Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекции по истории государства и права зарубежных стран





Лекция 1. Введение в курс истории государства и права зарубежных стран

История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки - исторические процессы
развития сложной системы государственных и юридических институтов. Цель — выявление исторических закономерностей развития государства и права.
История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрактной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории государства и права.
Таким образом, история государства и права — это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке, на основе выявления исторических закономерностей этих процессов, действующих в границах исторических эпох.
Эту науку на западе называют всеобщей историей права, которая возникла на рубеже XVII!—XIX вв. Теоретическое и практическое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-правовые реалии современности. Также получить необходимые знания по осуществлению глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.
В историко-правовой литературе в России в течение ряда лет господствовала марксистская пятичленная периодизация исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время в отечественной науке утвердилось понятие «цивилизация», которое сложилось в Европе в середине XVIII века. На первое место при новом взгляде ставится человек, его внутренний мир, опыт, мировоззрение, способы ориентации, образ жизни и система ценностей.
На данный момент, как принято считать в науке, существуют два пути развития человеческого общества, две цивилизации - Запад и Восток.
В истории государства и права зарубежных стран используются различные подходы (методы), такие как: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного государства и его правовой системы. Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих признаков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение). Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-правовых явлений отдельных существенных признаков или неповторимых особенностей государства и его правовой системы.
В литературе принято выделять такие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (XX век). При изложении материала используются не формационные границы эпох, а цивилизационный подход.





Лекция 2. Древний Египет

История Древнего Египта подразделяется на три основных периода: Древнее царство (XXVIII—XXVI вв. до н. э.). Среднее царство (конец Ill-го тысячелетия -- XVI век до н. э.). Новое царство (XVI—XII вв, до н. э.).
Общественный строй. Господствовавшими классами были рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определялось: древностью рода, величиной землевладения и значением занимаемой должности. Основная масса населения Древнего Египта жила в деревнях, представлявших собой, что принято называть сельской общиной. В общине сохраняется коллективная собственность на землю. Управление общиной осуществляется общим собранием, старейшиной и советом. В период Древнего царства были сильны позиции номовой родовой аристокрации, которая выделяется из основной массы свободных общинников-крестьян. С первых династий египетских фараонов общинники-крестьяне привлекаются к принудительному труду по строительству различных сооружений. Они же платили государству ренту-налог. Со временем община, как самостоятельная единица, исчезает, поскольку в руках фараона сосредотачивается земельный фонд, функции управления ирригационной системы и царско-храмового хозяйства.
В период Среднего царства усиливается роль нетитулованного чиновничества - Из «слуг царя» выделяются так называемые «неджес» -(«маленькие»), что обусловлено развитием товарно-денежных отношений.
В период Нового царства работа на государственной земле становится уделом большей части египетскою крестьянства. Насильственное
прикрепление людей к определенным профессиям становится системой принудительного труда. Население, непосредственно занятое в царском хозяйстве Египта, делилось на жрецов, войско, чиновников, мастеров, «простых людей».
