Перечень укрупненных групп ОКЗ
1.Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий.
2.Специалисты высшего уровня квалификации.
3.Специалисты среднего уровня квалификации.
4.Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием.
5.Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности.
6.Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства.
7.Квалифицированные работники крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр.
8.Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слеса- ри-сборщики.
9.Неквалифицированные рабочие.
В отличие от МСКЗ-88, который содержит 10 укрупненных групп, в ОКЗ отсутствует укрупненная группа «Вооруженные Силы», т.е. в нем классифицируется по видам занятий только гражданская рабочая сила.
На основе данных ОКЗ можно получить информацию о занятости, которая используется для международных сопоставлений в области занятости.
В отличие от Общероссийского классификатора профессий, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), который охватывает только лиц, работающих по найму, ОКЗ содержит информацию о всех занятых и полностью отражает структуру национального рынка труда
ОКЗ целесообразно использовать для анализа как экономики в целом, так и на отраслевом и региональном уровнях. ОКЗ является важным инструментом для разработки политики в области занятости, отраслевых и общенациональных соглашений об оплате труда отдельных профессиональных групп работников, профессионального отбора и обучения работников, анализа профессиональных заболеваний и смертности.
5. Статистическое наблюдение за рынком труда
Первым и в 1991—1992 гг. практически единственным источником информации о безработице в России стала система ее регистрации службами занятости. Она многократно модифицировалась в целях улучшения контроля за состоянием на регистрируемом рынке труда и в целом успешно использовалась для текущего наблюдения за трудоустройством и уровнем официальной безработицы.
Сбор и разработка данных службами занятости осуществляются на основе ведомственного государственного статистического наблюдения по формам, утвержденным Госкомстатом России и заполняемым с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью. При этом в месячной отчетности предусмотрены показатели, характеризующие общую численность граждан, обратившихся в службы занятости в поисках работы, процессы их регистрации в качестве безработных (признано безработными), снятия их с учета в связи с трудоустройством, оформлением на досрочную пенсию, направлением на профессиональное обучение и по другим причинам. В этой же форме предусмотрена информация о заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках (т.е. о вакансиях), о назначениях и выплатах пособий по безработице, об участии в общественных работах и некоторые другие показатели.
Квартальная и полугодовая отчетности служб занятости представлены более подробным перечнем показателей, характеризующих: социально-демографический состав как общей численности граждан, ищущих работу, так и тех, кто официально признан безработными; распределение безработных по продолжительности безработицы; масштабы и формы профессионального обучения; квотирование и содействие в сохранении и организации рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан.
Отчетность, разрабатываемая по линии служб занятости, ежегодно пересматривается для улучшения ее информационных возможностей и наряду с обследованием рабочей силы по-прежнему сохраняет свое значение для анализа рынка труда. Одним из преимуществ административного учета является то обстоятельство, что сбор данных проводится, как правило, в более короткие сроки, чем обследование рабочей силы, а информация относительно легко- и быстродоступна (обычно в первой половине следующего за отчетным месяца). Используя этот массив данных, можно ежемесячно следить за изменением уровня официальной (т.е. регистрируемой) безработицы и за динамикой основных социально-демографических показателей состава граждан, ищущих работу с помощью служб занятости.
Однако следует иметь в виду, что сведения, получаемые по данному источнику информации, в два-три раза занижены. Это обусловлено рядом причин: относительно невысоким размером выплачиваемого по-
собня; неудовлетворенностью предлагаемыми рабочими местами, необходимостью регулярно отмечаться, да и просто нежеланием многих граждан официально признать себя безработными.
Поэтому основным источником информации, всесторонне характеризующим конъюнктуру рынка труда, признано крупномасштабное многоцелевое обследование населения по проблемам занятости. Выборочное обследование рабочей силы является наиболее последовательным (после переписи населения) видом статистического наблюдения, с помощью которого можно охватить практически все категории населения (исключение составляют вооруженные силы, бездомные и некоторые другие категории, представляющие собой относительно малочисленные группы населения). Только на основе материалов такого обследования можно получать международно сопоставимую информацию одновременно о трех основных категориях населения — о занятых, безработных и экономически неактивных. Одна из отличительных черт обследования — возможность предоставления чрезвычайно детальных данных, дающих большое число демографических и социально-экономических характеристик: возраст, пол, гражданство, семейное положение, родственные отношения, уровень образования, различные виды и типы занятости, отрасль, профессия, способы поиска работы, причины экономической неактивности и т.п. Материалы обследования помогают деловым кругам разрабатывать долгосрочную стратегию маркетинга. Они широко используются для контроля существующих экономических условий, формирования правительственных программ оказания помощи определенным группам населения и прогноза будущих изменений с целью принятия более обоснованных решений, связанных с капиталовложениями, что содействует повышению деловой активности и экономическому росту.
