Сделай Сам Свою Работу на 5

Примите печать Духа Святого





 

День Святого Духа

 

Как Пасхи мы ждали этого дня, дня сошествия Духа Божия, когда к нам приходит самое главное, что нам обещано, — к нам приходит сила Господня. Кто такой христианин? Тот, кто любит Спасителя, кто в Нем нуждается, кто Его призы­вает, кто призывает помощь Божию, благодать Божию, силу Божию.

Мы сегодня идем к Святой Чаше, и я хочу, чтобы каждый из вас в этот день и в этот час молился о главном, о том, чтобы Дух Божий коснулся его сердца. Никакие умствования, никакие разговоры, никакие моральные усилия ничего дадут, если не будет печати Духа Святого, если не будет силы, которая дается нам свыше.

Вы уже достаточно опытны в том, насколько наши усилия бывают тщетными. Вы достаточно хорошо помните, как приходили на исповедь с одними грехами и потом снова приходили с теми же. И это нам дается для того, чтобы мы по­няли, чтобы до конца почувствовали, до глубины почувствовали нашу немощь. Человек, который уверен в своих моральных силах, который уверен, что способен сам одолеть свою немощь, свой грех, — этот человек идет как бы по тонкому льду, который может проломиться под ним в любую минуту. Именно потому апостол Петр поколебался, испугался и отрекся, что был слишком уверен в себе и первым заявил, что пойдет и в тюрьму с Господом, и на смерть. Так он говорил — и он же и рухнул.



Самоуверенность, самодовольство к добру не приводят. Поэтому сегодня мы должны быть честными и перед совестью, и перед Богом. Готовясь причащаться в этот праздничный день, мы должны сказать:

Да, Господи, у нас в сердце и в жизни много всякого беспорядка, и мы не будем лукавить перед Тобой, а постараемся принести Тебе сердце сокрушенное, то есть признать свою вину и принять Твое спасение.

Виноваты мы перед людьми, перед друзьями, перед знакомыми и перед обществом, в котором мы живем. В конце концов, всякая вина, всякий грех — это вина перед Богом. Потому что Он дал нам силы, дал нам возможность трудиться, жить, любить и надеяться. И если мы не возвращаем в качестве благодарности своих усилий для того, чтобы помочь окружающему нас миру, значит, мы виноваты перед Ним. Вот и подумаем, в чем же мы виноваты.

Господи, прости нас, грешных, за маловерие, за уныние. Прости нас, Господи, за пренебрежение своим христианским долгом.



Почти у всех у нас есть Библия, но редко кто из нас каждый день открывает Слово Божие. А как мы становимся на молитву? Мысли разбегаются, собраться нам очень трудно. А ведь тот, кто собран на молитве, имеет волю твердую, и Бог помогает такому человеку. Мы нуждаемся в мощной руке Бога, которая бы нас собрала воедино.

Прости нас, Господи, за ропот, за то, что мы вечно бываем всем недовольны, за то, что мы в жизни больше хотим брать, чем отдавать. Ты нам сказал: «Блаженны миротворцы, блаженны милостивые»1.

------------------------------------------------

1 Ср. Мф 5:3-11

 

Кто такой милостивый человек? Тот, у кого сердце страдает и переживает за другого человека. А что значит блаженный? Это значит счастливый. Кто не хочет счастья? Все хотят: и люди, и звери. Но человек хочет счастья и знает, что оно доступно только тогда, когда оно рождается в любви, то есть в делах любви, когда мы кому-то отдаем — кто не отдает, никогда счастлив не будет. Давайте вспомним о своих родителях, живых и умерших, много ли мы отдава­ли им. Вспомним о членах своей семьи, детях, мужьях, женах, друзьях, тех, с кем нам приходится трудиться, работать. Мало отдавали, все только для себя, вот поэтому у нас мало счастья. Счастлив тот, кто отдает.

Господи, прости нас за то, что мы невыдержанны, несдержанны, раздражительны, злобны, подозрительны. За то, что мы всегда готовы видеть недостатки других, себя же легко превозносим, оправдываем, извиняем себе все— это нам легко.

Нам приятно ставить себя выше других, приятно обижаться, приятно думать, что мы — непонятые, что мы– какие-то особенные. Но это ведет только к ущербности души. Душа должна быть открытой, свободной. Душа человеческая — это храм Святого Духа. Любой храм мы стараемся украсить, как можем. Наш храм может быть бедненький, соседний — побогаче. Но почему мы его украшаем? Из благоговения, из любви, что сюда невидимо приходит благословение Божие. Богу не нужны наши украшения, позолоты, финтифлюшки, они нужны нам, чтобы через них выразить свое благоговение в доме молитвы, в доме Божием. Господь здесь, поэтому дом Его должен быть украшен.