Государственный строй. Древний Египет по форме правления — восточная деспотия. Во главе государства стоит фараон, власть которого была неограниченной. Он был главным законодателем, судьей и назначал высших чиновников. Для Древнего Египта характерен централизованный бюрократический аппарат, во главе которого стоял первый помощник фараона — «джати». «Джати» имел большие полномочия: распоряжался государственным имуществом, казной, системой водоснабжения, контролировал деятельность административных органов и судопроизводства и т. п.
Страна делилась на области, которыми управляли номархи. Центральной фигурой административного аппарата следует считать писца-, канцеляриста, в обязанности которого входило составление кадастра всех земель, перепись населения и пр.
Регулирование имущественных отношений. В Древнем Египте преобладала государственная собственность на землю, частная собственность на нее была не развита. В то же время частная собственность на другие вещи достигла высокого развития. Египтяне знали многие договоры: куплю-продажу, договор займа, залог, поручительство, мену, товарищество, найм (личный и имущественный), аренду земли.
Семейное право. Семья - патриархальная. Имело место высокое правовое положение женщины. Она самостоятельно заключала брак. В брачном договоре она могла указать себе такие права, как: право па некоторое время жить в доме отца, штраф в случае измены мужа, поводы для развода. Женщина также могла обезопасить имущество своих детей, поскольку существовал режим раздельного пользования имущества супругов. Дети обязаны повиноваться отцу.
Древний Египет знал наследование по закону и по завещанию. В случае наследования по закону дети наследуют независимо от пола в равных долях. Исключение составлял старший ребенок, который получал большую долю. Женщина также имела право завещать свое имущество. Сделка производилась в письменной форме, в присутствии свидетелей.
Преступление и наказание. В Древнем Египте существовала жесткая репрессивная уголовная политика. Преступления подразделялись на государственные, против личности, против нравственности, правосудия, имущественные. Серьезным преступлением считалось убийство священного животного. Наказания за преступления были: смертная казнь (простая и квалифицированная), телесные наказания, тюремное заключение, обращение в рабство, наказание по принципу талиона (простого или квалифицированного).
Суд и процесс. Суд не отделен от администрации, и вершится коллегиально. В судопроизводстве важную роль играли номархи - царские судьи, носившие титулы «жрецов богини истины». В Древнем Египте сохранились храмовые суды, в которых судьями были жрецы.
Постепенно светская власть добивается уменьшения судебных функций храмовых судов. Но жрецы не хотели своего полного отстранения от судопроизводства и учредили суд оракулов, который в государстве получил большой религиозный авторитет. Например, решение жреца-оракула не могло быть оспорено царским чиновником. В период Нового царства была создана верховная судебная коллегия из 30 судей. Во Н-м тысячелетии в Древнем Египте существовал принцип суммирования доказательств. Самым древним видом доказательства была клятва, которая состояла из двух частей: а) обращение к богам, и фараону, б) назначения наказания в случае, если дающий клятву нарушит ее или суд решит, что он не прав. В процессе применялись свидетельские показания и письменные доказательства (документы).
К источникам права Древнего Египта можно отнести: обычай, судебный прецедент, закон.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнем Египте было достаточно высоко развито законодательство. Многие народы переняли опыт древних египтян. Так, отдельные статьи законов Хаммурапи имели своим источником древнеегипетское право. В Древней Греции идея отмены долговой кабалы была введена из древнеегипетского законодательства. Древнеегипетское право повлияло на создание права Древнего Рима.



