Сделай Сам Свою Работу на 5

Предсказания не сбываются





СОДЕРЖАНИЕ

От редактора.Предисловие.Часть I. Мы и наши дети. Наша семья Главная забота - здоровье Физкультура с пеленок и... даже раньше Малыш и те, кто с ним рядом. Движение, движение, движение Способный ребенок не дар природы И трудовые обязанности И человеческие отношения Волшебная сила искусстваЧасть II. Резервы здоровья наших детей. Каким же родится ваш малыш? Человек родился Безработный иммунитет Надо ли бояться солнечных лучей? Закаливание без процедур. Как это? Еще о физическом развитии... и здоровых зубах Вопросы, вопросы, вопросы... Физическое развитие... в килограммах? Интеллектуальное развитие малыша Вместо заключения, или немного повторенийКоварство комфорта (интервью с профессором И.А.Аршавским)

ОТ РЕДАКТОРА

Эта книга объединила две работы супругов Никитиных - "Мы и наши дети" и"Резервы здоровья наших детей". Первая ее часть - "Мы и наши дети" - ужевыдержала испытание временем. Сегодня интерес к этой части книги настольковелик, что поток читательской почты в издательствах, где она уже выходила, досих пор не уменьшается. Мы решили дать ей жизнь в нашем издательстве. Врекламе книга "Мы и наши дети" не нуждается. Вторая часть - "Резервы здоровьянаших детей" - задумана авторами и редакцией как логическое продолжениепервой. Дети в семье Никитиных выросли, появились внуки, да и время ушловперед, и опыта прибавилось... Борис Павлович постоянно и неустанно выступаетс лекциями, несет в народ (пусть вам не покажется высокопарной эта фраза)свои светлые, целительные идеи. На материале этих лекций и родились "Резервыздоровья наших детей". Эта часть книги так же полемична, остра, спорна, как ипервая. И читатель, на суд которого мы выносим эту книгу, вправе согласитьсяили не согласиться с авторами и издателями. Хотя многое, очень многое, на мойвзгляд (а я мать двоих дочерей - 10 и 14 лет), можно и нужно принять, усвоитьи запомнить... Надеюсь, что эта книга поможет мамам и папам войти в "таинственный" мирмладенчества и детства с открытой и пытливой душой. Лариса Кирюхина

