Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогическое обеспечение в ходе решения задач в экстремальных условиях





На этапе фактических действий личного соста­ва в экстремальных условиях их обеспечение, в том числе педагогическое, не должно прекра­щаться. Ведь самые тяжкие испытания люди испытывают в это время. Только его задачи, содержание, формы и методы должны отвечать специфике и возможностям условий, часто — полевых. Огромную роль играют контакты командиров (начальников) с подчиненными, их поведение, слово, решения, действия, организация дела, печат­ное слово, радио и т.п., а также поведение и поддержка товарищей. Визуальные контакты наиболее действенны, но и использование средств связи хорошо, если по обстановке первое не дано. В переры­вах действий возможно проведение различных воспитательных и обучающих мероприятий.

Даже при добросовестной подготовке что-то можно упустить из вида, каких-то слабостей не избежать. При длительном решении за­дач в экстремальной обстановке может поступить пополнение для увеличения численности сотрудников, на замену по какой-то при­чине отозванных, переведенных, заболевших, раненых и даже уби­тых. Новичков надо срочно на месте доучивать. Сама деятельность по решению экстремальных задач — не навсегда существующий стандарт. Какие-то способы действий оказываются не лучшими в данных конкретных условиях, но в опыте могут быть найдены более совершенные, и им надо быстро обучить всех. В общем экстремаль­ные ситуации — это своеобразная академия, в которой надо учиться очень быстро и обязательно добросовестно, а «двойками» могут оказаться травмы, ранения, гибель людей.



Обучение сотрудников в экстремальных ситуациях включает:

• индивидуальное обучение, устранение отдельных пробелов в знаниях, навыках и умениях воинов;

• совершенствование навыков действий в экстремальных усло­виях, использования оружия, средств защиты, обеспечения личной безопасности, оказания неотложной медицинской помощи, предо­хранения от заболеваний, поддержания личной гигиены в полевых условиях;

• повышенное внимание к отработке навыков, умений и при­вычек обеспечения безопасности, боевой осмотрительности, осторож­ности, скрытности, маскировки, которые при учебе в мирное время зачастую формируются формально;



• усовершенствование навыков самоуправления и саморегуля­ции психических состояний (в мирное время к овладению ими мо­лодые люди относятся часто без должной серьезности, иначе — в экстремальной обстановке);

• обогащение знаний об особенностях района действий, его на­селении, способах общения и взаимодействия с ним, оказании по­мощи попавшим в беду;

• изучение различных особенностей личности, психических со­стояний, намерений и тактики поведения криминального элемента и способов психологического и физического воздействия на него;

• обучение умению учиться у других, достигающих большего успеха в экстремальной обстановке;

• оперативную непосредственную подготовку небольших опера­тивных групп (чаще всего из 2—5 человек), формируемых для вы­полнения разовых заданий (действий в горной, лесистой или пус­тынной местности, в населенных пунктах, выполнения задач разведки, прикрытия, перехвата и др.);

• овладение новыми образцами оружия, техники, средств связи, защиты и пр., полученными уже в ходе действий;

• специальную подготовку новичков из пополнения. Необходима и учеба офицеров, совершенствование их умений экстремального управления на реальных фактах деятельности в экс­тремальных условиях, а особенно — по руководству личным составом. Мирные привычки работы с людьми тут приходится менять корен­ным образом. Впервые перед ними возникает задача по-настоящему беречь людей, решать боевые задачи с максимальной заботой о жиз­ни и здоровье каждого сотрудника.

Формами обучения в боевой обстановке выступают занятия, тре­нировки и учения (обычно при отводе на отдых либо при наступле­нии затишья в активных действиях), инструктажи с разъяснениями и показами, организация шефства опытных и хорошо подготовлен­ных воинов над новичками и слабо подготовленными, разборы дей­ствий и разъяснение путей их совершенствования с практическими упражнениями на месте, изготовление информационных бюллете­ней или памяток, инструкций с раздачей их воинам для самостоя­тельного изучения, организация семинаров по обмену опытом и др. Воспитание в экстремальной обстановке нацеливается главным образом на активизацию, укрепление и совершенствование мотивов боевой активности и устойчивости сотрудников, мобилизацию сво­их сил и возможностей на наилучшее решение задач, совершенст­вование экстремально значимых качеств и способностей. Подчерки­ваются вопросы верности Присяге, долга, ответственности, коллек­тивизма. Решаются задачи воспитания всеми способами руководства деятельностью личного состава, поддержанием порядка и дисцип­лины, поощрением отличившихся, щедростью на добрые слова, про­явлениями человечности и понимания, индивидуальной работой, организацией, когда возможно, коллективных мероприятий, без­укоризненным поведением и примером командиров и начальников. Важно, чтобы подход к использованию этих способов и возможно­стей был именно педагогическим: понимались и не упускались вос­питательные возможности, ставилась задача сполна использовать их всех и всегда (а не от случая к случаю), продумывалась до мелочей методика использования, обеспечивающая педагогическую эффек­тивность, при всем этом припоминались и применялись рекомен­дации общей педагогики и экстремальной психопедагогики.



