Сделай Сам Свою Работу на 5

Последовательное выполнение росписи.





Оборудование, материалы и инструменты.

 

Рабочее место учащегося должно состоять из рабочего стола и стула.

Поверхность стола можно покрыть клеёнкой.

Рабочая зона должна быть хорошо освещена: в дневное время рассеянным светом с левой стороны, при недостатке естественного освещения рекомендуется люминесцентный светильник.

Неплохо в помещении оборудовать стеллажи для сушки изделий.

В росписи по дереву сейчас используют готовые масляные краски, лаки и растворители. Краски для росписи и окраски фона – художественные в тубах или эскизные в банках: белила цинковые, стронциановая жёлтая, кадмий жёлтый, охра золотистая, охра красная, краплак. Окись хрома, изумрудная зелёная, берлинская лазурь, парижская синяя, кобальт синий, ультрамарин, сажа газовая или кость жжёная.

Для разведения масляных красок можно пользоваться разбавителями для масляной живописи.

Для лакирования применяют лаки ПФ-283 (4С), ПФ-231.

Перед занятиями, на которых используются лакокрасочные материалы, следует проинструктировать школьника о мерах безопасности при работе с ними и мерах пожарной безопасности при хранении этих материалов.



Если нет возможности работать с детьми масляными красками, можно использовать художественную гуашь. Для этого её нужно развести до консистенции сметаны и разлить в небольшие ёмкости (например, использованные крышки от красок). Можно использовать темперные краски.

Основной рабочий инструмент в росписи – кисти: крупные, плоские беличьи, колонковые № 6 – 16 – для подмалёвки и разживки, № 1 – 4 – для приписок, щетинные плоские № 10 для покрытия и лакирования фона. Для лакирования можно также использовать ровно обрезанный кусок поролона.

 

Правильная посадка за рабочим местом.

 

Роспись – работа, требующая известного напряжения, поэтому нужно сразу приучать школьников к правильной посадке. От посадки за рабочим местом зависит степень напряжения, которая приводит к усталости и, в конечном счёте, к снижению качества росписи.

Раньше мастера сидели на низких табуретах (высотой до 35 см), а лавки служили им рабочими столами. Таким образом, колени художника находились выше сидения скамеечки-табурета, и при работе он мог опереть расписываемую вещь о колено. Рабочая зона мастера при этом существенно расширялась, он вращал вещь так. Как этого требовала логика наносимого на неё растительного орнамента.



Так как предметы, которые будут расписывать учащиеся, средней и небольшой величины, то вполне достаточно знать принятую сегодня посадку за рабочим столом, при которой от обрабатываемого предмета до глаза работающего – 30 – 35 сантиметров. Не следует наклоняться низко над расписываемым предметом, если плохо видно, лучше прибавить освещение. Учащийся должен сидеть прямо, чуть наклонив голову над работой.

При росписи крупных предметов, превышающих 30 – 40 сантиметров, лучше садится правым боком к рабочему столу. Расписываемый предмет в таком случае придётся опереть о край стола или колено. Для того, чтобы не наклоняться слишком низко под ногу подставляют скамеечку (высотой 10 – 15 см).

Нужно придерживаться определённых правил размещения материалов и инструментов на столе. Рабочая зона (примерно 30х50 см) должна быть свободной. Здесь располагается расписываемая вещь, а также палитра и кисти, которые нужны в настоящий момент. За пределами этой зоны, справа и впереди размещаются разведённые в баночках краски, масло, разбавитель, рядом – подставка для кистей в виде планки с углублениями для каждой кисти. С левой стороны можно положить ткань для вытирания кистей. Наиболее удобное расстояние выбирает сам работающий. Он должен свободно, не вставая со стула, и без особых усилий дотянутся до любого нужного ему инструмента.



 

Приёмы росписи.

 

Начиная освоение костромской росписи, следует навсегда усвоить, что она выполняется без предварительного нанесения контуров рисунка. Нужно научиться писать на глаз, для чего необходимо оттачивать глазомер. Хочется напомнить, что народные мастера в украшении предметов быта различных по размерам и формам применяли типовые композиции. При разметке расписываемой плоскости они использовали руку как мерительный инструмент. Если это был простенок, на котором нужно написать панно с вазоном и растущим из него кустом, то мастер, прикладывая ладонь в центре простенка, примерялся и искал место центрального цветка. Затем, тоже прикладывая руку, отмечал, где приблизительно будет написана ваза и верхние ярусы цветов.

