Сделай Сам Свою Работу на 5

Элементы Костромской росписи





 
 

 

 

 

       
 
Форма цветов и листьев на прялке Буйского района

 

 
Последовательность выполнения росписи на прялкеСолигалическогорайона

 

 


 

 

       
 
Форма декоративных элементов на прялкеСудиславскогорайона росписи деревниСолигалическогорайона

 

 
Форма цветов в домовой росписи Солигалическогорайона

 

 

 


 

       
 
Декоративные элементы шкафов и прялокВохомскогорайона

 

 
Декоративные элементы домовой росписиВохомскогорайона

 

 


Экспонаты с элементами Костромской росписи

(Костромской историко-архитектурный музей-заповедник)

 

 

 

 

 

Урок 1.

 

Тема. Художественная роспись по дереву – традиционный вид народного искусства России. Свободная кистевая роспись Костромского края.

 

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

- дать представление учащимся об истоках местного народного промысла – свободной кистевой росписи по дереву;

- воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;



- способствовать формированию художественного вкуса.

 

Задачи:

- познакомить детей с характерными особенностями кистевой росписи родного края,

- учить сравнивать, выявлять сходства и различия костромской росписи и других видов кистевой росписи (например, мастеров Городца);

- развивать творческую познавательную активность;

- расширять кругозор.

 

Методы обучения: диалогический, репродуктивный.

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, анализ, сравнение, ответы на вопросы.

Зрительный ряд: произведения народных мастеров Костромского края (репродукции, картины, фотографии), динамические таблицы последовательности выполнения костромской и городецкой росписи для сравнения.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Сообщение темы урока.

 

II. Рассказ об истоках костромской росписи, об отражении окружающего мира в ней.



 

Во все времена цветущая природа является источником творчества, как народного мастера, так и художника. Древние символы плодородия, растительной силы земли, солнечной силы переосмысливаются ими в мотивах цветения, в сказочно прекрасных образах – символах птиц, коней, цветущих ветвей, с которыми народ связывает свои представления о красоте, о гармонии мироздания.

В произведениях костромских мастеров мы видим то же стремление передать народное восприятие мира, показать связь человека с природой и родной землёй.

Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – ко всему прикасались руки народных мастеров, превращая обыденное в произведение искусства. «От добрых рук ничего не уходит» - говорит народная пословица.

Для народного художника искусство не было самоцелью. Расписывая то, что его окружало в быту, он старался простой предмет сделать нарядным, внести праздничность в повседневность. Вещи эти служили человеку, изнашивались и, если даже вещь сохранялась, роспись зачастую стиралась, разрушалась. Тем большую ценность имеют дошедшие до нас образцы этого искусства, составляющие гордость музейных коллекций нашей страны.

Наряду с резьбой роспись по дереву относится к наиболее древним видам народного декоративного искусства.

Цвет – активнейшее средство эмоционального воздействия на человека так же, как и средство творческого выражения его личных чувств, его собственного мироощущения.

Обращение человека к цвету давно стало потребностью, его жизненной необходимостью.

 

Костромская губерния издавна славилась мастерством росписи по дереву.



Костромских мастеров часто называли молвитинскими мастерами, так как центром местного живописного мастерства костромских живописцев до революции было село Молвитино (ныне Сусаннино).

Крестьянские мастера – маляры (так называли живописцев, расписывавших что-либо красками) выполняли работы по росписи дома, его интерьера и мебели.

Мощным стимулом, побуждавшим крестьян осваивать рабочие профессии, было извечное безденежье. Большая часть семей являлись многодетными. Молодёжь училась у старших осваивать премудрости старинных ремёсел.

Из Молвитина и округи маляры шли в отход в столичный Питер, в Вологодскую, Олонецкую, Вятскую, Пермскую губернии, за Урал, в Сибирь, на Алтай.

Росписи крестьянских домов поражают тонким чувством декоративности и мастерством колорита. Пользуясь ограниченным числом красок, тремя – четырьмя, мастера умели достичь звучности цвета и своеобразной изысканности цветовых решений. Яркие сказочные цветы, диковинные птицы и животные делали крестьянские дома праздничными, создавали атмосферу тепла и уюта. Использовали краски, приготовленные на основе льняного и конопляного масла – масляные.

