Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследовательские подходы к социальному проектированию.





ВВЕДЕНИЕ

Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен. Изменяются потребности, появляются новые технологии, рождаются уникальные и принципиально новые продукты или услуги. Общественная практика свидетельствует, что любые преобразования, в том числе и в социальной сфере, не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. Проникновение в сущность явлений, оценка прошлого и настоящего и прогнозирование будущих состояний общества составляют основную задачу для развития всех сфер человеческой деятельности.

В условиях развития современного общества способом конструирования, преобразования и улучшения реальности, на основе модели идеального будущего становится социальноепроектирование- вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем. Социальное проектирование является междисциплинарным по своей сути. В наше стране оно нашло применение в управленческой науке, социологии, педагогике, социальной инженерии и других сферах.



Проектная деятельность не случайно относится к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего необходимость адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в нашем современном обществе. В социальной сфере усилилась конкуренция за внимание клиента к товару или услуге той или иной организации: потребителю есть из чего выбирать. Кроме того, возросло значение индивидуального подхода к каждому клиенту. Следовательно, есть необходимость постоянно разрабатывать и производить значимые для различных клиентов уникальные продукты.Проектная деятельность становится формой творчества, которая является универсальным средством профессионального, личностного развития и усовершенствования окружающей действительности.

В последние годы проектная деятельность стала не только новым типом организационной культуры и источником инноваций для учреждений социально-культурной сферы но и формой получения финансовой поддержки.

Методическое пособие «Социальное проектирование» ориентировано на предоставление теоретических знаний и развитие практических умений и навыков в области социального проектирования и предоставляет возможность получить базовые знания о том, как посредством проектной деятельности обеспечивать развитие организации, достижение ею поставленных целей и задач. Хотя само по себе знание основ проектной деятельности еще не гарантирует успех, но их эффективное практическое применение, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Основные понятия и специфика социального проектирования

 

Основу теоретического контекста рассмотрения социального проектирования формируют такие понятия, как «проектирование», «проект», «проектный метод», «проектная деятельность», «социальное проектирование».

Термин проектированиепроисходит от латинского слова « projectus», что означает брошенный вперед. В этом контексте проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, которые предшествуют воплощению задуманного в реальном продукте.

Важным аспектом в процессе изучения сущности проектирования является рассмотрение историко-культурных источников развития этого явления. Социальное проектирование прошло долгий путь становления от утопий к реальным социальным проектам.

«Человек начал осваивать проектную деятельность уже на ранних этапах развития общества, когда она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Первоначально проектирование тесно вплеталось в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в самостоятельный вид деятельности. «Каждое действие, совершавшееся не инстинктивно, не импульсивно … а целенаправленно, должно было осуществляться на основе предваряющего его проекта». На уровне практического осознания формировалось представление о том, каким в итоге должны быть орудие труда, охотничий загон или жилище».



Если утопии в основном решали задачи образной реализации духовно значимых ценностей, то социальные проекты всегда ориентированы не только на познание реального мира, но и на его преобразование.

Первоначально проектирование как наука развивалось в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства. Исторически слово и понятие впервые было употреблено архитекторами. В XV веке Филиппо Брунеллеши привнес два новшества в архитектурную практику:

- еще в XIV веке работа над флорентийским собором была приостановлена, и Брунеллеши было поручено завершить строительство. Прежде чем приступить к работе, архитектор создал progetto – план собора в котором приводились различные варианты геометрии будущего здания, как он это себе представлял. Собор призван был символизировать исторический и политический контекст, в котором существовал город Флоренция стремилась стать городом, открытым для мира, поэтому собор имеет два купола – внешний и внутренний;

- Брунеллеши рационализировал архитектуру и разделил планирование и строительство, то есть проект и его реализацию.

Постепенно проектирование становится гуманитарной дисциплиной. Важным направлением проектной деятельности является создание моделей общественных явлений и институтов, решение сложных социальных задач.

