Занятие 8. «Уточка-солонка»
Дети расписывают изделие кистью ипечаткой-тычком, используя «разживку» идругие приемы росписи.
Занятие 9. Орнамент с «ягодками» и «листочками»
Дети упражняются в рисовании хохломского орнамен-
та с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образцу
Занятие 10. Вазочка для цветов
Рассматривая вазочку, расписанную мастером, обратите внимание детей на соответствие узора иформы предмета.Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.
Дети самостоятельно придумывают и расписывают ва-зочку, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.
Занятие 11. «Золотые травы России»
Это итоговое занятие, на котором дети могут использовать вес ранее изученное. Детям предлагается самостоятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета. Букет будет более красивым и пышным, если дети дополнят его легкими веточками травки. В тетради в качестве примера изображен один такой букет.
При желании сделать большой букет, дети могут вырезать аналогичные заготовки из цветной, желтой или красной, бумаги и затем украсить их по своему вкусу.
Коллективная работа «Хохломской букет»
В качестве итогового занятия можно создать коллективную работу при участии всех детей. Для этого каж-( дый ребенок заготавливает несколько лепестков из цветной бумаги желтого или красного цвета ирасписывает их. Затем на большом листе ватмана выклеивается красочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого ребенка. Букет можно украсить усиками и кустиками. Такая коллективная работа будет хорошим украшением групповой или классной комнаты.
Из таких заготовок можно выклеить не только букет, но и гирлянду, орнамент, орнаментальную рамку и т. д.
ЗАНЯТИЕ 1
УЗОР «ТРАВКА»
ЗАНЯТИЕ 2
ПОДАРОК ДЛЯ МИ ШУТКИ
ЗАНЯТИЕ 3
ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ
ЗАНЯТИЕ 4
РОСПИСЬ ЧАШКИ
ЗАНЯТИЕ 5
УЗОР «ЛИСТОЧКИ»
ЗАНЯТИЕ 6
РОСПИСЬ САЛФЕТНИЦЫ
ЗАНЯТИЕ 7
УЗОР «ЯГОДКИ»
ЗАНЯТИЕ 8
«УТОЧКА-СОЛОНКА»
ЗАНЯТИЕ 9
ОРНАМЕНТ С «ЯГОДКАМИ» И «ЛИСТОЧКАМИ»
ЗАНЯТИЕ 10
ВАЗОЧКА ДЛЯ ЦВЕТОВ
ЗАНЯТИЕ 11
«ЗОЛОТЫЕ ТРАВЫ РОССИИ
ЗАНЯТИЕ 11
«ЗОЛОТЫЕ ТРАВЫ РОССИИ»
Я Жегалова С. К. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
81 Рондели Л. Д. | Народное декоративно-прикладное искусство. — М.: Просвещение, 1984.
■ Шевчук Л. В.
Дети и народное творчество. —
М.: Просвещение, 1995,
Ш Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.
5-8(5775-036-1 Щ © «Мозаика-Синтез» 2003
Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в НижегородскомЗаволжье вблизи торгового села Хохлома.
В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма благоприятные условия для развития народных художественных промыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную посотням деревень мастерскую, где жители, будто сговорившись, поделили между собой весь технологический процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех* или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета ирасписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться сю могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничаетс золотой, а по цене доступна беднякам.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается загадкой даже для специалистов. Оригинальная, веками отработанная технология и есть
тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превращает в блестящее золотом изделие.
Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сначала изделие вытачивалииз сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15суток выдерживали при комнатной температуре для просушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, се нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминаликусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленноетаким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.
Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов. Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия глиной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все неровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпаклеванное изделие снова ставилось па просушку.
Затем следовала обработка олифойдля создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ставились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким образом изделие лудили — обмазывали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «серебряным».
Только после этого изделие было готово к росписи красками. Расписанное луженое изделие вновь обильно обмазывали олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «серебряные» изделия волшебным образом превращались в «золотые», приобретая наконец такой хорошо знакомый всем вид.
«ИСКУССТВО-ДЕТЯМ»
Подписной индекс
в каталоге «Роспечать»:
Подписаться можно с любого месяца во всех почтовых отделениях России
По вопросам оптовых закупок обращайтесь в отдел реализации:
(499) 946-25-33, е-таН:
Представитель в Новосибирске: ООО «Топ-книга», тел. (3832)36-10-28
Издание «Искусство — детям» предназначено для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основам изобразительного искусства и художественного труда.
Каждый выпуск — это красочный альбом/
представляющий собой цикл занятии
по определенной теме с игровыми, подробно
иллюстрированными заданиями для детей
и методическими рекомендациями для педагогов
и родителей.
Это учебное пособие рекомендуется для работы в детских образовательных учреждениях по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т.С. Комаровой.,
Издательство
«Мозаика-Синтез»
123308, г.Москва, ул. Мневники, д. 7, корп.1. ) Тел. (499) 946-25-33
«ИСКУССТВО-ДЕТЯМ».
Хохломская роспись
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
Художник Л. Орлова
Редактор Ю. Дорожин
Компьютерная графика, верстка Р. Нафиков
Художественный редактор Т. Чижкова
Корректор И. Васильева
Все книгииздательства «Мозаика-Синтез» можнополучить по системе «КНИГА- ПОЧТОЙ».
Заявки присылать по адресам:
Центральный регион: 1 23308, Москва, ул. Мневники, д. 7, корп. 1, «Мозаика-Синтез». Восточный регион: 6301 17, Новосибирск, а/я 360, «Топ-книга — почтой». Западный регион: 1 99053, С.-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, д. 1 3, «Фол и ком».
Сертификат № 77.ФЦ. 15.953.П.000146.04.04.
Подписано в печать 28.03.07. Тираж 15 000 экз. Заказ № 595
Отпечатано с готовых диапозитивов на ОАО «Фабрика офсетной печати №2»
141800, г. Дмитров, Московская обл., ул. Московская, 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|