Сделай Сам Свою Работу на 5

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ





 

Экономическое содержание налога на имущество организаций.Налог на имущество организаций является прямым региональным налогом. Налог факультативный, т.е. вводится и подлежит уплате на территории тех субъектов Российской Федерации, в которых приняты соответствующие законы региональных органов власти.

Основные элементы и механизм исчисления налога на имущество организации устанавливаются Налоговым кодексом РФ (гл. 30). Глава 30 НК РФ вступила в силу с 1 января 2004 года. Законодательные органы власти субъектов РФ, устанавливая налог, определяют конкретную налоговую ставку в пределах, обозначенных в кодексе, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и форму отчетности по налогу.

Налог на имущество организаций ранее являлся одним из важнейших налоговых источников формирования региональных и местных бюджетов – 50 % поступлений по налогу зачислялись в региональный бюджет, 50 % - в местные бюджеты. С 1 января 2005 года в соответствии с Бюджетным кодексом РФ налог на имущество организаций в полном объёме зачисляется в доход региональных бюджетов. Удельный вес налога на имущество организаций в налоговых доходах региональных бюджетов (на примере краевого бюджета Хабаровского края на 2006 года) – 12 %.



 

Налогоплательщики. Плательщиками налога на имущество признаются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянное представительство;

- иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на российской территории, или на континентальном шельфе, либо в российской исключительной экономической зоне.

Таким образом, с 1 января 2004 года плательщиками налога на имущество становятся: Банк России и его учреждения, бюджетные организации и учреждения; органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления; государственные внебюджетные фонды (ранее эти лица либо не являлись плательщиками, либо их имущество освобождалось от налогообложения).

Рис. 15. Объект налогообложения налогом на имущество организаций
для российских организаций
находящееся на территории РФ недвижимое иму-щество, принад-лежащее иностран-ным организациям на праве собственности.
для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства
движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (учет объектов налогообложения иностранные организации ведут в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета, установленным в РФ).
движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства
Объектом налогообложения налогом на имущество организации признается:
Объект налогообложения. Объект налога отображен на рис. 15.




Не признаются объектом налогообложения:

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

- имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.



 

Налоговая база. Налоговая база для российских организации и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянное представительство, по общему правилу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости в соответствии с данными бухгалтерского учета. Если по каким-либо объектам основных средств, признаваемых объектом налогообложения, начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, начисленного по нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета. Порядок и особенности определения налоговой базы состоит в следующем:

1) среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового (отчетного) периода и первое число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Иначе говоря, для определения средней стоимости имущества:

- за первый квартал – следует сложить остаточную стоимость налогооблагаемого имущества на первое число каждого месяца с января по апрель и полученную сумму разделить на четыре;

- за полугодие – следует сложить остаточную стоимость налогооблагаемого имущества на первое число каждого месяца с января по июль и полученную сумму разделить на семь;

- за девять месяцев - следует сложить остаточную стоимость налогооблагаемого имущества на первое число каждого месяца с января по октябрь и полученную сумму разделить на десять;

- за год - следует сложить остаточную стоимость налогооблагаемого имущества на первое число каждого месяца с января по январь следующего года и полученную сумму разделить на тринадцать;

2) налоговая база определяется отдельно в отношении:

- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения или постоянного представительства иностранной организации;

- имущества, облагаемого по разным ставкам;

3) имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления;

4) при передаче объектов основных средств в качестве вклада в простое товарищество (в совместную деятельность) переданное имущество признается объектом налогообложения у каждого из участников договора. В отношении имущества, приобретенного или созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производится участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянное представительство, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организации, не относящихся к деятельности данных организации в РФ через постоянное представительство, признается инвентаризационная стоимость этих объектов по данным органов технической инвентаризации. Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

 

Налоговый период.Налоговый период – календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Причем, законодательные органы субъектов РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

 

Налоговая ставка. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Например, в Хабаровском крае установлена общая ставка налога на имущество организаций в размере 2,2% и пониженная – в размере 1,1%. Налоговая ставка при соблюдении определенных условий устанавливается в размере 1,1% для следующих налогоплательщиков:

1) субъектов инвестиционной деятельности - в отношении имущества, созданного (возведенного, приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционных проектов на территории края, за исключением имущества, предназначенного для оказания брокерских и иных посреднических услуг.