Целесообразно как можно быстрее переходить от росписи на бумаге, картоне, стеклянных пластинах к росписи вещей, так как процесс освоения росписи на вещах происходит гораздо быстрее. Это, во-первых, развивает у школьников чувство формы, объёма, пластики предмета и закрепляет усвоенные приёмы письма. Во-вторых, сознание того, что расписывается настоящая вещь, а не просто выполняется учебное задание, повышает интерес и ответственность и, в конечном счёте, превращает обучение в подлинный, приносящий удовлетворение трудовой процесс.

Положение руки при выполнении росписи общепринятое с чёткой фиксацией локтя и свободно двигающейся кистью. Это позволяет проводить одним неразрывным движением пластичные мазки как на объёмных, сферических или цилиндрических, так и на плоских поверхностях. Кисть надо положить черенком на кончики указательного и среднего пальцев правой руки и прижать подушечкой большого пальца. Такой способ держания позволяет вращать её во время выполнения отдельных элементов. По ходу росписи можно слегка упираться в изделие мизинцем. Кисть руки в процессе росписи должна свободно перемещаться в нужном направлении, а локоть должен быть чётко зафиксирован в одном положении.

Правильность держания кисти можно проверить, покатав её большим пальцем на подушечках указательного и среднего так, чтобы она почти касалась черенком ногтей. Если это получится, то можно нанести на дощечку пробные мазки или провести кружочки, постепенно увеличивая их размер. Но для кружочка диаметром больше пяти сантиметров работы одних пальцев недостаточно, нужно научиться делать круговые движения кистью руки.

 

 

Для выполнения травного мазка кисть ставят почти вертикально к изделию так, чтобы она касалась его только самым кончиком, и ведут к себе, постепенно опуская до полного соприкосновения её рабочей части с поверхностью. Затем кисть быстро отрывают, при этом получается каплевидный мазок, с одной стороны острый, а с другой – закруглённый.

Если нужно написать дугообразный мазок, то кисть при движении немного вращают вокруг собственной оси и в сторону изгиба.

Приписки – графические элементы, заполняющие пространство между растительными мотивами, можно писать, начиная с тонкого или закруглённого конца. Часто их соединяют по три, заполняя такими группами пространство между растительными мотивами и превращая их в гирлянду.

Стебель, как правило, рисуют в основании цветущего куста, а по его сторонам – несколько травок.

Необходимо научится проводить такие элементы росписи на одном дыхании, когда каждый мазок является результатом округлого, ритмично повторяемого движения руки, спиралевидное движение должно получиться слитным. Сначала элементы рисуют, как прописи, ровными рядами, затем – в расчёте на определённую композицию. Необходимо сразу приучаться к цветным фонам, поэтому даже первоначальные упражнения следует выполнять на окрашенной поверхности.

Подмалёвок основных мотивов композиции – ягодки, розетки, цветка, птички, зверя – делают последовательно, каждый цвет наносят своей кистью.

Основным живописным элементом костромской росписи по дереву, моделирующим форму мотива, является разживка. Она чаще всего бывает белой, выполняется белилами, отчего и получила название «разбел». Разбел применяют, когда фон росписи тёмный или цветной – оранжевый, красный, синий, зелёный, коричневый. Если фон росписи светлый – белый, жёлтый, золотистый, естественного цвета древесины, то разживку делают тёмными тонами, синим или коричневым. Благодаря разживке мотивы приобретают более определённые очертания, становятся рельефнее, интенсивность открытых цветов росписи снижается, и она мягче соединяется с фоном.

Разживка может выполняться одновременно с цветной прокладкой или по заранее нанесённой прокладке – подмалёвку.

Выполнять разживку можно круглой и плоской кистью (колонковой, беличьей, барсучьей). Кисть, лежащая на трёх пальцах (указательном, среднем и безымянном) правой руки как бы прокатывается по ним большим пальцем.

Небольшой наклон в ту сторону кисти, которой взята краска моделирующего цвета, позволяет сделать мазок ровным, с чётким краем по наружной стороне и смягчённым, постепенно смешивающимся с основным цветом подмалёвка – на внутренней.

