Сделай Сам Свою Работу на 5

Теперь перейдем к процессу росписи.





 

Прежде всего нужно приготовить то количество краски, которое потребуется для выполнения всей работы.

Если этого не сделать, то работу придеться прервать, а приготовить краску такого же оттенка сложно.

 

В процессе росписи руку нужно держать неподвижно, двигаться должна только кисть руки.

Для этого локоть можно на что-нибудь опереть, чтобы он был на одном уровне с расписываемым предметом.

 

При прорисовке контура, а также выполнении сложных деталей изделие желательно поворачивать.

 

Краски следует наносить равномерно, чтобы мазки кисти ложились рядом друг с другом, сливаясь в общий гладкий фон.

При этом, изделие можно наклонить, не боясь, что небольшое количество краски будет стекать вниз.

Впрочем, такое положение приемлемо только при закрашивании фона, когда нет риска, что краска попадет на то место рисунка, где ее не должно быть.

 

Тонкие линии, например, контуры, желательно проводить тонкой кистью.

Ее кончик должен быть острым, а ворсинки не слишком длинными - в этом случае движения руки легче контролировать. Держать при этом руку надо в вертикальном положении.



 

Использовать перо не рекомендуется, так как оно режет древесину, отчего на поверхности изделия могут образоваться лохмотья, портящие его внешний вид.

 

При проведении тонкой линии или контура необходимо брать на кисть немного краски.

Чтобы удалить ее излишки, кисть отжимают о край блюдца или стакана. Таким же образом ей придают заостренную форму.

 

В то же время при проведении длинной линии на кисти должно быть достаточное количество краски, чтобы линия была целиком выполнена одним движением.

 

Вообще нужно стремиться к тому, чтобы кисть как можно реже отрывалась от поверхности.

Если этого не будет, то окрашивание может получиться неровным.

 

Иногда случается, что краска попадает на то место, которое должно остаться незакрашенным или будет позже окрашено другим цветом. В этом случае дефект можно исправить - для этого надо достаточно быстро, то есть не допуская, чтобы краска высохла, стереть ее при помощи чистой, наполовину сухой кисти.

Приступать к росписи краской другого цвета необходимо только после того, как высохнет краска, нанесенная ранее.



Если этого не сделать, то пятна, которые остаются после смешения двух красок, испортят всю работу, а вывести их вам вряд ли удастся.

 

Если же вы случайно попадете кистью на уже закрашенную часть, поступите также, как мы уже советовали - сотрите краску чистой и немного влажной кистью.

 

При использовании прозрачных красок, которые накладывают на уже окрашенный фон, необходимо наносить краску по меньшей мере два раза.

В этом случае тон будет более ровным.

 

Если краску не наносить достаточно густо, то после высыхания и отделки нам поверхности могут проступить пятна.

 

Прозрачные краски всегда наносят до нанесения непрозрачных.

Дело в том, что непрозрачными красками гораздо легче исправить дефект росписи. То же касается светлых и темных красок.

 

Расписывать масляными красками хорошо по уже лакированной поверхности.

В данном случае отделка получается достаточно эффектной за счет контраста между блестящим фоном и полуматовой росписью масляными красками.

Такую роспись можно осуществлять с использованием трафарета. Можно прибегнуть к работе с трафаретом.

 

Рисунок при необходимости увеличивают или уменьшают, переводят на чертежную бумагу, а затем на расстоянии 2-3 мм. рисуют рядом с каждой линией другую, повторяющую движения первой.

Фрагменты между линиями вырезают.

 

Чтобы трафарет не развалился, а также не выпали некоторые из элементов рисунка, между линиями оставляют перемычки.

 

Теперь можно приступать к росписи, которой предшествует процесс разметки.



 

Если лист бумаги достаточно большой, его можно обернуть вокруг расписываемого изделия и закрепить с обратной стороны кнопками.

Впрочем, этот способ применим лишь тогда, когда обратная сторона не подвергается отделке и будет впоследствии не видна.