Красочное убранство крестьянских домов дополнялось росписью утвари. Вместе они создавали своеобразный ансамбль, окружающий человека не только во время праздников и семейных торжеств, но и в трудовые будни. В хозяйственном углу помимо расписной мебели можно было увидеть украшенные цветами кади для воды, жбаны, бураки. По воду молодухи ходили с ярко раскрашенными коромыслами и вёдрами, бельё выколачивали расписными вальками, сено ворошили наряженными растительным узором грабельками, грибы и ягоды собирали в расцвеченные солнечными красками берестяные набирухи и лубяные коробейки. Долгими зимними вечерами утомительный женский труд скрашивали цветастые прялки, донца с гребнями, швейки. Всё напряженное, сотканное, сшитое укладывалось в ярко украшенные сундуки и коробьи. Особенно тщательно расписывали сундуки для приданного, хотя и показывали их всего один раз, когда молодая приезжала в дом мужа.

В любое время года в дни сельских праздников устраивались катания на тройках. Коренного коня обязательно наряжали расписной дугой с колокольчиками. Тройку впрягали в расписные сани или телегу.

 

(Во время рассказа учитель показывает детям иллюстрации предметов быта, на которых сохранилась костромская роспись, из фондов музеев).

 

Основные мотивы костромской росписи – фантастические алые и лазоревые цветы, виноградные грозди, ягоды смородины, всевозможные листья. Встречаются также изображения птиц, зверей, человека.

Костромские художники очень любили зеленовато-синий, бордовый, коричневый фон, на котором писали крупные распластанные розаны с белыми оживками, ягоды и фрукты. Жанровые сцены были редкостью, но не исключением.

 

В костромских и ярославских росписях также заметно пристрастие художника к белой земле (белому фону).

Декоративное мастерство живописца видно в умении расположить узор на поверхности предмета, расцветить его яркими красками. Одни и те же узоры то собраны в букет, то повисают гирляндой, а то разбросаны по поверхности и создают подобие ковра. Тёмный фон подчёркивает яркость красочной гаммы, делает предмет очень нарядным.

 

VI. Практическая работа.

 

Учитель. Занимаясь изучением костромской росписи, я заметил явное сходство нашей росписи с росписью других районов нашей страны. Например, с урало-сибирской росписью, с городецкой росписью.

С городецкой росписью вы знакомы давно, поэтому, я предлагаю вам такое задание.

Посмотрите внимательно на таблицы последовательного выполнения цветочного орнамента костромской росписи и городецкой росписи.

Давайте сравнивать и рассуждать – какие общие черты вы видите в росписях?

Примерные ответы детей.

- И в городецкой, и в костромской росписи есть розан, листья ягодки,

- Начинают роспись с подмалёвка,

- Используют белые оживки,

- Расписывают чистыми яркими цветами.

Учитель. Молодцы, а ещё, ребята, в любой росписи вы встретите изображение цветущей ветви, птиц на ветвях, то есть, похожи сюжеты росписи.

- Почему они похожи?

Учащиеся. Всем мастерам хотелось изобразить красоту цветущей природы.

Учитель. А кто знает, далеко ли от Костромской области находится город Городец?

 

Учителю необходимо наводящими вопросами подвести детей к выводу о том, что роспись двух близлежащих областей может быть во многом схожа, т.к. мастера могли заимствовать отдельные элементы друг у друга.

 

Учитель. Теперь подумайте, почему же тогда так похожи костромская и урало-сибирская роспись, ведь северные районы находятся далеко от нас?

Учащиеся. Потому что костромские мастера уезжали на заработки в отдалённые северные районы. Северные мастера перенимали приёмы росписи у приезжих маляров?

 

 

Далее учащиеся ищут отличия, т.е. характерные особенности, присущие костромской росписи.

- цвет фона,

- двухслойный мазок.

 

V. Подведение итогов. Повторение основных моментов, которые нужно запомнить.

- С какой народной росписью по дереву познакомились сегодня?

- Где возникла?

- Каковы характерные особенности костромской росписи?

- фон, - сюжеты, - основные цвета, - какими материалами писали мастера,

- какова особенность мазка,

- что расписывали.

 

 

Урок 2.

 

Тема. Костромская роспись. Знакомство с приёмами цветочной росписи.

 

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

- дать детям представление о том, как цветочные узоры в костромской росписи передают связь человека с природой, родной землёй;

- воспитывать любовь и уважение к истокам народного искусства родного края;

- развивать у учащихся эстетическое восприятие темы цветения как образа – символа в народном искусстве;

 

Задачи урока:

- познакомить учащихся с приёмами цветочной росписи в процессе исполнения творческой задачи на повтор;

- показать детям особенности росписи костромских мастеров;

- дать представление об этапах работы свободной кистевой росписи;

- научить организовать своё рабочее место, правильно держать кисть во время практической работы;

- формировать специальные графические навыки и умения в рисовании кистью декоративных элементов – ягодка, розан, листок;

- следить за аккуратностью исполнения.

