Сделай Сам Свою Работу на 5

Миниатюрная роспись в Палехе, Мстере и Холуе, как правило, обрамляется тончайшим золотым орнаментом.





 

Орнаментальными узорами декорируются и боковые стороны коробок.

 

Золотая краска ("твореное золото") приготовляется следующим способом:

 

листики сусального золота растираются на гуммиарабике пальцем на дне фарфоровой тарелки или чайного блюдечка. После высыхания воды, на которой разводится гуммиарабик, на поверхности тарелки оседает золотая пленка, легко растворимая в воде.

Золотом пишут от руки по прихотливой игре воображения, используя тонкую, гибкую беличью кисть.

Золотой орнамент затем слегка полируется косточкой (обычно зубом какого-либо животного), что усиливает звучание золотой краски.

 

Когда роспись завершена, поверхность крышки покрывается шестью слоями светлого лака 4С, после чего изделие шлифуется и полируется уже известным нам способом.

 

Мастера этих промыслов, сохранив самобытную и традиционную технику живописи, заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше.

 

До революции Палех, Мстера и Холуй являлись последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи).



 

В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, палехские, мстерские и холуйские художники создали принципиально новое искусство: иконографические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии.

Жостовская роспись[1]

 

Жостовская роспись — старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

 

Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи.

 

Как же возникло это удивительное ремесло?

 

В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай.

Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои.

Возникла целая церемония чаепития.

 

Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

 



Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали.

 

Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака.

 

Подносы расписывают от руки.

 

Обычно на чёрном фоне изображают цветочные мотивы.

 

Жостовская роспись является народным художественным промыслом.

 

Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.

 

Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры.

 

Жостовская роспись - это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного.

 

Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого ("долгого") мазка.

 

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах.

 

Борта подносов расписывают легким "золотым" орнаментом (т.н. уборка).

 

Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.



[2]

 

Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.

 

Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.

 

Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.

 

Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты.

 

Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка.

 

Чаще всего используется черный фон.

 

Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым.

 

В росписи как будто оживают цветы.

 

Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово.

 

Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность.

 

Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком.

 

Подносы просушиваются в печах при температуре до 90 градусов.

 

Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск.

 

Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом.

Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями и т.п.

 

Декоративная живопись Жостовской фабрики характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск - это традиция.

 

На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.

РОСПИСЬ ПО ЭМАЛИ[1]

В этом разделе речь пойдет о горячей эмали, а точнее, об одной из ее разновидностей - живописи по эмали. Термин "горячая эмаль" употребляется в двух тесно связанных между собой смыслах.

 

1. Под горячей эмалью нередко подразумевают нанесение специального покрытия на детали машин, приборов и другие изделия с целью их предохранения от воздействий внешней среды, то есть для предотвращения коррозии. При этом эмаль не только защищает изделие от атмосферных влияний, но и делает его более устойчивым к воздействиям различных веществ, например, кислот и щелочей..

 

2. Горячая эмаль - это особая техника ювелирного искусства, применяемая при обработке изделий из золота, серебра, меди и других металлов.

 

Очевидно, что в первом случае мы имеем в виду техническую процедуру, тогда как во втором речь идет о самостоятельном виде искусства, достаточно близко стоящем к живописи.

 

Эмаль, независимо от того, нанесена ли она в целях предохранения изделия или для его украшения, представляет собой стеклянный сплав, покрывающий тонким слоем металлическую поверхность. Этот слой образуется после того, как изделие с нанесенным на него порошком нагревают при высокой температуре. Естественно, температура плавления эмали всегда ниже температуры плавления металла, на который она наносится.

 

От состава эмалей, прежде всего, от того, окиси каких веществ в нее входят, зависи целый ряд характеристик, которые необходимо учитывать при выполнении такого рода покрытий, например, насколько легко плавится эмаль, блестит ли она и насколько ярок ее цвет.

 

В состав таких порошков обязательно входят кремнезем, глинозем и оксиды.