2) центров реабилитации инвалидов министерства социальной защиты населения края при условии фактического использования в течение налогового периода средств в сумме, не менее высвобожденной от уплаты налога, на оказание помощи инвалидам и обеспечение основной деятельности центра (без затрат на оплату труда);

3) благотворительных организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", при условии фактического использования в течение налогового периода средств в сумме, не менее высвобожденной от уплаты налога, на реализацию согласованных с уполномоченным Правительством края органом программ помощи детям из малоимущих семей, детям-сиротам, детям-инвалидам, программ культурного наследия, программ развития национальных культур и содружества культур;

4) специализированных организаций, основным видом деятельности которых является заготовка (сбор), первичная обработка и переработка вторичных ресурсов, - в отношении имущества, используемого при заготовке (сборе), первичной обработке и переработке вторичных ресурсов. Специализированными признаются организации, у которых доля выручки, полученной от основного вида деятельности, составляет более 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

5) организаций, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции в соответствии с кодами 24.13 и 29.60 раздела "D" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2001), - в отношении объектов основных средств мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, не используемых в производстве или при их ограниченном использовании, в случае, если коэффициент загрузки оборудования не превышает 0,6, а также законсервированных по решениям, согласованным в установленном Губернатором края порядке с уполномоченными органами. Право на применение пониженной налоговой ставки возникает, если доля выручки, полученной от реализации произведенной продукции основного вида деятельности, составляла не менее 70 процентов в общей сумме выручки от реализации.

 

Налоговые льготы.Согласно положениям главы 30 Налогового кодекса освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

7) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

8) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

9) организации — в отношении космических объектов;

10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

12) имущество государственных научных центров;

13) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации ― резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенного на территории данной зоны, в течение 5 лет с момента постановки данного имущества на учет;

14) организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Дополнительные налоговые льготы и основания для их применения могут быть предусмотрены законами субъектов РФ при установлении налога на имущество на территории региона. Например, согласно закону Хабаровского края дополнительно к льготам, перечисленным в ст. 381 НК РФ, освобождаются от налогообложения:

1) организации – в отношении краевых и муниципальных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

2) организации – в отношении учитываемых на балансе объектов жилищного фонда (кроме гостиниц и прочих мест для временного проживания приезжих), затраты по содержанию, ремонту и реконструкции которых в текущем налоговом (отчетном) периоде полностью или частично финансируются за счет средств краевого и (или) местных бюджетов;

3) религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, – в отношении имущества, используемого для обеспечения религиозной деятельности при осуществлении организационно-управленческих функций, в целях содержания и обслуживания культовых зданий и сооружений, обучения религии, а также благотворительной деятельности.

4) организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и реализующие данную продукцию, включая продукты ее первичной переработки, – в отношении имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, если за налоговый или отчетный период доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, составляла не менее 70 процентов в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) организации;

5) организации – в отношении имущества, используемого ими для выращивания рыбы;

6) организации – в отношении объектов основных средств, законсервированных согласно их решениям, согласованным в установленном порядке с уполномоченными органами.

7) организации – в отношении имущества детских лагерей, используемого во время каникул исключительно для отдыха и оздоровления детей в возрасте до 18 лет.

8) некоммерческие организации, учрежденные в соответствии с двухсторонними межправительственными соглашениями, – в отношении имущества, приобретенного (полученного) в рамках целевого финансирования в виде гранта исключительно на осуществление уставной деятельности по реализации программ оказания технического содействия и обучения на безвозмездной основе.

 

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу.Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой исчисленного налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных и уплаченных в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества (инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества).

Органы власти субъекта РФ могут предусмотреть для отдельных категорий плательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

 

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

Например, в Хабаровском крае авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются в сроки не позднее 5 мая, 5 августа, 5 ноября. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается в срок не позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают налог в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений. При этом налог исчисляется по ставке, которая действует на территории того субъекта РФ, в котором находится обособленное подразделение.

 

Налоговая декларация. Налогоплательщики обязаны подавать в налоговый орган по своему местонахождению, по местонахождению обособленных подразделений, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу по итогам отчетных периодов и налоговую декларацию по налогу по итогам налогового периода.

Налоговые расчеты представляются в срок не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговая декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.