ПРЕДИСЛОВИЕ



На протяжении ряда лет супруги Никитины привлекают внимание людей,интересующихся воспитанием. Они не только высказали идеи о значении раннейтренировки ума и тела, но и провели их в жизнь в своей многодетной семье. Ихпубликации в широкой прессе лет этак двадцать назад о первых двух детяхвызвали целую бурю. Высказывались сомнения и даже возмущение. Приезжаликомиссии медиков и педагогов. Одни утверждали, что Никитины калечат детей,что метод нужно осудить. Другие, наоборот, восхищались и рекомендовалиширокое распространение их системы воспитания. А между тем шли годы, росласемья, росли дети. И Никитины продолжали воспитывать их в том же духе, ничутьне разочаровываясь в результатах. Опыт накапливался, замалчивать его сталотрудно. Снова появились робкие публикации. Вопросы воспитания интересуют меня давно, и не только в теоретическом, но и впрактическом плане: насколько вообще воспитуем человек, в какие сроки, ценойкаких усилий, каково значение наследственности? Уникальный опыт Никитиныхимеет прямое отношение к проблеме формирования личности. Именно поэтому япоехал к ним в Болшево, чтобы самому посмотреть ребят. Оказалось, что всеправда. Был конец октября, падал снежок, Борис Павлович встретил меня наперроне вокзала с несколькими ребятами. Одеты они были по-летнему, но невыглядели озябшими. Я пробыл в гостях день и выяснил все, что хотел. Конечно,за это время нельзя проникнуть в душу ребят, но впечатление осталось. Преждевсего я посмотрел детей по-врачебному: все они оказались очень тощими, оченьсильными и несомненно здоровыми. Врачи, которые их "браковали" раньше,привыкли оценивать меру здоровья по толщине подкожной жировой клетчатки, а непо "резервам мощности" сердца, легких, мускулатуры. С резервами ловкости исилы было более чем благополучно - не мальчишки, а юные Тарзаны. Второевпечатление: свобода, самостоятельность и независимость личности. В семье нетдаже тени муштры, строгого режима, расписания. Да и как его провести, когдасемеро детей и родители работают, когда, кроме того, бюджет составлял в товремя около тридцати рублей на члена семьи в месяц. Во всем чувствовалсятоллектив, одна семья в самом высоком значении слова. Конечно, я не могвыяснить особенностей личности каждого из детей, их взглядов, убеждений, ноодно приятно поражало: шкала моральных ценностей начиналась не с вещей ипрестижа, а с труда, доброты и сопереживания близким и товарищам. Наиболееспорным является вопрос о развитии интеллекта. Скажу прямо, я не нашел всемье юных интеллектуалов и эрудитов. Я увидел очень сообразительных"решателей проблем" со свободным и изобретательным мышлением, с хорошоразвитым языком. Да, они обгоняли своих сверстников по школьным программамкто на два, а кто на четыре года. Я видел их школьные тетради, дневники,пытался вникнуть в трудности их отношений с учителями. Увы, многие учителя,как и врачи, мыслят слишком шаблонно, чтобы оценить этих необычных ребятишек.Не все меня убедило в части школьных занятий: так ли уж необходимо кончатьшколу в двенадцать лет, но несомненно, что для таких ребят нужны особыепрограммы, иначе мозг детренируется "на манной каше" рутинной школьнойпрограммы, рассчитанной на сугубо средних учеников. Однако перескакиваниечерез класс далеко не так безобидно и связано с психологическими опасностями,которые еще требуется уяснить. Борис Павлович выдвинул закон, вернее, явление, которое он называет"нувэрсом" и которое касается развития умственных способностей. Его идеявыглядит очень заманчивой: по его взглядам, всех людей можно сделать оченьумными, если их очень рано и не так, как сейчас принято, целенаправленноначать обучать. Никитин не одинок в вопросе высокой эффективности раннегообучения. Имеется большая литература, с которой я более или менее знаком. Нонесомненно, что уровень интеллекта ребенка можно повысить путем раннегообучения. Энтузиасты утверждают, что, занимаясь в дошкольном периоде, можновсех датой приблизить к уровню отличников или хотя бы "хорошистов". Видимо,так и есть. Но превратятся ли школьные отличники в талантливых специалистов -вот это еще не доказано. Нет достаточных материалов. Возможно, что генывлияют на "пределы интеллекта" и даже раннее обучение не может существенноповысить эти пределы, не знаю. Но все равно я убежден, что правильнопоставленная работа с дошкольниками может существенно повыситьинтеллектуальный потенциал целого народа. Именно поэтому опыт Никитиных имеетбольшую ценность. Образование - это тренировка ума, воспитание - это формирование чувств иубеждений, движущих поведением человека. Именно они определяют гражданина.Трудно сказать, что важнее: воспитание или образование, но ясно, что этифакторы связаны. Образование само по себе не создает благородного человека, но повышаетвозможность привить идеал, поскольку расширяет воспитательные каналы, черезкоторые действуют искусство и наука. Система воспитания в семье Никитиных построена на прививании чувствасолидарности и любви к труду, что является, видимо, главным условиемформирования коммунистической нравственности, и в этом отношении значениеопыта Никитиных в воспитательном плане исключительно велико. Книга Никитиных дает представление не только о методике их занятий с детьми,о физическом развитии детей и укреплении их здоровья, но и об отношениях всемье, о способах социализации детей. Авторы не скрывают своих трудностей иошибок, рассказывают о путях их преодоления. Книга в целом не носит характеранравоучения и назидания, авторы не призывают делать так, как делают они, ноименно это заставляет читателя соотносить их опыт со своим, размышлять,анализировать. Это полезно не только родителям, но и специалистам,занимающимся теорией и практикой воспитания. Академик АН УССР, Герой Социалистического Труда Н.АМОСОВ

