Проверка и уточнение принятых размеров поперечного сечения магистрального канала
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
КАФЕДРА СУДОВОЖДЕНИЕ
«ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ»
руководитель курсовой работы
профессор кафедры
_______________ И.И.Гордеев
«____» ноября2013г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Гидравлический расчет судоходного канала
Дисциплина: «Водные пути и гидротехнические сооружения»
Специальность: 180403.65 – «Судовождение»
Работу выполнил
Студент группы СВ-21
Музафаров Игорь Андреевич
Руководитель курсовой работы
Профессор кафедры «Судовождение»,
к.т.н., доцент Гордеев Игорь Иванович
Москва 2013
Содержание
Исходные данные……………………………………………………………2
Введение……………………………………………………………………..3-4
1. Расчет магистрального канала………………….………………………..5
1.1 Расчет прямолинейного участка магистрального канала.……..5
1.2 Назначение предварительных размеров поперечного сечения канала …………………………………………………………..……..5-6
1.3 Проверка и уточнение принятых размеров поперечного сечения магистрального канала ………………………………………………6-11
1.4 Определение границ крепления откосов канала………………..11-13
1.5 Расчет криволинейного участка магистрального канала……….13-14
2. Расчет подходного канала…………………………….……………..……15-20
Заключение………………………………… ………………………….…...21
Список используемой литературы…………………………………………..22
Исходные данные
1. Уровни воды в бьефах:
hВБ = 55м; hНБ = 41м.
2. Основные расчетные размеры судов:
а) грузовое судно:
Lc = 138,0м; Тс = 3,6м; bc = 17,0м
б) пассажирское судно:
Lc = 65,0м; Тс = 1,9м; bc = 9,4м
в) толкачи:
Lc = ___ м; Тс =___ м; bc =___ м
г) баржи или приставки:
Lc =___ м; Тс =___ м; bc =___ м
3. Расчетная скорость движения судов в канале:
а) грузовые
Vc = 10,6км/ч;
б) пассажирские
Vc = 15,0км/ч
4. Скорость выхода грузового судна из шлюза в НБ, Vв = 1м/с.
5. Грунт ложа канала.
6. Схема подходного канала.
7. Средняя высота надводного борта судна, hб = 1,7м.
8. Водоизмещение судна õ = 0,75.
9. Схема размещения судов и составов в камере шлюзов.
Введение
Водный канал (лат. canalis — труба, жёлоб) — искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.
Существует два основных назначения канала:
- ирригационное, канал используется для доставки или отвода воды
каналы,
- транспортные функции, например для доставки грузов или людей.
Зачастую каналы совмещают в себе обе функции.
Цель создания судоходного канала — соединение бассейнов двух водоёмов в случае отсутствия такового, сокращение пути между двумя водоёмами, обеспечение гарантированного судоходства, решение проблемы транспортной доступности по водным путям пунктов назначения, создание экономически выгодных путей транспортировки.
Судоходные каналы — пресноводные и морские, — которые соединяют реки, озёра и моря, рассчитаны, как правило, на всевозможный водный транспорт — от маленьких лодок до огромных сухогрузов. Судоходные каналы подразделяются на открытые и шлюзованные. Первые из них соединяют водные пути с одинаковым уровнем воды, вторые — водоёмы с разными уровнями.
Главными характеристиками канала является форма и размер его живого сечения, то есть поперечного сечения потока. Форма каналов может быть разнообразной. Часто применяются каналы трапецеидального и полигонального очертания.
Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон ограничен затворами, между которыми располагается смежная камера, позволяющая варьировать уровень воды в её пределах.
Целью курсовой работы является изучение специфики плавания по каналам внутренних водных путей.
Основная задача курсовой работы - освоить методику расчета магистрального и подходного канала. Исследуются вопросы устойчивости русел каналов к размыву в нижнем и верхнем бьефах за сопрягающими сооружениями.
Расчет магистрального канала
Расчет прямолинейного участка магистрального канала
Поперечное сечение канала в нескальных грунтах рекомендуется принимать полигонального очертания, симметричным относительно продольной оси канала, с креплением откосов, как это показано на рис.1.
