризнанные таинственные гении, идем непонятые и одинокие по жизни. Но это не так.

------------------------------------------------

3 Ср. 1 Кор 6:19

 

Напротив, мы должны миру, потому что Бог дал нам жизнь, познание и ключи от Своей святой Церкви, дал нам Священное Писание, дал нам благодать. Мы должны миру. Как апостол Павел говорит: «Я должен иудеям и язычникам и всем — должен»1. Просто потому, что он был апостол. Мы же — апостольская Церковь. Значит, каждый христианин — если и не профессиональный апостол, — хоть в малой мере, но должен миру. Но что мы можем дать миру? Нечего нам дать. Вот о чем нам напоминает сегодняшний день.

------------------------------------------------

1 Ср. Рим 1:14

 

И, наконец, последнее. Когда Господь увидел людей, торгующих в храме, Он их выгнал. Редко Он так резко поступал с людьми. И нас, наверное, Он выгнал бы, но мы просим Его нас принять. Просим, потому, что Он выгнал бы не просто потому, что ошибся, а выгнал бы нас по делу, заслуженно. И мы просим Его, как мытарь, что мы готовы все принять, что мы недостойны были этого храма, этого дома, Слова Божия, благодати и жизни нашей в Церкви. Мы привели сюда своих волов, принесли своих голубей, свои монеты — все это мы принесли, и только создаем шум: в доме и в сердце.

Господи, прости нас, грешных!

23 апреля 1989

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.