Сделай Сам Свою Работу на 5

Юридические отношения между создателями и продюсером аудиовизуальных произведений





С самого начала кинопроизводства продюсеры стали настаивать на пре­доставлении им широких прав по использованию своей продукции. Они требовали признания их единственными авторами произведения. В не­которых странах за продюсерами признается авторство, в других - - за ними признано первоначальное обладание правами на аудиовизуальное произведение.

Во многих странах такое требование было признано чрезмерным. Вместе с тем допускалось, что кинематографическое произведение су­щественным образом отличается от других видов произведений: речь идет об особенностях его создания, поскольку оно представляет собой единое коллективное художественное произведение, которое: не подда­ется обычному разделу на составляющие его компоненты; насчитывает большое число соавторов, участвующих в его создании; имеет особые формы эксплуатации, требующие значительных экономических затрат. Необходимость охраны прав продюсеров была признана, чтобы удовле­творить потребность в гарантированной возможности эксплуатировать произведение.

В целом, в настоящее время законодательные решения проблемы обладания правами на аудиовизуальные произведения можно разделить на две основные группы.



К первой группе относятся страны, законодательства которых призна­ют за продюсером авторство или первоначальное обладание АЛ, а лица, внесшие конкретный творческий вклад в создание произведения, не при­знаются в качестве авторов аудиовизуального произведения: это страны, в которых действует система copyright (такие как США), при условии, что договором не предусмотрено иное (ст. 201Ь и 101.2 — «произведение, предназначенное для проката»), и Великобритания (ст. 9.2а), хотя в этой стране за режиссером-постановщиком признаются моральные права (ст. 77). Это система так называемого «фильм-копирайта», АП продюсе­ра на фильм.

Во вторую группу входят страны, придерживающиеся континен-тально-европейской или латинской правовой традиции в законодатель­стве или системы АП, в соответствии с которой только физические лица, принимавшие участие в создании аудиовизуального произведения, мо­гут иметь статус автора и, следовательно, быть первоначальными обла­дателями АП на это произведение.



Однако в отношении кинематографических (или аудиовизуальных произведений) предусмотрены особые положения, с тем чтобы продю­сер мог беспрепятственно осуществлять право на использование произ­ведения. Поэтому в законодательстве некоторых стран предусмотрена автоматическая, в силу закона, уступка имущественных прав в пользу


___________________________ Обладатели авторского права_____________________ \_2\_

продюсера (например, в Италии) или же, что используется гораздо бо­лее часто, установление законом презумпции уступки, или презумпции легитимного обладания продюсером АП, если договором не предусмот­рено иное, а также различные ограничения морального права создателей произведения.

По мнению К. Коломбе, основное различие между этими двумя системами, как мы уже отмечали, заключается не столько в передаче имущественных прав, сколько в соблюдении морального права, которое в странах, следующих системе АП, не передается продюсеру, даже если оно подлежит некоторым ограничениям. В связи с этим, возможно, сле­дует отметить тот факт, что английское законодательство 1988 г., с одной стороны, устанавливает, что с целью предоставления статуса первона­чального обладателя прав в отношении фильма автором является продю­сер (ст. 9.2.а), а с другой — в том, что касается морального права, при­знает за режиссером-постановщиком право считаться автором фильма и право на целостность произведения (ст. 77.1 и 80.1).

В странах, законы которых следуют латинской традиции, кинема­тографические произведения или, в более широком плане, аудиовизуаль­ные произведения, рассматриваются как совместные произведения. Соавторами или лицами, внесшими совместный творческий вклад в создание произведения такого жанра, обычно считаются автор сценария, написанного для данного произведения специально, автор экранной адаптации существовавшего ранее произведения, автор диалогов, автор музыкальной композиции с текстом или без текста, если она была созда­на специально для данного произведения, и режиссер-постановщик.



В некоторых из этих стран продюсер признается одним из соавто­ров аудиовизуального произведения, если, наряду с другими лицами, которые участвуют в создании произведения, он тоже участвует в акте интеллектуального творчества (Франция, ст. L. 113-7.1, бывшая ст. 14.1) или же, если речь идет о юридическом лице, такого участия не требуется (Аргентина, ст. 20; Бразилия, ст. 16; Коста-Рика, ст. 52, гл.). Кроме того, признаются также права автора ранее существовавшего произведения, использованного для создания аудиовизуального произведения, — рома­на, театральной пьесы и др. (Франция, ст. L. 113-7, бывшая ст. 14, после­дний подпункт).