В России первое полномасштабное обследование населения по проблемам занятости было проведено по состоянию на последнюю неделю октября 1992 г. и с этого времени до 1999 г. проводилось ежегодно.
Для проведения обследований была создана выборочная сеть домашних хозяйств. В качестве основы выборки до 1995 г. использовались материалы переписи населения 1989 г., а с 1995 г. — материалы микропереписи населения 1994 г. Для формирования обследуемой совокупности применяется двухступенчатая выборка. На первой ступени из типизированной основы выборки со случайным расположением единиц отбора основы выборки систематически отбираются счетные участки переписи (портфели). Сформированная на первой ступени выборка представлена по структурным соотношениям восьми показателей (численность населения, пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения) и наибольшему числу их сочетаний. Одновременно (в автомагическом режиме) производится уравновешивание возможных отклонений (выше допустимых) от известной вероятности попадания единиц в выборку как из образованных структурных соотношений восьми показателей, так и их сочетаний. На второй ступени в отобранных портфелях выбираются переписные листы, составленные на семью (домашнее хозяйство). Таким образом, конечной единицей отбора является семья (домашнее хозяйство).
Размер выборки в 1992—1994 гг. составлял 0,55% численности населения в возрасте 15—72 лет (около 580 тыс. чел.), в 1995 г. он уменьшен до 0,2% с одновременным сокращением числа разрабатываемых показателей на уровне регионов.
С 1999 г. обследования проводятся один раз в квартал по состоянию на последнюю неделю месяца, помеченного для проведения обследования.
Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что для каждого последующего обследования все единицы наблюдения отобранной совокупности предыдущего квартала заменяются новыми.
Объем выборки устанавливается в расчете на квартал в размере 60 тыс. чел. в возрасте 15—72 лет, или 0,055% от численности населения этих возрастов, а в расчете на год — 240 тыс. чел. (0,22%). Ожидаемая ошибка в выборке по показателю «Уровень безработицы» в целом по России не превышает 3%.
В соответствии с анкетой выборочного обследования населения по проблемам занятости (далее — обследование рабочей силы), утвержденной Госкомстатом РФ, программа обследования включает в себя следующие тематические разделы: •сведения о респондентах; •текущая экономическая активность; •основная работа; •дополнительная работа; •поиск работы, экономическая неактивность.
По показателям первого раздела разрабатываются основные демографические данные, такие, как возраст, пол, семейное положение, родственные отношения, гражданство. Здесь же предусмотрены показатели, характеризующие образовательный уровень: высшее профессиональное, неполное высшее профессиональное, среднее профессиональное, начальное профессиональное, среднее (полное) общее, основное общее, начальное общее.
Во втором разделе предусмотрены показатели, характеризующие наличие у респондентов какой-либо оплачиваемой работы или доходного занятия на период обследуемой недели.
11 Курс социально-
•кономичсской статистики
Показатели раздела «Основная работа»1 позволяют определить нормальную (обычную)- продолжительность рабочей недели на основной работе и ее фактическую продолжительность, а также причины меньшего времени работы по сравнению с нормальной продолжительностью или временного отсутствия на работе в течение обследуемой недели (в связи с болезнью, отпуском или выходными днями, временной приостановкой производства, невозможностью найти работу на большее время и т.п.). Здесь же предусмотрены показатели, характеризующие очень важные для последующего анализа признаки основной работы. К ним относятся, в частности, показатели, формируемые с помощью вопроса «Была ли Ваша основная работа:
•на предприятии, в учреждении, организации;
•в фермерском хозяйстве;
•предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
• по найму у физических лиц?»