 

Оксиды называют также окисями.

 

При этиом окиси металлов распределяются на 2 группы в соответствии с тем, какую функцию в составе эмали они выполняют.

[2]

Одни из них, называемые плавнями влияют на степень плавкости эмали. Другие, имеющие название пигментов, определяют ее цвет.

 

В зависимости от своих характеристик эмали подразделяются на три группы.

 

Первая группа - это сквозные эмали, которые значительно не изменяют цвета металла, но в то же время придают ему блеск, в некоторых случаях - дополнителный оттенок. Эти эмали используют для отделки изделий из драгоценных металлов, то есть золота и серебра, поскольку нет смысла наносить непрозрачное покрытие на металлы, которые сами по себе обладают широкими выразительными способностями.

 

Вторая группа эмалей - это просвечивающие опаловые эмали. В зависимости от того, под каким углом падает на изделие свет, эмалевое покрытие кажется то прозрачным, то непрозрачным. Для изделий, при обработке которых используются просвечивающие эмали, характерны переливы и игра света.

 

Третья группа эмалей - это так называемые глухие, или опаковые, эмали. Они непрозрачны, обладают яркими, сочными цветами, имеют сильный блеск. Наиболее часто их используют при отделке изделий из недрагоценных металлов.

 

В первую очередь нас будут интересовать глухие эмали, так как они используются как при выполнении фона для росписи, так и для самой росписи, то есть в качестве красок. Кроме того, все эмали имеют свои особенности и часто применяются независимо друг от друга, то есть как самостоятельные виды отделки изделий.

 

Но в некоторых случаях они используются в сочетании. В частности, при выполнении отделки с использованием непрозрачных эмалей часто в конце изделие покрывают прозрачной эмалью для увеличения прочности отделки.

 

Так как в дальнейшем нас будет интересовать только непрозрачная эмаль (ведь именно она является основой росписи по эмали, да и сама роспись по эмали - это модификация технологии непрозрачной эмали), этот момент представляется достаточно важным и существенным.

[3]

 

Существует несколько разновидностей отделки металлов при помощи эмали.

 

Здесь можно выделить, по меньшей мере, две разновидности: это, во-первых, собственно роспись (живопись) по эмалевому покрытию и, во-вторых, все остальные способы эмалирования, которые позволяют выполнять разного рода рисунки, изображения, узоры и т.д.

 

Живописная эмаль - это роспись в чистом виде, тогда как все остальные виды эмалей по отношению к ней могут выступать как вспомогательные технологии, позволяющие разнообразить роспись и внешний вид изделия.

 

Живописная эмаль может быть противопоставлена всем остальным видам эмалей на основании характера нанесения веществ на металл.

 

Для живописной эмали свойственно нанесение красок на однородную, ровную поверхность. В этом смысле она больше всего напоминает живопись в собственном смысле слова, так как эмалевое покрытие можно в этом случае сравнить с холстом или бумагой, на которые наносятся краски.

 

Все осальные разновидности эмали характеризуются нанесением эмали на фрагменты поверхности изделия, отделенные друг от друга выступами.

 

Если в живописной эмали краски могут накладываться рядом друг с другом и даже друг на друга, то изделие, выполненное по остальным технологиям, разбивается на несколько частей, каждая из которых окрашивается только одним цветом.

 

На этой технологии раньше было основано производство разного рода значков и медалей; в настоящее время, возможно, в связи с появлением новых, более экономичных и качественных способов производства подобной продукции, эта технология не пользуется особой популярностью. Однако это не означает, что ее нельзя использовать при художественной обработке металлических изделий. Как раз в этой области работ она представляется очень перспективной, особенно если судить по тем результатам, которых удалось достичь некоторым мастерам.

РОСПИСЬ КЕРАМИКИ[1]

Керамика - один из наиболее благодарных материалов для декорирования. Керамика хорошо поддается росписи, имеет широкое применение.Из нее изготовляют посуду, предметы, применяемые для украшения интерьеров. Также керамика используется для приготовления бижутерии. Большой популярностью пользуются разнообразные игрушки, настенные маски, некоторые разновидности керамики используются при создании садово-парковых и архитектурных украшений.

