Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет авторского права 57





ведению печатного издания, в котором он излагает свой план, но не использованию данного проекта в торговле и промышленности. Та­кое использование является свободным. Этот принцип применим ко всем произведениям, в частности к тем, которые касаются организа­ции предприятий, учебных программ, принципов рекламы, игр и т. д. Например, автор книги о партии в шахматы или же книги кулинарных рецептов может воспрепятствовать их воспроизведению без своего согласия. Однако он не может помешать ни тому, что игроки будут применять его технику даже на открытых шахматных турнирах, пре­дусматривающих денежное вознаграждение, ни тому, что по его ре­цептам будут готовить блюда в семьях или на коммерческих предпри­ятиях. Такому автору принадлежит монополия на обнародование тек­ста произведения, где он объясняет и развивает свои идеи, доносит их до публики. Однако он не обладает исключительным правом приме­нения своей техники игры в шахматы или использования своих ре­цептов. В отношении идей, содержащихся в научных трудах, Меж­американская Конвенция по правам авторов литературных, науч­ных и художественных произведений, подписанная в Вашингтоне в 1946 г. (ст. IV.3) гласит: «охрана, предоставляемая данной Конвенци­ей, не распространяется на промышленное использование научных теорий». Предоставляемая АП охрана распространяется на использо­вание произведений посредством их публикации, распространения или воспроизведения. Охрана практического применения и исполь­зования в производстве интеллектуальных замыслов регулируется за­конами о торгово-промышленной собственности, патентах, чертежах и промышленных образцах. Публикация, распространение или вос­произведение описаний и иллюстраций этих замыслов относится к области АП. Таким образом, речь идет о двух самостоятельных и аб­солютно независимых друг от друга сферах охраны.



2.1.2.Оригинальный характер произведения как необходимое условие охраны

С позиций АП, оригинальность заключается в творческом и индиви­дуализированном способе выражения или форме исполнения произве­дения, какой бы незначительной ни была доля такого творческого вкла­да или индивидуализации. Без этого минимума охрана не предостав­ляется. В отличие от правила, действующего в отношении изобрете­ний, произведение не должно быть обязательно новым. Действитель­но, в патентном праве новизна является необходимым условием для предоставления охраны. Изобретение должно быть новым в объектив­ном смысле, что означает, что его автор должен обратиться за патентом первым.



Произведение также может быть новым, однако в АП новизна не


58____________________ Авторское право и смежные лрава_____________________

является необходимым условием охраны. Достаточно, чтобы произведе­ние было оригинальным или индивидуальным по своему характеру, что­бы оно выражало нечто свойственное именно данному автору, несло отпечаток его личности. Оригинальность является субъективным поня­тием. Некоторые авторы предпочитают говорить об индивидуальности, считая, что это слово лучше выражает необходимое в АП условие для охраны произведения: здесь присутствует нечто личное, присущее лишь данному автору.

Оригинальность оценивается по-разному, в зависимости от того, идет ли речь о нелегальном коммерческом воспроизведении произве­дения (пиратстве) или о плагиате. Если произведение стремятся ли­шить правовой защиты по причине отсутствия оригинальности, то в первом случае такая оригинальность должна трактоваться очень широ­ко, с учетом того, что даже при наличии минимальной доли своеобра­зия, условие, необходимое для охраны произведения, считается выпол­ненным. Во втором случае требуется узкое толкование. Следует опре­делить, можно ли признать способ выражения обоих произведений схожим, и действительно ли они, по существу, представлены в одной и той же форме2.



Вопрос оригинальности произведения -- это вопрос факта. Ори­гинальность нельзя оценивать одинаково применительно ко всем ви­дам произведений. Она различается в зависимости от того, идет ли речь о произведениях науки и техники или о художественных, литера­турных произведениях, о популярной или о симфонической музыке, об оригинальном или о производном произведении. В АП термин «ре­зультат творчества» понимается не в смысле создания «на пустом ме­сте» (ex nihilo), и оригинальность произведения не обязательно должна быть абсолютной. Нет необходимости, чтобы автор был свободен от внешних влияний. Использованные автором идеи могут быть стары как мир, но это не мешает произведению быть оригинальным, посколь­ку, как уже было сказано, АП считает допустимым интеллектуальное творчество на основе уже существующих элементов. Главное здесь -чтобы произведение отличалось от своих предшественников, чтобы оно не было копией или подражанием другому произведению.

Даже производные произведения, т. е. возникшие в результате пере­делки уже существующих произведений (обработки, переводы, сводки, актуализации, аннотации, конспекты, резюме, отрывки, музыкальные аранжировки, антологии и т. д.), должны содержать определенный твор­ческий вклад и являться плодом творческих усилий их автора.

:См.: Piola Caselli 1927: 628, который предостерегает против того, чтобы право, уступая давлению «раздражительных гениев» — писателей, ученых, художников, — не развернуло свои орудия в сторону незначительных мелких подражаний, присвоения чи­стых идей, завуалированных копий отдельных отрывков произведений.


Предмет авторского права__________________________ 59

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.