Сделай Сам Свою Работу на 5

Проверка и уточнение принятых размеров поперечного сечения магистрального канала





МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

КАФЕДРА СУДОВОЖДЕНИЕ

«ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ»

руководитель курсовой работы

профессор кафедры

_______________ И.И.Гордеев

«____» ноября2013г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Гидравлический расчет судоходного канала

Дисциплина: «Водные пути и гидротехнические сооружения»

Специальность: 180403.65 – «Судовождение»

 

Работу выполнил

Студент группы СВ-21

Музафаров Игорь Андреевич

 

Руководитель курсовой работы

Профессор кафедры «Судовождение»,

к.т.н., доцент Гордеев Игорь Иванович

Москва 2013

Содержание

Исходные данные……………………………………………………………2

Введение……………………………………………………………………..3-4

1. Расчет магистрального канала………………….………………………..5

1.1 Расчет прямолинейного участка магистрального канала.……..5

1.2 Назначение предварительных размеров поперечного сечения канала …………………………………………………………..……..5-6

1.3 Проверка и уточнение принятых размеров поперечного сечения магистрального канала ………………………………………………6-11

1.4 Определение границ крепления откосов канала………………..11-13



1.5 Расчет криволинейного участка магистрального канала……….13-14

2. Расчет подходного канала…………………………….……………..……15-20

Заключение………………………………… ………………………….…...21

Список используемой литературы…………………………………………..22

 

Исходные данные

1. Уровни воды в бьефах:

hВБ = 55м; hНБ = 41м.

2. Основные расчетные размеры судов:

а) грузовое судно:

Lc = 138,0м; Тс = 3,6м; bc = 17,0м

б) пассажирское судно:

Lc = 65,0м; Тс = 1,9м; bc = 9,4м

в) толкачи:

Lc = ___ м; Тс =___ м; bc =___ м

г) баржи или приставки:

Lc =___ м; Тс =___ м; bc =___ м

3. Расчетная скорость движения судов в канале:

а) грузовые

Vc = 10,6км/ч;

б) пассажирские

Vc = 15,0км/ч

4. Скорость выхода грузового судна из шлюза в НБ, Vв = 1м/с.

5. Грунт ложа канала.

6. Схема подходного канала.

7. Средняя высота надводного борта судна, hб = 1,7м.

8. Водоизмещение судна õ = 0,75.

9. Схема размещения судов и составов в камере шлюзов.

 

Введение

Водный канал (лат. canalis — труба, жёлоб) — искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.



Существует два основных назначения канала:

- ирригационное, канал используется для доставки или отвода воды

каналы,

- транспортные функции, например для доставки грузов или людей.

Зачастую каналы совмещают в себе обе функции.

Цель создания судоходного канала — соединение бассейнов двух водоёмов в случае отсутствия такового, сокращение пути между двумя водоёмами, обеспечение гарантированного судоходства, решение проблемы транспортной доступности по водным путям пунктов назначения, создание экономически выгодных путей транспортировки.

Судоходные каналы — пресноводные и морские, — которые соединяют реки, озёра и моря, рассчитаны, как правило, на всевозможный водный транспорт — от маленьких лодок до огромных сухогрузов. Судоходные каналы подразделяются на открытые и шлюзованные. Первые из них соединяют водные пути с одинаковым уровнем воды, вторые — водоёмы с разными уровнями.

Главными характеристиками канала является форма и размер его живого сечения, то есть поперечного сечения потока. Форма каналов может быть разнообразной. Часто применяются каналы трапецеидального и полигонального очертания.

Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон ограничен затворами, между которыми располагается смежная камера, позволяющая варьировать уровень воды в её пределах.

Целью курсовой работы является изучение специфики плавания по каналам внутренних водных путей.



Основная задача курсовой работы - освоить методику расчета магистрального и подходного канала. Исследуются вопросы устойчивости русел каналов к размыву в нижнем и верхнем бьефах за сопрягающими сооружениями.

 

Расчет магистрального канала

Расчет прямолинейного участка магистрального канала

Поперечное сечение канала в нескальных грунтах рекомендуется принимать полигонального очертания, симметричным относительно продольной оси канала, с креплением откосов, как это показано на рис.1.

