Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Психологическая служба в пенитенциарной системе





Тема: Общее представление о юридической психологии

1. Определение юридической психологии ее целей задач и значении в деятельности психолога.

2. Краткая история возникновения и развития юридической психологии

3. Разделы юридической психологии

 

1.

Юридическая психология – изучает особенности психики и личности людей, закономерности и механизмы включенных в сферу отношений, регулируемых правом.

Предмет – особенности, закономерности, механизмы психики людей включенных в право

Теоретической базой – является общая психология. Юридическая психология является связующим звеном между психологической и правовой наукой.

Юридическая психология – прикладная психология, потому что она изучает особенности психики людей, которые заняты конкретными видами деятельности.

Цель юридической психологии – способствовать построению правового государства.

Задачи:

- изучение психологии преступности как социального явления, психологических особенностей отдельных видов преступления.

- исследование психологических особенностей личности преступников, раскрытие их мотивации преступного поведения



- изучение психологии формирования показаний

- разработка психологических основ перевоспитания и исправления лиц, совершивших преступление

- разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов. По профотбору кандидатов, желающих работать в правоохранительных органах.

- изучение психологических основ обучения и воспитания юриста, формирование их личностных качеств, устранение отрицательных явлений в их деятельности.

Значение: применение в процессе юридической и психологической деятельности определенных психологических знаний помогает и юристу и психологу строить взаимоотношения между людьми, глубже понимать мотивы их поступков, психологические причины отклоняющего и законопослушного поведения, правильно оценивать объективную действительность.

Имеющиеся данные розыскной практики показывают высокую эффективность психологических знаний и методов, т.е. от 60-80% уголовных дел переданных в отдел психологического анализа раскрываются.



Таким образом, юридическая психология являются областью знаний, которая способствует совершенствованию правового регулирования.

2.

Психологические знания в целях обеспечения правосудия применялись уже в глубокой древности. Так в античном и средневековом процессе основным доказательством было личное признание подозреваемого. Оно добывалось любыми путями. Как правило, пытками и физическими и нравственными. В основе применения этого опыта лежат обобщенные эмпирические знания бытовой психологии.

На смену средневековому розыскному процессу приходит буржуазный состязательный процесс, когда уже появляются и прокурор и защитник. Здесь важное значение приобретают свидетельские показания, данные о личности подсудимого, потерпевшего, истца и ответчика. И здесь для правильной оценки показаний появляется потребность привлечения психологического знания.

Тем не менее, много авторы указывают, что собственно юридическая психология появляется лишь в эпоху просвещения. В это время наблюдается наибольший интерес к вопросам изучения факторов преступности, к личности конкретных типов преступников, влияние на них следствия, судебного процесса и наказания, а также этот интерес касается вопроса необходимости соразмерности преступления и наказания.

Во второй половине 19 века активизировались психологические исследования причин преступности и личности преступника. Появились идеи о внедрении в судопроизводство психологической экспертизы.

Поскольку история психологического исследования проблем правоохранительной деятельности началась с проблем судопроизводства, то первоначальное название юридической психологии было судебная психология. Лишь в 1906 году Клафер вводит обобщающий термин «юридическая психология» так как обозначились три направления: судебная, криминальная, пенитенциарная психология.



Что касается России, то интерес к судебно-психологическим проблемам в России особенно возрос после судебной реформы 1864 года. В конце 19 века судебная психология и в России постепенно оформляется в самостоятельную науку. В 80х годах 19 века началась деятельность выдающего юриста А. Ф. Кони, который постоянно уделял большое внимание связи уголовного права с психологией. Именно он подчеркивал, что в круг предметов преподаваемых на юрфаке МГУ должны быть введены психология, психопатология. В 1909 году в рамках психоневрологического института в Москве был создан криминалогический институт. Судебной психологией стали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная область.

В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности. Исследователи все более осознавали необходимость комплексного всестороннего изучения преступности. В 1925 году был создан государственный институт по изучению преступности и преступников, который по политическим причинам прекратил свое существование в 1929 году. До середины 60 х годов 20 века проблемы юридической психологи в России были преданы забвению, а в 1964 году вышло постановление ЦК КПСС о мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране. На основе постановления 1966 году в юридических вузах на юридических факультетах было введено преподавание судебной психологии. В 1971 году была проведена первая конференция по проблемам судебной психологии.

В настоящее время в странах западной Европы насчитывается более 3,5 тысячи психологов, работающий в правоохранительных органах. С начала 90х годов в России в правоохранительных органов расширилось деятельность юридических психологов.

Сегодня есть три направления юридической психологии:

- психология преступника и преступного поведения

- психология лиц, ведущих борьбу с преступностью и осуществляющих правосудие

- психология ресоциализации( перевоспитания) преступников

3.

