Сделай Сам Свою Работу на 5

Этика и педагогическая функция управления





Этика — это кодекс высокоморальных отношений в сфере «человек — человек», а поэтому она относится к управлению и педагогике. Пе­дагогическая этика — обеспечение высокомо­ральных отношений при решении педагогических задач воспита­ния, обучения и развития. Руководитель в управленческой деятель­ности обязан быть этичным во взаимоотношениях с подчиненными и руководстве их деятельностью, а при реализации педагогической функции быть педагогически этичным.

Для руководителей при выполнении своих официальных обя­занностей прежде всего важно соблюдение совокупности правил и форм обхождения с людьми, которая называется этикетом. Соблю­дение этикета, во-первых, само по себе педагогично, и понимание этого руководителем очень важно, характеризует его управленческий профессионализм и представленность в нем управленческо-педагогической подготовленности. Во-вторых, соблюдение этикета при на­меренных воспитательных, обучающих и иных педагогических воз­действиях на сотрудников требует, если можно так выразиться, со­блюдения этикета вдвойне. Сумма и единство первого и второго ха­рактеризуют педагогический этикет руководителя.



Жизнь любого коллектива охватывает своим влиянием и руко­водителя, и совокупность предписанных норм и правил этикета не может охватить все необходимые для деятельности руководителя вы­сокоморальные отношения. Кроме того, соблюдение предписаний этикета вряд ли может быть надежным и действенным, если за ни­ми не стоит этическая воспитанность самого руководителя. У фран­цузского гуманиста эпохи Возрождения М. Монтеня есть интерес­ное суждение:

Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего-навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое — своим[209]. Для истинного профессионала его этичность в работе, выпол­нении служебного долга — не «маска» и не «внешний облик», а тот внутренний стержень, который непосредственно связан с духовным миром его личности, нравственным содержанием и проявляется в индивидуальной нравственной культуре поведения, а у руководите­ля—в соответствующих показателях управленческой деятельности. Руководитель как воспитатель отличается от воспитываемых им толь­ко опытом, умением, определенными знаниями, более острыми чув­ствами ответственности и долга, которых должно быть достаточно для того, чтобы не только наблюдать за жизнью своих коллег, но и участвовать в ней, терпеливо и ненасильственно предлагать им луч­шие образцы человеческих отношений. В последние годы специа­листами активно разрабатываются педагогические проблемы служеб­ной и административной этики, этичности хозяйственного руково­дителя, а также руководителя государственного органа. Акцентируется внимание на недопустимости проявлений этической невоспитанности, таких, как волюнтаризм, нескромность, несправедливость, кор­румпированность, упорное игнорирование демократических начал в работе и др., которые расцениваются как противопоказания к заня­тию управленческой должности.



Большое внимание в России стали обращать на педагогические принципы и нормы нравственного поведения и профессиональной нравственной культуры руководящих кадров. Сформулированы ос­новополагающие принципы педагогической этики: гуманизм, социаль­ная справедливость, демократизм, забота о подчиненных, единство слова и дела, профессионализм и компетентность, предвидение педа­гогических и иных последствий принимаемых решений и совершае­мых действий, личная порядочность, нравственная чистоплотность, моральная ответственность, честная оценка результатов своей рабо­ты. Должностное положение руководителя дает ему юридические права для руководства людьми, а моральное право (связанное с ав­торитетом) он должен заслужить неукоснительным, повседневным иповсеместным выполнением принципов педагогической этики.



Профессиональные качества руководи­теля и его этическая воспитанность

Отношение руководителя к подчиненным вос­принимается последними не как правила, нор­мы, которыми он руководствуется в общении с ними, а как его личные нравственные качест­ва, как естественное проявление натуры их ру­ководителя. В этом смысле руководитель всегда находится «под кон­тролем» своих подчиненных, которые быстро обнаруживают фальшь илицемерие отношений, «двойной стандарт», если это имеет место. Профессионально подготовленный руководитель — это нечто боль­шее, чем специалист, имеющий сертификат о высшем образовании (зачастую — о нескольких высших) и впечатляющий послужной список. По меткому выражению М. Монтеня, «тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред».

В августе 2002 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих, представляющие собой основы поведения государствен­ных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при ис­полнении должностных (служебных) обязанностей. В документе, в частности, говорится:

Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффектив­ной работы государственного органа;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина определяют основный смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных слу­жащих;

...соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила

делового поведения;

проявлять корректность и внимательность в обращении с гражда­нами и представителями организаций;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этниче­ских, социальных групп и конфессий, способствовать межнационально­му и межконфессиональному согласию;

воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государствен­ного органа...[210].

Этические исследования показывают, что наиболее значимыми, предпочтительными профессиональными качествами руководителей, отвечающими требованиям этого указа и практики управления, явля­ются (в порядке значимости):

• требовательность к себе и подчиненным;

• справедливость;

• доверие к сотрудникам;

• уважение личного достоинства сотрудников;

• чувство ответственности за положение дел в коллективе;

• умение владеть собой, тактичность;

• забота о подчиненных, внимание к их нуждам, проблемам;

• уверенность в себе, настойчивость, твердость, решительность;

• чуткость, отзывчивость;

• верность слову, обязательность;

• общительность, простота в общении, доступность;

• скромность, самокритичность;

• жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора.

Помимо этих отмечаются такие этически важные качества руко­водителя, как человечность, порядочность, гуманность и ряд других[211]. Людям импонируют руководители с преобладанием названных черт, при наличии которых подчиненные нередко прощают своему руко­водителю даже некоторые его слабости, относящиеся к качествам ино­го свойства (знания, ум, профессионально-деловые качества, физиче­ские и др.). Не противопоставляя моральные качества иным, следует отметить, что если подчиненные хотят прежде всего видеть у своего начальника моральные качества, то сами руководители на первое место ставят у своих подчиненных деловые, профессиональные ка­чества. Это объясняется, с одной стороны, тем, что у руководителей кроме моральных и педагогических средств воздействия на подчи­ненных есть и иные (правовые, материальные), тогда как подчинен­ный пока имеет мало возможностей влиять на своего начальника.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.