Такие показатели позволяют осуществлять распределение занятого населения по секторам экономики, определять занятость в неформальном секторе. С помощью других вопросов, предусмотренных в этом же разделе, производится разработка данных по: статусу занятости (наемный персонал, самозанятые, члены производственных кооперативов, помогающие работники без оплаты на предприятиях, принадлежащих родственникам); признакам постоянной или непостоянной работы (сезонная, временная, случайная); признаку профессии (должности).
Раздел «Дополнительная работа» представлен вопросами, почти аналогичными предыдущему разделу. В целях более детального изучения дополнительной (вторичной) занятости предусмотрено также получение данных о количестве отработанного времени, формах деятельности.
Наибольшее число показателей содержится в разделе «Поиск работы, экономическая неактивность» (перечень вопросов этого раздела приведен ниже). Предусмотренная детализация не является чрезмерной и обусловлена необходимостью глубокого и всестороннего изучения как вопросов, позволяющих определить правильность отнесения опрашиваемого лица к безработному (вопросы 28—31), так и следующих важных характеристик:
•способов поиска работы (вопрос 33);
Основной является работа, которую респондент сам считает для себя основной, или та. на которой отработано большее количество часов, или приносящая наибольший доход.
- Нормальной (обычноГ!) продолжительностью рабочей недели считается время (часы) работы, установленное законодательством, правилами внутреннего распорядка, коллективными договорами для данного вида работ и категорий р> тиков. Там. где не установлена нормальная продолжительность рабочей недели, в качестве таковой принимается время, которое респондент обычно тратит на выполнение заданного объема работ за неделю.
•причин, по которым респондент не искал работу в последнее время (вопрос 34), что дает возможность в последующем определить число лиц, отчаявшихся найти работу. Нчопомнческую неактивность и некоторые другие характеристики;
•продолжительности поиска работы (вопрос 35);
•характера искомой работы — по найму, не но найму, постоянную или временную и т.п. (вопросы 36 и 37);
•характера предыдущей работы, если таковая имелась ранее, и причины ухода с нее (вопросы 40—42).
Вопросы 38 и 39 рассматриваемого раздела нужны для проведения сравнительного анализа с данными административного учета.
Как уже отмечалось, ввиду особой важности проводимых обследований необходима работа по совершенствованию вопросников, организации сбора данных и технологии их обработки, по использованию опыта зарубежных стран. В числе новых, прогрессивных направлений совершенствования работы в данной области следует назвать введение в статистическую практику наряду со стандартными обследованиями модульных обследований, которые могут касаться выборочной группы населения, отдельных тем (проблем) или отдельных регионов (локальных рынков труда). В зависимости от информационной потребности в качестве объектов подобных обследований выступают такие проблемы, как положение на рынке труда лиц, требующих социальной защиты (например, выпускников школ, пенсионеров, уволенных из вооруженных сил); положение на сельском рынке труда; вторичная занятость; занятость в неформальном секторе и т.д. Введение модульных обследований позволяет анализировать дополнительные аспекты безработицы, осуществлять оценку эффективности разных форм активной политики па рынке труда.
Вопросы из раздела «Поиск работы, экономическая неактивность»
анкеты выборочного обследования населения по проблемам занятости
(октябрь 1998 г.)
28. Хотели бы Вы иметь оплачиваемую работу?
29. Если Вам предложили бы подходящую работу на обследуемой неделе, смогли бы Вы приступить к пей немедленно?
30. Смогли бы Вы приступить к работе в течение двух недель после обследуемой недели?
31. По какой причине Вы не смогли бы приступить к работе в течение двух недель, следующих за обследуемой неделей? Просьба назвать одну главную причину:
•по состоянию здоровья;
•обучение по направлению службы занятости; •посещение дневных отделений учебных заведений;
•выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи;
•выход на пенсию, в отставку; •другое.
32. Ищете ли Вы работу по найму или пытаетесь организовать собственное дело?
33. Какие шаги Вы предпринимали в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, чтобы найти работу или организовать собственное дело? Можно отметить несколько способов работы:
•обращение в службу занятости;
•подача объявлений в печать, отклик на объявления;
•обращение к друзьям, родственникам, знакомым;
•непосредственное обращение к администрации (работодателю);
•поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов для открытия собственного дела, обращения за разрешениями, лицензиями и т.д.;
•другие способы;
•не предпринимал никаких шагов.
