Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 8. «Уточка-солонка»





Дети расписывают изделие кистью ипечаткой-тычком, используя «разживку» идругие приемы росписи.

Занятие 9. Орнамент с «ягодками» и «листочками»

Дети упражняются в рисовании хохломского орнамен-


та с использованием ранее изученных элементов, дорисо­вывая орнаментальную полосу по образцу

Занятие 10. Вазочка для цветов

Рассматривая вазочку, расписанную мастером, обрати­те внимание детей на соответствие узора иформы пред­мета.Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента.

Дети самостоятельно придумывают и расписывают ва-зочку, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета.

Занятие 11. «Золотые травы России»

Это итоговое занятие, на котором дети могут исполь­зовать вес ранее изученное. Детям предлагается самосто­ятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заго­товки можно вырезать и сделать из них аппликацию в виде красочного хохломского букета. Букет будет более красивым и пышным, если дети дополнят его легкими ве­точками травки. В тетради в качестве примера изображен один такой букет.



При желании сделать большой букет, дети могут выре­зать аналогичные заготовки из цветной, желтой или крас­ной, бумаги и затем украсить их по своему вкусу.

Коллективная работа «Хохломской букет»

В качестве итогового занятия можно создать коллек­тивную работу при участии всех детей. Для этого каж-( дый ребенок заготавливает несколько лепестков из цвет­ной бумаги желтого или красного цвета ирасписывает их. Затем на большом листе ватмана выклеивается кра­сочный хохломской букет, в котором найдется место для работы каждого ребенка. Букет можно украсить усиками и кустиками. Такая коллективная работа будет хорошим украшением групповой или классной комнаты.

Из таких заготовок можно выклеить не только букет, но и гирлянду, орнамент, орнаментальную рамку и т. д.


ЗАНЯТИЕ 1

УЗОР «ТРАВКА»


ЗАНЯТИЕ 2

ПОДАРОК ДЛЯ МИ ШУТКИ


ЗАНЯТИЕ 3

ТРАВНЫЙ ОРНАМЕНТ


ЗАНЯТИЕ 4

РОСПИСЬ ЧАШКИ


ЗАНЯТИЕ 5

УЗОР «ЛИСТОЧКИ»


ЗАНЯТИЕ 6



РОСПИСЬ САЛФЕТНИЦЫ


ЗАНЯТИЕ 7

УЗОР «ЯГОДКИ»


ЗАНЯТИЕ 8


«УТОЧКА-СОЛОНКА»


ЗАНЯТИЕ 9



ОРНАМЕНТ С «ЯГОДКАМИ» И «ЛИСТОЧКАМИ»


ЗАНЯТИЕ 10


ВАЗОЧКА ДЛЯ ЦВЕТОВ


ЗАНЯТИЕ 11


«ЗОЛОТЫЕ ТРАВЫ РОССИИ


ЗАНЯТИЕ 11


«ЗОЛОТЫЕ ТРАВЫ РОССИИ»


 



ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Я Жегалова С. К. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.

81 Рондели Л. Д. | Народное декоративно-прикладное искусство. — М.: Просвещение, 1984.

■ Шевчук Л. В.

Дети и народное творчество. —

М.: Просвещение, 1995,

Ш Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.

5-8(5775-036-1 Щ © «Мозаика-Синтез» 2003


Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ­ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху­дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в НижегородскомЗаволжье вблизи торгового села Хохлома.

В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма бла­гоприятные условия для развития народных художественных про­мыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную посотням деревень мастерскую, где жите­ли, будто сговорившись, поделили между собой весь технологиче­ский процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех* или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, ку­да крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать вырабо­танную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревян­ную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.



Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот­чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок­рашивали в яркие, сочные цвета ирасписывали разными крас­ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель­зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси­на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не­окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре­стьянина. Однако народные масте­ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать­ся сю могли и крестьяне. Так по­явилась посуда с хохломской рос­писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло­вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро­шо моется, долго служит, по нарядности соперничаетс золотой, а по цене доступ­на беднякам.

Происхождение приемов окраски де­ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за­гадкой даже для специалистов. Оригиналь­ная, веками отработанная технология и есть


тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща­ет в блестящее золотом изделие.

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сна­чала изделие вытачивалииз сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15суток выдерживали при комнатной температуре для про­сушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, се нужно было промазать. Хо­рошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой во­де, разминаликусочки, перемешивали, получая раствор определен­ной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленноетаким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал­ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч­ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста­вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов. Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли­ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не­ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак­леванное изделие снова ставилось па просушку.

Затем следовала обработка олифойдля создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каж­дый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ста­вились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким об­разом изделие лудили — обмазы­вали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «се­ребряным».

Только после этого изделие было го­тово к росписи красками. Расписанное лу­женое изделие вновь обильно обмазыва­ли олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «сере­бряные» изделия волшебным образом пре­вращались в «золотые», приобретая на­конец такой хорошо знакомый всем вид.


«ИСКУССТВО-ДЕТЯМ»

Подписной индекс

в каталоге «Роспечать»:

Подписаться можно с любого месяца во всех почтовых отделениях России

По вопросам оптовых закупок обращайтесь в отдел реализации:

(499) 946-25-33, е-таН:

Представитель в Новосибирске: ООО «Топ-книга», тел. (3832)36-10-28


Издание «Искусство — детям» предназначено для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основам изобразительного искусства и художественного труда.

Каждый выпуск — это красочный альбом/

представляющий собой цикл занятии

по определенной теме с игровыми, подробно

иллюстрированными заданиями для детей

и методическими рекомендациями для педагогов

и родителей.

Это учебное пособие рекомендуется для работы в детских образовательных учреждениях по «Программе обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т.С. Комаровой.,


Издательство

«Мозаика-Синтез»

123308, г.Москва, ул. Мневники, д. 7, корп.1. ) Тел. (499) 946-25-33

«ИСКУССТВО-ДЕТЯМ».

Хохломская роспись

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Художник Л. Орлова

Редактор Ю. Дорожин

Компьютерная графика, верстка Р. Нафиков

Художественный редактор Т. Чижкова

Корректор И. Васильева


Все книгииздательства «Мозаика-Синтез» можнополучить по системе «КНИГА- ПОЧТОЙ».

Заявки присылать по адресам:

Центральный регион: 1 23308, Москва, ул. Мневники, д. 7, корп. 1, «Мозаика-Синтез». Восточный регион: 6301 17, Новосибирск, а/я 360, «Топ-книга — почтой». Западный регион: 1 99053, С.-Петербург, Васильевский остров, 4-я линия, д. 1 3, «Фол и ком».

Сертификат № 77.ФЦ. 15.953.П.000146.04.04.

Подписано в печать 28.03.07. Тираж 15 000 экз. Заказ № 595

Отпечатано с готовых диапозитивов на ОАО «Фабрика офсетной печати №2»

141800, г. Дмитров, Московская обл., ул. Московская, 3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.