Сделай Сам Свою Работу на 5

Инициация проекта - возникновение идеи.





Инициация проекта начинается с определения проектной идеи – основного замысла по решению проблемы - сложной практической или теоретической задачи, которая не имеет решения на настоящий период либо для решения которой не существует общепринятых методов.

Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?

Так, увидев неубранный мусор где-либо, не следует формулировать социальную проблему как проблему мусора. Это лишь ее следствие, а проблема может состоять в отсутствии экологической культуры у населения или в халатном отношении ответственных лиц к выполнению своей работы и т.д.

С учетом формулировки проблемы, намеченной идеи ее решения производится оценка ситуации - должны быть проработаны и учтены: история вопросов, связанных с проектом; текущая ситуация; нужды и интересы всех сторон, имеющих отношение к данному вопросу; возможные сценарии для разного развития событий в будущем.

В рамках этой деятельности предстоит собрать и проанализировать как можно более широкий спектр информации по заинтересовавшей их проблеме:



- провести социологические исследования среди различных категорий населения, изучить их точку зрения на то, насколько данный вопрос важен и злободневен для этой местности;

- изучить материалы средств массовой информации по этой теме, реакцию властей и населения;

- встретиться с компетентными специалистами для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, выяснить, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.

 

Анализ ситуационный включает в себя:

Анализ проблем и оценку потребности в осуществлении проекта с точки зрения общества:

- Что находится в проблемном поле? Каковы вопросы, на решении которых будет сфокусирован проект?

- Что является главной проблемой, решению которой должен способствовать Ваш проект?

- Имеет ли решение данная проблема?

- Действительно ли это является проблемой?



- Нужен ли этот проект целевой группе? Зачем? Хотят ли эти люди его? Почему?

- Чего мы хотим добиться с помощью данного проекта?

- Какую нишу в общественной жизни займет проект и его результаты?

- Каков будет масштаб проекта – с точки зрения объекта изменения (обширный/макро или специфичный/микро) и географии действия (локальный или глобальный)?

 

Анализ условий внешней среды:

- В каких политических, социально-экономических, социальных и технологических условиях будет проводиться проект?

- Кому может быть интересен данный проект?

- Как эти люди/организации будут вовлечены в процесс разработки, реализации, мониторинга, оценивания и отчетности по проекту?

- Кто уже работает по данной проблеме?

- Что именно уже делается?

 

Оценку потребности в осуществлении проекта с точки зрения организации:

- Какую нишу в работе организации займет проект?

- Какова наша мотивация в осуществлении этого проекта?

- Кто будет работать по проекту?

 

Необходимо проанализировать возможность практического решения проблемы силами предполагаемой проектной группы, уточнить ресурсы. Но, для того чтобы реально оценивать свои возможности, нужно понимать, что в случае, если члены проектной группы, команды - не являются профессионалами в области социальной работы, есть опасность превращения социального проекта в прожект. Чтобы этого не произошло, необходимо социально компетентно видеть конкретную ситуацию, которая должна быть улучшена, и конкретные методы и шаги по ее реализации. Персонал для выполнения проекта может набираться как из сотрудников самой организации, в которой осуществляется проект, так и из сотрудников какой – либо внешней организации. Также проект может выполняться командой из представителей исполнителя и заказчика проекта. При этом исполнитель и заказчик совместно формируют команду по управлению проектом, которая несет ответственность за его успех.



Анализ затрат и ожидаемых эффектов проекта

Проводится с целью определить, какой из возможных способов решения проблемы принесет наибольшую пользу при данных условиях и наличных ресурсах.

Анализ затрат и ожидаемых эффектов проекта включает в себя два аспекта: оценку экономической эффективности проекта, и оценку его социально-политической значимости.

Экономическая эффективность – это соотношение финансовых затрат на проект по отношению к материальным выгодам проекта. Иными словами, она может быть определена как возможность достичь указанные цели по разумной цене.

Рассчитывается как затраты на единицу предоставляемой услуги (например, затраты на дозу вакцины), или затраты на человека (например, затраты на вакцинацию ребенка). Экономическая эффективность конкретной деятельности вычисляется путем деления затрат на эту деятельность на количество полученной выгоды, или на число людей, которые воспользовались этой услугой.

Социально-политическая значимость проекта определяется подсчетом числа и предварительной оценкой качества изменений в социальной, экономической и политической сферах, произведенных в результате конкретного проекта. Каждому из предполагаемых изменений присваиваются условные баллы, которые показывают, насколько важным является влияние этого проекта на соответствующий (социальный, экономический или политический) аспект жизни.

К числу возможных изменений могут относиться:

- Социальные польза: улучшенные управленческие и технические навыки; улучшенный доступ к общественным службам; улучшенное качество жизни; увеличенная сплоченность сообщества и т.д.

- Экономическая польза: увеличивающаяся и устойчивая производительность; увеличенная устойчивость организации; увеличенная занятость населения и т.д.

- Политическая польза: улучшенная национальная политика по каким-то вопросам; влияние на региональное товарное производство; влияние на институциональную политику и т.д.

На основании проведенного анализа осуществляется выбор стратегии. Итогом работы на этой стадии становится ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда, оценка идеи проекта и принятие решения о том, стоит ли работать над ним дальше.


Варианты организации проектной деятельности.

