Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ рисков (анализ чувствительности) проекта





Понятие рисков, их анализа и оценки, прогнозирования и управления ими в некотором смысле является откровением для значительной части российских предпринимателей. Как оказывает опыт, российский бизнес зачастую работает в условиях, когда по западным понятиям уровень рисков насколько велик, что не имеет смысле ниже начинать проект. Однако одним из афоризмов финансового анализа является выражение «риск доходность выбирает», т.е. чем более доходным является перспективный проект, с тем большим уровнем риска придется столкнуться команде проекта. В то же время, без грамотной оценки рисков в бизнес-плане не имеет смысла рассчитывать на серьезных инвесторов. Если для мелких проектов риски могут быть в определенном смысле очевидны и понятны, и все риски можно оценим, единым понятием «провал проекта», то в случае крупных проектов анализ рисков представляет собой тщательный просчет возможных последствий каждого потенциально возможного негативного события и список конкретных организационных и финансовых механизмов, сглаживающих эти последствия.

Любой серьезный инвестор, изучая бизнес-план, в числе первых просматривает раздел «анализ рисков». Именно этот раздел наиболее точно характеризует адекватность авторов и степень проработанности проекта. Если авторы пишут, что «рисков нет вообще» - это означает, что авторы просто не понимают, что такое «риск».



Важно понимать, что Риск - понятие субъективное, поскольку связан с оценкой возможности возникновения последствий, неблагоприятных для конкретного участника проекта. Риск обычно связывают с опасениями, что реализация проекта приведет к убыткам, сопоставляют с опасностью того, что цель проекта не будет постигнута в намеченном объеме.

Под понятием «Риск» также понимают:

1. Некоторую совокупность или множество опасностей;

2. Предрасположенность к отклонению фактических тенденций от планируемых;

3. Деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата.

В общем случае под риском понимается возможность того, что произойдет некой нежелательное событие, в результате наступления которого не будет достигнуты запланированные цели. При этом полагают, что вместо ожидаемого состояния среды возникнет худшая ситуация, в результате которой, например, прибыль будет уменьшена на определенную величину.



Риск является чисто финансовой категорией. На степень и величину риска необходимо воздействовать, используя финансовые механизмы. В основе системы управления рисками, которая в обязательном порядке должна быть описана в бизнес-плане, лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, разработка механизмов получения и увеличения дохода в условиях неопределенной хозяйственной ситуации. Можно сформулировать основные этапы системы управления рисками, которые должны найти должное отражение в соответствующем разделе бизнес-плана. Данными этапами являются:

1. Идентификация риска;

2. Анализ и оценка риска;

3. Разработка реакции на риск;

4. Документирование и контроль.

На этапе идентификации для каждого выявленного риска должны быть определены:

1. Рисковое событие, т.е. его описание и возможное время возникновения;

2. Вероятность того, что событие произойдет;

3. Возможные последствия данного события, степень серьезности и влияние на другие процессы и мероприятия в рамках проекта.

При анализе рисков необходимо должным образом провести их классификацию, Риски можно классифицировать по степени влияния на проект, по степени ущер­ба или по источникам возникновения.

В первом случае классификация может быть, например, следующая:



1. Риск срыва графика проекта: невыполнение работ в запланированные сроки;

2. Риск несоответствия затрат бюджету проекта;

3. Риск невыполнения работ по техническим причинам;

4. Риск снижения качества работ в проекте.

По степени ущерба риски классифицируются следующим образом:

1. Частичные - запланированные показатели, действия, результаты достигнуты частично, но проект обошелся без потерь;

2. Допустимые - запланированные показатели, действия, результаты не выполнены, но потерь в проекте нет;

3. Критические - запланированные показатели, действия, результаты не достигнуты, есть определенные потери, но сохранена целостность проекта;

4. Катастрофические - невыполнение запланированного результата, которое влечет за собой разрушение объекта (отрасли, предприятия, направления деятельности и пр.) и невозможность продолжать проект или деятельность предприятия.

