Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие личности в психологической и правовой науке.





Изучением вопросов, связанных с понятием «личность» занимается не только психология, но и многие другие науки.

В социологии личность - оценивается преимущественно по социально – демографическим данным, социальным ролям.

Не группа крови, не особенности пищеварения, не цвет волос, не борода и одежда и пр. определяют, что представляет собой человек как личность, а именно социально значимые качества.

В этике личность - носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством.

В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решение и несущий юридическую ответственность за поступки.

В педагогике личность – субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффектность.

Личность в психологии – системное социальное качество, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процесс созревания и развития организма.



Социальное «измерение» личности обуславливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных областях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», т.е. комплекс отражений о себе, созданный из представлений других людей о нас самих.

В основе современной трактовки понятия личности в качестве единого целого: биологического, психического и социального лежит концепция, разработанная С.Л. Рубинштейном, согласно которой внешние причины, социальный опыт человека формируют его личность через внутренние факторы, его психику, сознание. Таким образом, личность выступает в виде совокупности внутренних условий развития, через которые преломляются внешние воздействия окружающей социальной среды.



Поэтому в широком смысле под личностью понимается (подразумевают) человека, достаточно определенного уровня психического развития, социальной зрелости, у которого сформированы собственные взгляды на жизнь, свои ценностные ориентации, мировоззрение, сознательное отношение к жизни, позволяющее ему активно проявлять себя субъектом межличностных общественных отношений, участником той или иной деятельности.

Личность – сознательное существо, оно может выбрать из многих возможных тот или иной образ жизни: смириться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами.

Личность, как и все специфическое в психике человека, формируется путем усвоения, или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.

Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, - это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.д. Они зафиксированы в очень различных формах – в философских и этических воззрениях, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и взысканий, в традициях, общественных мнениях…вплоть до родительских указаний ребенку на то, «что такое хорошо» и «что такое плохо».



Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью. В этой связи целесообразно рассматривать соотношение понятий: «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».

Коренным или родовым понятием должно быть понятие «человек» Человек – это, прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду, высокоразвитый мозг, способный в социальных условиях отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.

Человек – существо общественное, и это самый существенный его признак. Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно. Вершиной развития сознания человека как в филогенезе (история рода), так и в онтогенезе (история жизни индивида) является самосознание.

Есть множество естественно - научных и жизненных подтверждений верности вывода об общественной сущности личности.

В XVI веке третий падишах из династии Великих Моголов

Акбар провел эксперимент. Собрал группу грудных младенцев и запер в изолированном помещении. Ключ оставил у себя, а уход поручил глухонемому. Через несколько лет открыли дверь и на людей бросились «зверята», совершенно не понимающие никакого языка. У них совершенно отсутствовало сознание, которое является общественным продуктом.

В 1957 году нашли в Литве мальчика 8 лет, который жил среди медведей. Никаких признаков разума не удалось обнаружить. 1920 год Индия врач Сингх в волчьем логове обнаружил двух девочек восьми и двух лет. Младшая вскоре умерла, а старшая еще прожила 10 лет, но все волчьи повадки у нее еще остались. Все это индивиды, не состоявшиеся как личности.

В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Это отдельно взятый человек как представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями. Индивидом рождаются, а личностью становятся.

Индивидуальность человека раскрывается в особенностях его характера, темперамента, в способностях, в разной степени активности познавательных процессов.

Обращая внимание на индивидуальность человека, мы тем самым подчеркиваем и своеобразие его личности. Понятие личность и индивидуальность близки по значению.

Индивидуальность – одна из сторон личности.

Процесс формирования личности представляет такой порядок. Сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы, опосредующие его физическое существование, расширение контактов ребенка с социальным миром приводит к формированию, социального слоя личности. Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями человеческой структуры – идеалами и духовными ценностями - успешная «инверсия» этого слоя формирует духовный центр личности, ее нравственное самосознание.

Критерии определения личности:

- это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития;

- способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого;

- способность сознательно управлять собственным поведением;

- способность оценивать последствия принятия решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет;

- способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами;

- способность к самосовершенствованию.

На сегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности. Однако существуют теории, которые имеют значительное влияние и большое количество сторонников.

Психодинамическая теория личности З.Фрейда.

По мнению Фрейда, личность образуется тремя подструктурами компонентами:

Ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх я).

Сфера ид – инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере Ид, требуют своей реализации и определяют поведение личности. В целом функционирование сферы Ид подчиняется принципу удовольствия. В теории Фрейда выделяются два основных инстинкта – сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жизни (либидо, эрос), и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос).