Переход от одного заложения откоса к другому делается на уровне низа основного крепления.
Методика расчета поперечного сечения канала основана на предварительном назначении его размеров с их последующей корректировкой.
Назначение предварительных размеров поперечного сечения канала
Предварительные размеры поперечного сечения канала назначаются исходя из следующих условий:
1. Глубина в канале должна превышать осадку расчетного грузового судна не менее, чем на 30%, т.е. по СНиП 2.06.01-86г.
Нк=1,3Тс (1)
Нк=1,3*3,6м=4,68м
где Тс – осадка расчетного грузового судна.
Таким образом глубина канала должна составлять 5,0м.
2. Ширина канала по дну В0 из условия безопасного расхождения встречных судов принимается равной
В0=2,6bc(2)
В0=2,6*17,0=44,2м
где bc – ширина расчетного судна.
3. В нескальных грунтах заложения откосов судоходных каналов рекомендуется принимать:
· подводные от дна до низа основного крепления m1=4…5
· в пределах основного крепления m2=2,5…3,5
· надводные m3=1,5…2
4. Заглубление низа основного крепления под низший судоходный уровень (hнк) принимается равным 2м (предварительно).
По вычисленным и принятым основным размерам строится поперечное сечение канала (на масштабно-координатной бумаге) и определяются:
· Ширина канала по урезу В, м;
· Ширина канала на уровне осадки расчетного судна Вос, м;
· Площадь живого (поперечного занятого водой) сечения канала Ω, м2.
Рис.1. Поперечное сечение канала полигонального очертания
Проверка и уточнение принятых размеров поперечного сечения магистрального канала
Установленное в разделе 1.2. предварительное сечение канала проверяется и, если это требуется по результатам проверки, корректируется в соответствии с нижеизложенной методикой:
1. Коэффициент стеснения живого сечения канала не должен превышать значение 0,20 (СНиП 2.06.01-86г.), т.е.
k = ωс/Ω ≤ 0,2 (3)
где ωс = αbcTc – площадь погруженной части сечения расчетного судна по мидельшпангоуту.
Здесь α – коэффициент полноты сечения судна по мидельшпангоуту.
В курсовом проекте принимаем:
α = 0,98 – для грузотеплоходов и барж;
α = 0,85 – для пассажирских судов.
Если условие (3) не выполняется, то необходимо увеличить глубину канала. Увеличение глубины производится с шагом 0,5м до глубины 5,5м.
Если условие (3) не будет соблюдено при глубине 5,5м, то увеличивается ширина канала по дну последовательно на 5-10м.
2. Расчетная скорость судна (Vc) должна соответствовать условию
Vc ≤ 0,9Vкр (4)
Здесь Vкр – критическая скорость движения судна по каналу, определяемая по зависимости:
Vкр = (8cos31/3[π + arcos(1 – k)])0,5(gΩ/B)0,5 (5)
Если условие (4) не выполняется, то увеличивают глубину канала, а затем и ширину, если это необходимо. π = 180о; g = 9,81м/с2.
3. Глубина канала должна удовлетворять условию:
Нк ≥ Тс + Δh0 + Δhос + Δhв + Δhс + Δhз, (6)
где Δh0 – навигационный запас под днищем, принимаемый для нескальных грунтов равным 0,20м, для скальных – 0,35м;
Δhос – дополнительная осадка судна с дифферентом на корму при его движении.
Δhос = α ΔН (7)
где α – коэффициент, зависящий от размеров судна, принимаемый в соответствии с таблицей 1.;
ΔН – среднее понижение уровня воды в кaнале при движении судна.
ΔН = (V12 – Vc2)/2g (8)
где V1 – средняя скорость потока обтекания относительно судна.
V1 = 1,16[(1 – k)+Fr02]0,5cos1/3{π+arcos(2,6Fr0/[(1-k)+Fr02]1,5)}(2gHk)0,5, ( 9)
где Fr0 = Vc/(2gHк)0,5
Δhв = 0,3hвв – Δh0 – запас на ветровое волнение.
Здесь hвв – высота ветровой волны.
Если Δhв ≤ 0, то принимается Δh0=0.
Δhс = hс – Δh0 – запас на ветровой сгон воды в канале.
