Сделай Сам Свою Работу на 5

Право на отзыв или изъятие произведения из обращения





Данное право представляет собой имеющуюся у автора возможность изъять произведение из коммерческого обращения, если оно переста­ет соответствовать его интеллектуальным или нравственным убежде­ниям, после того как его распространение стало предметом договора,


ISO__________________ Авторское право и смежныеправа_____________________

и приостановить его использование в уже разрешенной форме при ус­ловии предварительного возмещения убытков обладателю права пользования.

Признание этой прерогативы свидетельствует о большом уваже­нии к интеллектуальной щепетильности автора и естественным обра­зом дополняет его право принимать решение об обнародовании свое­го произведения. Оно также исходит из необходимости защитить сво­боду мысли и подразумевает в то же время возможность менять свои мнения.

Выражение «право на отзыв или изъятие» означает, как это указывает К. Коломбе (Colombet 1987: 42), две фазы процесса: слово «отозвать» подразумевает внутреннюю, умственную фазу, а слово «изъять» — внеш­нее проявление, стремление совершить такое действие.

В законодательствах стран, где автору предоставляют эту прерога­тиву, для ее обозначения используют различные формулировки. Весьма редко применяется формула «право на отзыв или изъятие произведения из обращения» (Франция, ст. L. 121-4, бывшая ст. 32 Закона о литератур­ной и художественной собственности и последующие законы). В боль­шинстве случаев используется формула «право изъять произведение» из торговли или обращения или из-под контроля пользователя22.



Речь идет об исключительных полномочиях, прямо противоречащих принципу обязательной силы договоров, причем явно в еще большей мере, чем имеющаяся у автора возможность не передавать заказанное ему произведение, воспользовавшись своим личным правом на его об­народование. В связи с этим наблюдается стремление примирить по возможности два принципа, которые, как представляется, противоречат друг другу: с одной стороны, принцип pacta sunt servanda («договор сле­дует выполнять»), а с другой стороны, уважение свободы мысли, что неизбежно связано со свободой менять убеждения. Следовательно, изъ­ятие произведения из обращения обычно связано с рядом условий, в чис­ле которых всегда фигурирует обязательство финансового возмещения убытков, причиненных пострадавшей стороне.



В силу личного и неотъемлемого характера права на отзыв или изъ­ятие произведения из обращения, оно принадлежит исключительно ав­тору и не передается наследникам23.

Условия осуществления этого права варьируются и не всегда стро­го регламентируются.

23 Бразилия, ст. 25.VL; Колумбия, ст. 30 Е; Эквадор, ст. 17f; Испания, ст. 14.6; Испа­ния, ст. 142; Ливия, ст. 43; Португалия, ст. 62; Египет, ст. 42; Доминиканская Республи­ка, ст. 18.d; Уругвай, ст. 13.

23 Немецкое право (ст. 42.1) предусматривает, что правопреемник автора может ис­пользовать право на отказ от договора только в том случае, если он докажет, что автор перед своей смертью намеревался заявить о таком отказе, но не смог этого сделать, или что он распорядился об этом в своем завещании.


___________________________ Содержание авторского права____________________ 151

ПРИЧИНЫ

Само собой разумеется, что автор стремится использовать это право только в том случае, если он имеет на то весьма серьезные основания. Законодательства стран, где принят либеральный подход в этом вопро­се и где воздерживаются от определения причин, по которым автор мо­жет изъять свои произведения из обращения, весьма немногочисленны (Бразилия, Португалия, Сальвадор, Франция). В большинстве стран за­конодательство носит более ограничительный характер и устанавлива­ет, какими должны быть причины, побуждающие автора принять столь радикальное решение. При этом уточняется, что произведение более не соответствует взглядам и убеждениям автора и что, следовательно, от него уже нельзя требовать сохранения согласия на эксплуатацию этого произведения (Германия, ст. 42.1), что речь идет о серьезных причинах морального порядка (Италия, Ливия, Уругвай), или что возникают серь­езные основания (Египет), или происходят изменения творческих взгля­дов или моральных убеждений автора (Испания). Различие заключает­ся в том, что при либеральном подходе речь идет о дискреционных воз­можностях автора, в то время как при ограничительном подходе, исполь­зование этого права обусловливается судебной оценкой приводимых причин.



РЕКЛАМА

Изъятие произведения из обращения может нанести ущерб правам его использования, принадлежащим не только контрагентам автора. Италь­янский закон, касающийся охраны АП и смежных прав (ст. 142.3 и 13 Постановления о порядке применения), предусматривает, что автор дол­жен предупредить о своем намерении изъять произведение из обраще­ния не только лиц, заключивших с ним договор, но также и всех облада­телей права на его использование. Именно поэтому он должен публич­но заявить о своем намерении с помощью средств, предписанных вла­стями. Заинтересованные лица могут в течение года, начиная с момен­та уведомления или официального оповещения, обратиться в суд, чтобы опротестовать использование этого права автором или потребовать пре­дусмотренного в подобном случае возмещения.

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Указанное право не распространяется на аудиовизуальные произведения (Германия, ст. 90), компьютерные программы (Франция, ст. L. 121-7, бывшая ст. 46 in fine закона 1985 г.), произведения, созданные на осно­вании трудового договора (см. выше, гл. 3, п. 3.5).