* Часть 1. МЫ И НАШИ ДЕТИ. НАША СЕМЬЯ *





В каждой семье есть свои особенности, обычаи, традиции - свой уклад жизни. Иу нас он свой. Это обнаруживается прямо с порога - в тесноватой прихожей целая стена занятаодной обувью. Немудрено: у нас трое взрослых, семеро детей. Направо большая светлая комната, но что тут творится! Верстаки и инструментывсех размеров; лаки, краски, химические реактивы, моторы, машины, проволока,фанера, уйма разных железок, деревяшек. На стенах свободного места нет, дажес потолка свешиваются какие-то, разумеется, очень нужные вещи. Иногда невыдерживаешь, в сердцах скажешь своим "мастерам": "Дождетесь - половинувыкинем на свалку, ведь скоро пройти невозможно будет!" Но, поостынув,рассмеешься: дело житейское - на то, в конце концов, и мастерская. Кухня, она же столовая, соединена большим проемом с соседней комнатой, вкоторой много книг, магнитофон, радиола, полки с рукоделием, стол, заваленныйрукописями и письмами. Здесь у нас что-то вроде кают-компании. При "камбузе"она находится потому, что здесь чаще всего бывает мама. Здесь решаются сообщавсе семейные проблемы и засиживаемся допоздна с разговорами, которые никакнельзя отложить на завтра. А в нашей спортивной комнате надо быть осторожнее: с каната из-под потолкакто-нибудь может спрыгнуть, а на кольцах можно раскачиваться от стены достены, а на матраце кувыркаться сколько хочешь. Два турника, лесенка, гири,обручи, мешочки с галькой, целый угол деревянных кирпичей и несколько палок скуклами, игрушечными зверятами, конструкторами, играми. А над дверью изкаркаса старой раскладушки сделано "гнездышко", куда набиваются не тольконаши "птенцы", но и соседские. Полстены внизу - коричневый линолеум, а понему мелом - рожицы, солнышко, цветы и разные каляки-закаляки - все, чтоподскажут желание и фантазия. В "кунацкой" - так мы называем гостиную (откавказского "кунак" - друг) - телевизор, пианино, круглый стол, низкиекресла, полки с книгами. Ничего необычного, кажется, здесь нет. Нопоролоновые подушки с кресел могут перекочевать вместе со стульями в"спортивную" в качестве строительного материала для "дворцов", "космическихкораблей" и прочих сооружений. Тут же собраны наши "развивающие игры" -предмет особых папиных забот. Они находятся здесь, потому что нашимногочисленные гости очень интересуются ими: срисовывают, копируют, осваиваютих методику, а потом увлекаются и просто начинают тут же играть со своимималышами. А спальни у нас наверху, в трех маленьких комнатках мансарды. Тут же полкидля белья, шкаф, столик для швейной машины, где, конечно, всегда лежит что-тонедошитое, недочиненное, недоглаженное... Из "спортивной" дверь в комнату дедушки - единственную комнату,неприкосновенную для ребят. Только самая младшая, шестилетняя Любаша, тамчастый гость - она дедушкина любимица. А остальные кто где: кто сидит,уткнувшись в книгу, кто делает что-то в мастерской, кто домывает посуду вкухне, кто пытается освоить новое упражнение на кольцах. Бывает, в игресобираются все вместе - тогда дом ходит ходуном от топота, смеха, шума, икрика: ничего не поделаешь - бывают и конфликты, которые не всегда удаетсяразрешить мирным путем. Но если вместе сядем у телевизора, получается маленький зрительный зал с"партером", "амфитеатром" и даже "ложей" - это кто-нибудь из малышейустраивается к папе или маме на колени. В доме тишина. И как хорошо смотритсяи переживается вместе!

Предсказания не сбываются

Было время, когда нас пугали: дети ваши "из болезней не будут вылезать", и"руки-ноги они обязательно себе переломают", и "в школе им будет трудноучиться", и "вырастут они недисциплинированными", и "на шею вам скоро сядут"и т.д. и т.п., и все из-за того, что слишком уж странными, непривычнымиказались многим наши методы воспитания, наш образ жизни. - Зачем все эти спортснаряды и таблицы в комнате? Зачем читать в три года?Зачем босиком по снегу? Зачем все эти фокусы? Вы искалечите детям жизнь! Шли годы, дети подрастали один за другим, а страшные прогнозы не сбывались.Болели они редко, простуды им вовсе были не страшны, а инфекционные болезниони переносили легко, чаще всего без лечебных процедур и лекарств. Годам ктрем они становились крепкими, сильными и ловкими, даже сбитого носа мы у нихне видели, а вывихов или переломов ни у кого из них не было ни разу за все 18прошедших лет. И в школе им учиться совсем не трудно: за домашними заданиями незасиживаются, а учатся в основном на "четыре" и "пять". Школу кончают раньшесрока на год-два-три ("перескакивая" через классы) и никаких хлопот недоставляют нам с поступлением в средние или высшие учебные заведения: ниособых условий, ни протекций, ни репетиторов, как и должно быть. От работы не бегут: старший уже в 14 лет работал почтальоном, а в 16 лет былпринят на должность техника в лабораторию и проработал два года, получивперед поступлением в институт четвертый разряд регулировщика радиоэлектроннойаппаратуры. И чем старше становятся наши ребята, тем чаще мы слышим похвалы вих адрес: "Хорошие у вас помощники растут". Да, косые взгляды сменяютсятеперь доброжелательными улыбками, а недоумение и раздражение - интересом:письма, гости, встречи, лекции - и уйма самых разных вопросов и просьб: - Расскажите, как и чем вы занимаетесь с детьми... Покажите свои игры,учебные пособия, мастерскую, спортивные снаряды... Напишите о том, как выобращаетесь с новорожденным... Пожалуйста, о закаливании!.. И о своих ошибкахне забудьте, чтобы их не повторить нам... И среди других обязательный вопрос: - А откуда вы все это взяли? Как не побоялись воспитывать детей так необычно?