Анализируя опыт проектной деятельности, можно выделить различные подходы и модели организации социальных проектов. Каждая модель определяется несколькими факторами: среда, состав участников, доступные ресурсы и т.д. Варианты организации проектной деятельности представленные в Таблицах № 2 и № 3.

 

Таблица № 2.

Структурирование проектной деятельности через ответы на вопросы.

Важнейшие аспекты Вопросы для структурирования проектной деятельности
Определение целей, задач, контекста и целевой группы участников В какой среде предполагается реализовать проект? Какие изменения повлечет реализация проекта? Для чего нужен этот проект? Каков ожидаемый результат? На кого рассчитан проект?
Содержание проекта Каковы тема и содержание проекта? Какие действия предполагает реализация проекта? Что необходимо для того, чтобы проект начал работать?
Где и когда Где планируется реализовать проект? Как долго он будет длиться? Каковы сроки начала и окончания?
Практические вопросы Какое оборудование для реализации проекта? Какие практические вопросы необходимо решить?
Финансирование Какова общая сумма расходов (включая планирование, реализацию, оценку)? Каковы источники финансирования?
Партнеры Кто выступает в роли партнеров? Какова их роль? Каковы условия сотрудничества?
Средства реализации Может ли проект рассчитывать на финансовую помощь? Можно ли использовать имеющиеся возможности (условия)?
Коммуникация Внутренняя коммуникация: каким образом распространяется информация среди команды проекта? Внешняя коммуникация: нуждается ли проект в поддержке со стороны СМИ (почему, как, в какой степени)?
Оценка и последствия Как и когда нужно оценивать проект? Какие аспекты, почему, какие последствия планируются?

 

Таблица № 3.

Структурирование проекта по методу Ласуэлла - с использованием вопросительных слов на букву «W».

Кто? Для кого? С кем? (Who?) Определение целевой группы проекта и партнеров. Их роли и взаимодействие в проекте. Их мнение о проекте. Сильные и слабые стороны их взглядов и взаимоотношений.
Что?(What?)   Основные мероприятия проекта - организованные, импровизированные и институционные. Социальные, экономические, культурные, политические и образовательные измерения проекта. Влияние проекта на эти измерения.
Для чего? (Why?)   Нужды и желания, удовлетворяемые в процессе реализации проекта. Мотивация и интересы участников. Главные цели проекта. Варианты финансирования проекта. Соотношение целей участников и институционных целей.
Где? (Where?) Социальный контекст проекта и социальное положение участников.
Когда? (when?) На каком периоде времени сосредоточена реализация проекта (прошлое, настоящее, будущее). Продолжительность (краткосрочный, средний, долгосрочный). Влияние на проект уровня происхождения участников.
Как? (how?) Процесс организации и участия. Используемые средства, методы и технология. Вклад в проект опыта участников, различных теорий, других проектов и т.д.

Для инициирования проектного замысла идеи можно использовать ряд упражнений:

Упражнение 1 . Умение видеть.

Леонардо да Винчи полагал, что для получения информации о форме проблемы сначала следует узнать, как реструктурировать ее, так чтобы видеть ее различными способами. Он считал, что при первом взгляде на проблему он склонен рассматривать ее обычным способом. Он рассматривал проблему с одной точки зрения, переходил к другой точке зрения и от нее к следующей. С каждым переходом его понимание углублялось, и он начинал видеть сущность проблемы. Леонардо да Винчи называл эту стратегию мышления - умение видеть. Цель – обнаружить новую точку зрения.

1.Зипишите задачу, которую вы хотите решить, в форме конкретного вопроса. Используйте фразу «Какими способами я мог бы?...», чтобы начать формулировать проблему.

2. По разному сформулируйте проблему (5-10 формулировок), используя следующие способы:

1. Сделайте ее более общей и конкретной;

2. Отделите части от целого;

3. Определенным образом измените слова;

4. сформулируйте проблему как позитивное действие;

5. Используйте различные точки зрения;

6. Используйте вопросы.

3. Общие и конкретные абстракции

3. Составьте диаграмму причинно-следственных связей. Это способ визуально организовать и рассмотреть все факторы, которые могут влиять на данную ситуацию, определив все возможные причины, которые приводят к данному следствию.

Предположим, что мы хотим повысить креативность в нашей организации. Ниже представлены руководящие принципы для составления диаграммы причинно – следственных связей в данной ситуации:

1.Нашим следствием будет «высокий уровень креативности в организации». Мы напишем это в рамке справа («голова рыбы»). Налево проведена прямая линия, напоминающая спинной хребет рыбы.

2. Следующий шаг состоит в мозговой атаке главных причин категорий. Каковы главные причины совершенной организационной креативности? Мы решаем, что четыре главные категории - это люди, среда, материалы, стандарты. Главные причинные категории становятся «ребрами рыбы».

3. Затем вокруг главных причин группируются второстепенные причины, как «кости рыбы». «Обучаться, чтобы быть креативным» будет костью, прикрепленной к ребру «люди», а «стимулирование» будет костью, прикрепленной к ребру «среда».

4. Для каждой второстепенной причины спросите: «Что мы можем сделать, чтобы это случилось?». Затем запишите ответ как ответвление от костей. «Нанять внешнего эксперта, чтобы провести обучение» было бы ответвлением от кости «обучение».

Диаграммы причинно-следственных связей позволяют увидеть отношения между причинами и следствиями, рассмотреть все части ситуации и определить те области, где вам требуется больше данных или информации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.