Сделай Сам Свою Работу на 5

Разработка внутрикорпоративных нормативных документов





Матрица разделения административных задач управления (РАЗУ)

 

Юридическая функция Генеральный директор Коммерческий директор Директор по финансам Директор по логистике Директор по персоналу Директор по производству Юридический отдел Сервисный отдел
Осуществляет разработку учредительных документов; обеспечивает регистрацию юридических лиц, эмиссий ценных акций, внесение изменений в учредительные документы; координирует работу по ведению реестров акционеров (сторонними организациями); определяет правовые основы органов предприятия (разрабатывает положения о полномочиях Общего собрания, о совете директоров, о правлении, о ревизионной комиссии, пр.); разрабатывает положение о сделках, связанных с приобретением или отчуждением имущества; координирует сделки с акциями предприятия; определяет правовые основы дивидендной политики на предприятии и осуществляет ее координацию. Р,К,П           У,И  
Осуществляет: проверку соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера; проверку соблюдения этапов согласования проектов документов с ответственными работниками; визирование проектов документов; выдачу ответственным работникам предприятия предписаний о внесении изменений или отмене актов, обусловленных изменением федерального зак-ва. Р И И И И И К,У  
Ведет договорную работу на предприятии Р,К П П   П П У,И  
Разрабатывает проекты договоров                
Проверяет соответствие законодательству проектов договоров, представляемых предприятию контрагентами Р,К           И  
Ведет претензионную работу на предприятии К У У У У У И,Р  
Ведет исковую работу Р,К У У У У У И,П  
Подготавливает заявки, заявления и другие документы для получения лицензий, разрешений, необходимых для осуществления деятельности предприятия. Р,К           И  
Принимает участие в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности предприятия (договоров о материальной ответственности; инструкций, устанавливающих порядок поступления и приемки на предприятии материальных ценностей, учета их движения; инструкций учета выпуска и отпуска готовой продукции). Р         К У И
Осуществляет проверку законности увольнения и перевода работников, наложения на них дисциплинарных взысканий.         И,Р   К  
Представляет интересы предприятия при проверках, проводимых на предприятии государственными контрольно-надзорными органами с целью правового контроля за соблюдением процессуальных действий проверяющими, обоснованностью и правильностью выводов проверяющих, оформлением результатов проверок и составлением процессуальных документов. Р,К П П П П П И  
Представительствует от имени предприятия в государственных надзорных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, выявленных на предприятии; готовит и направляет жалобы на действия должностных лиц государственных надзорных органов, на неправомерно наложенные на предприятие административные взыскания. К,П У У У У У И,Р  
Осуществляет письменное и устное консультирование работников предприятия по различным правовым вопросам, оказывает правовую помощь в составлении юридических документов. К           И,Р  

 





 

Положение о подразделении:



 

 

О юридическом отделе

1. Общие положения юридического отдела

1.1. Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

1.2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

1.3. Отдел подчиняется непосредственно директору предприятия.

1.4. Руководство отделом:

1.4.1. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.

1.4.2. Начальник юридического отдела имеет ______ заместителя (ей).

1.4.3. Обязанности заместителя (ей) определяются (распределяются) начальником юридического отдела.

1.4.4. Заместитель(и) и руководители структурных подразделений в составе юридического отдела, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника юридического отдела.

2. Структура юридического отдела

2.1. Состав и штатную численность юридического отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника юридического отдела и по согласованию с

(отделом кадров; отделом организации и оплаты труда)

2.2. В состав отдела входя

(структурные подразделения, группы специалистов и пр.)

2.3. Начальник юридического отдела распределяет обязанности между сотрудниками отдела и утверждает их должностные инструкции.

3. Задачи и функции юридического отдела

№ п/п Задача Функции

3.1 Обеспечение соблюдения законности на предприятии и юридическая защита его интересов. Поиск, сбор, приобретение нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления деятельности предприятием.

Организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие нормативных правовых актов.

Учет локальных нормативных правовых актов, принимаемых предприятием.

Приобретение и эксплуатация электронных баз данных правовой информации.

Подписка на газеты и журналы, являющиеся официальными источниками опубликования нормативных правовых актов и публикующие нормативно-правовые акты по хозяйственной, финансовой, налоговой, трудовой и иной тематике, а также на электронные версии газет и журналов.