Сфера Эго – рациональная часть личности, т.е. сфера сознания. Эго находится в постоянном взаимодействии со сферой Ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов. Рациональная сфера Эго должна разрабатывать для личности такие программы действий, которые с одной стороны, удовлетворили бы требования Ид, а с другой стороны, учитывали бы требования и ограничения социального мира собственного сознания человека.

Функционирование сферы эго определяется принципом реальности.

Сфера Суперэго – это сфера морального Я личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями общества. Это сфера формируется в процессе социализации и является по Фрейду, последним (во временном смысле) компонентном развивающейся личности. Можно сказать, что Суперэго пытается убедить Эго в приоритете идеалистических целей над реалистическими.

Психодинамическая концепция З. Фрейда имеет так же много противников, как и сторонников. Всемирно известный психолог П. Фресс заявил, что психоанализ – это вера, а для того чтобы верить, сначала надо «стать на колени».

Индивидуальная теория личности А.Адлера

Сущностные основы теории Адлера связаны с такими понятиями как:

- фиктивный финализм,

- стремление к превосходству,

- чувство неполноценности и компенсация,

- социальный интерес

- стиль жизни,

- креативное Я

Согласно Адлеру, основные цели человека, т. е. те цели, которые и определяют направления жизни личности, являются фиктивными – их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но несмотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является реальным стимулом активности человека и объясняет его поведение.

Стремление к превосходству.

Стремление к превосходству не сводится лишь к достижению высокого социального статуса или лидерства. Стремление к превосходству – это общее стремление к росту, движение в направлении «Снизу вверх».

Таким образом, стремление к превосходству может выражаться огромным числом различных способов, и каждый человек реализует его по своему.

Чувство неполноценности и компенсации

Чувство неполноценности - это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности. Оно возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности присуще практически любому человеку. По Адлеру в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и упрочнения чувства превосходства. Вместе с тем чувство неполноценности при определенных обстоятельствах (например, связанных с неправильным воспитанием) может усиливаться и достигать аномального уровня. В этом случае говорят о формировании комплекса неполноценности. Адлер выделял три вида страданий, испытываемых в детстве, которые могут привести к развитию комплекса неполноценности: неполноценности органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей. Стремление к компенсации неполноценности ведет человека к развитию – либо в той сфере, в которой ощущается неполноценность, либо в другой.

Примером компенсации неполноценности органа является Демосфен, который в детстве заикался, а в последствии стал одним из величайших ораторов.

Социальный интерес

Социальный интерес (или чувство общности) включает в себя стремление к кооперации, к идентификации с группой, к проявлению эмпатии и т.п. Концепция социального интереса состоит в том, что у людей выражена тенденция подчинять свои личные потребности, частные выгоды делу социальной, общей пользы.

В основе своей социальный интерес является врожденным, так как люди по своей природе – социальные существа. Однако же, чтобы это природная предрасположенность проявилась в должной мере, необходимы определенные усилия.

В развитии социального интереса большое значение принадлежит социальному окружению, причем уже на самых ранних этапах развития ребенка.

Жизненный стиль

Именно это понятие считается наиболее характерной особенностью индивидуальной теории личности Адлера.

Жизненный стиль включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, будучи взятыми, в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида. Все поведение человека определяется жизненным стелем. Один человек старается обрести превосходство, развивая свой интеллект, другой видит этот путь в физическом совершенствовании. Жизненный стиль формируется в детстве, приблизительно к пятилетнему возрасту и в дальнейшем не претерпевает существенных изменений. Предполагается, что жизненный стиль определяется специфической неполноценностью ребенка, воображаемой или реальной. То есть жизненный стиль есть компенсация конкретной неполноценности. В его основе лежат наши усилия, направленные на преодоление чувства неполноценности и за счет этого упрочивающие чувства превосходства.

Креативное Я

Концепция креативного Я является главным и самым последним (в том числе и в хронологическом порядке ) элементом теории личности Адлера. Согласно идеи креативного Я человек сам творит свою личность. Наследственность и даже субъективный жизненный опыт является лишь материалом, из которого человек сам строит свою личность. И даже такое основополагающее для Адлера понятие, как стиль жизни, оказывается подчиненным креативному Я: стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. То есть каждый человек может свободно создавать свой собственный стиль жизни. Таким образом, именно креативное Я является в теории Адлера первопричиной личности – той первопричиной, которая определяет и жизненный стиль и развитие социального интереса, и сами цели жизни, а также способы их достижения.

Теория типов Г. Айзенка

В этой теории выделяются два измерения личности: интроверсия – экстраверсия и невротизм– стабильность. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Таким людям свойственны: импульсивность, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Они легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но и так же легко могут и бросать, берясь за новое дело.