Выделение социального проектирования как самостоятельного вида деятельности произошло в 70-х годах XX века, когда были разработаны основы социального управления, его этапов, методов и функций. В это время были выделены дополнительные функции современного управления: социальное планирование, социальное прогнозирование, социальное конструирование, социальное проектирование и моделирование организационных и социальных процессов и структур. На первых этапах своего становления социальное проектирование было производным от научного и технического проектирования.

Социальное проектирование представляет одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные ва­рианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию карди­нально преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуж­дались в детальной проработке и социальном управлении.

Исходные принципы социального проектирования разрабатыва­лись: Я.Дитрихом, Т.Тиори, Д.Фраем, а также отечественны­ми учеными – Н.А.Аитовым, Т.М.Дридзе, И.К.Корниловым, И.И.Ляховым, Ж.Т.Тощенко, А.Г.Раппопортом, Г.П.Щедровицким.

В педагогической теории и практике впервые термин «проект» употребил в 1908 году заведующий отделом воспитания сельскохозяйственных школ США Д. Снедзен, когда дети фермеров из-за нерегулярного посещения школы, получали от учителей ряд заданий для выполнения на дому - «домашний проект». Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. В 1911 году Бюро воспитания США узаконило этот термин.

Академический вариант метода проектов разработан крупнейшим американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Он исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа - это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания[1].

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Мощный импульс развития социальное проектирование получило в 1920-30–е годы. Пик интереса приходится на эпоху революций и последующие десятилетия. Перед идеологами того времени стояла глобальная задача – проектирование новой социальной действительности (общественных отношений, новой культуры) и нового человека. В 20-х. годах 20 века, когда в советской России шел процесс создания принципиально новой системы просвещения, метод проектов и ряд других идеи Дж. Дьюи с присущим им духом новаторства, получили довольно широкое освещение. Ряд идей и рекомендаций Дж. Дьюи активно поддерживались в то время самыми авторитетными деятелями просвещения. Н.К.Крупская особенно выделяя те его положения, которые были направлены на развитие новых форм и методов учебной работы и на повышение роли трудового обучения школьников. В то же время, рассматривая вопрос о возможности некоторых элементов метода проектов в условиях советской школы Н.К. Крупская в 1931 году, предостерегала об «опасности узкого практицизма», и провозглашала разработку таких проектов, на которых « …возможна была бы большая учеба».

С. Т. Шацкий еще в 1905 г., создавая с единомышленниками молодежное объединение «Сетлемент», писал: «…Мы придаем принципиальное значение вопросу о методе проектов. Проекты, опять-таки, не должны быть пересажены с американской на русскую почву; наши проекты - это новое отношение к труду и т. д.»[2]. Отличие советского воплощения метода проектов от американского состояло, прежде всего, в подчеркнутой общественно-полезной, трудовой, идеологической направленности проектов.

В 1929-1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. На идеи проектного обучения опираются “Декларация о единой трудовой школе” 1918 года и Программы ГУСа. При таком построении учебного процесса, как нередко утверждали многие педагоги-практики, учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели. Однако данная цель часто носила лишь узко - практический характер и не в полной мере способствовала должному развитию учащегося. Например, учащиеся должны были выполнить следующие исследовательские проекты-дела: «Что мы узнали о Солнце?»; «Уход за курами. Организация живого уголка» и др. В результате такого подхода учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке подменялось работой по выполнению заданий-проектов. Вследствие этого уровень общеобразовательной подготовки школьников резко снизился.

В 1920 - 30-х гг. «проект» объявлялся главной формой организации учебно-воспитательной работы в советской школе. Это согласовывалось с задачей преобразования школы учёбы в школу жизни и переходом к интеграции содержания и структуры образования.

Однако за столь стремительным взлетом популярности идеи Дж. Дьюи. последовало не менее стремительное падение. В 1931 году метод был осужден за «методическое» прожектерство. Это вызвало кардинальные изменения к оценке метода проектов Джона Дьюи. Если прежде отмечалось его ценное позитивное влияние и практическая ценность, то теперь на первое место выступила резкая критика и настойчиво проводимая мысль об абсолютной несовместимости разработок Дж. Дьюи и советской образовательной системы.