34. Назовите основную причину, по которой Вы не искали работу в последнее время? Просьба указать только одну причину:
•получил работу и имел договоренность о ее начале в течение двух недель после обследуемой недели; •нашел, ожидаю ответа; •ожидаю начало сезона;
•отчаялся найти работу после длительных поисков; •нет возможности найти работу; •не знаю, как и где искать работу; •по состоянию здоровья;
•выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи;
•посещение дневных учебных заведений;
•выход на пенсию;
•нет необходимости работать;
•другое.
35. Сколько приблизительно месяцев Вы, будучи незанятым, искали работу или пытались организовать собственное дело?
•менее месяца;
•от 1 до 3 месяцев;
•от 6 до 9 месяцев;
•от 9 до 12 месяцев;
•12 месяцев и более;
•работу не искал(а), мне ее предложили.
36. Вы хотели бы работать:
•по найму с полной рабочей неделей; •по найму с неполной рабочей неделей;
•на собственном предприятии, в собственном деле или готовы к любой работе?
37. Какую работу Вы хотели бы иметь:
•постоянную на неопределенный срок, сезонную, временную, случайную;
•по контракту на определенный период; •на определенный объем работ; •любую работу?
38. По состоянию на обследуемую неделю были ли Вы зарегистрированы в службе занятости в качестве безработного?
39. Получали ли Вы пособие по безработице?
40. Имели ли Вы когда-либо ранее оплачиваемую работу или доходное занятие, кроме любой случайной работы, и как давно Вы ее оставили?
41. По какой причине Вы оставили эту работу:
•увольнение в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия; •ликвидация собственного дела; •увольнение по собственному желанию;
•окончание срока временной, сезонной работы, работы по контракту, на определенный объем работ; •выход на пенсию, в отставку; •перемена места жительства; •по состоянию здоровья; •по личным, семейным причинам; •увольнение из вооруженных сил; •другое.
42-1. По какой профессии, на какой должности Вы работали на последнем месте работы?
42-2. Имеете ли Вы профессию или специальность и какова Ваша профессия, специальность?
26.9. Статистика профессионального обучения
Большое значение для анализа конъюнктуры рынка труда и выявления причин несоответствия спроса и предложения на рынке труда имеют данные о профессиональной подготовке кадров. При этом рассчитывается численность лиц, получивших специальность (профессию) рабочего или служащего как непосредственно на предприятиях и в организациях, так и в учебных заведениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах), включая прошедших переподготовку. В число лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению служб занятости, включается количество незанятых граждан, закончивших профессиональное обучение с целью получения профессий или переподготовки по направлению служб занятости в учебных заведениях разного типа.
Статистика свидетельствует, что значительную долю среди ищущих работу составляют лица, не имеющие профессиональной подготовки или потерявшие навыки в связи с длительным перерывом в работе (примерно одна треть). Повышению их конкурентоспособности на рынке груда способствовало бы увеличение масштабов профессионального обучения. Однако действующая система подготовки и переподготовки кадров слабо способствует решению указанной проблемы. За последние годы в России, как и в других странах Содружества, наблюдается снижение объемов подготовки квалифицированных кадров как непосредственно на предприятиях (уменьшаются средства на профессиональное обучение работников, демонтируется учебно-производственная база и т.д.), так и в системе профессионально-технического образования.
Новая форма профессионального обучения, инициируемая службами занятости, получает все более широкое распространение. Однак масштабы профессиональной подготовки по направлению служб заня гости пока еще явно недостаточны для формирования новой действен ной системы профессионального обучения. Поэтому усиление статиста ческого внимания к этим проблемам вполне оправданно, так как без хорошо налаженной системы подготовки квалифицированных кадров невозможно повысить конкурентоспособность безработных и облегчить «стыковку» имеющихся или вновь создаваемых рабочих мест и лиц, ищущих работу.