 

 

Благодаря этому получается живописный переход от середины мотива к контуру, а не всегда сгармонированные тона росписи смягчаются, что способствует объединению цветовой гаммы. Мотивы при этом приобретают более определённые очертания, становятся рельефными, объёмными.

Народные мастера широко пользовались приёмом разживки. Благодаря мягкому переходу одного края мотива в цвет фона и чёткости другого, можно было достигать различных декоративных эффектов.

Разживку можно выполнять по заранее нанесённому подмалёвку или одновременно с его прокладкой. Подмалёвок можно наносить пятном или кольцом, тогда фон внутри кольца будет играть роль дополнительного цвета. А как мы знаем, в силу закона одновременного цветового контраста цвет фона, заключённый в рамки разных цветов, приобретает разные оттенки. В результате в мотивах с подмалёвком разного цвета он будет смотреться по-разному, таким образом, создаётся впечатление, что в росписи участвует большее количество цветов.

Когда приём разживки будет хорошо освоен, можно приступать к написанию мотива «ягодка». Для этого кистью, обмакнутой в краску подмалёвка и разживки и поставленной почти вертикально к поверхности так, чтобы цвет разживки был внутри, проводят по кругу, одновременно вращая её вокруг собственной оси. В выполнении этого мотива нужно добиваться почти полного автоматизма, чтобы рука не ощущала напряжения при вращении кисти.

Затем изучаем выполнение мотива «розан». Он состоит из круга и лепестков. Круг выполняется круглой кистью № 8 или плоской кистью. Сначала ставим кисть перпендикулярно плоскости листа, затем прижимаем и делаем кистью вращательное движение. Важно, чтобы круг был нарисован одним движением. Кисть держим с наклоном, выполняя дугообразное движение с нажимом, постепенно убираем нажим и завершаем лепесток кончиком кисти. Чем круче поворот кисти, тем выше получаются лепестки.

Выполнение элемента «тюльпан».

«Тюльпан» состоит из трёх частей. Чаще всего его выполняют кистями № 4, 5. Разбел делают кистями № 3, 4. Начинают писать кончиком кисти, чуть коснувшись плоскости листа, затем делают движение чуть в сторону и вниз, усиливая нажим. Сначала пишут боковые лепестки, а затем средний.

Выполнение элемента «листок».

Мотив «листок» имеет много разновидностей. Самые распространённые «листки» бывают двух видов – вытянутый и округлый. Листок округлой формы имеет утолщённый верх и тонкий кончик.

Кисть прижимают и, чуть потянув вверх и в сторону, поднимают от плоскости листа плавным движением. Направление листка вытянутой формы имеет вид ломаной линии на подъёме – тонкое начало, горизонтально идёт утолщение во всю ширину кисти и снова на подъёме – тонкий кончик.

 

Последовательное выполнение росписи.

Сначала идёт разметка для главного элемента «розана». Потом пишутся лепестки. Затем выполняются другие элементы: пятно, разбел. Дальше – листья, которые как бы собирают розаны, тюльпаны и ягодки в букет. И завершают работу нанесением «разживок» тонкой кистью.

В изображении фигурок птиц и зверей должна соблюдаться та же последовательность, что в изображении растительных мотивов. Сначала наносят подмалёвок, передающий силуэт персонажа, а затем его моделируют и разрабатывают с помощью графических приписок.

 

 

Расписывая различные декоративные изделия, нужно помнить, что даже при укрывистой отделке и цветном фоне зрительно вещь должна оставаться сделанной из дерева. Многое здесь зависит от колорита росписи. Такому материалу, как древесина, ближе цвета тёплых тонов, и если в росписи присутствуют холодные, то они не должны быть преобладающими.

В росписи с растительными мотивами, в какой бы композиции они не писались – дерева, куста, букета, гирлянды, побега, обязательно должны присутствовать или ощущаться ствол, ветки, стебель. Они должны быть той осью, которая организует элементы орнамента, определяет ритмический строй композиции. В какие бы необычные, с точки зрения ботаники завитки они не закручивались, их присутствие или ощущение их присутствия позволяет добиться пластичности отдельных форм, органичности их соединения в одной композиции.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.