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что – либо, анализируют условия, ситуацию, задачу, склонны к планированию своих действий. Высшее проявление эмоции находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.

Значительно позже того, как Айзенк описал экстраверсию- интроверсию, он ввел в свою теорию еще одно измерение – психотизм. Люди с высокой степенью выраженности такой суперчерты, как психотизм являются эгоцентричными, импульсивными, равнодушными к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют с людьми, не находят у них понимания, отличаются конфликтностью, неадекватностью эмоциональных реакций.

Наблюдается многообразие различных подходов к содержательному описанию личности. Наряду с упомянутыми авторами уместно вспомнить типологии Э. Кречмера, К. Юнга и др.

Человечество выработало множество определений личности, ее свойств, черт психического склада. Так, в русском языке около полутора тысячи слов обозначают качества личности (больше 2 –х тысяч в болгарском языке и около 4 –х. тысяч в грузинском).

Как же разобраться в таком количестве информации?

«Путеводителем по характеристикам личности является ее внутренняя психологическая структура - единство и взаимосвязь ее элементов».

В отечественной психологической науке проблемы структуры личности рассматриваются в работах: К. А. Абульхановой – Славской; Б. Г. Ананьева; Л. И. Анциферовой; В. Г. Афанасьева; Л. С. Выготского; К. К. Платонова и др.

Согласно концепции структуры личности, обоснованной профессором К. К. Платоновым, необходимо и достаточно характеризовать личность четырьмя основными подструктурами. Каждая из этих подструктур включает в себя определенный комплекс психических явлений – свойств личности.

При этом задается субординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами являются: I подструктура – направленность личности. Это система устойчивых побуждений к деятельности, определяющая избирательность отношений и активность личности.

Направленность личности включает в себя убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания, влечения, ценностные ориентации, социальные установки для идеалов и выражает мотивационную сторону личности. Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведения.

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом действий и поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (нем. Философ И. Кант). З. Фрейд и др. психологи пытались выводить поведение личности из биологических влечений, например, сексуальных, другие – из «социальных стремлений к господству или подчинению».

Человеком могут двигать материальные интересы, помысли и страсти, а в конечном итоге – внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения.

Активность личности - выражается в многообразии познания, изменения, преобразования окружающего мира, изменении собственной природы, своего психического склада.

Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления – значит охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений.

Побудительными причинами, первопричиной деятельности человека являются потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем –то, недостаток чего –то, неудовлетворенность.

Потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой деятельности, (активности), а мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности.

Мотивы могут выступать в различных формах.

Интересы – это активная познавательная направленность на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы – эмоциональные проявления познавательных потребностей человека.

Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами и принципами; это определенные положения, суждения, мнения о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни.

Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением.

Мировоззрение – это система усвоенных человеком взглядов на природу, общество и человеческое мышление, представлений и понятий о мире и его закономерностях.

Оно определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру человека, сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Стремления –это мотивы поведения, в которых выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат социально организованной деятельности личности. Эта категория мотивов способна поддерживать активность личности в течение весьма длительного времени, если отчетливо осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, средства, которые он рассчитывает использовать. В этом аспекте стремления принимают характер намерений.

Идеалы - потребность следовать примеру, принятую личностью за образец поведения. Нравственный идеал служит основным мотивом и планом самовоспитания личности.

Существуют также неосознанные виды поведения: установка и влечение.

Установка – это неосознанное личностью состояние готовности к определенней деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. В результате повторения установочных ситуаций постоянно складывается ряд фиксированных установок, которые неприметно для человека определяют его жизненную позицию в конкретных случаях.

Влечение – это неосознанное недифференцированное побуждение к деятельности, отражающее недостаточно отчетливую потребность.

Структура личности

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):

Краткое название подструктуры К данной структуре относятся: Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смысли, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально – биологический уровень(Значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов(мышление, память, восприятие, ощущение, внимание); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституционных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п. половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальный практически отсутствует)

В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека.

Вторая подструктура объединяет компоненты подготовленности (культуры) личности: знания, навыки, умения и привычки.

Третью подструктуру образуют индивидуальные особенности психических процессов (форм отражения): интеллектуальных – ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, внимания; волевых и эмоциональных.

Четвертую подструктуру образуют: темперамент – система динамических типологических особенностей психической деятельности (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический), а также особенности, определяемые возрастом, полом, состоянием здоровья.