Проверка соответствия закону представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера по следующим направлениям:

- определение правомочности руководителя предприятия издавать приказ (другой акт правового характера) по данному вопросу;

- определение специалиста предприятия или руководителя подразделения, который компетентен подписывать, правовой акт по конкретному правовому вопросу;

- определение степени необходимости согласования с подразделениями предприятия;

- определение правильности ссылок на законы и другие нормативные правовые акты;

Проверка этапов согласований с заинтересованными подразделениями предприятия.

Визирование проектов, составленных правильно по существу и форме.

Возврат проектов без визы в подразделения (специалистам), разработавшие его, с приложением письменного заключения, в котором указываются положения, не соответствующие законодательству и приводятся обоснованные ссылки на нормативно-правовые акты, инструкции по делопроизводству, пр.

Контроль за приведением проектов в соответствие с законодательством согласно письменному заключению, переданному с возвращаемыми в подразделения (специалистам) проектами.

Выдача руководителям (специалистам) подразделений предписаний об изменении или отмене актов, изданных с нарушением законодательства.

3.2 Договорная работа Определение форм договорных отношений с учетом производственных и финансовых планов, взаимоотношений (хозяйственных связей) с контрагентами и других факторов.

Внесение руководству предприятия предложений о возможном способе установления договорных отношений:

- путем заключения договоров, подписываемых сторонами;

- путем подтверждения поставщиком принятия заказа покупателя;

Разработка примерных форм договоров и передача их в структурные подразделения предприятия.

Проверка наличия на проектах хозяйственных договоров, представленных для визирования в юридический отдел, виз руководителей структурных подразделений, с которыми эти проекты должны быть согласованы.

Визирование проектов хозяйственных договоров, заключаемых предприятием с контрагентами, и передача их на подпись руководителю предприятия.

Составление протоколов разногласий в случае, если у юридического отдела возникли возражения по отдельным условиям договоров.

Рассмотрение протоколов разногласий, полученных от контрагентов:

- проверка своевременности их составления контрагентами;

- законности и мотивированности возражений структурных подразделений против тех или иных предложений контрагентов;

Принятие мер к доарбитражному (несудебному) урегулированию разногласий в случае полного или частичного несогласия предприятия с предложениями контрагентов.

Обеспечение нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации отдельных видов договоров.

Анализ практики заключения и исполнения хозяйственных договоров за предыдущие годы по следующим направлениям:

- соответствие условий договоров как интересам предприятия, так и его контрагентов;

- определение условий, которые следует уточнить или изменить;

- определение перечня условий, подлежащих изменению в связи с изменениями законодательства, экономической и правовой ситуации в отрасли и на товарных рынках (введение в условия договора дополнительных санкций, технических оговорок, пр.);

Проверка состояния договорной работы в структурных подразделениях предприятия и в случае выявления недостатков (несвоевременного заключения договоров, "амнистирования" нарушителей договорной дисциплины, нарушения порядка расчетов с контрагентами, нарушения инструкций о порядке приемки про-дукции по количеству и качеству, др.) выработка предложений и разработка мероприятий по исправлению сложившейся ситуации.

Анализ данных о суммах штрафов, выплаченных предприятием за нарушения договорных обязательств, и принятие мер по пересмотру системы подготовки, заключения и исполнения договоров.

3.3 Претензионная работа Учет претензий и связанных с ними документов по единой утвержденной на предприятии форме (журнальной).

Разработка формы учета исполнения контрагентами своих обязательств.

Подготовка претензий и материалов к ним в количестве экземпляров, необходимых для передачи претензий контрагенту-нарушителю, оставления в деле и передачи в арбитраж.

Передача проектов претензий для визирования заинтересованными структурными подразделениями.

Предъявление претензий контрагентам.

Проверка соблюдения требований, указанных в претензиях, на основе данных, представленных структурными подразделениями (при положительных ответах на претензии).

Подготовка и представление руководству предприятия соответствующих предложений по досудебному урегулированию, о предъявлении исков в арбитражный суд.

Контроль за исполнением претензий, предъявленных контрагентам, и ведение учета их исполнения.

Рассмотрение претензий, поступивших на предприятие:

- проверка их юридической обоснованности: не истекли ли установленные сроки исковой давности для данной категории дел, правильны ли ссылки заявителей претензий на нормативные акты, договор и другие документы правового характера и т.п.;

- проверка фактических обстоятельств, изложенных в претензиях;

- ...

Составление проектов ответов на претензии и согласование их с заинтересованными подразделениями.