Лекция 3. Древний Вавилон

Государство возникло в южной части долины рек Тигра и Евфрата. Это место назвали Месопотамией Древнее население Месопотамии — шумеры. В 111-м тысячелетии до н. э. в северную часть области пришли аккадцы. В начале III тысячелетия до н. э. появились первые города-государства, которых в го время насчитывалось около 40. По форме правления — это аристократические республики. Они управлялись советами старейшин, которые выполняли также судебные функции. В конце 111-го тысячелетия до н. э. начинается возвышение города Вавилона (врата бога). Наивысшего расцвета Вавилон достигает во 11-м тысячелетии до и. э, при правлении царя Хаммурапи (XVIII век до н. э.), Вавилон неоднократно подвергался нападению горных племен, но восстанавливался. В III веке до н. э. фактически прекратил свое существование.
Государственный строй Вавилона во время правления Хаммурапи. Это восточная деспотия. Вся полнота власти находилась в руках царя. Центр управления — царский двор. Население делилось на свободных и рабов. Законы Хаммурапи упоминают две свободных, но неравных группы населения: авилум — «сын человека — человек» и мушкенум — «падающий ниц». Считается, что авилум — это те, кто покорил шумеров (завоеватели), а мушкенум — завоеванное население.
Законы Хаммурапи. Общая характеристика. Появились в Древнем Вавилоне в XVIIJ веке до н. э. Состоят из преамбулы, текста и заключения, всего 282 статьи, но сохранились лишь 247. Норма права формулировалась из судебного решения по конкретному делу. Например, «Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить».
Такую формулировку принято называть «казуальной». Причины, породившие возникновение законов: создание единого законодательства для всего государства, укрепление государственной власти, забота об армии, а также необходимость снять социальное напряжение в обществе. Например, долговая кабала ограничивалась 3 годами и установлены проценты по договору найма.
Источники законов Хаммурапи. Это — обычай, судебная практика, религия, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. Хаммурапи часто сам принимал решения по конкретным делам, которые затем были изложены в нормах закона. Если попытаться систематизировать нормы этого закона, то можно изложить их в следующем порядке. Ст. 1—5 — имеют отношение к процессу. Ст. 6—-126 — это имущественные отношения и ответственность за имущественные преступления. Ст. 127—195 — семейно-брачные отношения, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц. Ст. 196—214 — меры по защите личности. Ст. 215— 282, нормы, регулирующие договор найма и другие правоотношения.
Регулирование имущественных отношений В Древнем Вавилоне преобладала общинная собственность на землю (80 %). Частная собственность на землю не получила своего развития (2 %). Собственником земли была община, но верховным собственником был парь, у которого, кроме того, были дворцовые и храмовые земли (1В %).
Собственником земли «илкум» и всего имущества на ней являлся царь. Эту землю царь давал в пользование своим воинам за то, что они должны были обрабатывать ее и нести воинскую службу. Хаммурапи в законах предусмотрел меры по обеспечению выкупа из плена своих воинов — «редумов» и «баирумов», сохранности их имущества, в том числе земли, в случаях нахождения их в плену или походах. В Древнем Вавилоне существовал высокий уровень развития частной собственности на вещи. Жители государства знали и пользовались следующими договорами: куплей-продажей, арендой, займом, товариществом, договором хранения, поручения, наймом, меной.
Семейное право. Семейному праву законы Хаммурапи посвящают примерно 70 статей. Брак заключался путем брачного договора между женихом и отцом невесты. При выдаче дочери замуж отец давал ей приданое, и оно не являлось собственностью мужа в случае смерти женщины. Приданое наследовали ее дети. Если детей в браке не было, то приданое возвращалось в семью женщины. Также, если приданое растрачивалось, то его восполняли из имущества мужа. В Древнем Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака были свободными. Глава семьи — муж. Он решал все вопросы и имел неограниченное право на развод и мог выгнать жену из дома или оставить ее в доме рабой и жениться на другой женщине. Женщина могла подать на развод при наличии следующих оснований: измена мужа, оставление мужа дома без особых на то оснований и если муж обвиняет жену в измене без каких-либо доказательств.
Право наследования. Имело место наследование по закону и по завещанию. В наследовании по закону все наследство делится между сыновьями. Дочери получали приданое, которое равнялось доли наследования сыновей. Дети рабыни также получали часть наследства в том случае, если отец при жизни признавал их. Отец может лишить наследства сына, который совершил тяжкий грех в отношении отца. Этот вопрос решался в судебном порядке. Наследство по завещанию существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему нравился, определенное имущество, например, дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме. При смерти мужа жена получала «вдовью долю». Если при жизни муж не оставлял ей долю, то ей выделяли часть из общего наследства.
Преступление и наказание. Наказания в законах Хаммурапи были строго определены, но не все указаны. Существовали государственные, религиозные, должностные, воинские преступления, преступления против собственности, личности, нравственности. За преступления назначались следующие наказания: смертная казнь (простая и квалифицированная); телесные наказания (болезненные, членовредительские и позорящие), изгнание из общины, штраф, отстранение от должности судьи, если тот брал взятки. При этом сохранялась коллективная ответственность общины.
•Суд и процесс. Суд и процесс, как в Древнем Египте, не отделен от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей — царь. Суд велся публично. В больших городах создавались и профессиональные суды. В судах происходил обвинительно-состязательный процесс. При этом не было деления на гражданские и уголовные дела. В процессе стороны — равны. Суд исследует свидетельские показания сторон, документы и ведет себя пассивно, формально оценивает доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принадлежало только царю. Доказательствами считались также ордалии — «суд божий», клятвы. Например, ордалии применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и обвинение в чародействе. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно.

