Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды контроля и их классификация





 

В целях более глубокого изучения сущности, принципов по­строения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видамвыделяют(государственный контроль, внутренний контроль, аудиторский контроль, общественный контроль ):

1. Государственный контроль - осуществляют органы госу­дарственной власти и управления и административные орга­ны. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

- Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более пол­ного удовлетворения потребностей.

- Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выяв­ление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.

- Специализированный контроль — возложен на специа­лизированные инспекции, которые осуществляют про­верку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, вхо­дящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).



2. Внутренний контроль - выступает составной частью сис­темы корпоративного управления и осуществляется как не­посредственно руководством и другими должностными ли­цами хозяйствующего субъекта, так и его специальными кон­трольными службами или привлеченными специализирован­ными организациями.

3. Аудиторский контроль - независимый контроль за дея­тельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-пред­принимателями или аудиторскими фирмами. Цель — про­верка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприя­тии операций, правильности их отражения в учете.

4. Общественный контроль - осуществляется неправитель­ственными организациями и отдельными физическими лица­ми на основе добровольности и безвозмездности. К нему от­носится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель — проверка решения социальных вопро­сов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.



В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на (вневедомственный, ведомственный):

1) вневедомственный - предполагает осуществление конт­рольных функций независимо от ведомственной подчинен­ности проверяемых субъектов хозяйствования;

2) ведомственный - осуществляется вышестоящим органом

по принципу административной подчиненности. Компе­тенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ве­домства и может выходить при необходимости за его пре­делы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их примене­ния выделяют(правовой контроль, экономический контроль, производственно-технический контроль):

1. Правовой контроль - осуществляется в сфере государ­ственного управления, обеспечивает точное и неукосни­тельное соблюдение законов всеми субъектами хозяй­ствования и должностными лицами.

2. Экономический контроль - осуществляется в сфере уп­равления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

3. Производственно-технический контроль - осуществля­ется в сфере производственного процесса и является спо­собом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведения контроля различают (Предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль):



1. Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контро­лю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразнос­ти проведения хозяйственных операций.

Форма предварительного контроля играет важную роль в фи­нансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внут­реннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюд­жетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - опера­тивное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовле­чены в дело.

3. Последующий контроль - осуществляется после совер­шения хозяйственных операций. Цель — установление досто­верности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

Благодаря последующему контролю обеспечивается объек­тивная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдель­ных должностных лиц. Эта форма контроля является самой рас­пространенной и применяется в работе всех органов экономи­ческого контроля.

В зависимости от источников контрольных данных вы­деляют(Документальный контроль, фактический контроль):

1. Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являют­ся первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверны­ми, полными "и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связа­ны главным образом с проверкой документов.

2. Фактический контроль - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем про­ведения инвентаризации фактического наличия и состояния хра­нения хозяйственных средств.

Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и факти­ческий носит в известной мере условный характер, так как в осно­ве этого разграничения лежат различные источники данных.

По охвату проверяемых объектов выделяют контроль (сплошной, выборочный):

1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных опера­ций) в сплошном порядке, который характеризуется боль­шой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятель­ности хозяйствующих субъектов;

2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

1) систематический (регулярный) контроль - произво­дится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и ауди­торского контроля;

2) разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в ос­новном теми или иными общественными интересами' (инициативами).

По способам осуществления различают следующие виды контроля:

1. Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

2. Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятий (неиспользованные ресурсы, фи­нансовое состояние и платежеспособность, оценка иму­щества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществле­ние экономического анализа как способа контроля совме­щается обычно с другими способами (проверками, обсле­дованиями, ревизиями).

3. Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюде­ния законности и обеспечения законных прав в хозяй­ственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются орга­нами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.

4. Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физичес­ких лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуще­ствляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных воп­росов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состоя­ния складского хозяйства, пожарной безопасности, охра­ны труда и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.