Очередной виток экспансии социального проектирования наблюдается в 1980 – е годы. С этого времени проектирование утверждается как особый тип интеллектуальной деятельности, не уступающей по креативному потенциалу науке, художественному творчеству, а по социальной значимости даже более эффективный.

Интерес к социальному проектированию был обусловлен несколькими факторами: во-первых, кризисом традиционных технологий планирования и программирования (об этом свидетельствует провал ряда крупных государственных программ и проектов развития образования, культуры); во-вторых, появлением новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна, которые не могли быть успешно решены традиционными способами и методами; в-третьих, верой в проектирование как силу, способную решить проблемы века – экологическую, образовательную, организации новых форм производства, досуга.

Исследовательские подходы к социальному проектированию.

Исследователями выделяются объектно – ориентированный, проблемно – ориентированный, и субъектно – ориентированный подходы к социальному проектированию[3].

Наиболее распространенным является объектно-ориентированный подход к социальному проектированию. Этот термин предложен известным исследователем проблем социального проектирования Т. М. Дридзе для обозначения концепций, разработанных Г. А. Антонюком. Н. А. Актовым, Н. И. Лапиным, Ж. Т. Тощенко и др. Социальный проект, с позиций такого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющеюся объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также социальные связи и отношения.

Н. А. Антонюк дает следующее определение: «Социальное проектирование - это разработка научно-обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социальных организмов или их состояний в плане решения определенных социальных задач. Построенная модель и есть социальный проект»[4].

По определению Ж. Т. Тощенко, «Социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов»[5].

Социальное проектирование в рамках этого подхода рассматривается как специфическая плановая деятельность, «суть которой — в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных объектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов». В силу этого, в частности, диапазон социальных проектов «полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведении».

В рамках объектно-ориентированного подхода к социальному проекту предъявляются требования конкретности, научной обоснованности, прямой связи с управлением обществом. По определению Ж. Т. Тощенко, «проектирование — ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы.

Проблемно-ориентированный подход в социальном проектировании исследуется с 1986 г. на базе Института социологии РАН. Межотраслевой научный коллектив «Прогнозное социальное проектирование: теория, метод, технология» под руководством Т. М. Дридзе разработал концепцию прогнозного социального проектирования, которая строится на теоретико-методологических основаниях, получивших название проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода. Исследователи, придерживающиеся этого подхода Т.М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко, О. Н. Яницкий и др., ведут разработку «фундаментальной теории и методологии прогнозной социально-проектной деятельности как специфической социальной технологии, ориентированной на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально - диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации»

Для проблемно-ориентированного подхода характерны: 1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных; 2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы; 3) упор на обратной связи между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения. Именно эти обстоятельства позволяют характеризовать специфику рассматриваемого подхода — его проблемную (целевую, прогнозную) ориентацию.

Концепция имеет четко выраженную эколого-гуманитарную направленность, что, в частности, проявилось в одном из крупных теоретических достижений проблемно-ориентированного подхода — разработке вопросов социальной инфраструктуры в связи с задачами социального проектирования.

Под социальной инфраструктурой понимается «весь комплекс социальных организаций и институтов, призванных обеспечить социально-воспроизводственный процесс; производство, распределение и потребление ресурсов и жизненных благ (социально-экономическая составляющая инфраструктуры); преобразование, восстановление и поддержание баланса природной, искусственной и популяционной сред жизнедеятельности человека (социально-экологическая составляющая инфраструктуры); выработка образцов и норм деятельности, поведения, общения и взаимодействия с природным, культурным и социальным окружением, а также приобщение к этим образцам и нормам каждого нового поколения людей (социализационно-кулътурная, или информационная составляющая инфраструктуры)».

