Тема 2.2. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности, их психолого-правовая оценка
Ростовский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра уголовно-процессуального права
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция
Профиль (специализация) уголовно-правовой
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Юридическая психология»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Курс 1, 2
Семестр 2, 3, 4
Форма обучения очная, очная сокращенная, заочная, заочная сокращенная
Срок освоения ООП по форме обучения 4 года, 3 года
Квалификация выпускника «бакалавр»
Ростов-на-Дону, 2014
Составитель:
Полтавцева Л.И., профессор кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала Российской академии правосудия, док. юрид. наук, канд. психол.н., профессор
_______________ «__» ________ 201__г.
Разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.03.01. Юриспруденция.
Обсуждены на заседании кафедры протокол № ___ «__» ________ 201__г.
Зав. кафедрой Гаврицкий А.В., к.ю.н., доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 201__г.
© Российская академия правосудия, год
© Полтавцева Л.И.2014
Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Раздел 1. Теоретико-методологические основы юридической психологии
Тема 1.1.Предмет, система и задачи юридической психологии
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.
2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.
3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.
II. План семинарского занятия (4 ч)
1. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.
2. История возникновения и развития юридической психологии.
3. Место юридической психологии в системе научного знания.
4. Генезис представлений об объекте и предмете юридической психологии и их современное понимание.
5. Задачи и методы юридической психологии.
6. Система юридической психологии (криминальная и превентивная психология; психология следственной деятельности и судебного разбирательства; пенитенциарная психология и т.д.) и тенденции ее развития.
7. Роль психологии в научном обеспечении юридической деятельности.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
На основе учебной литературы рассмотрите предмет юридической психологии и ее место в системе психологической науки. Обратите внимание на характеристику основных этапов формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Определите роль и значение потребностей юридической практики в развитии предмета юридической психологии.
Рассмотрите содержание, систему юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.
Следует составить ясное впечатление о тех факторах, вследствие которых повышается роль юридической психологии в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.
Рассмотрите методологические, естественно-научные и правовые основы юридической психологии, ее связь с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией, с судебной психиатрией.
IV. . Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается интегративная природа и сущность юридической психологии?
2. Каковы задачи и практическое значение юридической психологии?
3. Охарактеризуйте проблемное поле современной юридической психологии?
4. Каковы тенденции развития системы юридической психологии?
Тема 1.2.Психологические основы юридической деятельности
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.
2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.
3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.
II. План семинарского занятия(4 ч)
1. Поисково-познавательный характер деятельности юриста в условиях дефицита и существенных противоречий информации.
2. Личностный компонент юридической деятельности.
3. Социально-психологический компонент юридической деятельности.
4. Психологические аспекты подготовки и организации в деятельности юриста.
5. Понятие и содержание психологической компетентности юриста.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Изучитепсихологические особенности поисково-познавательной деятельности юриста в условиях дефицита и существенных противоречий информации, решения юристом организационно-управленческих вопросов и т.д. Исходя из профессиограммы юридической деятельности, рассмотрите ее личностный и социально-психологический компоненты.
Изучите психологические аспекты повышения эффективности труда юристов. Рассмотрите понятия психологического сопровождения служебной деятельности и психологической компетентности юриста.
Для студентов юридического факультета весьма важно уяснить роль и значение их психологической компетентности в профессиональной деятельности. Изучая тему, следует обратить особое внимание на основы прогнозирования индивидуальной успешности юриста. Следует уяснить, какие качества включаются в понятие профессионально значимых качеств.
Студенту следует уделить существенное внимание изучению профессионально значимых качеств юриста и задуматься о том, насколько он обладает этими качествами: развитое правосознание, высокий уровень социализации личности, соблюдение правовых и нравственных норм, развитый интеллект, высокая умственная работоспособность, аналитический склад ума, прогностические способности, развитые воображение, интуиция, нервно-психическая устойчивость, выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов и др.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите и охарактеризуйте психологические компоненты юридической деятельности.
2. Какова роль психологии в научном обеспечении юридической деятельности?
Раздел 2. Психология личности в сфере правоприменения
Тема 2.1. Познавательные процессы и учет их особенностей в юридической деятельности
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.
2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.
3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.
II. План семинарского занятия(4 ч)
1. Общая характеристикапознавательнойсферы личности. Понятие, виды и основные свойства ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.
2. Поисково-познавательный характер юридической деятельности.
3. Непреднамеренные ошибки свидетельских показаний: источники и предупреждение.
4. Исследование познавательной сферы личности как предмет исследования судебно-психологической экспертизы.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Юристу необходимо учитывать психологические закономерности формирования свидетельских показаний. В этой связи следует повторить:
- понятие об ощущении и восприятии;
- основные свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность);
- память как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта;
- мышление как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности;
- понятие «внимание», укажите основные свойства внимания (объем, устойчивость, переключение, распределение и т.д.);
- воображение как познавательный процесс.
Уделите внимание вопросам диагностики индивидуальных особенностей познавательной деятельности личности, изучению приемов активизации памяти человека.
Изучая познавательную деятельность человека, рассмотрите вопрос о судебно-психологической экспертизе (СПЭ) способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Ее предмет и компетенцию. Поводы для назначения.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каково значение использования в юридической деятельности психологических данных об основных свойствах познавательной сферы человека?
2. В чем проявляется своеобразие требований к познавательным способностям юриста?
Тема 2.2. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности, их психолого-правовая оценка
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.
2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.
3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.
II. План семинарского занятия(4 ч)
1. Понятие, физиологические механизмы и виды эмоциональных переживаний. Индивидуальное своеобразие эмоций.
2. Негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) эмоциональные переживания: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности.
3. Конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности.
4. Понятие воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности. Понятие «порока воли» в праве.
5. Общая характеристика мотивационной сферы личности.
6. Мотивация преступного поведения. Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы.
7. Исследование психических состояний и свойств личности как предмет судебно-психологической экспертизы.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Изучая судебно-психологическое значение эмоций, воли и мотивов, следует повторить их общепсихологическую характеристику. Дайте классификацию эмоций. Особое внимание обратите на негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) и конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния. Раскройте их психологическое содержание, а также роль и значение в юридической практике:
- СПЭ эмоциональных состояний;
- индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к аффекту. Поводы к назначению. Аффект на почве простого алкогольного опьянения.
-СПЭ стрессовых состояний.
Дайте определения: психологическому понятию «воля»; понятию «порока воли» в праве. Выявите психологическое содержание и причины «порока воли».
Изучая структуру личности, выделите подструктуру направленности личности (мотивационная сфера). Дайте в связи с этим классификацию потребностей и мотивов. Рассмотрите осознаваемые мотивы поведения (интересы, стремления, убеждения) и неосознаваемые мотивы поведения.
Рассмотрите соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Изучите психологическую характеристику умышленных и неосторожных преступлений.
Изучая мотивацию преступной деятельности, соотнесите юридическое и психологическое понятие «мотива преступления».
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте роль эмоций и воли в регуляции поведения человека.
2. Чем определяется необходимость учета и моделирования в юридической деятельности психических состояний человека?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|