Как мы начинали

Иногда считают, что мы все обдумали заранее, наметили, так сказать, пландействий, а потом уж стали его осуществлять в жизни. Ну и наделали бы мыбеды, если бы так случилось - мало ли ломается ребячьих судеб из-затщеславных замыслов их родителей и педантичного проведения их в жизнь. Да,многое в нашей жизни сложилось иначе, чем у других, и все это не само собой,а по нашей доброй воле (и тоже, конечно, не без тайных надежд на этосамое-самое... - кто из родителей этим не "переболел"?!), но никаких заранеенамеченных планов у нас и быть не могло по той простой причине, что мы оба одошкольном детстве представление имели довольно примитивное, а о младенческомвозрасте вообще ничего почти не знали. Мы, конечно, могли обложиться учебниками, популярными брошюрами, ученымитрудами и, проштудировав их, отобрать, наметить... и т.д. Но тогда, ксчастью, это оказалось нам не под силу: загруженность работой,неблагоустроенное жилье, бытовые заботы отнимали все время. Мы добрались докниг всерьез лишь тогда, когда у нас было уже двое сыновей, четыре или пятьисписанных толстых тетрадей с результатами наблюдений за ними и уйма самыхжитейских, а не теоретических проблем. Признаемся и еще в одном нашем "грехе": мы сами по себе люди не оченьорганизованные и к планам тяготения не испытываем. И в данном случае этооказалось полезным: нам не понадобилось подгонять жизнь под свои намерения иустановки. Так мы убереглись от одной крайности в воспитательном деле -излишне жесткого руководства этим сложным и тонким процессом. А другаякрайность - равнодушие - нам не грозила: мы оба задолго до знакомства друг сдругом увлеклись проблемами воспитания. Мы и встретились-то (вот судьба!) насовещании, посвященном "Программе воспитательной работы в школе". Случайусадил нас рядом, но разговорились мы уже не случайно: оба жили учениками,школой и ее многочисленными бедами, оба мечтали о преобразованиях в школьномделе, много думали об этом. Мы начинали свою семейную жизнь единомышленниками - видимо, это и послужилоосновой для всего, что было дальше. Конечно, впрямую школьные проблемы сзаботами о новорожденном не связывались. Это лишь потом мы обнаружили междуними самую тесную связь, а тогда и не догадывались об этом. Зато твердознали, что в школу дети уже приходят очень разные по уровню развития и отэтого зависит их дальнейшая школьная жизнь. Значит, много надо сделать дошколы, но не с пеленок же начинать? Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждуюсвободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него иудивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Кому из родителейне знакомо это ощущение чуда, имя которому Мой Ребенок? Но вскоре к этойродительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?Почему он напружинивается, когда берешь его прохладными руками? Почему онсопротивляется надеванию чепчиков? И т.д. и т.п. А сынишка рос, и вопросовэтих все прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставлялималышу все больше свободы действий, дали ему возможность самому определять,например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять - словом, во многомдоверились природе. И наблюдали, и записывали все, что казалось нам наиболееинтересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалосьуже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи: малыш, оказывается, моггораздо больше, чем об этом было написано в популярной литературе. Этопоразило нас и вызвало еще больший интерес к сынишке. А когда родился ещесын, мы с самого начала обращаться с ним так, как научил нас его старшийбратик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечнымипальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. Спервого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всякихплатков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет...

Споры, ссоры...