Лекция 4. Древний Китай

История Древнего Китая делится на четыре периода. Первый -Шан (Инь) — продолжался с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э. Второй период — Чжоу — с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э. Третий период -Царство Цинь —с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э. Четвертый период -Царство Хань — с 206 г. до н. э. до 220 г, н. э. Каждый период связан с правлением определенной династии.
Характерная особенность образования государства в Китае состоит в том, что переход от первобытно-общинного строя к классовому обществу сопровождался покорением одного народа другим. (Племени Ся племенем Шан).
Общественный строй. Иньское общество и государство делилось на господствующий класс (светская аристократия, жреческая знать, аристократия подчиненных племен), свободные общинники и рабы. Рабами владели частные лица и государство. Царь являлся верховным собственником земли.
Государственный строй. На раннем этапе развития сохранял пережитки военной демократии, а затем вся полнота власти сосредоточилась в руках царя, который был самым крупным рабовладельцем Должностные лица в государстве делились на высших гражданских чиновников, военных чиновников, соверников и прорицателей.
В 1076 г. до н. э. племена Чжоу нанесли поражение армии государства Инь, которое прекратило свое существование.
Государство Чжоу характеризуется укреплением власти царя, рабовладельческой аристократии. Верховная власть царя является наследственной. Часть территории управлялась князьями — чжоухоу.
В IX в. до н. э. усиливается недовольство народных масс, князья перестают платить царю дань, а затем изгоняют его из государства и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Развивается крупное землевладение, разрушается общинное землевладение. Вместо обработки общинных полей владельцы земли платили налог.
В IV в. до н. э. возвышается государство Цинь. В этот период была узаконена свободная купля-продажа земли. В государстве введено административное деление по территориальному принципу. Глава государства — император (хуанди), в руках которого была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Территория государства была разделена на 36 областей.
В 209 г. до н. э. вспыхнуло восстание, которое привело к гибели циньского государства. Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бан, был основателем новой династии. Он освободил многих рабов, уменьшил поземельный налог, но не смог остановить рост крупного частного землевладения.
В конце I в. до н. э. император Ай-ди принял указ об ограничении количества рабов и земли у крупных собственников: они не могли иметь более 138 га земли и 200 рабов.
В 8-м г. н. э. Ван Ман совершил дворцовый переворот, захватил власть и провозгласил себя императором. Новый император провел следующие реформы: запретил куплю-продажу земли, все земли были объявлены царскими, восстановил древнюю систему общинного землевладения, запретил куплю-продажу рабов. Но в то же время он не ограничил государственное рабовладение. Император усилил и увеличил государственный аппарат, ввел суровые наказания. Десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов. В конечном счете реформы Ван Мана привели к разрушению экономики страны. В 220 году в результате мощных восстаний Ханьская империя распалась.
Основные черты права Древнего Китая. В X в. до н. э. было разработано уложение о наказаниях, где различались умышленные и неосторожные преступления, говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах. В идеологии господствовали два течения: конфуцианство и легизм. Конфуцианство признавало преобладание норм морали над нормами права. Лигисты, наоборот, признавали решающее значение нормам права, провозглашали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания и выдвигали идею сильного государства. Ведущий представитель этого течения был Лу Куй, написавший «Книгу законов»,
Регулирование имущественных отношений. Земля считалась собственностью царя. Приближенные имели лишь право пользования. Но в период государства Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. Рабы делились на государственных и частных.
Древнекитайское право знало различные виды договоров: мену, куплю-продажу, дарения, займа. При совершении сделок требовалась письменная форма и платилась пошлина.
Семейное право. Характерна абсолютная власть отца и большая патриархальная семья. Женщина не имела личного имущества и полностью зависела от мужа. Брак заключали родители.
Преступление и наказание. В Древнем Китае разделялись государственные преступления (заговор, мятеж), религиозные (шаманство), против личности, против собственности, военные преступления.
Обычай кровной мести постепенно вытесняется системой государственных наказаний (обычно телесными повреждениями и смертной казнью).
Суд и процесс. Император являлся верховным судьей. Суд был неотделен от государственных чиновников, которые судиди и на местах. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Суд принимал свидетельские показания, вещественные доказательства, добытые в ходе осмотра места происшествия. Широко использовались пытки и действовал принцип презумтдии виновности подсудимого.