Наконец, источники возникновения рисков можно классифицировать таким образом:

1 Внешние непредсказуемые: вмешательства государственных органов, неожиданные внешние воздействия (экологические, социальные, экономические, технические), неопределенные обстоятельства (политическая нестабильность, банкротство контрагентов);

2 Внешние предсказуемые, но не до конца определенные: изменения цен на сырье, рыночной конъюнктуры, валютных курсов, налоговых ставок;

3. Внутренние нетехнического характера: срыв графика выполнения работ, прерывание финансирования, превышение запланированных в бюджете затрат;

4. Внутренние технические: изменение технологий, технических норм и условий;

5. Юридические и правовые: конфликты собственников, возникновение необходимости в лицензировании проводимых работ, приобретение исключительных прав, ошибки в подписанных контрактах, форс-мажор.

В любом бизнес-плане важно разработать именно систему мероприятий по снижению негативного влияния по каждому обнаруженному риску. В некоторых случаяx, для общераспространенных рисков, оптимальным является страхование. Манный частный способ борьбы с рисками, конечно, никак не влияет на вероятность возникновения рискового события, однако позволяет внести определенную ясность в финансовый план проекта. Например, страхование склада готовой продукции не убережет от пожара и более того, внесет в проект определенные дополнительные затраты в виде страховой премии. Однако, в случае настоящего пожара, негативные последствия сведутся к остановке проекта на время получения страхового возмещения и восстановления работоспособности, в то время как при отсутствии страховки проект рискует быть остановленным.

Бизнес-план, не содержащий качественного анализа рисков (идентификацию, классификацию и т.п.), иллюстрирует полную некомпетентность авторов документа. Фактически, никто, кроме авторов технологии, не сможет грамотно проанализировать большинство рисков проекта, поскольку только они имеют представление (технической сущности бизнес-предложения и об основных слабых сторонах проекта. Попытки скрыть известные недостатки технического решения могут усугубить ситуацию и привести к нежелательным последствиям, например к провалу проекта из-за недостатка финансовых ресурсов, необходимых для борьбы с незапланированными техническими проблемами.

Выводы

В разделе «выводы» авторам бизнес-плана необходимо еще раз кратко сформулировать основные идеи, допущения, предложения, касающиеся развития или начала нового бизнеса. В выводах целесообразно представать краткие лаконичные ответы на вопросы по проблемам, так или иначе перечисленным в проекте. Здесь же логично в табличной форме еще раз повторить основные показатели эффективности проекта, обоснование целесообразности поддержки проекта читателем-инвестором. Вообще, рекомендуется в заключительной смысловой части документа кратко изложить всю содержательную часть бизнес-плана, с перечнем проблем, инструментов ix решения и преодоления, а также результатов, полученных в процессе исследований рынка, рисков и т.д.

Выводы не должны занимать объем, более 3-5 страниц текста. В противном случае возникает вопрос о целесообразности размещения такого объема информации в отдельном разделе документа. Умение краткой содержательно формулировать свои предложения и результаты - одно из обязательных профессиональных качеств инновационного менеджера, поэтому рекомендуется уделять содержанию и оформлению таких разделов бизнес-плана, как аннотация, введение и выводы максимум внимания, поскольку это будет характеризовать не столько сам проект, сколько квалификацию авторов. Зачастую на презентацию проекта автору может быть выделено время порядка 5-15 минут, и за это время необходимо полностью раскрыть тему и показать уникальность проекта и собственную компетенцию. В таком случае грамотно и качественно подготовленные введение и выводы окажут серьезную помощь.

В приложении З.1 приведен пример типовой презентации бизнес-проекта.

Приложения

В приложения рекомендуется переносить все громоздкие таблицы, массивы данных, копии дополнительных разъяснительных или разрешительных документов, лицензий, патентов. Ни в коем случае нельзя оставлять в основном тексте документа такие разделы, как например «баланс предприятия» или «таблицы денежных потоков по периодам за весь срок проекта». В основной текст можно включить итоговые таблицы, часть наиболее представительных графиков, рисунков. Такие иллюстрации, как «модель организационной структуры», если она включает в себя более чем 5-7 блоков, целесообразнее также размещать в приложении, в обязательном порядке давая ссылку на неё в тексте основного документа. Вообще говоря, любые графические или текстовые материалы в приложениях должны иметь соответствующие ссылки в документе, при этом нумерация и размещении информации в приложении обязательно должны соответствовать сквозной упорядоченной нумерации в самом документе, в порядке упоминания. Другими словами, ссылка на Приложение №1 в основном тексте должна появиться раньше, чем ссылка на Приложение №2 и т.д. В случае большого количества приложений допускается составит нумерация, например приложения, относящиеся к Главе 1, имеют нумерацию!.1; 1.2 и т.д., соответственно относящиеся к Главе 2-2.1; 2.2 и т.д.:

Разумно в начале раздела «Приложения» привести перечень подразделов и нумерацию документов в приложениях, с тем, чтобы упростить поиск документов, а также дать возможность читателям изучить приложения без поиска ссылок в основном тексте документа. Основное правило составления приложений - приведенная в нем информация не должна являться ключевой, т.е. при изъятии из бизнес-плана раздела «приложения» основной документ должен остаться логичным, обоснованным и законченным. Это правило можно интерпретировать иначе - все вводные слова, комментарии и выводы из приложений должны обязательно содержаться в основном тексте.

3.3. Процесс разработки бизнес-плана

В целях оптимизации временных и прочих затрат на разработку бизнес-плана целесообразно выбрать и придерживаться определенной системы в процессе составление документа. Иногда имеет смысл взять несколько доступных образцов удачных бизнес-планов, внимательно изучить их структуру и содержание, затем скорректировать структуру под свою задачу и лишь затем начать процесс заполнения структуры своими данными. Огромное количество примеров удачных бизнес планов можно найти в сети Интернет, используя любую поисковую систему. Полезно иметь четкое представление о взаимосвязях между разделами бизнес-план; чтобы не начать составлять финансовый план, пока не завершен маркетинговый анализ.

Логика бизнес-плана и взаимосвязь между разделами крайне важны для составления документ, целью которого является в первую очередь иллюстрация квалификации авторов. Если документ получится разрозненным, с нарушением внутренней логики, это приведет, скорее всего, к дисквалификации проекта еще на стадии предварительного ознакомления. Как правило, эксперты, изучающие бизнес-планы, способны оценить логичность и смысловую завершенность документ после 10 минутного пролистывания. Чтобы не допустить подобной дисквалификации, необходимо внимательно относится не только к содержанию бизнес-плана, но и к форме и структуре представления информации.

Полезно заранее составить структуру документа, например, по аналогии с перечнем разделов, представленных в разделе 3.2 данного руководства, и лишь затем заниматься сбором данных, их анализом и обработкой.

 

Последовательность разработки разделов бизнес-плана

Для соблюдения формальной логики в бизнес-плане необходимо тщательным образом согласовывать все разделы и пункты бизнес-плана. Вообще говоря, не утвержденных типовых структур бизнес-плана, есть лишь общепринятые формы широко распространенные формальные требования, которые обеспечивают логичность документа и удобство ознакомления с материалами, представленными в подобных документах. Этим требованиям, безусловно, необходимо соответствовать.

При этом логика и последовательность представления материалов в бизнес-план не всегда соответствуют логике и последовательности сбора и обработки материалов. В качестве рекомендации приведем типичную последовательность разработки разделов бизнес-плана, наиболее удобную для составления документа «с нуля».

I. Сбор и анализ информации о продукции. Описание продукции, предлагаемой к производству в бизнес-плане.

2. Сбор и анализ информации по рынкам сбыта продукции, определение «своего» покупателя (пользователя услуг) (Маркетинговые исследования). Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли в целом (Описание отрасли).

3. Определение потребности в ресурсах (площади, кадры, оборудование и пр.) а также пути обеспечения ими (Производственный план).

4. Расчет и обоснование потребности в дополнительном капитале, сторонних источников финансирования (Финансовый план).

5. Определение масштабности проекта, расчеты экономической эффективности.

6. Разработка организационной структуры, правового обеспечения, системы мотивации, графика реализации проекта («Организационный план»).

7. Исследование рисков, разработки системы управления рисками.

8. Общая компоновка материалов, оформление приложений.

9. Составление краткого содержания проекта (резюме) и выводов.

10.Составление аннотации на проект.

11.Составление меморандума о конфиденциальности.

12.Общее оформление, проверка и подготовка титульного листа.