Здесь hс – наибольшая величина сгона воды в канале.
Если Δhс ≤ 0, то принимается Δhс=0.
Δhз– запас на заносимость.
В курсовой работе принимаем
Δhв = Δhс = Δhз = 0
Значения коэффициента α в формуле (7)
Ic/bc
| 9…7
| 7…5
| 5…3,5
| α
| 1,1
| 1,25
| 1,4
|
4. Ширина канала Вос на уровне грузовой осадки расчетного судна
должна быть не менее ширины В∂, вычисленной по формуле (10) с учетом отклонения судна от курса вследствии рысканья или дрейфа под действием ветра и течения.
В∂ = η(Icsinθ + bccosθ + 0,2bc) (10)
где η – коэффициент, принимаемый для одностороннего движения судов равный 1,15, для двустороннего – 2,0;
θ – угол дрейфа, вычисляемый по формуле (11) и принимаемый не менее 2.
θ = arctg{[(Vпоп)т + (Vпоп)в]/ Vс}, (11)
где Vс – скорость движения грузовых судов при их расхождении (принимается равной заданной скорости движения по каналу);
(Vпоп)т, (Vпоп)в – скорости перемещения судна нормально к оси судового хода соответствено от действия поперечного течения воды в канале и от действия ветра.
(Vпоп)т принять равной 0,25м/с (снос).
Поперечная составляющая скорости дрейфа судна определяется из условия, что сила давления ветра на площадь надводной части корпуса судна с надстройками равна величине силы сопротивления воды движению судна лагом:
С(Vв2/16)ωв = αβ(γ/g)ωл(Vпоп)в2 (12)
где С – аэродинамический коэффициент, для грузового судна С=1,4;
Vв – нормальная к оси канала составляющая скорости ветра, Vв=12м/с;
ωв, ωл – площади корпуса судна в диаметральной плоскости соответственно надводной и подводной частей;
ωв = Ichб;
ωл = 0,9IcTc
для грузового судна
ωв = 138*1,7 = 234,6м2;
ωл = 0,9*138*3,6 = 447,12м2
для пассажирского
ωв = 65*1,7 = 110,5м2;
ωл = 0,9*65*1,9 = 111,15м2
hб – средняя высота надводного борта (см. исходные данные 1,7м);
β – коэффициент, учитывающий влияние ограниченной глубины в канале на сопротивление движению судна лагом.
β = (Нк/[Нк - Тс])3/2
α – коэффициент сопротивления равный ≈0,5 для безграничного форватера;
γ – удельный вес воды, γ=1000кг.с/м3
Если ширина канала Вос окажется меньше, чем В∂, вычисленная по формуле (10), то следует увеличить ширину канала по дну.
Учет действия поперечного течения на судно производится на участках расположения водосбросных и водозаборных сооружений, а также на криволинейных участках судоходных каналов.
С целью оценки влияния бокового течения (сноса) на угол дрейфа и, как следствие, на увеличение ширины канала, в курсовой работе проверку ширины канала на уровне грузовой осадки расчетного судна произведем дважды:
- с учетом бокового течения (Vпоп)т=0,25м/с;
- без учета бокового течения (сноса) (Vпоп)т=0м/с.
Для дальнейших расчетов принимаем результат, полученный при (Vпоп)т=0.
5. Скорость потока обтекания относительно берега Vб, соответствующая
принятой скорости движения расчетного судна, не должна размывать ложе канала, т.е.
Vб ≤ 1,2Vнр (13)
где Vб = V1 – Vс;
Vнр – неразмывающая скорость грунтов ложа канала (см. табл.1)
Таблица 1. Неразмывающие скорости для грунтов ложа канала
№ п/п
| Наименование грунтов
| Неразмывающая скорость, Vнр, м/с
|
| Песок
| 0,6…0,8
|
| Супесь
| 0,7…1,0
|
| Суглинок
| 0,7…1,2
|
| Глина
| 0,7…1,5
|
| Ил
| 0,5
|
Если условие (13) не выполняется, то или укрепляют подводные откосы с заложением m1 трудноразмываемым грунтом, либо увеличивают сечение канала.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|