На этом эколого-гуманитарном фоне в концепции развернут и важнейший принцип современной социально-проектной деятельности —- принцип социального участия - «участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих, их судьбу, путем перманентного расширения «коммуникативного круга» с постепенным «втягиванием» в него асе большего числа лиц с их «разномотивированными» критериями оценки социальной ситуации и социально значимых решений»

Объектно-ориентированный и проблемно-ориентированный подходы связаны, прежде всего, с созданием и реализацией крупных проектов, где они могут эффективно использоваться. Но если речь идет о малых проектах и о проектах, которые, В.А. Луков называет микропроектами (проектами с минимальным числом участников и с небольшим объемом деятельности, нередко индивидуальной), то базовые положения этих подходов оказываются недостаточными или требуют специальной интерпретации.

Для теоретического обобщения многообразного опыта социального проектирования на уровне разработки и осуществления как крупных, так и малых и микропроектов, В.А. Луков, продолжая терминологический ряд, начатый Т. М Дридзе, вводит понятие субъектно-ориентированого подхода.

Субъектная ориентация социального проектирования имеет своим более глубоким теоретико-социологическим основанием тезаурологию.

Генеральная идея субъектно-ориентированного подхода к социальному проектированию состоит в признании тезауруса создателя проекта и ценностно-нормативной системы, на которой этот тезаурус основывается, источником проектной идеи. Этим не умаляется значение объективных факторов разработки и осуществления проекта (назревшая общественная проблема, высокий спрос на предоставляемые услуги, заказ, наличие ресурсов и т. д.) и, в частности, того обстоятельства, что в результате осуществления проекта возникает новый или трансформируется имевшийся социальный объект. Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию не устраняет причинность и обусловленность проектов и проектной деятельности, а идея тезаурусов не означает утери связанности социальной среды. Напротив, тезаурологический подход позволяет обосновать многообразие и многоуровневость социально-проектной деятельности, понять причины несовпадения замысла и исполнения, провала «сильных» и успеха «слабых» проектов. По определению В.А. Лукова, «Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам». Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего, причем создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

В.И.Курбатов дает следующее определение: «Социальный проект - это «цель проектной деятельности как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организованных коллективных отношений с опытом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп»[6].

Согласно определению В.Н.Жадько, социальное проектирование - это «способ организации и выявления ресурсов для перестройки, модернизации, средство взаимодействия с партнерами, властными структурами, обществом»[7].

В.М. Розин отмечает, что социальный проектировщик является не просто создателем проекта (и в этом смысле социальные явления не могут рассматриваться как простые объекты преобразования), а активным соучастником коллективного действия, причем он не только изучает и проектирует свой объект, но и взаимодействует с ним и даже учится у него, «...взаимодействие с городом, но не «для» горожан, а вместе с ними... Речь идет о социальной педагогике, обращенной всевозрастным сообществом горожан (включая и все горизонты управления) на самое себя»[8].

Предметом социального проектирования по определению В.А. Лукова является создание (модернизация, сохранение в изменившейся среде) ценности. Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны. В результате реализации проекта может появиться:

- новая вещь, предмет (это может быть здание, сооружение, комплекс, город и т.д.);

- новые свойства старой вещи (новый дизайн автомобиля, например; новые свойства приобретает любая вещь при ее включении в коллекцию);

- смена функций (так, мы видели сооруженную социальными работниками из армейского надувного склада горку для детей);

- услуга (например, создание телефона для глухих в Великобритании);

- отрасль производства, отрасль управления (так, с 1991 г. в России начала формироваться система органов по делам молодежи);

- организация (общественное объединение, фирма, художественная

- студия и т. п.);

- система воздействия (идеология, система воспитания с соответствующими инструментами внедрения);

- новый канал коммуникации (например, Internet);

- мероприятия (в том числе различные массовые праздники - Олимпийские игры, праздники городов и т. д.);

- запрограммированное поведение, реакция (таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий);

- мода, имидж (разработка имиджа лидера, организации, товара и т. д.).

Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленной на изменение социальной ситуации и представляет собой конструирование локализованного по месту, времени и ресурсам действия, направленного на достижение социально значимой цели.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.