Лучше использовать скотч или изоляционную ленту. При их помощи можно закреплять рисунок на лицевой стороне изделия.

Затем тонкой акварельной кистью части поверхности, проступающие через отверстия трафарета, закрашивают белилами. Таким образом получают основу рисунка, играющую также роль разметки.

 

Производить роспись можно только после того, как белила высохнут.

 

При росписи желательно использовать художественные краски из тюбиков.

 

Наносить их лучше тонким слоем, поскольку в обратном случае рисунок получится выпуклым.

 

Перед нанесением каждого последующего слоя необходимо дождаться, когда высохнет предыдущий.

 

Роспись можно производить как масляными красками, разведенными масляным лаком, так и неразведенными красками.

 

В этом случае краски будут сохнуть достаточно долго - не менее суток.

 

Для ускорения их высыхания масляные краски следует обезжирить, нанеся их не очень толстым слоем на газетную бумагу. Бумага впитает жирные вещества, и краска будет более сухой.

 

После этого ее снова разбавляют лаком с добавлением скипидара.

Советы:

 

использовать перо не рекомендуется, так как оно режет древесину, отчего на поверхности изделия могут образоваться лохмотья, портящие его внешний вид.

 

в процессе росписи руку нужно держать неподвижно, двигаться должна только кисть руки.

 

перед нанесением каждого последующего слоя необходимо дождаться, когда высохнет предыдущий.

Отделка

 

Отделка изделия после окрашивания или росписи - это в первую очередь лакирование.

 

Лаковое покрытие позволяет защитить изделие от воздействия внешней среды - влаги, перепадов температур, активных веществ, способных негативно повлиять на внешний вид и состояние изделия.

 

Лаки служат для покрытия изделия прозрачным слоем, также на их основе получают пигментированные материалы - эмали.

Виды лаков

 

В состав любого лака входит два основных компонента.

 

Во-первых, это вещества, которые при высыхании лака образуют пленку - пленкообразователи.

К этому типу веществ относятся смолы, масла, эфиры целлюлозы и т.д.

 

В соотетствии с тем, какой тип пленкообразователя используется в лаке, выделяются их разновидности.

 

Во-вторых, это органические растворители, благодаря которым пленкообразователи становятся жидкими.

 

Среди необязательных компонентов лаков можно назвать пластификаторы и разного рода добавки, благодаря которым лаковое покрытие приобретает матовость, большую прочность.

 

Пластификаторы - вещества, которые придают пленке дополнительную эластичность.

 

Разновидности лаков, использующихся при отделке изделий из древесины. Чаще всего их классифицируют по тому, на какой основе они выработаны.

 

Так, различают лаки на основе натуральных смол, нитроцеллюлозные, полиуретановые, алкидно-мочевинные и полиэфирные лаки.

 

Это распределение лаков по разновидностям основано на типе вещества, которое при высыхании лака образует пленку.

 

Кроме того, особо выделяют политуры, которые отличаются от лаков меньшим содержанием смол.

 

Наконец, нужно отметить, что некоторые свойства лаков (характер входящих в них компонентов, механизмы отвердения лакового покрытия и т.п.) предопределяют выбор способов их нанесения, а следовательно, и ограничения в их использовании.

По этой причине далеко не всякий лак может быть применен для отделки того или иного изделия после росписи.

 

В частности, некоторые лаки подходят только для обработки больших плоских поверхностей и неприменимы при отделке объемных (например, точеных или резных) изделий.

 

Следовательно, каждый, перед кем встала задача покрыть изделие лаком, должен знать, какой лак он может использовать, а от использования какого лучше отказаться

 

Батицирование

Батицирование при помощи воска

Батицирование при помощи резинового клея

Батицирование представляет собой широко применяемую, не только при отделке древесины, технику росписи.

Под этим словом объединяют виды росписи по разным материалам, которые основаны на одном принципе.

 

Сущность этого принципа заключается в том, что всю поверхность, которая не должна быть закрашена, покрывают специальными составами, не пропускающими краску и защищающими от нее.