 

Особенности привлечения к разработке бизнес-плана сторонних специалистов

Как показывает опыт, разработка простейшего локального бизнес-плана, сбор и обработка необходимых материалов занимает не менее двух недель кропотливой работы. Бизнес-планы более крупного масштаба разрабатываются коллективом авторов на протяжении месяцев. Поэтому, не стоит относиться к составлению бизнес-плана как к чисто формальной процедуре, призванной лишь «положить бумагу» уже готовые наработки и имеющиеся в голове мысли и предположения. В некоторых случаях, даже при составлении на первый взгляд простого бизнес-плана, целесообразнее обращаться за консультациями к специалистам, имеющим значительный практический опыт по разработке бизнес-планов и знающих большинство «подводных каменей». Однако следует отдавать себе отчет в том, что за качество исходной информации все равно полную ответственность будет нести непосредственно автор или заказчик работы, передавший данные для использования при составлении бизнес-плана.

Для достижения большей результативности стоит строить отношения с подрядчиком на основе постоянного обмена информацией и консультаций, а не в режиме однократного обращения лишь за помощью в оформлении финального документа. Подрядчиками могут выступать как специализированные консалтинговые компании, так и центры трансфера технологий или отделы коммерциализации организаций, в которых работают авторы. Преимуществом кооперации с подобными центрами или отделами является тот факт, что в большинстве случаев сотрудники подобных структур являются выходцами из той же научно-технической среды, что и авторы, а также, как правило, данные подразделения имеют некую специализацию. Самым важным и критичным для успеха проекта будет бизнес-компетентность составителя бизнес-плана. В некоторых случаях определенную помощь в разработке бизнес-плана могут оказать специалисты компании инвестора, заинтересованные в квалифицированном и подробном описании бизнес-предложений. В настоящее время на рынке представлен широкий ассортимент специализированных программных комплексов, призванных максимально упростить процедуру составления бизнес-планов. Стоимость распространенных версий подобного программного обеспечения варьируется от 50 до 2200 долларов и выше.

Данные комплексы позволяют контролировать наполнение обязательной структуры бизнес-плана в соответствии с международными стандартами и не позволяют пропустить важные разделы или вычисления. Полный формат - признак хорошего тона, уважительного отношения к читателю (именно на оглавление или содержание бизнес-плана инвестор обычно обращает внимание в первую очередь). Однако по-прежнему, за качество информации автор будет нести весь объем ответственности, поэтому подобные программы следует использовать очень аккуратно. Стоит кик следует изучить основы расчетов экономической эффективности проектов, поскольку в некоторых случаях, при ошибках или опечатках в вводе исходной информации, компьютерная программа проводит все расчеты правильно, с математической точки зрения, однако есть возможность по характерным признакам выявить грубые несоответствия и таким образом обнаружить ошибки. Ошибки это ни всегда лишь опечатки. Если автор бизнес-плана допустит серьезные просчеты в анализе спроса на продукцию, что, соответственно, приведет к завышению или занижению уровня продаж и объемов выручки, и это самым существенным образом кажется на всех без исключения показателях финансовой эффективности проекта, причем совершенно не линейным образом. Бывает, что программа требует ввода слишком большого числа параметров, далеко не всегда действительно нужных пользователю. Точно так же излишняя информация на выходе больше меша-т. чем помогает осмыслению проекта.

Например, из нескольких десятков финансовых коэффициентов, которые используются в финансовом менеджменте, разработчик бизнес-плана оперирует тремя-четырьмя основными, которые упоминались в описании раздела «финансовый план». На российском рынке представлено немало программ, помогающих в той или иной степени в разработке бизнес-плана.

Это программа «COMFAR» (http://www.unido.org/comfar),

российский «Project-Expert» (http://www.expert-systems.com/),

пакет «Альт-инвест» (http://www.alt-invest.ru/),

русские версии «Microsoft Project» (http://www.microsoftproject.ru),

пакеты «Mindjet MindManager» (http://www.mindjet.com/eu/),

«Business Plan» (http://www.md-bplan.ru/articles/html/article10288.html),

«Business Studio» (http://www.businessstudio.ru/) и некоторые другие.

