Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Ревизия как инструмент контроля





 

План лекции

 

6.1. Сущность ревизии, цель и задачи.

6.2. Виды ревизий.

6.3. Методы и приемы документального контроля.

6.4. Методы и приемы фактического контроля.

6.5. Документ как доказательство законности осуществления операции;

Сущность ревизии, цель и задачи

 

Ревизияпредставляет собой систему обязательных конт­рольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом перио­де хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организа­цией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законода­тельством РФ и нормативными актами установлена ответствен­ность за их осуществление.

Ревизия - составная часть системы управленческого конт­роля, призванная установить законность, достоверность, целесо­образность и экономическую эффективность совершенных хо­зяйственных операций.

В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие яв­ляется общим и абстрактным, а второе - частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулирова­ние общественных отношений, то ревизия выступает всегда кон­кретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.



Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.

Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяй­ственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличи­ем и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержден­ными нормами, нормативами и сметами.

Объекты ревизии - все государственные органы (в том чис­ле их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государ­ственные внебюджетные фонды, а также органы местного само­управления, предприятия, организации, банки, страховые компа­нии и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоци­ации и иные объединения (независимо от видов и форм соб­ственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставлен­ные федеральным законодательством или федеральными органа­ми государственной власти налоговые, таможенные и иные льго­ты и преимущества.



Задачи ревизии:

- обеспечение финансовой дисциплины;

- экономное и целевое использование бюджетных средств;

-выявление резервов роста доходной базы бюджета и со­бираемости налогов;

- сохранность материальных и финансовых ресурсов, их эффективное использование;

-своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;

-проверка законности совершаемых субъектом хозяйство­вания хозяйственных и финансовых операций;

-правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

- пресечение фактов бесхозяйственности, расточительнос­ти и других видов нарушений, а также принятие мер но возмещению причиненного ущерба;

-выявление неиспользуемых резервов повышения эффек­тивности экономической деятельности субъекта хозяй­ствования.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­зяйственной деятельности организации по следующим направ­лениям:

- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

- обоснованность расчетов сметным назначениям;

- исполнение смет расходов;

- использование бюджетных средств по целевому назна­чению;

- обеспечение сохранности денежных средств и матери­альных ценностей;

- обоснованность образования и расходования государ­ственных внебюджетных средств;



- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ве­дения бухгалтерского учета и составления отчетности; У обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и вне­бюджетными фондами; У операции с основными средствами и нематериальными активами;

- операции, связанные с инвестициями;

- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физически­ми лицами;

- обоснованность произведенных затрат, связанных с теку­щей деятельностью, и затрат капитального характера; У формирование финансовых результатов и их распреде­ление.

Благодаря ревизии регулярно осуществляется контрольная функция государства как собственника государственного бюд­жета и других экономических ресурсов. К ней все чаще прибега­ют учредители, инвесторы и иные собственники бизнеса, а также исполнительные органы хозяйствующих субъектов, что особенно характерно для деятельности контрольно-ревизионных комиссий и аудиторских союзов в системе сельскохозяйственной и потре­бительской кооперации. Результаты ревизий в обязательном по­рядке подлежат широкой огласке и обсуждению в коллективе проверяемой организации.

Ревизии осуществляются специальными контрольно-ревизи­онными органами (контрольно-счетными палатами, контрольно-ревизионными управлениями, отделами, комиссиями), работники которых имеют, как правило, специальную подготовку, что обес­печивает реализацию принципа действенности и эффективности экономического контроля. Это относится как к государственному штатному контрольно-ревизионному аппарату, так и к ревизион­ным комиссиям хозяйственных обществ, кооперативных и обще­ственных организаций, поскольку в стране действует специаль­ная система подготовки и повышения квалификации всех конт­рольно-ревизионных кадров.

В ходе проведения ревизий широко сочетаются все приемы и способы фактического и документального контроля, что позволя­ет изучать проверяемые вопросы и тем самым успешно решать задачи экономического контроля.