 

Свободными от такого покрытия оставляют лишь места, которые необходимо окрасить.

 

Затем краску наносят на непокрытые таким составом фрагменты, не боясь испачкать остальную поверхность.

 

После высыхания краски слой снимают, получая таким образом цветовые пятна необходимой формы.

 

На этом принципе основано травление металлов, литография, цинкография и другие способы обработки и декорирования различных материалов.

 

В качестве вещества, защищающего поверхность от краски, обычно используют воск.

 

Наносят его при помощи жестяной снабженной деревянной ручкой воронки с небольшим отверстием на конце.

 

Используют и более сложные приспособления, однако в конечном счете принцип их функционирования тот же.

От толщины отверстия зависит толщина получающейся линии. Поэтому, чтобы получить тонкую линию следует прибегать к помощи воронки с отверстием маленького диаметра.

 

После нанесения контура из воска изделие можно расписывать.

 

При этом если необходимо получить более интенсивный цвет, допускается наносить краску более одного раза, но лишь при условии, что предыдущий слой высох.

На это требуется разное время в зависимости от того, какой краситель используется.

 

Удаляют слой воска при помощи костяного ножичка или другого равноценного предмета.

 

В то же время простого соскабления воска недостаточно, так как на поверхности все равно остаются следы воска.

 

Чтобы удалить их, изделие протирают куском жесткой ткани, которую слегка смачивают в скипидаре или аналогичном растворителе.

· Восковой контур можно наносить несколько раз, в каждом случае окрашивая изделие в другой цвет.

 

Благодаря этому можно получить очень красивые многоцветные рисунки.

 

Конечно данная техника не дает возможноси выполнять работы с плавными переходами цветов.

 

При помощи техники батика лучше всего выходят рисунки плакатного типа, то есть рисунки, которые состоят из одноцветных фрагментов с четкими контурами.

Однако и здесь бывает большое разнообразие. В частности, посредством этой техники могу быть выполнены рисунки с плотно прилегающими друг к другу цветовыми пятнами, а также рисунки, одноцветные фрагменты, которые разделены более или менее тонкими линиями.

 

 

Помимо воска батицирование можно производить и при помощи других веществ.

 

Главное, чтобы они обладали теми же качествами - были твердыми в холодном состоянии, и жидкими в горячем, а также не содержали в себе влаги.

 

Наконец, батицирование можно производить при помощи резинового клея.

 

Вот этот способ - на подготовленную поверхность наносят контур рисунка.

При этом, если рисунок будет занимать не всю поверхность изделия, предварительно нужно закрасить лишь фон, т. е. нанести лишь внешний контур рисунка.

Внутренние линии могут быть занесены позднее.

 

После этого на внутреннюю часть рисунка наносят слой резинового клея.

 

Для этого используйте свежий клей, который имеет самую подходящую для этого консистенцию.

 

Загустевший клей тянется и поэтому затрудняет нанесение. Загустевший клей разбавляют бензином.

 

Наносят клей при помощи акварельных кисточек.

 

Во время этой операции капли клея не должны попадать на поверхность, которая должна быть закрашена.

 

Участки, которые окрашиванию не подлежат, должны быть закрыты полностью.

Необходимости в том, чтобы слой клея был ровным, нет. Граница слоя клея должна строго совпадать с границей контура.

 

В некоторых случаях клей наносят 2-3 раза, особенно если нет уверенности, что клей нанесен равномерно.

 

Если пленка слишком тонкая понадобится вторичное нанасение, необходимо дождаться высыхания предыдущего слоя.

 

Когда последний слой клея высохнет, приступают к окраске непокрытой поверхности.

 

После того, как краска высохнет, слой клея можно снимать. Для этого используют резинку для карандаша, которой протирают участки внутри слоя клея.

 

Клей, расположеный по краям, скатывают пальцами.

 

Стирать его надо, начиная с середины, иначе и часть окрашенного фона сотрется.

 

Теперь выполняют перевод остальных линий рисунка.

 

Прикладывать рисунок необходимо так, чтобы его края точно совпадали с границей между окрашенными и неокрашенными частями поверхности.