 

 

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, показательный

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение практической работы за учителем.

Зрительный ряд: демонстрационные таблицы; динамические таблицы этапов исполнения элементов росписи репродукции, фотографии с образцами костромской росписи.

Материалы для учителя: тонированные листы, кисти и краски для выполнения – демонстрации двухцветного мазка.

Материалы для учащихся: тонированные листы, краски (гуашь, разведённая водой до сметанообразного состояния), кисти – крупные плоские (№ 6 – 16) беличьи или колонковые, тонкие круглые для приписок (№ 1 – 4),

стаканчик с водой, тряпка или салфетка для кистей.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

 

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.

 

II. Сообщение темы урока.

III. Повторение пройденного.

В ходе беседы учитель проверяет, как дети усвоили материал предыдущего урока.

Примерные вопросы.

 

- С какой народной росписью по дереву вы познакомились на прошлом занятии?

- Где она возникла?

- К какому типу росписи она относится (графическая или свободная кистевая роспись)?

- Каковы её характерные особенности (фон, цвета, мазок и т.д.)?

- Кого называли малярами?

- Что расписывали костромские мастера?

- Какие краски использовали для росписи?

- Как костромская роспись оказалась в избах на севере?

- Почему нам особенно дорога эта роспись по дереву?

 

IV. Практическая работа.

 

Учитель. – Ребята, теперь мы с вами переходим к практической работе.

Будем учиться писать основные элементы костромской росписи, но для этого ещё раз проверим нашу готовность к работе. Спина у вас должна быть прямая, голова чуть наклонена над работой. Не следует наклоняться слишком низко.

Разведённые в баночках краски находятся от вас справа и впереди. Рядом кисти и банка с водой. С левой стороны от вас – ткань для вытирания кистей. Во время работы вы должны свободно, не вставая со стула и без особых усилий, дотянуться до нужного предмета.

(Дети проверяют рабочие места).

Учитель. – Возьмите в руки плоскую кисть. Черенок кисти положите на кончики указательного и среднего пальцев правой руки и прижмите подушечкой большого пальца. Такой способ держания позволяет вращать её во время выполнения отдельных элементов.

(Учитель показывает положение руки, дети повторяют за ним).

Учитель. – Локоть на столе, кисть руки свободная. Смочите кисточку в воде и уберите излишки воды, коснувшись волосками ткани. Один край кисти обмакните в синюю краску, другой край – в белую. Кисть располагаем почти вертикально к поверхности листа так, чтобы цвет разживки был внутри. Проводим по кругу, одновременно вращая её вокруг собственной оси.

(Во время объяснения учитель демонстрирует приём на

подготовленном листе).

Учитель. – У вас получился элемент, который в росписи называется «ягодка». А теперь потренируйтесь, пишите кружки в строчку самостоятельно. Постарайтесь добиться, чтобы ваша рука не ощущала напряжения при вращении кисти.

 

 

Затем изучаем выполнение мотива «розан». Он состоит из круга и лепестков. Круг выполняется круглой кистью № 8 или плоской кистью. Сначала ставим кисть перпендикулярно плоскости листа, затем прижимаем и делаем кистью вращательное движение. Важно, чтобы круг был нарисован одним движением. Кисть держим с наклоном, выполняя дугообразное движение с нажимом, постепенно убираем нажим и завершаем лепесток кончиком кисти. Чем круче поворот кисти, тем выше получаются лепестки.

Выполнение элемента «тюльпан».

«Тюльпан» состоит из трёх частей. Чаще всего его выполняют кистями № 4, 5. Разбел делают кистями № 3, 4. Начинают писать кончиком кисти, чуть коснувшись плоскости листа, затем делают движение чуть в сторону и вниз, усиливая нажим. Сначала пишут боковые лепестки, а затем средний.

Выполнение элемента «листок».

Мотив «листок» имеет много разновидностей. Самые распространённые «листки» бывают двух видов – вытянутый и округлый. Листок округлой формы имеет утолщённый верх и тонкий кончик.

Кисть прижимают и, чуть потянув вверх и в сторону, поднимают от плоскости листа плавным движением. Направление листка вытянутой формы имеет вид ломаной линии на подъёме – тонкое начало, горизонтально идёт утолщение во всю ширину кисти и снова на подъёме – тонкий кончик.

 

Дети повторяют за учителем, а потом самостоятельно тренируются в написании элементов росписи, отрабатывают приёмы.

 

V. Просмотр работ, подведение итогов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.