Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура развивающих занятий.





СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Волгоград


УДК 372.211 ББК 74.102 С40

Автор-составитель Ю. В. Останкова

Системакоррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волго­град: Учитель, 2007. - 130 с. ISBN 5-7057-1001-1

В пособии представлена система коррекционно-развивающих занятий, направ­ленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.

Особую ценность представляет собой развернутый практический курс занятий, снабженный текстами и комментариями дидактических упражнений, заданий, игр по формированию познавательной активности и учебной мотивации, развитию пси­хофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориенти­ровка, сенсомоторика и др.), навыков общения и речевой деятельности детей.

Предназначено широкому кругу педагогических кадров - воспитателям, мето­дистам, психологам, логопедам детских садов, учителям начальных классов, дефектологам, социальным педагогам общеобразовательных учреждений; может быть по­лезно родителям, студентам педагогических учебных заведений.



УДК 372.211 ББК 74.102

ISBN 5-7057-1001-1

© Останкова Ю. В., автор-составитель © Издательство «Учитель»

Оформление. Издательство «Учитель»


ВВЕДЕНИЕ

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изучен­ность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьи­руется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается от­клонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функцио­нальном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессио­нальной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:

- диагностику показателей готовности ребенка к школе;

- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

- построение системы собственно коррекционно-развивающей
работы с ребенком-дошкольником.



Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней не­сколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные усло­вия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В предлагаемом курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:

1. Формирование познавательной активности и учебной моти­вации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса
показателей функционального развития, которые необходимы для
успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналити­ческого мышления и речи, памяти, зрительного и слухового вос­приятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной
интеграции.

3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и фи­зического самочувствия детей.

Представленный курс занятий отличается высокой динамично­стью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических уп-


ражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без дви­жения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средствомне только физического разви­тия, но и общего интеллектуального, способствуют развитию спо­собностей и жизненной активности.

Игровая методика обучения также является условием и средст­вом обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет на­зад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что ни­какие знания не следует преподавать детям насильственно. «Пре­подавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на спра­ведливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.



Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хо­рошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неиз­вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на ле­ту». Использование наглядного материала соответствует возрас­тным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что явля­ется одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

2 каждым занятием задания усложняются: увеличивается объ­ем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и вос­приятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрич­ные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.


РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

Формы организации занятий.

Педагог организует работу детей в полном составе группы, ес­ли численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 - под­группами по 10-12 человек. К концу учебного года можно посте­пенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от со­стояния и возможностей детей от 25 минут до 30-35 минут.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога - набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного мате­риала.

Структура развивающих занятий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения.На­правлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения,
речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения.Направлены
на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга,
ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки.Направлены на развитие коорди­нации движений и графических навыков, активизацию стволовых
структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты.Направлены на развитие умений
действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а
также развитие пространственной ориентировки и мелкой мотори­ки руки.

5. Пальчиковая гимнастика.Способствует развитию психи­ческих функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также
подвижности и гибкости кистей рук.


6. Упражнениядля профилактики нарушений зрения ипредупреждения зрительного переутомления.Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упраж­нений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверен­ными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улуч­шаются процессы памяти и внимания. Курс занятий используется в качестве подготовки детей к школе в течение 2 лет. До этого заня­тия представляли собой цикл, состоящий из 4 блоков по 6 занятий в каждом, направленных на развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения. Результаты работы, констатируемые кон­трольными тестами, трудно спрогнозировать к концу учебного го­да, потому что они могут меняться волнообразно. Когда же кор-рекционно-развивающая работа проводилась по предлагаемому курсу, в результатах контрольных срезов стала наблюдаться устой­чивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам го­товности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, по методике «Определение мотивов учения стар­ших дошкольников» М. Р. Гинзбург, по методике «Беседы о шко­ле» Т. А. Нежновой, по методике раннего прогнозирования школь­ных трудностей у детей 6-7 лет М. М. Безруких).

ЗАНЯТИЕ 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.