Но ведь Он приходит и в души наши. Ведь мы поем и молимся: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны», — вы все знаете эти слова. Но если мы хотим, чтобы Он вселился, мы должны хотя бы очистить, вымести пол от всего ничтожного, мелкого, грязного, ненужного. Сколько мы сеем в своей душе пустой болтовней, склоками, сплетнями! Как это унижает и пачкает жизнь, как мы тратим ее; а жизнь ведь коротка. Она проносится быстро, и надо прожить ее достойно, чтобы мы действительно были чадами Божиими и настоящими людьми, а не просто так — протащились по жизни и ничего доброго после себя не оставили.

Господи, прости нас, грешных. Прости, Господи, за наш невоздержанный язык, за празднословие и болтовню, за передачу всякой клеветы, нечистоту мыслей, за то, что мы о людях думаем хуже, чем они есть; за хульные и блудные мыс­ли, за то, что мы не можем сдерживать свои страсти, начиная от простого чревоугодия и кончая чувственностью и гордыней. Все вылезает и вырывается из нас.

Человек тем и отличается от зверя, что стремится управлять своими страстями. Мы всегда должны помнить, что победить мы их не можем, и не нужно, потому что Бог дал человеку силы жизни и надо ими пользоваться, но – управляя ими. Полностью бесстрастный человек — это либо покойник, либо сказка. Любой человек несет в себе какие-то чувства и переживания. Но мы должны контролировать их. На корабле капитан дает команды и все ему подчиняются. Кто у нас дает команды? Разум, воля и дух должны командовать. Если ему не подчиняются наши души и наши чувства, то что же тогда говорить о жизни— она вся идет не туда, куда надо.

Господи, прости нас за то, что мы так мало делаем и так много придаем значения сделанному нами.

Как у нас раздувается и разбухает значение наших поступков. Смирение — это здоровье души. Надо знать себе цену, спокойно и трезво смотреть на себя. Тогда не будет взлетов и глупых падений. Надо твердо идти по жизни, зная, что есть Божии заповеди, есть Завет Христов, есть прямой путь жизни.

Господи, прости нас, грешных, что мы были неблагодарны природе, которую Ты нам дал.

Часто бывает так: вы едете отдыхать — и вам и в голову не приходит, что нельзя вокруг себя топтать и гадить, что природа — это храм Божий. Христианин должен учиться благоговению перед природой. Потому что все: и деревья, и птицы, и звери — наши братья и сестры. И человек должен относиться к ним с любовью и с уважением. Они нас кормят, и если лишить нас, хотя бы на один день, того, что дает нам природа, мы все погибнем. Она дает нам и воздух, и пищу, и одежду. А мы к ней не относимся с благодарностью. Природа — такая же Божия, как и человек. Мы — образ и подобие Божие, но ведь и она создана Творцом, и она есть храм Божий.

Сегодня вы все будете петь «Царю небесный». Он есть Утешитель и Дух Истины. Смотрите, какое слово: Утешитель. Это значит, что Он поднимает нас, когда мы согнулись, когда мы перед жизненными невзгодами поколебались. Он дает нам бодрость, надежду. Поэтому мы просим, чтобы Дух Божий пришел. Дух Истины – означает, что Он вкладывает нам правду в сердце. Всякая ложь, всякая недобросовестность в деле, в труде, всякая недобросовестность по отношению друг к другу — все это уже грех против Него, против Истины.

День Святой Троицы, великий праздник церковного года, — день для нас особенный, потому что мы соседи Лавры преподобного Сергия. Можно сказать, находимся под особым молитвенным покровом преподобного. А ведь вы знаете, что Лавра названа во имя Святой Троицы. Значит, у нас как бы двойной праздник, праздник обители преподобного Сергия. Вы помните, почему преподобный назвал свою обитель в честь Святой Троицы. Образ Святой Троицы есть образ единства, любви, сплочения людей. Поэтому нам открыта тайна Святой Троицы, чтобы мы были едины, особенно те, кто возлюбил Господа. Ибо Он сам молился: «Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне, и Я — в Тебе»1. «Ты во Мне», — вот тайна Троицы. Нам это нужно знать для того, чтобы учиться любви друг к другу. Наука нелегкая, потому что, вообще, все склонны больше любить самих себя. Но с помощью Духа Божия можно преодолеть в себе и эгоизм, и себялюбие, то, что отдаляет человека от Бога, от людей, от истины.

Господи, прости наши прегрешения, приди и вселися в ны, и очисти нас от всякие скверны...

 

1988 год

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.