Характер и способность – это общие, интегративные качества личности, выражающие личность в целом: характер – в поведении, способности – в деятельности. Характер состоит из наиболее отчетливо выраженных и наиболее тесно взаимосвязанных личностных черт, раскрывающих роль социальной обусловленности личности. Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах и способах, которым он их осуществляет, т.е. выражается как в содержании, так и в форме поведения. Способности – это совокупность таких личных качеств, свойств, которые нужны для освоения конкретной деятельности, выполнения её и совершенствования в ней.

Отечественные психологи не отрицают того факта, что люди отличаются друг от друга по своим способностям. Но главная причина этих различий не «врожденный генетический код», не только «генное отражение», а социальные условия, в которых живет и воспитывается личность.

Отечественными психологами (А.Н. Леонтьев) экспериментально показана ведущая роль социальных условий, специальных приемов обучения в развитии способностей. По отношению к учебе способности выступают как некоторая возможность. Способности возникают в процессе трудовой деятельности в некоторых исторических и социально – экономических условиях.

По наследству могут передаваться только задатки. Под задатками понимаются анатомо – физиологические особенности организма, с которыми человек рождается и которые облегчают развитие тех или иных способностей. В течение жизни они сами по себе не развиваются. Нужны соответствующие условия для их развития. Задатки тогда будут благодатной почвой для развития способностей, когда человек проявит склонности к данному виду деятельности. Склонности – стремление человека заниматься определенным видом деятельности, прежде всего тем, который его интересует.

«Между способностями и задатками весь путь развития личности»

Чтобы развивать свои способности, нужно постоянно предъявлять к себе высокие требования. Только сниженной требовательностью к себе можно объяснить такие явления как самоуспокоенность, пассивность в выполнении своих служебных обязанностей. Любой механицизм, любая машина ржавеет без употребления или, по крайней мере, морально стареют. Также и возможности человека, его знания, способности, ум, чувства, воля тускнеют, разрушаются без должной вовлеченности в дело. Требовательность к себе должна быть неотступной, категоричной, непререкаемой.

Не отступать при встрече с трудностями, упорно преодолевать их, не отчаиваться при неудачах, заставлять себя находить новые пути и средства. Чтобы стать умным, есть только один путь – решать задачи, от которых трещит голова, и. д. Другого пути нет, только на нем действует механизм интериоризации, психологического присвоения человеком любого человеческого достоинства, формирование внутренних психических структур на основе усвоения внешней, социально обусловленной деятельности, формирование ориентировочной основы поведения.

Что активно, то и развивается. Чтобы развить, например, бицепс, имеется единственный путь - упражняться в поднятии тяжестей. Если тяжести будут, подниматься только правой рукой, то развиваться будет только правый бицепс, а левый останется хилым. Это справедливо и на уровне психики. Чтобы развить память, надо систематически упражняться в запоминании все усложняющегося материала; чтобы развить смелость, надо многократно попадать в условия, вызывающие тревогу, опасения, волнения, страх и пр., но вынуждающие преодолевать их; чтобы развить целеустремленность и упорство, необходимо добиваться получения требуемого результата, превращая в достояние своей личности.

Психодиагностика- область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологическая диагностика сформировалась как самостоятельная отрасль психологии на рубеже XX в. В ее истоках лежат экспериментальная психология, дифференциальная психология.

Существует несколько подходов к классификации психодиагностических методик.

По способу проведения психологического обследования методы психодиагностики подразделяются на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным относятся наблюдение, опрос, анкетирование и эксперимент. Нетрадиционным считается тестирование.

Другой подход опирается на понятия формальной(тесты, опросники, анкеты, проективная техника и психофизиологические метрики) и неформальнойдиагностики, включающей наблюдение, беседы и пр.

Тестыприменяются для изучения познавательных процессов восприятия, мышления, памяти и т.п. Тест - это краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий.

Опросники и анкетыобычно предназначены для описания и оценки человеком самого себя. Опросники используются для диагностики черт психики, о которых нельзя узнать с помощью тестирования. Анкетные методыизучения личности применяются достаточно широко благодаря простоте их оценки и интерпретации. Анкета— это вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы чаще всего заранее планируются. Составление анкеты требует тщательного подбора вопросов, чтобы испытуемый мог наиболее полно ответить, насколько, и как у него представлена та или иная сторона поведения и психики. Этим методом изучают особенности переживаний человека в некоторых жизненных ситуациях, поведение в каких-либо ситуациях, и на основании ответов делаются выводы о тех или иных чертах психики.

Методы проективной техникииногда также называют тестами, имея в виду широкое понимание слова «тест» (испытание, проба). Проективные методики не адресуются познавательной стороне психики и предназначены для диагностики личности. В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначительную) ситуацию, например: дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний, интерпретировать содержание сюжетной картинки, нарисовать человека и животное и т.д. Предполагается, что характер ответов испытуемого и его реакции выявляют особенности его личности, которые дают проекцию в его ответах. Проективые методики изучают результаты деятельности исследуемого, который обычно не подозревает, какие стороны его личности диагностируются.