Ее разделы:

1. Правовая психология – изучает право как фактор социальной регуляции поведения , а также психология правосознания

2. Криминальная – изучает особенности личности преступника и преступного поведения, вскрывает психологические причины девиантного поведения и дилинквентного поведения и разрабатывает рекомендации по предупреждению правонарушений

3. Оперативно-розыскная психология – исследует психологические закономерности раскрытия преступлений, поиска виновных и их оперативного задержания.

4. Судебно-следственная психология – анализирует психологические особенности деятельности судебно-следственных работников органов дознания по сбору доказательств в уголовных и гражданских процессах и формирует предложения по эффективной тактике проведения различных процессуальных действий (осмотра места происшествия, допросах, опознаниях, очной ставке)

5. Пенитенциарная – изучает психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психологию осужденных и их общности, а также обосновывает меры по их ресоциализации и реабилитации лиц, отбывших наказания.

 

 

Тема: Психологическая служба в пенитенциарной системе

 

Каждый осужденный, попав в исправительное учреждение, планирует для себя лишь окончание срока. Перед сотрудниками ИТУ стоит сложная задача перевоспитания осужденных. Для этого необходимо глубокое знание личности осужденного, ведущих мотивов его поведения, знания того, что именно подлежит психолого-педагогической коррекции в целях обеспечения законопослушного поведения. Кроме того, гуманизация уголовно- исполнительной политики государства предполагает гуманное отношение к преступникам. Этими обстоятельствами и было обусловлено появление психологической службы в пенитенциарной системе. К тому же опыт западноевропейских государств и стран восточной Европы доказал высокую эффективность использования психологической науки в пенитенциарной практике.

2 сентября 1992 года вышел приказ № 305МВД России, который послужил отправной точкой становления психологической службы в исправительной колонии и следственных изоляторов.

Психологическая служба УИС – это централизовано управляемая организационная система, состоящая из структурных подразделений и должностей специалистов-психологов, осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности учреждения и органов, исполняющих уголовное наказание.

Основной целью деятельности психологической службы УИС является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики.

К числу основных функций психологической службы УИС относятся:

1. Психодиагностическая – заключается в постановке психологического диагноза и составлении психологического портрета на основании углубленного и всестороннего исследования личности. В выявлении лиц, требующего повышенного внимания.

2. Психокоррекция – заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок, ценностных ориентаций индивида, в обучении его способам саморегуляции, навыкам общения, а также повышение стрессоустойчивости личности. Одной из форм психокоррекционной работы является психоконсультирование.

3. Психопрофилактика – состоит в предупреждении межличностных конфликтов, суицидов, эмоционального выгорания и др. негативных проявлений, а также предполагает обеспечение антирецедивного аффекта в поведении осужденного.

4. Психопросвещение – направлена на повышение уровня психологической культуры и психолого- педагогической компетенции персона пенитенциарного учреждения. Помимо перечисленного специалисты психологической службы могут проводить экспериментальные исследования в области пенитенциарной психологии (под заказ учреждения)

Деятельность психологической службы УИС организуется по двум направлениям:

Работа с осужденными

Психологическое обеспечение работы с осужденными подозреваемыми направлено на решение следующих задач:

- диагностика психологических особенностей осужденных, подозреваемых,

- разработка рекомендаций по индивидуализации процесса исправления осужденных

- помощь в адаптации осужденных к условиям изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций

- прогнозирование и предупреждение деструктивного поведения осужденных, обвиняемым, подозреваемых.

- изучение социально-психологических явлений в социальной среде осужденных с целью оптимизации межличностных отношений, своевременного разрешения конфликтных ситуаций.

- психологическая подготовка осужденных к освобождению и жизни на свободе.

 

Работа с персоналом

Начиная от профессионального психологического отбора, оказание психологической помощи в профессиональном направлении и заканчивая психологической поддержке сотрудников и их семей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, а также при увольнении.

Работа с персоналом предусматривает решение следующих задач:

· Психологический отбор вновь принимаемых на службу

· Оказание психологической помощи молодым сотрудникам в адаптации к условиям службы

· Способствование созданию благоприятных условий для эффективной служебной деятельности, личностного развития, самореализации сотрудников

· Психопрофилактика деструктивных явлений среди личного состава, и профессиональной деформации сотрудников

· Психологическое обеспечение резерва кадров на выдвижение

· Контроль за состоянием социально психологического климата в коллективе сотрудников, разработка рекомендаций по его оптимизации

· Психологическое консультирование сотрудников и членов их семей по профессиональным и личным проблемам

· Психологическое обеспечение деятельности сотрудников в экстремальных условиях

Таким образом психологическая служба УИС выполняет особую миссию повышения профессиональной культуры исполнения наказания и гуманизацию пенитенциарной системы.

 

1. Предпосылки возникновения психологической службы в УИС

2. Понятие и цель, предмет, психологической службы УИС

2. Функции психологичекой службы УИС

3. Направления деятельности психологической службы УИС. Задачи этих направлений.

 

 

ДЗ- первые две темы

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.