По опыту антитеррористической операции в Чеченской респуб­лике, можно сказать, что в перерывах служебно-боевой деятельности в работу с личным составом частей и подразделений включались, например, такие, имеющие обучающее, воспитательное и мораль­но-психологическое значение, мероприятия:. поощрение отличив­шихся, вручение знаков отличия с новыми специальными и воин­скими званиями, ценных подарков, оформление представлений к правительственным наградам лучших и к досрочному присвоению очередных званий; прослушивание радио и просмотр телепередач; чтение газет и журналов; посещение концертов приезжих артистов, самодеятельности; спортивные игры (возможно, упрощенные, к примеру — просто «погонять мяч»); просмотр кино- и видеофиль­мов; чтение писем от родных и близких и отправка писем, по воз­можности — телефонные разговоры; оказание медицинской помо­щи; помывка личного состава, ремонт обмундирования; уборка тер­ритории и помещений; подготовка спортивных площадок и снарядов; чтение художественной литературы; поздравления с днем рождения; торжественно-траурное прощание с погибшими; встречи с ветерана­ми Великой Отечественной и других войн, а также органов внут­ренних дел и внутренних войск; встречи с представителями других частей и подразделений, с представителями местной администрации, предприятий и населения, с родителями отдельных сотрудников, воинов; торжественное награждение отличившихся; оказание помо­щи населению, пострадавшему при чрезвычайных обстоятельствах; чистка оружия, проверка его исправности, приведение к нормаль­ному бою, выверка прицелов, пополнение боеприпасов; доведение до личного состава политической, оперативной и иной информации, необходимой для ликвидации информационного «голода» и трево­жащей людей неопределенности; встречи со старшими начальника­ми и ответы на вопросы личного состава; индивидуальные беседы командиров, начальников, заместителей по работе с личным составом, психологов, педагогов; разбор и обсуждение с личным составом, его отдельными группами итогов только что завершившихся действий и принятие воспитательных и обучающих мер по неповторению имев­шихся ошибок; доведение до личного состава информации о ставшем известном положительном опыте служебно-боевых действий других частей и подразделений и проведение занятий по овладению им.

В экстремальной обстановке для человека имеет огромное зна­чение поведение окружающих людей. Первый среди них — коман­дир (начальник, старший), человек уполномоченный, ответствен­ный и учивший, как надо вести себя в экстремальной ситуации. Его личный пример, перенесение вместе и рядом с подчиненными всех тягот экстремальных ситуаций, мужество, самообладание, уверенные действия оказывают сильнейшее морально-психологическое воздей­ствие на стойкость и успех действий каждого сотрудника и воина. Видя и слыша командира (начальника, руководителя), подчиненные судят о действительной обстановке. Играет огромную роль его внеш­ний вид, выражение лица, глаз, тон, выдающий его собственное со­стояние, то, что и как он говорит. В трудной обстановке подчиненные пытаются разгадать, какова она «на самом деле», прочесть это на его лице, «между слов», выловить то, что он «не сказал», «скрыл» от них.

Чтобы сильнее влиять на подчиненных, повышать их доверие к себе, свой авторитет, руководителю надо чаще показываться им на глаза, стараться, чтобы они слышали его голос (в том числе по сред­ствам связи), и чем сложнее обстановка, тем чаще и теснее должны быть непосредственные контакты. Внутренние трудности дают пи­ковый всплеск, а стойкость подвергается страшным испытаниям, когда люди не знают, где руководитель, не слышат и не видят его. Имеет свое морально-психологическое и воспитательное значение даже место расположения командного пункта — близко он или далеко от гущи событий, — ибо личный состав по-своему истолковывает это.

Тяжелое деморализующее воздействие на боевой настрой личного состава оказывает и истерия управления (ругань, крики, обилие при­казов и распоряжений, которые нередко противоречат друг другу) либо отсутствие приказов и распоряжений в обстановке неразберихи и нерешаемости задач; нереальные указания, частая отмена приня­тых ранее (ироническая и вредная поговорка «бывалых»: «не спеши выполнять приказ: его все равно отменят») постановлений, появле­ние посторонних должностных лиц, претендующих на право давать указания и вмешивающихся в вертикаль прямого подчинения. Все это воспринимается людьми как проявление бездарности руководства, повышающее опасность для всех и каждого, и оказывает отрицатель­ное морально-психологическое воздействие на людей.

Люди, выполняющие честно свой долг в опасной обстановке, подсознательно ожидают понимания другими всего того, что им приходится переносить. Влияние личности командира, начальника усиливается, когда бойцы видят в нем «родную душу», человека, по­нимающего их, за таким они пойдут в огонь и в воду.

 

11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.