Представление руководителю предприятия для утверждения решения о полном или частичном удовлетворении претензии.

3.4 Исковая работа Принятие мер по соблюдению доарбитражного порядка урегулирования хозяйственных споров.

Получение от контрагентов-нарушителей доказательств, подтверждающих отказ от удовлетворения претензий или неполучение в установленный срок ответов на заявленные претензии.

Подготовка исковых заявлений и материалов для предъявления в арбитражные суды.

Предъявление исковых заявлений в арбитражные суды.

Изучение исковых заявлений, направленных предприятию.

Формирование по каждому исковому производству дел, в которые подшиваются копии исковых заявлений и приложений к ним, отзывы на исковые заявления, повестки о вызове на заседание арбитража (суда) и другие документы.

Подготовка встречных исковых заявлений, решений о добровольном удовлетворении исковых требований, предложений по заключению мировых соглашений.

Согласование с руководством предприятия состава специалистов, представительство которых необходимо в суде (представителей отдела материально-технического снабжения - по спорам, связанным с качеством сырья и материалов, поставленных предприятию; представителей отдела контроля качества - по спорам, связанным с качеством продукции, изготовленной предприятием, пр.).

Представительство в заседаниях суда.

Своевременное получение копий решений, определений и других документов, принимаемых судом или арбитражным судом по делу, имеющему отношение к предприятию.

Изучение решений, определений, постановлений и подготовка жалоб в случае, если есть основания считать их необоснованными.

3.5 Общие задачи Консультирование руководителей структурных подразделений и работников предприятия по юридическим вопросам.

Оформление заявок и других документов и передача их в государственные и муниципальные органы для получения лицензий, разрешений, торговых патентов, иных разрешительных документов, необходимых для осуществления деятельности предприятия.

Работа по страхованию имущества предприятия, страхованию ответственности в страховых организациях.

Участие в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности предприятия (договоров о материальной ответственности; инструкций, устанавливающих порядок поступления и приемки на предприятии материальных ценностей, учета их движения; инструкций учета выпуска и отпуска готовой продукции; пр.).

Проверка и визирование договоров о полной материальной ответственности.

Проверка соответствия закону проектов приказов об увольнении или переводе лица, несущего полную материальную ответственность.

Участие в подготовке материалов о хищениях, растратах, недостачах и порче имущественных ценностей для принятия мер по возмещению ущерба.

Анализ совместно с заинтересованными подразделениями (бухгалтерией, отделом материально-технического снабжения, отделом сбыта и др.) причин, повлекших за собой порчу материальных ценностей, а также причин и условий, способствующих хищениям, возникновению потерь, пр.

Участие в проверках, проводимых на предприятии государственными контрольно-надзорными органами с целью правового контроля за соблюдением процессуальных действий проверяющими, обоснованностью и правильностью выводов проверяющих, оформлением результатов проверок и составлением процессуальных документов, пр.

Подписание актов проверок или протоколов об административных правонарушениях, выявленных в результате проверок на предприятии, изложение причин несогласия с ходом проверок и их результатами.

Представительство в государственных надзорных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, выявленных на предприятии.

Обеспечение подразделений предприятия, отдельных работников нормативно-правовыми актами, необходимыми для осуществления ими своих функций и обязанностей.

Разработка графиков приема работников предприятия для консультирования по юридическим вопросам.

Письменное и устное консультирование, оказание правовой помощи в составлении правовых документов.

4. Регламентирующие документы

4.1. Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты.

4.2. Внутренние документы:

Устав предприятия, Положение о подразделении, Должностная инструкция, Правила внутреннего трудового распорядка.

5. Взаимоотношения юридического отдела с другими подразделениями

Для выполнения функций и реализации прав юридический отдел взаимодействует:

№ п/п Подразделение Получение Предоставление

5.1 Со всеми структурными подразделениями приказов, распоряжений, инструкций, проектов договоров для визирования и правовой экспертизы;

- материалов для предъявления претензий и исков к поставщикам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- претензий, предъявленных предприятию контрагентами;

- имеющихся сведений о поставщиках, покупателях, иных контрагентах;

- заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов, разъяснение действующего законодательства; результатов правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;

- согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- ответов на претензии и иски контрагентов по поводу нарушения структурными подразделениями предприятия договорных обязательств;

- разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;

- анализа изменений и дополнений законодательства;

5.2 С главной бухгалтерией проектов договоров о материальной ответственности;

- результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей;

- сведений о недостачах, хищениях, растратах товарно-материальных ценностей;

- материалов по взысканию дебиторской задолженности - расчетов для представительства отдела в судах (размеров госпошлин, штрафов, пр.);

- отчетов о расходовании средств, выделенных отделу;

5.3 С финансовым отделом проектов финансовых договоров для правовой экспертизы;

- заключений по претензиям и искам, предъявленным предприятию;

- документов о перечислении денежных средств по оплате госпошлины в счет удовлетворения претензий и исков, предъявленных предприятию;

- сведений о дебиторской и кредиторской задолженности;

решений по предъявленным предприятию претензиям, искам;

- обобщенных результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел;

- разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;

- правовой помощи в претензионной работе;

- согласованных материалов о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, предложений по принудительному взысканию долгов;

5.4 С отделом сбыта согласованных условий договоров по реализации продукции;

- сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, несоблюдении сроков поставок и оплаты поставленной продукции предложений по корректировке примерных хозяйственных договоров в зависимости от специфики отдельных контрагентов;

- заключений и ответов на предъявленные контрагентами претензии и иски по поводу неисполнения предприятием договорных обязательств;

- согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;

- анализа изменений и дополнений гражданского законодательства;

5.5 С отделом материально-технического снабжения сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, несоблюдении сроков поставок;

- материалов и необходимых расчетов для предъявления претензий и исков к поставщикам материально-технических средств по поводу нарушения ими договорных обязательств проектов договоров на приобретение материально-технических средств;

- протоколов согласования разногласий по условиям заключаемых договоров;

- согласованных претензий и исков к поставщикам материально-технических средств по поводу нарушения ими договорных обязательств;

6. Права юридического отдела

Юридический отдел имеет право:

6.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для осуществления деятельности отдела.

6.2. Вести самостоятельную переписку с государственными и муниципальными органами по правовым вопросам.

6.3. Представлять в установленном порядке предприятие в органах государственной власти, иных учреждениях и организациях по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

6.4. Давать структурным подразделениям и отдельным специалистам обязательные для исполнения указания по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

6.5. Принимать меры при обнаружении нарушений законности на предприятии и докладывать об этих нарушениях руководителю предприятия для привлечения виновных к ответственности.

6.6. По согласованию с руководителем предприятия привлекать экспертов и специалистов в отрасли права для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.

7. Ответственность юридического отдела

7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций отдела несет начальник юридического отдела.

7.2. На него, в частности, возлагается персональная ответственность в случае:

7.2.1. Несоответствия законодательству визируемых и подписываемых документов.

7.2.2. Составления, утверждения и предоставления недостоверной отчетности о соблюдении законодательства на предприятии.

7.2.3. Необеспечения или ненадлежащего обеспечения руководства предприятия информацией по правовым вопросам.

7.2.4. Несвоевременного, а также некачественного исполнения документов и поручений руководства предприятия.

7.2.5. Допущения использования информации сотрудниками отдела в не служебных целях.

7.2.6. Несоблюдения трудового распорядка сотрудниками отдела.

7.2.7. Перерасхода средств на содержание отдела.

7.2.8. Привлечения предприятия к административной ответственности вследствие ненадлежащей работы юридического отдела.

7.3. Ответственность сотрудников юридического отдела устанавливается должностными инструкциями.

8. Заключительные положения

8.1. При выявлении несоответствия какого-либо пункта положения реальному состоянию дел в юридическом отделе руководителем отдела, сотрудником либо другим лицом необходимо обратиться в

(службу персонала, отдел кадров, экспертную комиссию по положениям и должностным инструкциям и т.д.)

с заявкой на внесение изменений и дополнений в положение. (Форма заявки представлена в Приложении 1).

8.2. Внесённое предложение рассматривается подразделением указанным в п. 8.1. данного положения в течение одного месяца со дня подачи заявки.

По результатам рассмотрения выносится решение:

- принять изменение или дополнение,

- отправить на доработку (с указанием срока доработки и исполнителя),

- отказать в принятии вносимого предложения (в этом случае заявителю направляется обоснованный отказ в письменном виде).

8.3. Внесение изменений и дополнений в положение утверждается

(заместителем генерального директора, генеральным директором и т.д.

по представлению

(менеджера по персоналу, начальника отдела кадров, руководителя экспертной комиссии по Положениям и должностным инструкциям и т.д.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.