6.Статистика движения рабочей силы и рабочих мест
Переход экономики на многоукладное развитие, как правило, сопровождается повышением интенсивности движения рабочей силы. С начала переходного периода в России произошли существенные сдвиги в перемещении занятого населения:
•между различными формами собственности и секторами экономики;
•между отраслями и предприятиями;
•между различными видами занятости;
•по территории (по регионам страны, между городом и селом). Движение (текучесть)1 рабочей силы является важным фактором развития рынка труда, поэтому постоянно возрастает потребность в статистической информации, отражающей быстро меняющуюся ситуацию в этой области. Указанные процессы — это объективная необходимость, они вызываются не только негативными причинами (спад производства, просчеты в политике занятости и оплаты труда), но и постоянным техническим прогрессом, изменениями в территориальном размещении производства, появлением новых отраслей экономики, развитием процессов специализации и кооперирования и другими производственными и социально-экономическими факторами.
В материалах МОТ в числе основных категорий текучести рабочей силы выделяются:
•занятые лица, теряющие свою работу;
•незанятые лица, ищущие работу;
•лица, покидающие рынок труда в связи с обучением, отпуском по беременности и уходу за ребенком, болезнью, инвалидностью, выходом на пенсию, иммиграцией;
' В советской статистике под текучестью подразумевались только уход с работы по собственному желанию, увольнение за прогул и за другие нарушения трудовой дисциплины. В зарубежной статистической практике текучесть — это синоним понятия «движение рабочей силы».
•впервые вступающие в рынок труда (например, выпускники школ, иммигранты);
•вернувшиеся на рынок труда (лица, получившие профессиональное образование, лица, у которых закончился отпуск по уходу за ребенком, пенсионеры, нуждающиеся в дополнительном доходе). Для полноты анализа мобильности различных категорий на рынке труда указанный перечень можно дополнить показателями, характеризующими отраслевое перераспределение (прием и выбытие из одной отрасли в другую) и изменение в статусе занятости (например, работающие по найму или работающие не по найму).
Источниками информации о движении рабочей силы являются: •отчетность предприятий и организаций, где предусмотрены показатели приема на работу и показатели выбытия;
•данные служб занятости о числе лиц, ищущих работу, и о трудоустройстве;
•данные административного учета о лицах, получающих пенсии по возрасту, инвалидности и т.п.;
•данные специальных обследований рабочей силы;
•информация о профессиональной подготовке кадров. Статистика движения рабочей силы исследует как объемные показатели, характеризующие число лиц, входящих в категорию рабочей силы или выходящих из нее (а также масштабы отраслевой мобильности, перемещения лиц по секторам экономики, изменений в статусе занятости), так и показатели, отражающие факторы и причины движения рабочей силы.
Для сравнительного анализа используется система показателей: индексы численности работников, показатели общего оборота рабочей силы, оборота по приему на работу и оборота по выбытию.
Индекс численности рабочей силы рассчитывается как отношение численности работников на конец рассматриваемого периода к их численности на начало этого периода.
Пример. На начало года число работников составляло 500 чел., в течение года было принято еще 100 чел., а уволено 120 чел. Индекс равен
500+ 100-120 / =--= 0,96, пли 96%.
Численность работников сократилась к концу года на 4%.
Показатель общего оборота рабочей силы характеризует интенсивность движения и определяется как отношение суммы всех принятых и всех уволенных за рассматриваемый период к числу работающих в среднем за период.
Оборот по приему на работу представлен числом всех принятых в течение рассматриваемого периода, а оборот по выбытию — числом выбывших с работы. Коэффициенты по приему и выбытию рассчитываются как отношение абсолютных величин оборота отдельно по приему или по выбытию к числу работающих в среднем за период. При этом в первом случае коэффициент показывает, на сколько возросла бы численность работающих, если бы не было увольнений; во втором — насколько уменьшилась бы численность работающих, если бы за рассматриваемый период приема на работу не было.
Статистическое изучение межотраслевого движения рабочей силы, а также ее перемещения по регионам и секторам экономики базируется на основе материалов текущей и годовой отчетности по труду. Оценка масштабов и направлений этого движения осуществляется путем динамических сопоставлений и определения сальдовой величины прибытия (прироста) или выбытия (уменьшения) численности работающих соответственно по отраслям, секторам экономики и регионам страны. Для углубленного изучения движения рабочей силы рекомендуется периодически проводить специальные выборочные обследования, которые позволяют анализировать причинно-следственные связи в процессе текучести рабочей силы, ее межотраслевое и межсекторальное перераспределения. Такие обследования проводились в 1991—1992 гг. в отдельных регионах России по программе, согласованной с Международной организацией труда. ,
Статистика движения рабочих мест в действующей практике ограничивается изучением числа вакансий (свободных рабочих мест) и прогнозов предприятий и организаций по высвобождению работников и введению новых рабочих мест. Эта информация позволяет оценивать напряженность на рынке труда (число незанятых в расчете на одно свободное рабочее место) и, опираясь на сведения предприятий и организаций о предстоящем высвобождении работников и введении новых рабочих мест, осуществлять прогнозы на ближайший период.