Продвижение и экспертиза бизнес-плана

Как правило, бизнес-план, подготовленный автором или творческим коллективом, поступает на ознакомление к экспертам, которых выбирает и назначает непосредственно инвестор - то есть будущий «читатель» бизнес-плана. Возможны разные варианты развития событий. В некоторых случаях экспертиза проводится в несколько этапов, на каждом из которых группа экспертов изучает соответствие представленного на рассмотрение документа различного рода критериям, отличающимся на каждом этапе. Непосредственно к презентации проекта допускаются, как правило, бизнес-планы, прошедшие отборочные экспертизы, то есть соответствующие формальным признакам, таким, как полнота документа и его соответствие специализации того источника ресурсов, куда поедается бизнес-план. Случается, что в начале проводится слушание презентаций, а лишь затем глубокая экономическая и технологическая экспертиза, но в большинстве случаев экспертизы всё же предваряют презентацию. Для успешного продвижения бизнес-проекта необходимо удовлетворить всем формальным критериям, по которым проводится первичная селекция проектов, пройти глубокую техническую и экономическую экспертизу, наконец, суметь грамотно и на должном уровне представить устный доклад о проекте непосредственно инвестору - лицу, принимающему окончательное решение.

■ Формальные процедуры оценки бизнес-планов

■ и инновационных проектов

Во-первых, при составлении бизнес-плана крайне важно заранее представлять, инвестору какого типа вы собираетесь представлять свой проект. Например, у частного бизнес-ангела будут свои приоритеты в выборе проектов, а, например, на каком-нибудь инвестиционном конкурсе, где представлено несколько крупных инвесторов - совершенно другие. На данном этапе существенным может оказаться формулировка названия проекта, поскольку зачастую, из-за огромного количества поступающих на рассмотрение бизнес-предложений, так называемый «нулевой» отбор проводится исключительно по названиям проектов, причем в некоторых случаях данный отбор проводится силами не самых квалифицированных специалистов, иногда даже с привлечением вспомогательного персонала. В интересах авторов бизнес-плана заранее навести справки и узнать, какова будет система формального отбора проектов, как сформулированы тематические приоритеты самим инвестором. Очевидно, что один и тот же проект можно назвать как «разработкой квантового оптического прибора», так и «выводом на рынок но медицинского оптико-диагностического комплекса». Содержание проектов может быть идентичным, однако по формальным признакам первый вариант будет классифицирован, как «тезнический», а второй - как «медицинский». Куда автор планирует попасть? Об этом следует задуматься еще до начала процедуры отбора. Помимо названия, на судьбу проекта на ранней стадии отбора также влияет его структура и соответствие общепринятым стандартам. Так, бизнес-план, лишенный каких-либо важных разделов будет отсечен достаточно быстро. Если, например, в представленном документе нет раздела «анализ рынка» или «анализ эффективности проекта», то такой бизнес-план даже не попадет на стол эксперту - такие проекты также не допускаются до рассмотрения специалистами высшей квалификации чтобы зря не занимать их и без того ценное время. Понятно, что если в проекте пропущены такие основополагающие разделы, шансов на успех у проекта нет. Впрочем, данная рекомендация относится также и к соблюдению каких-либо особых требований, сформулированных инвестором до начала рассмотрения проектов. Это может быть как обоснованным требованием (например, наличие у заявителя дополнительных лицензий для строительной, медицинской сфер бизнеса и т.п.), так, в общем-то, и «капризов» инвестора, что, впрочем, имеет право на существование, поскольку в большинстве случаев заявок на получение инвестиций больше, нежели доступных средств, и «лишнее» требование всего лишь позволит снизить конкурс.

Успешно пройдя первичный отсев, бизнес-проекты попадают на рассмотрение к группе экспертов. Случается, что отдельно проводятся техническая и экономическая экспертизы, что позволяет дать одинаково квалифицированные заключения как о технической осуществимости проекта, так и об экономической целесообразности. В зависимости от проектов, такие экспертизы могут быть как экспрессными, так и многодневными, с привлечением ряда дополнительных специалистов. Полезно иметь представление о формализованных системах оценки проектов при проведении подобных экспертиз. В большинстве случаев, при сравнительной оценке нескольких проектов, эксперты пользуются балльным системами. Безусловно, при технической экспертизе системы оценок будут уникальны для каждого раздела знаний, что же касается экономической экспертизы, основные критерии можно сформулировать.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.