Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое положение республики в составе РФ





В составе РФ в качестве ее субъектов в настоявшее время находится 21 республика. Республика в составе РФ – это демократическое правовое гос-во, созданное в рамках РФ по национально-террит.му признаку. Согласно Констит. РФ (ст. 66), статус республики определяется фед. Констит. и Констит. республики.

Республика является гос-вом в составе Фед., обладающим всей полнотой гос. (зак., исп., судебной) власти на своей террит., кроме тех полномочий, кот. находятся в ведении фед. органов гос.власти. Гос. власть республики исходит от ее народа.

КП статус республики в составе РФ далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою террит.. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Республика может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем гос. границей РФ. Она определяется международными договорами и соглашениями РФ с иностранными гос-вами. Республика обладает террит. верховенством. Ее террит. является пространственным пределом ее власти. Органы гос. власти республики распространяют свою власть на всю ее террит.. Террит. республики не м.б. изменена без ее согласия.



КП статус республики в составе РФ характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою констит.-правовую систему, кот. включает в себя Констит. республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Каждая республика принимает свою Констит., кот. закрепляет основы се констит. строя; права, свободы и обязанности человека и гр-нина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деят-ти, а также компетенцию зак., исполнительных и судебных органов республики и органов МСУ. Устанавливаются ими самостоятельно. Констит. принимаются в порядке, определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами гос. власти РФ. Республика самостоятельно разрабатывает и принимает и другие республиканские нормативные правовые акты. Законы республик, принятые в пределах их полномочий, на террит. соответствующих республик обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми юр.и и физ. лицами.



Констит., законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Констит. РФ и фед. законам, принятым в пределах полномочий РФ. В случае противоречия между фед. законом и актом, изданным в республике, действует фед. закон. Вместе с тем в случае противоречия между фед. законом, изданным вне пределов полномочий РФ, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт республики.

Республика пользуется правом зак. инициативы в ФС РФ. Республика вправе участвовать в разработке фед. нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Фед. и республик.

Республики самостоятельно определяют систему своих органов гос. власти в соответствии с основами констит. строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос. власти в РФ и зак-вом республики. Каждая республика имеет свой зак. (представительный) орган – парламент; главу исп. власти или главу республики (Президента); свое Прав-во; Верховный суд и Высш. арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Констит. суд. Систему органов прокуратуры и республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Ген. прокурору РФ.

КП статус республик характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их террит., а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.



Согласно Констит. РФ (ст. 68), республики вправе устанавливать свои гос. языки. В органах гос. власти, органах МСУ, гос. учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком – гос. языком РФ. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие.

Республики обладают международной правосубьектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными гос-вами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деят-ти международных организаций.Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Констит. и законам РФ, Федеративному договору. Международная деят-ть республик координируется фед.и органами гос. власти совместно с республиками.

Право на государственную символику, включающую Гос. герб, Гос. флаг и Гос. гимн, а также на столицу. Каждая республика самостоятельно утверждает Гос. герб, Гос. флаг и Гос. гимн – офиц. символы гос-ва, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.

Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не м.б. изменен и без ее согласия. В соответствии с Констит. РФ (ст. 66) статус республики м.б. изменен по взаимному согласию РФ и республики в ее составе в порядке, установленном фед. констит. законом.

Республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании.

Предметы совместного ведения Фед. и республик в ее составе можно разделить на 3 группы. В обл. гос. строительства в совместном ведении РФ и республик в ее составе находятся прежде всего обеспечение соответствия Констит. и законов республик Констит. РФ и фед. законам. В совместном ведении РФ и республик находятся также защита прав и свобод человека и гр-нина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общ-венной безопасности; режима пограничных зон.

К совместному ведению РФ и республик в ее составе отнесен большой круг вопросов зак. регулирования. Это админ., админ.-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения РФ и республик в ее составе являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов гос. власти и МСУ.

В обл. экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению РФ и республик в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение гос. собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные террит.; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

РФ и республики в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Особую обл. совместного ведения РФ и республик в ее составе составляют внешние сношения, где общей заботой РФ и находящихся в ее составе республик являются координация международных и внешнеэкономических связей республик, выполнение международных договоров РФ.

Законопроекты по предметам совместного ведения, разработанные фед.и органами гос. власти, направляются республикам в составе РФ, соответствующие предложения кот. рассматриваются фед.и органами гос. власти.

Наряду с предметами совместного ведения РФ и республик в ее составе имеется ряд предметов, относящихся к искл. ведению республик. Искл. полномочия республик в составе РФ определены их Констит.ми на основе фед. Констит. и Федеративного договора. Эти полномочия осуществляются республиканскими органами зак., исп. и судебной власти.

Республика самостоятельно распоряжается своей гос. собственностью, землей, недрами, лесами и водами, ведает охраной окружающей среды. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития осуществляет правовое регулирование полит., экономического и социально-культурного развития Республики. Республика устанавливает и регулирует внешнеэкономические, а также научные и культурные связи с зарубежными странами, представительство в международных организациях. В ведение Республики входят заключение Федеративного договора, межпарламентских и межПрав-венных договоров и соглашений, а также другие вопросы, отнесенные Констит. Республики к ведению ее гос. органов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.