 

Керамические изделия разделяют на три разновидности - художественные, хозяйственные, декоративные. К первым относятся разнообразные статуэтки небольшой формы. К хозяйственным керамическим изделиям принадлежат столовые принадлежности - чашки, сервизы, блюдца. К декоративным относятся все те, которые могут использоваться в каких-либо целях, но в то же время играют и роль украшения - подсвечники, настенные блюда, вазы и т.д.

 

Очень важжно на первом этапе тщательно продумать вид готового изделия, и найти или сделать тот предмет, который впоследствие будет расписан.Изделие можно купить в магазине. Для самостоятельного изготовления керамических изделий нужно освоить навыки лепки и обжига. В магазинах продается только стандартная посуда, что не дает возможности использовать такой важный ресурс выразительности, как форма изделия.

 

Для начала можно использовать изделия, купленные в магазине. Во-первых, начинающему легче работать с уже готовыми предметами, используя их в качестве тренажера, на котором он оттачивает свои умения и навыки. Во-вторых, так дешевле, самостоятельное изготовление изделий из керамики требует специальных материалов и оборудования, которые стоят денег.

 

В любом случае человек желающий стать мастером и сделать роспись своей профессией, должен перейти на изготовление изделий, которые он будет расписывать.

[2]

 

Существует два типа росписи керамических изделий - подглазурная и надглазурная. Различие между этими способами сводится к тому, на каком этапе на изделие наносится краска и проходит ли оно дальнейшую обработку, но также и к качествам росписи.

 

При выполнении надглазурной и подглазурной росписи нужно использовать разные краски, специально для этого предназначенные.

 

Надглазурная роспись осуществляется непосредственно на поверхность изделия, которое в дальнейшем подвергается закрепляющему обжигу. Недостатком данного способа является то, что роспись получается непрочной, быстро стирается, но такая роспись получается более красивой, цвета - более насыщенными и яркими. Обжиг таких изделий производится при более низкой температуре, чем при выполнении подглазурной росписи. Поскольку дополнительной обработки, кроме обжига не проводится, вследствие чего можно легко подправитьне совсем удачный рисунок, этот способ росписи можно посоветовать начинающими.

 

До обжига краску лучше всего стирать тряпочкой, которая была смочена в спирте или скипидаре. Если обжиг уже проведен, то на неудачную роспись наносят новую, а затем обжигают повторно.

 

В случае с подглазурной росписью краску наносят на уже обожженное в муфельной печи изделие, но в дальнейшем его не только обжигают, но и покрывают глазурью.

Роспись по стеклу

Сейчас это довольно распространенный вид декоративно-прикладного искусства, доступен, так как все нужные материалы приемлимы в цене и их легко можно найти в продаже. Своими руками вы можете сделать изделие, как для себя, так и на подарки. Для новичков не исключено использование трафарета, это упростит задачу.

 

В качестве инструментов используют краски по стеклу,иногда для росписи применяют акриловые краски, контуры, разбавитель для красок - для более светлых оттенков, кисти и трафареты и самое главное - расписываемое изделие.

 

Расписываемое изделие:

 

1. Стеклянная посуда - все, что угодно: стаканы, рюмки, бокалы, тарелки, банки из-под вина, вазы, салатники, плафоны и многое другое.

2. Фоторамка. Расписать стекло и вставить в рамку, у вас получится картина в витражном стиле.

3. Зеркала, окна.

4. Вставки из стекла, например, в мебели, в дверях, тем самым можно оживить надоевшие элементы.