 

Если после перевода линии рисунка окажутся слишком блеклыми, их можно усилить карандашом.

 

Затем, тем же способом, наносят остальные краски.

 

Советы:

 

- чтобы удалить следы воска, изделие протирают куском жесткой ткани, которую слегка смачивают в скипидаре или аналогичном растворителе.

 

- загустевший клей разбавляют бензином.

 

- для снятия слоя клея используют резинку для карандаша.

Деревянные заготовки

Традиционно лучшими под роспись считаются заготовки из липы, березы и клена.

Древесина липы очень легкая, мягкая и белая. Структура рыхлая, поэтому требует грунтовки.

 

Береза и клен плотнее, приятны в работе.

 

Очень тяжелая и плотная древесина у бука, она имеет красноватый оттенок с белыми искорками штрихов.

 

Старайтесь избегать буковых заготовок, они часто коробятся, дают трещины.

 

Структура тяжелого и плотного дуба неоднородна со щербинками, и роспись его не очень-то практикуют.

 

Иногда продают заготовки из сосны. Она имеет приятный медовый цвет, красивый рисунок текстуры, но очень капризна в работе - при обработке крахмалом поверхность может потерять однородность и стать ребристой.

 

Неокрашенную заготовку называют белье.

 

Везут заготовку большей частью из мест традиционной обработки дерева.

 

Удачная форма заготовки может подсказать неожиданное творческое решение.

 

Советы:

 

- традиционно лучшими под роспись считаются заготовки из липы, березы и клена.

 

- старайтесь избегать буковых заготовок, они часто коробятся, дают трещины.

 

 

Роспись по лакам[1]

 

Под росписью по лакам понимают традиционную роспись изделий из древесины, папье-маше и металла.

 

Этот вид росписей представлен промыслами Федоскино, Мстеры, Холуя и Палеха.

 

Мастера этих промыслов, сохранив самобытную и традиционную технику живописи, заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше.

 

До революции Палех, Мстера и Холуй являлись последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи).

 

В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, палехские, мстерские и холуйские художники создали принципиально новое искусство: иконографические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии.

 

Художник-палешанин заслуженный деятель искусств РСФСР И. И. Голиков в свое время говорил: "Художник должен своей кистью показать пролетариату красоту, дать ему отдых, полное наслаждение в жизни, как поет певец или играет музыкант".

 

Старый мастер подтверждал свои слова делом. Его "Красный пахарь", "битвы", "охоты", "тройки" (палехские "тройки") и иллюстрации к "Слову о полку Игореве" полны чарующей красочности, безудержной динамики и впечатляющей образности.

 

С одинаковой виртуозностью он расписывал и большие ларцы и крохотные бисерницы, на которых миниатюру можно рассматривать лишь в лупу.

 

Слава палешан разнеслась по всему миру. О Палехе были написаны книги.

 

Судьбою Палеха интересовались Максим Горький, Ромэн Роллан, Поль Вайян-Кутюрье.

 

На сложение традиций нового искусства Мстеры решающее влияние оказали старые мастера: Н. П. Клыков, А. Ф. Котягин, А. И. Брягин, И. Н. Морозов, И. А. Фомичев, Е. В. Юрин и др.

 

В лиричном, более живописном, чем в Палехе, искусстве Мстеры создаются произведения, в которых нашли отражение образы природы, бытовые сюжеты, сказочные и исторические темы, здесь пишут и орнаментальные композиции.

[2]

Во всех трех промыслах более или менее однотипна система письма на изделиях из лакированного папье-маше.

Палешане, мстерцы и холуйцы пишут миниатюры желтковой (эмульсионной) темперой.

 

Яичную эмульсию использовали как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме.

 

Темпера - краска текучая, живопись ею строится на многих и очень тонких слоях, последовательно наносимых друг на друга.

 

Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели, и пастозными мазками, как в масляной живописи.

 

После высыхания темперный красочный слой обретает исключительную твердость и плотность, не вжухает в грунт и не сморщивается.

