Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика основных моделей рынка





Признаки модели рынка Модели рынка
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм Множество Много Несколько Одна фирма
Тип продукции Однородная, стандартизированная Мнимая или действительная дифференциация Однородная или дифференцированная Уникальная продукция
Степень контроля над ценой Отсутствует контроль Слабый, незначительный контроль Частичный контроль Высокая степень контроля
Условия вступления в отрасль Ограничений нет, равный доступ к информации Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации Ограничен доступ на рынок и к информации Доступ на рынок блокирован
Неценовая конкуренция Отсутствует Используются реклама, торговые марки и товарные знаки Используется в значительной степени Создание благоприятного имиджа фирмы
Примеры Фермерские хозяйства Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д.  

 



Несовершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:

- незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности,

- возможность какой-то группы пред­принимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка;

- существуют жесткие барьеры для проникновения на кон­кретные рынки новых предпринимателей;

- отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями

17. Потребительское поведение. Закон убывающей предельной полезности и потребительский выбор. Кривые безразличия и бюджетная линия.

Покупательское поведение индивидуального потребителя — это поведение конечного потребителя, покупающего товары и услуги для личного потребеления.

Потребительские рынок — совокупность всех индивидуальных покупателей — как отдельных, так и домохозяйств — приобретающих товары и услуги для личного потребления.

Ежедневно потребители принимают множество решений о том, что купить. Большинство крупных компаний исследуют процесс принятия решения о покупке, чтобы узнать: что, где, как и почему покупают потребители.



 

Виды потребителей. Индивидуальные потребители

Главная фигура в бизнесе — потребитель. Понять, кто такой потребитель, и кем потребитель является для предприятия — важный вопрос для разработки всей маркетинговой программы. Потребителю на самом деле не нужен товар или услуга предприятия, потребителю надо решить стоящие перед ним проблемы и удовлетворить потребности. Потребитель хочет, чтобы бизнес-профессионалы решили стоящие перед ним проблемы и удовлетворили его желания. Современный потребитель предъявляет и новые желания, не только решить проблему при помощи товаров и услуг предприятия, но ему важен и процесс, как это будет происходить. Для потребителя важное значение имеет доступность предприятия для контактов, желание общения, удобство процесса приобретения товаров и услуг, дополнительные выгоды, которые может дать предприятие в этом процессе.

Термин "покупательское поведение" можно определить как поведение, проявляемое покупателями в процессе поиска, выбора, покупки, использования, оценки и утилизации продуктов, услуг и идей, которые могут удовлетворить потребности покупателей.

Выделяется целый ряд принципов анализа потребителей. Прежде всего, изучение прикладных поведенческих дисциплин — это хороший путь к пониманию поведения покупателей. Поведение потребителя — сложный многогранный процесс и для его изучения необходимо использовать междисциплинарный подход — приемы и методы, используемые в психологии и социологии. Исследования могут проводиться с использованием различных методов наблюдения за поведением (эксперименты, использование социологических обследований, анкетирование и интервьюирование и др.). Целесообразно также изучение отдельных стадий процесса принятия решений о покупке.



Индивидуальные потребители — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Модель принятия решения о покупке представлена на рис. 6.1.

 

 

Рис. 6.1 Модель принятия решения о покупке

Следующим важным моментом понимания потребителя является оценка факторов, определяющих поведение потребителя (рис. 6.2).

Рассмотрим некоторые факторы, оказывающие влияние на поведение индивидуального потребителя, более подробно.

1.Культура — основная первопричина определения потребностей и поведения человека. Культура зависит от определенного исторического уровня, различается в разных странах, в зависимости от социального класса. Человеческое поведение — вещь благоприобретенная.

2. Субкультура–это проявление культуры людей других национальностей, религиозных групп, представителей других регионов страны, других рас в рамках основной культуры на определенной территории.

3. Общественные классы — сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений интересов в поведении.

Референтные группы

5. Роли и статусы потребителей меняются в соответствии с теориями ролевого поведения, и это необходимо учитывать как фактор, влияющий на поведение потребителя.

6. Тип личности — совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающая типы его ответной реакции на окружающую среду. "Каким человек кажется себе?" — одна сторона вопроса. "Является на самом деле" — другая сторона вопроса.

7. Психологические факторы:

Мотивация (побуждение) — нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Удовлетворение нужды снимает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность.

Восприятиепроцесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира. Восприятие одного и того же по-разному разными людьми, восприятие одного и того же одним человеком в разное время.

Усвоение — определенные изменения, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.