Лекция 5. Индия. Законы Ману

К источникам древнеиндийского права относятся: Дхармашастры -сборник религиозно-правовых предписаний; Артхашастры — трактат о политике и праве. Правило (дхарма), имеет многогранное значение. Это и норма поведения, свод правил для каждого правоверного индуса, религиозная добродетель и мораль. Дхармашастры сначала были составлены брахманами для своих учеников, но со временем были признаны источниками права. Создание Артхашастры предписывается Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец 4-го века до н.э.). В этом произведении содержатся обширные сведения: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.
Законы Ману были созданы примерно в период (I век до н. э. -I век н. э.), предположительно, жрецами-брахманами. Всего в законах 2685 статей. Язык., на котором они написаны, называется санскритским, на котором говорили древние индусы. Законы состоят из 12 книг (глав), но интерес для юристов представляют лишь некоторые главы, в которых содержится информация о государстве и праве. Особое внимание в законах уделяется «варкам» или «кастам». Рабы не входили в касты. Древние индусы считали, что бог создал касты. Из уст своих он создал брахманов, из рук — кшатриев, из бедра — вайшьи, а из своих стоп — шудры. Первые три касты были дважды рожденными. Человек попадал в касту только по рождению. Брахманы имели право читать и толковать закон. Кшатрии были воинами. Вайшьи занимались торговлей, ремеслом и земледелием. Шудры были батраками.
Регулирование имущественных отношений. В основном все земли составляли собственность царя, но также имело место и общинное землевладение. Законы Ману закрепили законные способы приобретения имущества: по наследству, получение в дар, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение милостыни. Вор никогда не становился собственником имущества. При обладании спорной вещью необходимо указать на ее происхождение. Законы Ману установили правило недействительности сделки, совершенной с пьяным, малолетним, безумным. Обязательным условием любого договора была его публичность. Дееспособность женщин и несамостоятельных членов семьи (сына, зависящего от отца, отца, зависящего от сына, и др.) была ограничена. Неправомерные сделки считались недействительными и наказывались штрафом. Например, по договору займа устанавливались определенные проценты, максимальные и минимальные, для каждой касты. Невозможность уплаты долга приводила к долговому рабству.
Семейное право. Характерно господство мужчины (муж, отец). Брак заключается по воле родителей, но вдова после смерти мужа, обычно, становилась женой деверя; муж умершей жены, вступает в брак с ее сестрой. В Артхашастре указано несколько форм брака: правильный или торжественный (когда приданое жены переходит в собственность мужа); брак с выкупом или покупкой жены; брак, основанный на свободном соглашении супругов; похищение жены, как взятие в бою трофея. Для жены развод невозможен. Муж мог бросить жену в ряде случаев: если она сварливая, ненавидит мужа, длительное время не рожает детей. Для женщин допускалась свободная добрачная половая жизнь, но супружеская верность в браке поддерживалась суровыми карами.
Наследственное право. Наследство делится между сыновьями поровну. Если наследники на разделяются, живут в старом отцовском хозяйстве, то управляются страшим братом. Дочерям выделялась доля, но только в виде приданого.
Преступление и наказание. Законы Ману различали и давали понятия: умысла и неосторожности, первое правонарушение и рецидив, тяжкое и легкое преступление. В законах неотвратимо действовал несправедливый принцип снисходительности к высшим кастам и беспощадность расправы для низших каст. В законах выделялись следующие преступления: государственные преступления, преступления против личности и при этом не было четкого различия между чисто правовым правонарушением (деликтом) и преступлением, имущественные преступления, должностные и правонарушения, носящие характер святотатства. Одним из тяжких преступлений, прежде всего для женщины, было прелюбодеяние, за которое предусматривалась смертная казнь. Наказывался и мужчина за преступное сожительство со свободной женщиной. Например, если шудра вступал в связь со свободной женщиной из высшей касты, он подлежал кастрации. В законах Ману нет исчерпывающего перечня наказаний. Царь применял следующие наказания: смертную казнь (простую и квалифицированную — сажание на кол...), заточение, заковывание в цепи, различные виды телесных наказаний, а также применялся штраф, замечание, выговор. Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом. Смертная казнь к брахманам не применялась, а заменялась изгнанием из касты и страны.
Суд и процесс. Процесс был публичным, носил обвинительный характер как по уголовным, так и по гражданским делам, и начинался с подачи искового заявления. В случае бегства истца или ответчика из суда, последний безоговорочно признавал за ними вину. В процессе действовал общий принцип, согласно которому свидетели должны быть равны по своему социальному статусу. При отсутствии таковых судом принимались свидетельские показания других свидетелей. Широко использовались в суде ордалии (суд божий), то есть испытание весами, огнем, водой, ядом. Суд также рассматривал письменные доказательства, особенно при разрешении имущественных споров.

Лекция 6. Древняя Греция. Афины, Спарта

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.