Сделай Сам Свою Работу на 5

Оплачиваемое общественное достояние





Ряд стран21 ввел правовой режим, который называют «оплачиваемое общественное достояние», если воспользоваться французской термино­логией.

По мнению противников этой системы, обязанность платить за ис­пользование произведений, как только прекращается действие имуще­ственных прав автора, сдерживает или во всяком случае затрудняет обо­рот произведений литературы, музыкальных произведений или произве­дений искусства, поскольку ведет к повышению цен.

Они приводят доводы в пользу того, что оплачиваемое обществен­ное достояние может послужить предлогом дня интеллектуального кон­троля и скрытой цензуры, как только государство станет рассматривать себя в качестве правопреемника и наследника автора, и заявит свое пра­во на то, чтобы выступать в этом качестве владельцем произведения, требуя, чтобы к нему обращались за разрешением при каждом случае использования произведения; разрешением, которое оно может дать или не дать в зависимости от того, желает ли оно, чтобы некоторые произ­ведения или работы определенного жанра распространялись или не рас­пространялись22. Государственное вмешательство в интеллектуальное творчество может также осуществляться путем адресного использова­ния собранных средств.



Противники этой системы также утверждают, что отчисления, про­изводимые за использование произведений, относящихся к обществен­ному достоянию, могут превратиться в дополнительный налог, который растворится в массе государственных поступлений, или же могут выде­ляться на общей и неконкретной основе для развития литературы и ис­кусства. Кроме того, государство может произвольно повысить эту сум-

21 Алжир, Аргентина, Ватикан, Бенин, Боливия, Буркина-Фасо, Венгрия, Гвинея,
Италия, Камерун, Конго, Кот д'Ивуар, Мали, Руанда, Сенегал, Уругвай, бывшая Чехо­
словакия, бывшая Югославия.

22 Некоторые из стран, которые приняли платную систему, учредили, хотя это и не­
правильно, процедуру предоставления предварительного разрешения на использование
произведений, ставших общим достоянием (например, Конго, ст. 85: Кот д'Ивуар, ст. 59).


___________________________________ Срок охраны___________________________ 233



му, создавая таким образом препятствия для достижения первичной цели института общественного достояния, а именно распространения культуры.

Сторонники режима оплачиваемого общественного достояния по­лагают, что независимо от занятой позиции использование вышеупомя­нутых произведений должно всегда быть свободным. Нет необходимо­сти в том, чтобы обращаться за каким-либо разрешением к государству, поскольку такое условие противоречит самому характеру института общественного достояния, потому что государство не заменяет право­преемников автора в сфере обладания экономическими правами на про­изведение. Общественное достояние в области АП не аналогично дру­гим юридическим институтам, таким как государственное достояние или же правонаследие государства в случаях невостребованного насле­дия или же рассматриваемого в качестве свободного по истечению пре­дусмотренных сроков. В связи с этим сторонники признают, что требо­вания, предусматривающие получение предварительного разрешения у государства на использование произведений, ставших общественным достоянием, способствуют интеллектуальному контролю и скрытой цен­зуре, однако они указывают, что это условие не имеет ничего общего с системой общественного достояния, неоплачиваемого или оплачиваемо­го; поэтому в последнем случае только вменяется в обязанность выплата сбора за использование произведений, ставших общим достоянием. Таким образом, это обязательство является налогом, а не встречным удовлетворением прав имущественного характера автора, который умер. Основанием для взимания государством этих сумм является, таким об­разом, его возможность устанавливать сборы с определенной, свободно осуществляемой экономической деятельности, каковой является эксплу­атация пользователями (издателями, импресарио, изготовителями и т. д.) произведений, перешедших в общественное достояние.



Они подчеркивают, что режим оплачиваемого общественного до­стояния выгоден тем, что он позволяет избежать недобросовестной кон­куренции произведений в сфере общественного достояния с произведе­ниями, созданными в частном секторе, а также позволяет государству получать средства для стимулирования творческой деятельности или же для подпитки системы социального обеспечения авторов.


ГЛАВА 6

Передача авторского права

6.1. Общие правила, применяемые к передаче авторского права

6.1.1. Передача прав между живущими. 6.1.2. Переход прав в связи со смертью

6.2. Издательский договор, произведения литературы, музыкальные произведения и произ­
ведения искусства

6.2.1. Издательский договор на литературное произведение. 6.2.1.1. Права и обязанности сторон. 6.2.1.2. Прекращение действия издательского договора. 6.2.2. Издательский дого­вор на музыкальное произведение. 6.2.3 Договор об издании произведений искусства. 6.2.4. Право издателя на графическое оформление своих печатных изданий. 6.2.5. Право издателя обратиться в суд в случае посягательства на исключительные права, которыми он обладает в рамках производного права

6.3. Договор о публичном показе или публичном исполнении драматических, музыкальных
и музыкально-драматических произведений

6.3.1. Концепция. 6.3.2. Юридическая природа. 6.3J. Признаки. 6.3.4. Права и обязанно­сти сторон. 6J.5. Прекращение действия договора о публичном показе или публичном исполнении

6.4. Договор о механическом воспроизведении

6.4.1. Концепция. 6.4.2. Юридическая природа и признаки. 6.4.3. Права и обязанности сторон

6.5. Договор о передаче в эфир

6.5.1. Концепция. 6.5.2. Юридическая природа и признаки. 6.5.3. Права и обязанности сторон. 6.5.4. Радиовешание. 6.5.5. Телевещание

6.6. Договор о создании аудиовизуальных произведений

6.6.1. Концепция. 6.6.2. Юридическая природа и признаки. 6.6.3. Права и обязанности сторон

6.1. Общие правила, применяемые к передаче авторского права

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.