Первыми, кто был возмущен таким "варварским" отношением к ребенку, были,конечно, наши бабушки, которые тогда жили вместе с нами и просто видетьспокойно не могли голого младенца. Но мы не уступали их натиску. Малыши быливеселы, спокойны, энергичны, не болели, легче переносили диатез, и мынастаивали на своем. А на нас уже косо стали посматривать соседи. Прохожие наулицах, когда мы шли с непривычно легко одетыми малышами, осуждающе бросалинам в спину: - Сами-то в шубах, а детей заморозить хотите? Пришлось нам подравниваться под малышей, мы стали одеваться тоже полегче, нореплик от этого не убавилось: - Смотри-ка, ребенок едва поспевает, бежит за ним, а отец хоть бы шагпоубавил. - Ушки, ушки-то ему прикройте - застудите! - Что же ты, мать, ему головку-то не прикроешь - напечет ведь. Мы же твердо придерживались правила: считаться только с самочувствием малышаи в своих действиях исходить прежде всего из него. Вот здесь мы и допустилипервую серьезную ошибку: внимательно наблюдая за детьми, мы не всегдаобращали внимание на самочувствие окружающих и, конечно, были за это наказаныградом новых замечаний, наставлений, упреков. А ребятишки тем временем росли. Кто-то из знакомых подарил полуторагодоваломуАлеше кубики с буквами. Но буквы-то ему еще ни к чему, подумали мы, нокубиков у сына не отобрали. И были немало удивлены, когда обнаружили месяцачерез три, что Алеша-то наш уже узнает с десяток букв. К двум годам он ужезнал чуть ли не весь алфавит, а в два года восемь месяцев прочитал первоеслово. Для самого Алеши это было как будто так и надо, а для нас это сталоцелым открытием: так вот уже когда человек может читать! А как же востальном? Так начались наши пробы не только с обучением грамоте, но и вфизическом развитии малышей, в овладении различными движениями и даже вукреплении их здоровья. Пробы эти были чаще всего чисто интуитивнымипопытками разобраться, что малыш уже может. Мы ведь не знали, что ему посилам, что уже можно, а чего нельзя, и пробовали осторожно, играя. Никакогодавления, никакого обязательного урока, но и не сдерживали, если ему самомухочется. Удалось что-то малышу - мы рады, не получилось - значит, покаотложим. Мы жили тогда в небольшом щитовом домике, сами его оборудовали, сами топилипечи, ходили к колонке за водой и делали массу других хозяйственных дел. Адети были рядом. Вот Алеша видит, что папа забивает гвозди, и требует себемолоток. Мама подметает пол - он тянется к щетке или венику. И вот тут-то мы,кажется, сделали еще один правильный шаг к дальнейшим нашим педагогическимоткрытиям: впустили детей в мир взрослых хлопот и занятий, постарались датьим большой простор для собственной их деятельности. Мы не только обзавелись маленькими молотками, пилами, топориком, веничком имногими другими инструментами, но и дали возможность малышам самостоятельнопостигать свойства вещей и явлений. Даже опасные вещи (спички, булавки,иголки, ножницы и т.п.) мы не прятали, а знакомили детей с ними. Малыши раноузнали, что утюг горячий, иголка острая, спички могут обжечь, а нож порезатьпальчик. Сначала нами руководило лишь желание, чтобы занятый делом малыш нелез на руки, не приставал, не мешал работать, но при этом сам был быосторожен - ведь следить за детьми, не спуская глаз, нам было совершеннонекогда, мы оба работали. И только значительно позже мы поняли, какие большиевозможности для развития получают дети при таком самостоятельном исследованииокружающего мира. Со временем у Алеши и Антона появились целые наборыстолярных и слесарных инструментов, конструкторы металлические и деревянные,пластилин и бумага, проволока и гвозди. Так же естественно вошли в мирмалышей буквы на кубиках и буквы на картонках, азбука на стене и касса букв,карандаши и бумага. Алеша с Антоном не только строили поезда и башни изкубиков, но и свободно плавали в этом "азбучно-цифровом" море, писали буквы ине подозревали, что это "абстракции". А мы не делали разницы между вещами,числами и буквами и просили: принеси ТРИ ложки, найди ДВЕ буквы М, разрежьяблоко на ЧЕТЫРЕ части... Азбука и счет, опущенные с высот "возрастной недоступности" и вошедшие вребячью жизнь наравне с игрушками и инструментами, оказалось, усваиваютсястоль же легко и просто, без всяких уроков, как слова "ложка", "хлеб", "дай"и "молоко". В самом деле, что такое три десятка букв и цифры среди многихсотен слов, которые малыши узнают в первые два года жизни?! Но снова мы слышали: - Что вы делаете? Нельзя до школы обучать грамоте, ведь вы не знаетеметодики, вы неспециалисты, вы изуродуете детей?

Трудное наше счастье

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.