Забота о том, чтобы гарантировать продюсеру возможность исполь­зования кинематографического произведения, обусловила появление ст. 14 bis 2.b Бернской конвенции, Парижский акт 1971 г. (результат пе­ресмотра в Стокгольме в 1967 г.). Статья устанавливает презумпцию за­конного правообладания в качестве нормы толкования авторских дого­воров в странах, законы которых не предусматривают ни систему «копи­райта кинофильма», ни систему уступки в силу закона:

«Однако в странах Союза, законодательство которых включает в

число обладателей АП на кинематографическое произведение авто-


122___________________ Авторское право и смежныеправа____________________

ров, внесших творческий вклад в его создание, эти последние, если они были наняты для внесения такого вклада, не вправе, если только нет обратного или особого условия, противиться воспроизведению, распространению, публичному представлению и исполнению, сооб­щению по проводам для всеобщего сведения, передаче в эфир или любому другому публичному сообщению произведения, а также субтитрованию и дублированию его текста». В любом случае сфера применения этого положения крайне ограни­чена; если национальным законодательством не предусмотрено иное, презумпция, установленная в основном тексте, не применяется к авто­рам литературного сценария, режиссерского сценария и композиторам, написавшим музыку для кинематографического произведения, ни к глав­ному режиссеру-постановщику этого произведения (ст. 14 bis 3).

3.4.2. Охрана личных неимущественных (моральных) прав

Личные неимущественные права, относящееся к аудиовизуальным произведениям, часто становятся объектом ограничений в интересах защиты крупных финансовых инвестиций, которые необходимы для создания этих произведений. Моральные права принадлежат соавто­рам произведения; в законодательстве некоторых стран они признают­ся только за режиссером-постановщиком (Бразилия, ст. 26; Коста-Рика, ст. 56; Колумбия, ст. 99, при этом дополнительно оговаривает­ся, что они признаются независимо от прав, которые принадлежат другим участникам и артистам на их творческий вклад). Моральные права признаются главным образом в виде прав на авторство и цело­стность произведения, а право отзыва или изъятия произведения из обращения исключается (если бы такое право мог реализовать любой из участников создания произведения, это привело бы к возникнове­нию очень неприятных ситуаций и причинило бы серьезный ущерб другим соавторам, а также продюсеру, на что специально указано в законодательстве Германии (ст. 90)). Отсюда следуют положения, пре­дусматривающие, что в случае если один из авторов не заканчивает свою часть работы в силу безосновательного отказа или по причине форс-мажорных обстоятельств, то продюсер может использовать уже подготовленную часть произведения, соблюдая АП, включая, в случае необходимости, и право на вознаграждение (например, в Испании, ст. 91.; во Франции, ст. L. 121-6, бывшая ст. 15.1; в Бразилии, ст. 86; в Колумбии, ст. 102). При этом используемая часть произведения не должна быть искажена.

Право авторства на произведение предписывает, чтобы были упо­мянуты в обычной форме или в форме, оговоренной в контракте, фами­лии всех сотрудников, включая тех, кто отвечает за анонсы и материалы, рекламирующие это произведение.


___________________________ Обладатели авторского права____________________ 123

Право на целостность произведения ограничивается требованиями художественного и технического характера, связанными с созданием фильма, однако в пределах разумного и при условии, чтобы дух произ­ведения не был искажен. Возникает вопрос, если на этапе подготовки аудиовизуального произведения один из соавторов отказался внести необходимые изменения, может ли продюсер поручить такую работу другому автору, при условии, что первоначальный материал не будет искажен?

В таком случае суды, как правило, учитывают потребности совме­стной работы, которые предполагают ограничение личных неимуще­ственных (моральных) прав каждого автора исходя из того, что в данном виде произведений они слабее по сравнению с произведением, у которо­го один автор.

Соавтор, материал которого был бы изменен или дополнен, согласно вышеупомянутым условиям, мог бы потребовать, чтобы его не отожде­ствляли с этим произведением и чтобы в нем не упоминалось его имя. Если он полагает, что его вклад был искажен, он может отказаться дать свое согласие в отношении окончательного варианта совместного про­изведения и выступить против использования своего произведения на этих условиях.

Посягательство на личное неимущественное право является оче­видным в том случае, когда производятся купюры без согласия авто­ров. Законодательство некоторых стран специально предусматрива­ет, что всякое изменение окончательного варианта аудиовизуального произведения путем добавления, исключения или изменения какого-либо его элемента требует предварительного согласия лиц, разреше­ние которых необходимо для подготовки окончательного варианта произведения (Франция, ст. L. 121-5.3, бывшая ст. 16.3; Испания, ст. 92.2).

Включение рекламных объявлений, ставшее повсеместной практи­кой на телевидении, вполне справедливо вызывает энергичные проте­сты; в данном случае речь идет о серьезном посягательстве на целост­ность произведения. Такая ситуация рассматривается по-другому, когда речь идет об аудиовизуальных произведениях, предназначенных глав­ным образом для их сообщения для всеобщего сведения средствами вещания (телевизионные произведения). В этом случае можно предпо­ложить, что, если не оговорено иное, авторы учитывают, что передачи осуществляются с изменениями, вызванными исключительно способом составления программ средствами массовой информации, и дали свое согласие на это при условии, что какого-либо посягательства на их за­конные интересы или на их репутацию не было (Испания, ст. 92.2, вто­рая часть),

В настоящее время ссылка на нарушение личных неимущественных (моральных) прав используется для возражений против «раскрашива-


124_________________ Авторское право и смежные права_______________________

ния» созданных в черно-белом варианте кинематографических произве­дений, поскольку считается, что в этом случае происходит искажение идеи первоначального произведения13.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.