 

Также попробуйте создать интересные вещи, например, из баночек сделайте красивый необычный подсвечник. Да и посуда заиграет по-новому, если нарисовать цветы или овощи, фрукты. Стеклянную баночку необычной формы можно превратить в баночку для масла, нарисовав что-нибудь, еще можно декорировать бусинами, стразами, ленточками, тесьмой, добавить блесток.Такая работа создаст ощущение теплоты и будет притягивать взгляды людей. Старайтесь, чтобы ваше изделие гармонично вписалось в интерьер вашего дома.

 

Но, помните, что узор выполняется с внешней стороны, так как расписанные краской поверхности не должны соприкасаться с той частью посуды, которая соприкасается с едой.

 

Эта роспись хорошо смотрится там, где свет падает на рисунок, свет преломляется и краски играют разными оттенками, тем самым создавая уют и комфорт.

 

Роспись выполняется на цветных или прозрачных стеклах. Это могут быть, как композиции, картины, так и обычный орнамент. Рисунок может заполнять всю поверхность стекла , так и отдельные его части. За счет игры света создается особая цветовая среда в помещении, гармония.

 

Профессиональная художественная роспись стекла - это сложная и кропотливаяработа, не терпящая суеты. Работа выполняется детально. Если рисунок состоит из мелких деталей, то работа будет выглядеть более утонченной.

Основные моменты росписи

Все народные росписи можно разделить по технике исполнения на два основных вида: графические и живописные.

Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремесел, таких, как резьба, ювелирное дело, вышивка.

К графическим относятся мезенская, печорская, устюжская и северодвинские росписи. Изысканную графику являет хохломская роспись "кудрина".

Суть графического письма точно определяется названием полх-майданской росписи: "цветы с наводкой". То есть графика творится четкой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для "наводки", в Хохломе называют "контурной". Только после того, как рисунок проложен черной линией, он раскрашивается внутри, "заливается цветом". Исключение, пожалуй, составляет Мезень, где прежде делается красный замалевок, а потом черным наводятся контуры и приписываются дополнительные элементы. Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Сюда же можно отнести и верховое хохломское письмо.

Технику народной живописи называют еще кистевой, маховой, мазковой. Именно мягкий, красочный мазок и составляет основу живописных росписей. Особенно живым и эффектным он бывает, если выполнен маслом, позволяя легко добиваться оттенков, переходов из цвета в цвет.

 

Орнамент ХохломаСлова "орнамент" и "декор" означают одно - украшение.

 

Орнамент не существует сам по себе, как самостоятельное искусство, вне связи с предметом. Он украшает уже существующий объект, разнообразит его рисунком и цветом.

 

Орнамент - это ритм, череда повторяющихся мотивов, называемых еще раппортами. Именно эта ритмичность, уравновешенность рождают рождают в нас чувства покоя и гармонии. Ведь все сущее упорядоченное ритмами - сезоны, сердцебиение, музыка, жизнь и смерть... Интересно отметить, что в более эмоциональных и духовных культурах Востока, Азии, России орнаментальное искусство достигло особых высот и имеет глубокие народные традиции. Эстетика Запада больше предпочитает чистые поверхности хорошего качества (мы говорим о народной традиции, поэтому не стоит примешивать к ней такие официальные стили, как барокко и рококо).

 

В русском декоративно-прикладном искусстве орнамент занимает очень важное место. Он пришел от травщиков - мастеров, специализировавшихся в написании растительности и орнамента в иконографии. Главный хохломской мотив - травка. И именно в силу специфики своего орнамента Хохлома является самой национальной росписью.

 

Прежде всего, в русских узорах преобладает мягкий, гибкий завиток, напоминающий то ли морозные узоры, то ли изобильную при обработке дерева стружку. Один из видов хохломского орнамента называется кудрина. Именно вокруг завитка компонуется орнамент и в других русских ремеслах - скани, резьбе по дереву и др. А орнаменты на лаковых шкатулках, на бортах жостовских подносов - это истинный триумф завитка.

 

Вообще в русском языке слова кудрявый и красивый, почти синонимы: кудряво говорит - значит красиво, кучерявый чубчик сводит с ума девушек. Даже химическая завивка стала национальной прической, видимо из-за своей кудрявости.