7. Внешняя трудовая миграция
В соответствии с определением МОТ термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу. Проблемы трудовой миграции тесно переплетаются с проблемами миграции населения, а также вынужденных переселенцев, беженцев и незаконной миграции.
В 90-е годы в связи с проведением работы по снятию существовавших ограничений на въезд и выезд за границу значительно возросла численность международных мигрантов. На миграцию трудовых ресурсов (особенно в рамках СНГ) значительное воздействие оказывают политическая нестабильность, межнациональные конфликты и обусловленная ими вынужденная миграция.
Обострение миграционных процессов, расширение географии и масштабов потоков беженцев осложняют проблему занятости, превращая ее в одних регионах в острую нехватку квалифицированных кадров, а в других — в трудную задачу жилищного обустройства и обеспечения подходящей работой.
Для осуществления эффективной государственной политики регулирования и прогнозирования миграционных процессов необходимо располагать соответствующей информационной базой, в формировании которой целесообразно активное участие национальных миграционных служб и статистических ведомств.
В 1995 г. Госкомстатом совместно с Федеральной миграционной службой России впервые была разработана и внедрена система статистического наблюдения по вопросам трудовой миграции российских граждан за пределы страны и привлечения иностранной рабочей силы в Россию. Указанное наблюдение осуществляется с 1995 г. по специализированным формам — № 1-т (миграция) и № 2-т (миграция), заполняемым с полугодовой периодичностью юридическими лицами, получившими лицензию на деятельность, связанную с трудоустройством национальных кадров за границей (или заключившими договоры подряда с иностранными юридическими лицами), и юридическими лицами, использующими труд иностранных граждан.
Формы статистического наблюдения за трудовой миграцией включают следующие показатели:
в части национальных кадров, работающих за границей:
•половозрастной состав;
•распределение по странам приема;
•уровень образования;
•стаж работы;
•отрасль;
•профессия;
в части иностранных граждан, занятых в национальной экономике: •половозрастной состав; •отрасль;
•распределение по странам происхождения, по формам привлечения и трудоустройства.
Получаемая на основе указанной отчетности информация становится все более необходимой для организации наблюдения за передвижением рабочей силы, оценки масштабов привлечения иностранной рабочей силы и использования своих граждан в экономике других стран, а также для определения воздействия названных факторов на экономические связи между странами эмиграции и иммиграции.
Особым видом трудовой миграции является так называемая маятниковая миграция, представляющая собой ежедневные передвижения рабочей силы к месту работы и обратно к месту жительства. Сальдо маятпиковой миграции, определяемое как разница между приезжающими в данной регион на работу и уезжающими на работу в другие регионы, является необходимым элементом построения баланса трудовых ресурсов в территориальном разрезе. С его помощью устраняется несоответствие ресурсовой и распределительной частей отчетного баланса, обусловленное тем, что население учитывается по месту жительства, а работающие — по месту работы. Сведения о маятниковой миграции представляют большой интерес и в другом аспекте. Они позволяют оценить роль этой миграции как одного из источников формирования рабочей силы в пределах данной территориальной единицы. Ее размеры и направления в определенной степени дают возможность оценить избыток или необеспеченность сферы труда для отдельных регионов страны и с помощью этой информации регулировать указанные процессы.
Источниками информации традиционно являлись материалы единовременных сплошных учетов работающих по месту их работы и месту проживания. Последний такой учет был проведен по состоянию на 1 декабря 1990 г. Есть основания полагать, что за прошедшее время масштабы и направления движения маятниковых мигрантов изменились и было бы целесообразно провести новый аналогичный учет. В случае невозможности организации таких учетов (ввиду их трудоемкости и больших финансовых затрат) рекомендуется производить экспертные корректировки итогов последних учетов, используя материалы специальных выборочных обследований населения по проблемам занятости.
