Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовая служба предприятия





 

Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее свои определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Основным предназначением финансовой службы является выработка и реализация оптимальной финансовой политики предприятия, способствующей эффективному хозяйствованию, максимизации получаемых доходов, своевременному и полному финансовому обеспечению его воспроизводственных нужд и осуществлению расчетов с финансовой системой государства и контрагентами.

Исходя из объема и сложности решаемых задач финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управлением (дирекцией) - на крупных предприятиях, финансовым отделом - на средних предприятиях, либо одним лишь финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и финансовой стратегией (на малых предприятиях). Примерная структура финансовой службы может выглядеть следующим образом:

Структура финансовой службы

Финансовая дирекция

Бухгалтерия Аналитический отдел Отд фин. планир-я Отд. опер-го упр-я Отд ЦБу и валют



 

На бухгалтерию возлагается обязанность вести бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формировать публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия, в том числе выполнения плановых заданий по прибыли и объемам реализации, его ликвидности и рентабельности. В задачу этой службы также входит прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-аналогов и предприятий-контрагентов. Специалисты данного отдела могут оценивать предполагаемые инвестиционные проекты.

Отдел финансового планирования (как краткосрочного, так и долгосрочного) разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических служб предприятия, а также нормативные и инструктивные материалы.



Оперативный отдел собирает счета, накладные и т. п., отслеживает их оплату и следит, чтобы расчеты наличными деньгами между юридическими лицами не превышали установленного лимита. Оперативный отдел контролирует также взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств.

Претензионная группа в составе оперативного отдела решает споры, возникающие между предприятиями и его контрагентами (поставщиками, покупателями), государством (налоговой инспекцией, налоговой полицией) и различными внебюджетными и централизованными фондами по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней и других мер экономического воздействия на предприятие, которые вытекают из условий договоров и нормативной базы, регулирующей деятельность предприятия.

Отдел ценных бумаг и валют формирует портфель ценных бумаг и управляет им, поддерживая его оптимальность с позиций доходности и риска. Он также принимает участие в работе валютных и фондовых бирж.

 

4. Финансовое планирование

4.1 Содержание и цели финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению организации и ее развития необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в будущем периоде.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочной перспективе.



Финансовое планирование ставит своей целью определить соответствие доходов организации на прогнозируемый период расходам за этот же период.

Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:

1) результаты анализа бухгалтерской отчетности (форм № 1,2,4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

2) договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

3) прогнозные расчеты по реализации продукции потребителями или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень продажных цен и другие условия рыночной конъюнктуры

4) экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т. д.);

5) утвержденная учетная политика.

Финансовое планирование на предприятии включает несколько этапов:

1. анализ финансовой ситуации;

2. разработка общей финансовой стратегии фирмы;

3. составление текущих финансовых планов;

4. корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

5. осуществление оперативного финансового планирования;

6. выполнение финансового плана;

7. анализ и контроль выполнения плана.

Предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период.

Финансовый план может составляться в форме баланса доходов и расходов, бюджета или сметы.

Бюджет— финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике предприятий используются текущие (на срок до одного года) и капитальные (на более длительный период) бюджеты. Процесс разработки конкретных бюджетов называетсяБюджетированием.

Для обоснования отдельных статей финансового плана и повышения точности расчетов на предприятиях составляются сметы, например, смета распределения прибыли, сметы фондов. Смета — форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

 

4.2 Виды и методы финансового планирования

Для финансового планирования используют следующие методы:

· метод экономического анализа;

· нормативный метод;

· метод балансовых расчетов;

· метод денежных потоков;

· метод многовариантности расчетов;

· метод экономико-математического моделирования.

Финансовое планирование в организациях включает три основные подсистемы: перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития организации, должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными ее общей стратегией.

Финансовое планирование состоит в изучении возможного будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта в зависимости от качественных и количественных оценок динамики финансовых ресурсов и источников их покрытия на длительную перспективу в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды. Объекты финансового прогнозирования:

• показатели отчета о прибылях и убытках;

• потоки денежных средств;

• показатели бухгалтерского баланса.

Результатом перспективного планирования тем самым является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов: планового отчета о прибылях и убытках; планового отчета о движении денежных средств; плана бухгалтерского баланса.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж. На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие затраты, показываемые при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения денежных средств учитывает их приток (поступления и платежи), отток (затраты и расходы) и чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Прогноз баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов хозяйствующего субъекта.

Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план. Разрабатывается он на 3-5 лет и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы всех предшествующих ему разделов и представляющий их в стоимостном выражении.

Текущее планированиефинансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

При разработке текущего финансового плана необходимо обеспечить увязку каждого вида вложений с источниками финансирования. Для проверки правильности составления текущего (годового) финансового плана и иллюстративности экономических взаимосвязей между статьями плана может составляться проверочная (шахматная) таблица. Ее назначение состоит в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить доходы, а также сбалансировать доходы и расходы предприятия.

В целях осуществления контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов в организации необходимо осуществлять оперативное планирование, которое дополняет текущее.

Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации.

Платежный календарь — это план организации производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в котором все источники денежных поступлений и расходы взаимоувязаны и сбалансированы по времени. Составляется календарь обычно на квартал (месяц) с разбивкой по месяцам и более мелким периодам (декадам, пятидневкам). Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

На предприятии должен составляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу организации.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.