152__________________ Авторское право и смежные права_________________________

ПОВТОРНЫЙ ВВОД ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОБРАЩЕНИЕ

Вполне возможно, что, воспользовавшись своим правом изъять произве­дение из обращения, автор вновь изменит свое намерение и решит возоб­новить использование своего произведения. В этом случае считается справедливым, чтобы первоначально выбранный контрагент мог в при­оритетном порядке вновь заключить договор об использовании этого про­изведения на условиях, которые будут достаточно близкими к первона­чальным, во избежание того, чтобы право на отзыв или изъятие произве­дения из обращения не использовалось для получения более выгодных финансовых условий по сравнению с условиями первоначального дого­вора. Такое преимущественное право рассматривается в качестве своего рода противовеса праву автора изъять произведение из обращения.

4.3. Имущественные права

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕ ЗАВИСЯТ ДРУГ от ДРУГА24

Этот принцип независимости прав прямо провозглашается в «Хартии

авторского права»25 (III, 9, второй абзац):

«Различные исключительные права автора, в том, что касается эконо­мического использования его произведения, как то: графическое вос­произведение или воспроизведение любым другим способом, механи­ческая запись, экранизация, представление, публичное чтение, публич­ное исполнение, радио- и телетрансляция, переделка в какую-либо иную форму выражения — являются независимыми друг от друга пра­вами, передача которых третьим лицам может происходить лишь в ре­зультате явно и специально выраженной воли автора».

НА ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЕ NUMERUS CLAUSUS26

Автор располагает таким количеством прав на использование произве­дения, сколько существует способов его возможной эксплуатации, при­чем не только на момент создания, но и до тех пор, пока оно остается в области частного права.

24 Коста-Рика, ст. 19: «Различные формы использования произведения не зависят
друг от друга, разрешение на запись или на производство произведения не означает раз­
решения на его исполнение или передачу в эфир и наоборот». Доминиканская Республи­
ка, ст. 62: «Различные формы использования произведения не зависят друг от друга; пре­
доставляемое автором разрешение на какую-либо форму его использования не распро­
страняется на другие». Испания, ст. 23: «Права использования, регулируемые настоящим
разделом, не зависят одно от другого».

25 Принята 26 сентября 1956 г. Гамбургским конгрессом Международной конфеде­
рации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).

26 Например, Франция, ст. L. 123-1.1, бывшая ст. 21.1: «Автор имеет в течение всей


___________________________ Содержание авторского права____________________ 153

Вместе с тем в дидактических целях и во избежание проблем раз­личного толкования базового принципа в относительно новой и малоиз­вестной области в законе достаточно подробно перечисляются различ­ные имущественные права, которым соответствуют способы их исполь­зования, имеющиеся в распоряжении автора (право на воспроизведение и право воспроизводить произведение, путем копирования последнего на любом материальном носителе; право на исполнение и право испол­нять театральное произведение в присутствии публики; право на сооб­щение в эфир и право транслировать или ретранслировать произведение по радио и телевидению и т. д.).

Даже если в законе нет перечня примеров или указания на какое-либо право или способ использования произведения, тем не менее в распоряжении автора не становится меньше таких прав или спо­собов, поскольку признание имущественных прав имеет общий ха­рактер21.

ПРИНЦИП ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ ДОГОВОРОВ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Договоры, касающиеся АП, должны толковаться ограничительно, что означает невозможность сделать вывод в пользу контрагента автора о том, что ему были предоставлены более широкие права, чем те, что были четко указаны в договоре. В законодательстве одних стран этот принцип закрепляется специально — Коста-Рика (ст. 16), Колумбия (ст. 78), До­миниканская Республика (ст. 63), в других он также упоминается — Гер­мания (ст. 31.5), Испания (ст. 43,1), Франция (ст. L. 122-7, бывшая ст. 30, четвертый абзац), Венесуэла (ст. 51.2).

жизни исключительное право использовать свое произведение в любой форме и получать от этого имущественную выгоду»; Италия, ст. 12: «Автор <...> обладает, кроме того, ис­ключительным правом на экономическое использование своего произведения, перво­начального или производного, в любой форме и любым способом <...> в частности, осу­ществляя исключительные права, изложенные в нижеследующих статьях»; Доминикан­ская Республика, ст. 20: «Авторы <...> имеют право разрешать или запрещать: <...> лю­бую другую форму применения, использования или эксплуатации, которая известна или может появиться в будущем».

27 А. Дельгадо Поррас указывает, что, «поскольку собственность охраняет свойства вещи "во всей совокупности ее возможностей" (Пуглиатти, цитируется Байлосом Корро-зой), монополия распространяется на все возможные способы использования произведе­ния, даже без применения к ним принципа юридической квалификации, что представля­ется необходимым при установлении привилегии, а также в тех системах, которые в ка­кой-то степени сохраняют их остаточные признаки (область АП) <...>» (Delgado Porras 1983: 1125). См. также выше, гл. 1, п. 1.3.4.


154__________________ Авторское право и смежные права_______________________

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.