8. Занятость в неформальном секторе экономики
Неформальный сектор — объемное понятие, характеризующее деятельность в сфере производства товаров и услуг, позволяющих населению получить дополнительные рабочие места и доходы. Занятость в этом секторе играет важную роль в формировании политики общей занятости и в образовании дохода, поскольку данный сектор составляет значительную часть национальной экономики. Но в связи с трудностями статистического измерения до настоящего времени не определены четкая концепция и методика сбора информации в этой области.
В январе 1993 г. на XV Международной конференции статистиков труда была принята резолюция относительно занятости в неформальном секторе, в которой отмечалась необходимость организации статистического наблюдения в данной области. Статистическая комиссия ООН, поддерживая указанную резолюцию, приняла решение о включении соответствующих ее частей в Систему национальных счетов. Примеры занятости в неформальном секторе: уличная торговля, чистка обуви, переработка продуктов питания, пошив одежды, ремонт автомобилей, строительство и ремонт домов и другие виды малого предпринимательства и ремесел.
Основные характеристики занятости в неформальном секторе: •отсутствие регистрации; •малый масштаб деятельности;
•как правило, низкий уровень организации и производительности труда;
•трудовые отношения (если таковые существуют) основаны не на контрактах с формальным соблюдением гарантий, а на случайной занятости и личных (социальных) отношениях;
•предпринимательская деятельность осуществляется отдельными лицами или с помощью неоплачиваемых членов семьи или с привлечением одного или нескольких оплачиваемых работников;
•отсутствие доступа (или малый доступ) к организованным рынкам, кредитным учреждениям, современной технологии, профессиональному обучению и другим государственным службам;
•деятельность осуществляется, как правило, в статистически невизуальных местах: небольших цехах, домах, без постоянного помещения;
•обстоятельства вынуждают выходить за рамки законности (например, в части уплаты налогов, отчислений в фонд социальной защиты, соблюдения законов о труде).
Ряд характеристик (особенно несоблюдение законности, статистическая невизуальность) может дать повод провести параллель между неформальным сектором и теневой экономикой. Действительно, здесь есть много точек пересечения, но они не полностью идентичны и должны разграничиваться прежде всего по мотивам участия в том или другом секторе занятости. Если в первом случае мотивами участия являются, как правило, выживание (при отсутствии другой достаточной работы), желание иметь независимость и гибкий рабочий график, то во втором случае преследуются цели получения сверхприбылей, сокрытия высоких доходов от государства или запрещенных законом видов деятельности (например, производство наркотиков).
Характеризуя увязку определения неформального сектора с концепциями национальных счетов, необходимо отметить, что предприятия неформального сектора представляют собой подкатегорию предприятий домашних хозяйств, т.е. некорпоративных предприятий (неакционерного типа), владельцами которых являются домашние хозяйства. При этом следует иметь в виду, что не всякая деятельность домашних хозяйств может рассматриваться как неформальный сектор (например, домашние услуги, нерыночные производители к нему не относятся).
Население, занятое в неформальном секторе, включает всех лиц, которые в течение обследуемого периода были заняты по меньшей мере в одной из производственных единиц неформального сектора, независимо от их статуса занятости и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной.
Организация сбора и обработки статистической информации в данной области необходима для усовершенствования статистики труда, экономической и социальной статистики и Системы национальных счетов как базы для макроэкономического анализа, политических оценок и прогнозов. В рыночных условиях только с помощью этих сведений возможно определить общие размеры занятости и оценить истинные масштабы безработицы. Указанная информация играет важную роль в планировании государственной поддержки данного сектора как дополнительного источника рабочих мест и дохода, в разработке программ по улучшению рабочих условий и социально-правовой защиты занятых в неформальном секторе.
Статистика занятости в неформальном секторе должна строиться на регулярной основе и рассматриваться как неотъемлемая часть национальной статистической программы. При выборе методов сбора информации необходимо принимать во внимание особые трудности измерения занятости в этом секторе: неточность (расплывчатость) понятия; сложность явления (разнохарактерная деятельность); высокие мобильность и текучесть; сезонные колебания в деятельности; отсутствие узнаваемых отличий для идентификации (расположения институциональных единиц); трудность нахождения контактов с предпринимателями неформального сектора и др. Измерения в данной сфере возможны на основе косвенных оценок или прямого обследования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|