 

Грунтовка.

 

Темпера требует втягивающего грунта.

 

В иконописи таким грунтом являлся левкас - смесь алебастра или мела с костным клеем.

 

На лаковых изделиях из папье-маше роль грунта под миниатюрную живопись стали выполнять темперные белила, накладываемые в местах предполагаемой росписи в 2-3 слоя.

 

Палехские и холуйские художники, использующие в росписи протоки незаписанного черного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную, прочищенную под живопись поверхность изделия.

 

Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстере и Холуе производится иначе, чем в Федоскине.

Обратную сторону рисунка на тонком листе бумаги слегка протирают порошком коричневой, желтой или красной краски и, положив рисунок на коробку, аккуратно обводят его контуры тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок: в результате на поверхности предмета остается четкий след изображения.

 

Эмульсии и краски.

 

Прежде чем приступить к живописи, мастера разводят желтковую эмульсию и ею растворяют, творят краски.

 

Делается это следующим образом:

разбив яйцо пополам и вылив из него белок, художник ловко выплескивает на ладонь желток, стараясь не повредить его пленки.

Осторожно перекатывая из ладони в ладонь желтковый шарик и обтирая ладони тряпкой, художник полностью удаляет с него белковую слизь, чрезвычайно вредную для живописи.

Затем желток разводится водой в специальной фарфоровой чашечке (воды надо брать не более половины объема скорлупы) и уже на этом составе творятся красочные порошки.

 

В прошлом в краску добавляли кваса для разжижения и сохранения ее на 5-6 дней. Теперь для той же цели добавляют несколько капель уксуса.

[3]

 

От качества красочных порошков во многом зависит красота и гармония живописи.

 

В прошлом применяли пламенеющую киноварь, великолепные по чистоте и прозрачности ляпис-лазури - голубые краски из лазурита, медные яри - краски нежнейших фисташковых и зеленых тонов, натуральные сиены, сиены жженые, умбры, охры желтые и красные, голландскую сажу и т.д.

 

В живописи икон часто применялось полыхающее жаром червонное и сусальное золото, любовь к которому была воспринята от Византии.

 

В настоящее время палехские, мстерские и холуйские миниатюристы пользуются красочными порошками фабричного производства.

 

Эти порошки смешивают с желтковой эмульсией пальцем в точеных деревянных чашечках. Набор этих чашечек образует красочную палитру. Отсюда художник берет тонкой беличьей кистью специальной вязки - волосок к волоску - нужное ему количество красок, переносит их на палитру из стекла или фарфора и, составив нужный оттенок, производит роспись на коробке.

 

Миниатюрист никогда не позволит себе обмакнуть грязную кисть в твореную краску. До конца работы краски в чашечках остаются чистыми. Живопись. Первой стадией письма эмульсионными красками является раскрыть. Художник очень сочно, буквально наливом красок с кисти намечает основные формы изображения. Краски стекаются друг с другом, образуют мягкие переходы тонов и неожиданные цветовые нюансы. Опытный мастер умеет сохранить полученные в роскрыши живописные эффекты до конца работы над миниатюрой.

 

Затем следует прописка, т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм.

 

Легкими темными линиями художник очерчивает абрисы фигур, складки одежд, подробности пейзажа и архитектуры.

 

Светлыми красками выявляются формы предметов, темными - теневые места изображения.

 

Далее идут плави, или приплески, т.е. сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое.

 

Плави придают живописи игру бесконечных цветовых переливов.

 

Завершается живопись бликовкой, или, по местному выражению, насечкой чистыми белилами, при этом подчеркиваются детали изображения, передаются блики на предметах. Иногда эти блики слегка смягчаются, подкрашиваются плавями-приплесками.

 

В палехской миниатюре насечка производится "твореным золотом": золотые линии, штрихи и точки передают здесь причудливую, сказочную игру солнечного света, они очерчивают и проявляют объемы и детали изображения, вписанного в черную глубину лакового фона.

 

Орнамент.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.