 

Во-вторых, благодаря завитку, бегущему по поверхности, орнамент кажется бесконечным. Не зря говорили в старину, что украшенная русскими мастерами поверхность "измечтана всею хитростию". Действительно, тем, кто не знает строя орнамента, никогда не догадаться, где начало его и конец. Интересно, что и русское кружево тоже соблюдает этот принцип - сколько б ни путала вилюшка, все равно вернется домой. Конечно, есть и простые узоры, состоящие из гибких завитков, но сам орнамент строится мотивами, сегментами, сцепляясь между собой. Но характерно для русского орнамента именно бесконечно виться.

 

В-третьих, русское узорочье напоминает поля под травушкой-муравушкой, извивы рек, отражая в себе, как и многие другие национальные орнаменты, родную природу.

 

Виды и законы построения

 

Как и всякое деление в искусстве, это тоже носит общий характер и достаточно условно - природные символы могут быть так стилизованы, что превратся в геометрический орнамент, сказочный может перекликаться в чем-то с символическим.

 

Можно поделить орнаменты на абстрактные и реалистические, но на самом деле это не так важно, скорее, такие определения нужны, чтобы дать представление о бесконечном разнообразии возможностей орнаментального искусства.

 

Есть существенное пояснение: Мезень - это орнаментальная роспись. Ошибочно путать понятия "роспись" и "орнамент": роспись самостоятельна, орнамент носит зависимый характер.

 

По изобразительным мотивам орнамент может быть:

-геометрическим,

-природным (изображение животных, растений, звезд, волн и т. п.),

-смешанным (птичка - веточка - солярный знак),

-фантазийным (изображение грифонов и т. п.),

-символическим (кресты, солярные знаки и т. п.).

 

Принцип построения

 

Повторение - придает ценность малозначительному элементу, создает чувство покоя, уверенной силы. Рисунок. Повторение

Чередование - мотив располагается то в вертикальном, то в горизонтальном направлении.

Рисунок. Чередование

Инверсия, или обратное расположение узора. Один и тот же мотив располагается в противоположном направлении и дает возможность избежать однообразия при использовании одинаковых и неустойчивых форм.

Рисунок. Инверсия

Симметрия - расположение двух сходных мотивов по обе стороны от оси.

Симметрия бывает:

-полная (зеркальная),

-относительная (достигается равновесием масс, цветовых пятен и т. п.),

-частичная (детали мотива могут быть разными).

 

Трафарет

Трафарет — приспособление, использующееся для нанесения на различные поверхности большого количества идентичных символов, таких как буквы, цифры и разнообразные фигуры.

 

Трафарет представляет собой небольшой лист из прозрачной плёнки или бумаги, в котором вырезаны несколько частей, составляющих исходное изображение. При изготовлении трафарета картинка разбивается на части таким образом, чтобы при прорисовке трафарет не рвался.

 

Как правило, трафареты изготовляются вручную из бумаги или картона, также пластика, дерева и т.д., изображение вырезается при помощи бритвы или канцелярского ножа и наносится аэрозольным баллончиком с краской. Материалы для изготовления трафаретов подбираются в зависимости от типа краски, длительности использования и типа нанесения. Принципиальными показателями также являются размер трафарета и размер наносимого с его помощью изображения. Можно подобрать максимально жесткий материал (для ровных поверхностей) или, наоборот, максимально гибкий (для круглых, неровных поверхностей). Материал стойкий к определенному типу красок и растворителей, трафареты многократного использования.

 

В промышленности используются трафареты крупных размеров. Они применяются для быстрого нанесения крупных пометок, маркировок или для скоростной нумерации. Как правило, достаточно провести валиком с краской по всей поверхности трафарета 2—3 раза.

 

В черчении металлические или пластмассовые трафареты облегчают нанесение надписей и стандартных геометрических фигур на чертежи.

 

Трафареты используются для украшения жилых помещений. Также являются детскими игрушками.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.