Переход от одного заложения откоса к другому делается на уровне низа основного крепления.

Методика расчета поперечного сечения канала основана на предварительном назначении его размеров с их последующей корректировкой.

 

Назначение предварительных размеров поперечного сечения канала

Предварительные размеры поперечного сечения канала назначаются исходя из следующих условий:

1. Глубина в канале должна превышать осадку расчетного грузового судна не менее, чем на 30%, т.е. по СНиП 2.06.01-86г.

Нк=1,3Тс (1)

Нк=1,3*3,6м=4,68м

где Тс – осадка расчетного грузового судна.

Таким образом глубина канала должна составлять 5,0м.

2. Ширина канала по дну В0 из условия безопасного расхождения встречных судов принимается равной

В0=2,6bc(2)

В0=2,6*17,0=44,2м

где bc – ширина расчетного судна.

3. В нескальных грунтах заложения откосов судоходных каналов рекомендуется принимать:

· подводные от дна до низа основного крепления m1=4…5

· в пределах основного крепления m2=2,5…3,5

· надводные m3=1,5…2

4. Заглубление низа основного крепления под низший судоходный уровень (hнк) принимается равным 2м (предварительно).

По вычисленным и принятым основным размерам строится поперечное сечение канала (на масштабно-координатной бумаге) и определяются:

· Ширина канала по урезу В, м;

· Ширина канала на уровне осадки расчетного судна Вос, м;

· Площадь живого (поперечного занятого водой) сечения канала Ω, м2.

Рис.1. Поперечное сечение канала полигонального очертания

 

Проверка и уточнение принятых размеров поперечного сечения магистрального канала

Установленное в разделе 1.2. предварительное сечение канала проверяется и, если это требуется по результатам проверки, корректируется в соответствии с нижеизложенной методикой:

1. Коэффициент стеснения живого сечения канала не должен превышать значение 0,20 (СНиП 2.06.01-86г.), т.е.

k = ωс/Ω ≤ 0,2 (3)

где ωс = αbcTc – площадь погруженной части сечения расчетного судна по мидельшпангоуту.

Здесь α – коэффициент полноты сечения судна по мидельшпангоуту.

В курсовом проекте принимаем:

α = 0,98 – для грузотеплоходов и барж;

α = 0,85 – для пассажирских судов.

Если условие (3) не выполняется, то необходимо увеличить глубину канала. Увеличение глубины производится с шагом 0,5м до глубины 5,5м.

Если условие (3) не будет соблюдено при глубине 5,5м, то увеличивается ширина канала по дну последовательно на 5-10м.

2. Расчетная скорость судна (Vc) должна соответствовать условию

Vc ≤ 0,9Vкр (4)

 

Здесь Vкр – критическая скорость движения судна по каналу, определяемая по зависимости:

Vкр = (8cos31/3[π + arcos(1 – k)])0,5(gΩ/B)0,5 (5)

Если условие (4) не выполняется, то увеличивают глубину канала, а затем и ширину, если это необходимо. π = 180о; g = 9,81м/с2.

3. Глубина канала должна удовлетворять условию:

Нк ≥ Тс + Δh0 + Δhос + Δhв + Δhс + Δhз, (6)

где Δh0 – навигационный запас под днищем, принимаемый для нескальных грунтов равным 0,20м, для скальных – 0,35м;

Δhос – дополнительная осадка судна с дифферентом на корму при его движении.

Δhос = α ΔН (7)

где α – коэффициент, зависящий от размеров судна, принимаемый в соответствии с таблицей 1.;

ΔН – среднее понижение уровня воды в кaнале при движении судна.

ΔН = (V12 – Vc2)/2g (8)

где V1 – средняя скорость потока обтекания относительно судна.

V1 = 1,16[(1 – k)+Fr02]0,5cos1/3{π+arcos(2,6Fr0/[(1-k)+Fr02]1,5)}(2gHk)0,5, ( 9)

где Fr0 = Vc/(2gHк)0,5

Δhв = 0,3hвв – Δh0 – запас на ветровое волнение.

Здесь hвв – высота ветровой волны.