Психофизиологические методикинаправлены на выявление формально-динамических особенностей психики и поведения человека. Эти методики изучают темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека, которые определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, подвижностью и т.д.).

Наблюдение- систематическое, целеустремленное, планомерное изучение психических явлений путем личного восприятия исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни. Наблюдение необходимо проводить с соблюдением определенных правил, разработанных психологической наукой. Наблюдение проводится неоднократно, систематически и незаметно для наблюдаемого. Особенностью наблюдения в правоохранительных органах, в отличие от психологического, является получение не ответа на отдельно взятый вопрос, а наиболее полной информации о наблюдаемой личности. Наблюдатель обращает внимание на внешний вид человека: его одежду, телосложение, лицо и украшения, речь, особенности мышления, знания и навыки, которыми обладает объект наблюдения, его поступки и действия, а также на отношение к данным поступкам и действиям.

Беседа- способ получения информации посредством вербальной

коммуникации. Беседа как метод психодиагностики отличается от обычного общения наличием плановости, цели, избирательности. Проводить ее надо в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия со стороны присутствующих лиц.

Беседуя, можно определить:

- отношение человека к определенным фактам, явлениям, конкретным личностям;

- уровень общеобразовательного и культурного развития,

- профессиональные знания и круг интересов данного человека;

- мировоззрение, понимание моральных и правовых норм, правил

поведения и отношение к ним;

- волевые качества личности и особенности ее характера;

- темперамент человека, соотношение возбуждения и торможения, способы
реагирования, степень их выражения на отдельные, специально даваемые
в ходе беседы раздражители.

Большое значение в беседе придается особенностям речи, ее лексико-семантическим формам, ее построению, способам передачи информации, ее эмоциональной окрашенности. Проводя анализ беседы, мы можем выделить пять ее этапов:

- подготовка к беседе;

- начало беседы;

- этап получения данных;

- завершение беседы;

- подведение итогов и анализ результатов беседы.

Изучение документов позволяет получить важную информацию об интересующем человеке. Все документы, характеризующие личность, можно подразделить на три категории:

- по способу фиксации информации: печатные и рукописные документы,
аудио и видеозаписи;

- по статусу документа - личные документы: дневники, письма, записки;
официальные документы: отчеты, справки; произведения творчества: книги, брошюры, статьи;

- по характеру документов.

Обработка документов может проходить по анализу смысла (содержания) текста и как обработка единиц информации, используемой в тексте.

Правоохранительные органы достаточно часто проводят анализ письменных документов интересующего их лица. При этом изучается стиль, профессиональные, смысловые и иные особенности письма. Исследования подобного рода могут предоставить интересную информацию об изучаемой личности. Биографический методнаправлен на изучение жизненного пути человека и позволяет проследить историю с момента рождения до сегодняшнего дня, раскрывая особенности индивидуального развития личности в конкретной микро- и макросреде. Данный метод изучает жизненный опыт человека, этапы его жизненного пути, рассматривает места и условия проживания интересующего объекта, особенности воздействия на него со стороны отдельных лиц и социальных групп, особенности взаимодействия человека с этими лицами и группами. Все это позволяет полнее понять личность человека и составить представление о его возможном поведении в этой или иной ситуации.

Эксперимент- это один из методов научного познания людей вообще и психологического исследования в частности. Он характеризуется активным вмешательством со стороны исследователя, чем и отличается от наблюдения. Для изучения личности используются три вида эксперимента: естественный, психолого-педагогический и лабораторный.

Естественный эксперимент должен содержать следующие элементы:

- выбор деятельности;

- предварительный анализ деятельности;

- наблюдение за лицом, осуществляющим деятельность;

- анализ результатов проведенной деятельности.

В правоохранительных органах этот метод применяется при изучении личности человека без вступления в контакт с ним, когда он не подозревает, что за ним наблюдают. Интересующее лицо ставят в заранее созданные условия в его обычной деятельности, в учебе, процессе общения с людьми. Результаты и особенности деятельности человека в этот период подвергаются тщательному анализу.

Особенностью метода психолого-педагогического экспериментаявляется включение в него элементов обучения и воспитания. Он проводится в обыденных жизненных и трудовых ситуациях.

Лабораторный методприменяется для выявления типологических особенностей и способностей личности, а также ее потребностей и интересов, настойчивости и уверенности, выясняет самооценку. При проведении этого эксперимента человек заранее знает, что он является участником опыта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.