|
Взаимосвязь торговой надбавки и торговой маржи
Глава 8
ПРИБЫЛЬ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Экономическая сущность и функции прибыли
Получение доходов является одной из важнейших целей любого предприятия. Прибыль является одной из форм доходов, наряду с заработной платой, образующей доход с труда, процентом, составляющим доход с капитала и рентой, являющейся доходом от земли, и характеризует экономический эффект деятельности организации.
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме результат от предпринимательской деятельности.
|
Наиболее полно экономическая сущность прибыли проявляется через выполняемые ею функции. Она выступает как:
- главная цель предпринимательской деятельности и фактор повышения материальной заинтересованности работников;
- мера эффективности финансово-экономической деятельности;
- источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;
- источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.
Первая функция прибыли обусловлена тем, что основным мотивом осуществления предпринимательской деятельности, ее конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер дохода на вложенный капитал, источником которого является получаемая прибыль. Для работников предприятия, не являющихся его собственниками, прибыль также служит побудительным мотивом деятельности, так как она может обеспечивать дополнительное материальное вознаграждение за труд и удовлетворение ряда социальных потребностей.
Вторая функция прибыли связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество деятельности предприятия посредством соотношения конечных результатов работы с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его совокупные затраты обеспечивают большую прибыль (максимизация прибыли) или если данная сумма прибыли получена с минимальными затратами (минимизация издержек).
Третья функция прибыли играет важную роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов аптечной организации. Чем больше прибыли остается в распоряжении предприятия, тем меньше его потребность в привлечении заемных средств, тем выше уровень его самофинансирования и финансовой устойчивости.
В настоящее время значение данной функции возрастает, поскольку аптечная организация самостоятельно определяет направления использования прибыли (формирование резервного и иных фондов, выплата дивидендов и иных доходов от участия в предприятии). Капитализация части получаемой аптекой прибыли способствует увеличению капитала, вложенного в него. Чем больше получаемая организацией масса прибыли и, чем большая ее часть направляется на производственное развитие, тем больше стоимость активов организации, сформированных за счет собственных средств, тем выше в целом рыночная стоимость аптеки, определяемая при ее продаже.
За счет прибыли формируется доходная часть бюджетов разных уровней. Это осуществляется через систему налогов и сборов, уплачиваемых любой аптечной организацией и, таким образом, реализуется четвертая функция прибыли.
Принципы формирования прибыли аптечной организации
С учетом особенностей формирования доходов и затрат на различных этапах деятельности аптечной организации процесс образования прибыли может быть представлен следующим образом (рис. 8.1):
Рис. 8.1. Модель формирования показателей прибыли аптечной организации
Основным источником для получения прибыли аптечной организацией является валовый доход.
Валовый доход – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени.
ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»
|
Валовый доход определяется как разница между продажной и покупной стоимостью товаров (торговые наложения). Его также называют маржинальной прибылью.
Валовый доход аптечной организации образуется в основном за счет торговых надбавок, которые устанавливаются в % к отпускным ценам производителя или организации оптовой торговли.
Торговая надбавка – это элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»
|
Валовый доход (ВД) измеряется в абсолютных показателях (сумма в рублях) и в относительном показателе - уровень валового дохода или торговая маржа:
Если торговая надбавка показывает % валового дохода к оптовой цене, то торговая маржа – это % валового дохода в розничной цене. Если аптека хочет получить заданный уровень торговой маржи, то ей необходимо установить определенный уровень торговой надбавки (см. табл. 8.1, пример 8.1).
Таблица 8.1
Взаимосвязь торговой надбавки и торговой маржи
Торговая надбавка, %
| Торговая маржа,
%
| Торговая надбавка, %
| Торговая маржа,
%
|
| 4,8
|
| 35,5
|
| 9,1
|
| 37,5
|
| 13,0
|
| 39,4
|
| 16,7
|
| 41,2
|
| 20,0
|
| 42,9
|
| 23,1
|
| 44,4
|
| 25,9
|
| 45,9
|
| 28,6
|
| 47,4
|
| 31,0
|
| 48,7
|
| 33,3
|
| 50,0
|
Пример 8.1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|