Виды ревизий

 

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифи­цировать по определенным признакам.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на:

вневедомственные ревизии - проводятся органами го­сударственного контроля (Счетной палатой РФ, Мини­стерством финансов РФ, Федеральной налоговой служ­бой), которые наделены контрольными правами по отно­шению к предприятиям (организациям, учреждениям) всех отраслей экономики, независимо от их ведомствен­ной подчиненности;

ведомственные ревизии - проводятся контрольно-ре­визионным аппаратом вышестоящих органов в подве­домственных им организациях (предприятиях, учрежде­ниях);

внутрихозяйственные ревизии — проводятся работни­ками предприятий, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По времени проведения различают ревизии:

предварительные - проводятся до совершения проверя­емых хозяйственных операций и направлены на предуп­реждение нарушений законности или неэффективного использования средств организации. Предварительной ревизии могут подвергаться различного рода договоры и соглашения на стадии преддоговорного спора, хозяй­ственные решения до начала их исполнения;

текущие - проводятся в ходе совершения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения или недостатки. Посредством текущих ревизий выявляются: полнота оприходования готовой продукции, сохран­ность имущества, реальность объемов выполненных ра­бот;

последующие - осуществляются после совершения про­веряемых хозяйственных операций. При последующих ревизиях в наиболее полной мере изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности организаций и учреждений.

В зависимости от источника контрольных данныхразли­чают ревизии:

фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объектов в натуре и направлены на выявление законности и целесообразности использования экономи­ческих ресурсов, как правило, в ходе осуществления хо­зяйственных операций;

документальные - проводятся по документальным данным и представляют собой обычно форму последую­щего контроля. Вместе с тем используются также и дан­ные фактического осмотра объектов в натуре, что суще­ственно повышает эффективность контрольно-ревизи­онной работы;

смешанные характеризуются сочетанием использова­ния фактических и документальных контрольных данных, что и обусловливает наибольшую распространенность данного вида ревизии.

По организационному признаку ревизии подразделяются на:

плановые - осуществляются по заранее разработанному и утвержденному плану;

внеплановые - проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом и проводятся в силу возникшей необходимости (при наличии данных о налоговых, бюд­жетных нарушениях, злоупотреблениях, а также по тре­бованию представительных органов власти, правоохра­нительных и других властных органов);

перманентные - проводятся непрерывно контрольно-ревизионным аппаратом организации в структурных под­разделениях.

По объему вопросов и в зависимости от цели проведения ревизии бывают:

полные - охватывают все стороны хозяйственно-финан­совой деятельности организации и направлены на выяв­ление общего состояния производственной и финансовой устойчивости, сохранности и использования средств организации. Полные ревизии, хотя и трудоемки, но бо­лее действенны и играют важную роль в выявлении и предупреждении фактов незаконного и нерационального использования имеющегося имущества; У частичные - заключаются в проверке отдельных сторон хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемой организации. Эти ревизии являются, как правило, внепла­новыми и проводятся обычно по инициативе собственни­ков хозяйствующих субъектов;

тематические - проводятся тогда, когда проверяются отдельные стороны деятельности организации, отрас­ли. Такие ревизии позволяют вовремя выявить и устра­нить однородные нарушения и недостатки, допускае­мые в хозяйственно-финансовой деятельности многих организаций.

По охвату единичных объектов контроля ревизии де­лятся на:

сплошные - характеризуются изучением всех объектов контроля, путем сплошной проверки;

выборочные - предполагают проверку хозяйственных операций и документов за отдельные периоды времени или же какую-то часть документов;

комбинированные - заключаются в использовании при их проведении как сплошных, так и выборочных прове­рок отдельных хозяйственных операций.

По глубине проведения выделяются ревизии:

сквозные - характеризуются проверкой объектов конт­роля на всех этапах движения, начиная от структурных подразделений и кончая органами хозяйственного управ­ления организации;

локальные - подвергаются проверке, как правило, отдельные учреждения и ведомства, виды целевых адресных программ и т.д.

По составу специалистов, осуществляющих ревизии, де­лятся на:

комплексные - проводятся специалистами различных профессий с целью наиболее полной оценки деятельности организации и поиска резервов улучшения как производ­ственной, так и финансовой деятельности организации;

некомплексные - осуществляются контролерами учет­ного и финансовых профилей и предусматривают про­верку финансовой деятельности организаций. Такие ре­визии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий.

В зависимости от способа финансирования различают ре­визии за счет:

- бюджета субъектов РФ;

- средств проверяемого экономического субъекта;

- внебюджетных источников;

- общественных, неправительственных организаций, инос­транных инвесторов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.