Если Δhв ≤ 0, то принимается Δh0=0.

Δhс = hс – Δh0 – запас на ветровой сгон воды в канале.

Здесь hс – наибольшая величина сгона воды в канале.

Если Δhс ≤ 0, то принимается Δhс=0.

Δhз– запас на заносимость.

В курсовой работе принимаем

Δhв = Δhс = Δhз = 0

 

Значения коэффициента α в формуле (7)

Ic/bc 9…7 7…5 5…3,5
α 1,1 1,25 1,4

 

4. Ширина канала Вос на уровне грузовой осадки расчетного судна

должна быть не менее ширины В, вычисленной по формуле (10) с учетом отклонения судна от курса вследствии рысканья или дрейфа под действием ветра и течения.

В = η(Icsinθ + bccosθ + 0,2bc) (10)

где η – коэффициент, принимаемый для одностороннего движения судов равный 1,15, для двустороннего – 2,0;

θ – угол дрейфа, вычисляемый по формуле (11) и принимаемый не менее 2.

 

θ = arctg{[(Vпоп)т + (Vпоп)в]/ Vс}, (11)

где Vс – скорость движения грузовых судов при их расхождении (принимается равной заданной скорости движения по каналу);

(Vпоп)т, (Vпоп)в – скорости перемещения судна нормально к оси судового хода соответствено от действия поперечного течения воды в канале и от действия ветра.

(Vпоп)т принять равной 0,25м/с (снос).

Поперечная составляющая скорости дрейфа судна определяется из условия, что сила давления ветра на площадь надводной части корпуса судна с надстройками равна величине силы сопротивления воды движению судна лагом:

С(Vв2/16)ωв = αβ(γ/g)ωл(Vпоп)в2 (12)

где С – аэродинамический коэффициент, для грузового судна С=1,4;

Vв – нормальная к оси канала составляющая скорости ветра, Vв=12м/с;

ωв, ωл – площади корпуса судна в диаметральной плоскости соответственно надводной и подводной частей;

ωв = Ichб;

ωл = 0,9IcTc

для грузового судна

ωв = 138*1,7 = 234,6м2;

ωл = 0,9*138*3,6 = 447,12м2

для пассажирского

ωв = 65*1,7 = 110,5м2;

ωл = 0,9*65*1,9 = 111,15м2

 

hб – средняя высота надводного борта (см. исходные данные 1,7м);

β – коэффициент, учитывающий влияние ограниченной глубины в канале на сопротивление движению судна лагом.

β = (Нк/[Нк - Тс])3/2

α – коэффициент сопротивления равный ≈0,5 для безграничного форватера;

γ – удельный вес воды, γ=1000кг.с/м3

Если ширина канала Вос окажется меньше, чем В, вычисленная по формуле (10), то следует увеличить ширину канала по дну.

Учет действия поперечного течения на судно производится на участках расположения водосбросных и водозаборных сооружений, а также на криволинейных участках судоходных каналов.

С целью оценки влияния бокового течения (сноса) на угол дрейфа и, как следствие, на увеличение ширины канала, в курсовой работе проверку ширины канала на уровне грузовой осадки расчетного судна произведем дважды:

- с учетом бокового течения (Vпоп)т=0,25м/с;

- без учета бокового течения (сноса) (Vпоп)т=0м/с.

Для дальнейших расчетов принимаем результат, полученный при (Vпоп)т=0.

5. Скорость потока обтекания относительно берега Vб, соответствующая

принятой скорости движения расчетного судна, не должна размывать ложе канала, т.е.

Vб ≤ 1,2Vнр (13)

где Vб = V1 – Vс;

Vнр – неразмывающая скорость грунтов ложа канала (см. табл.1)

 

Таблица 1. Неразмывающие скорости для грунтов ложа канала

№ п/п Наименование грунтов Неразмывающая скорость, Vнр, м/с
Песок 0,6…0,8
Супесь 0,7…1,0
Суглинок 0,7…1,2
Глина 0,7…1,5
Ил 0,5

 

Если условие (13) не выполняется, то или укрепляют подводные откосы с заложением m1 трудноразмываемым грунтом, либо увеличивают сечение канала.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.