Кривые безразличия

Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологиейкардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Исходные аксиомы анализа

Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

1. Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта

2. Аксиома непрерывности
Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.

3. Аксиома возможности выбора
Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).

4. Аксиома транзитивности
Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C.
То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.

5. Аксиома ненасыщенности
Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.

Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

P1Q1+ P2Q2≤ R

§ P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2

§ R — доходы потребителя

 

Бюджетная линия

Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:

P1Q1+ P2Q2= R

Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:

P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R

 

18. Сущность предпринимательства. Классификация предприятий по формам собственности на капитал и степени концентрации производства.

Предпринима́тельство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуглицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

По формам собственности фирмы разделяют на частнопредпринимательские, товарищества или партнёрства, корпорации (акционерные общества). Рассмотрим достоинства и недостатки каждой из указанных форм деловых предприятий (фирм).

Частнопредпринимательские фирмы - это фирма, владелец которой самостоятельно ведёт дела в собственных интересах: управляет ею, получает всю прибыль и несёт ответственность по всем её обязательствам. Достоинства частнопредпринимательской фирмы являются: 1) простота организации; 2) свобода действий; 3) экономический стимул (получение всей прибыли). Недостатки частнопредпринимательской фирмы: 1) ограниченность материальных и финансовых ресурсов; 2) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций; 3) существование неограниченной ответственности (собственник в случае банкротства рискует капиталом, своей личной собственностью).

Товарищество или партнёрство- это фирма, находящаяся в совместной собственности двух и более человек, имеющих свою долю в прибыли. Основные права принадлежат всем партнёрам. По характеру экономических отношений товарищества бывают двух видов: товарищество с неограниченной ответственностью и товарищество с ограниченной ответственностью. В странах с рыночной экономикой товарищества с неограниченной ответственностью представлены кооперативами. Товарищество с ограниченной ответственностью - это форма объединения граждан или юридических лиц, при которой её участники несут ответственность только по своим обязательствам и только в пределах своих вкладов (паев). Достоинства партнёрства состоит в том, что здесь в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности. Недостатками товарищества является: а) ограниченность финансовых средств; б) неограниченная ответственность, которая проявляется в том, что если товарищество несёт убытки, то каждый из партнёров лично ответственен за все долги независимо от того, является ли он активным участником дела. Если один из двух партнёров обанкротился, то другой несёт ответственность за все долги; в) разделение функций, в результате чего может возникнуть несовместимость интересов и угроза распада партнёрства. Товарищество – это, по сути, частно-государственные предприятия, которые создаются в тех сферах, где частный бизнес невозможен (аэроперевозки, радиостанции, телевизионные службы).

Корпорация (акционерное общество) - третий вид предприятия. Возникла в силу потребности многих предприятий в больших объёмах финансового капитала. Это - одна из организационно-правовой формы предпринимательства, уставной капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих участие в корпорации их держателей и позволяющих им получать долю в её прибыли. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладам в акции. Достоинства корпорации: а) неограниченные возможности привлечения денежного капитала большого числа экономических агентов. Недостатки корпорации: 1. « размывание » прав собственности, разрыв между функциями собственности и управления; 2. расширение возможностей «оппортунистического» (удобного, выгодного) поведения высших менеджеров; 3. двойное налогообложение

По степени концентрации производства и капитала выделяют: мелкие, средние, крупные фирмы. Основными параметрами разграничения предприятий могут выступать численность работников и годовой оборот капитала. Как правило, предприятия с численностью работников 10-15 человек - это мелкое предприятие, среднее- 50-500 человек, крупное свыше 500 человек, особо крупное - свыше 1000 занятых. Здесь получает дальнейшее отделение капитала - собственности от капитала - функции.

 

 

19. Характеристика основных факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательство.

Факторами производства является все то, что задействовано в процессе производства, т.е. это параметры, определяющие характер и результативность протекания экономических процессов, а также количество и качество создаваемого, т.е. производимого экономического продукта. В простейшем случае совокупность производственных факторов можно представить в виде схемы.

Земля рассматривается как естественный ресурс, который не является результатом человеческой деятельности. Фактор производства «земля» отражает влияние природных условий на производственные процессы, использование в производстве природных источников сырья и энергии, полезных ископаемых, земельных и водных ресурсов, воздушного бассейна, природной флоры и фауны. «Земля» воплощает возможность вовлечения в производство определенных видов и объемов природных богатств, превращаемых в сырьевой материал, из которого изготовляется все многообразие материально-вещественных продуктов производства.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д. Т.е. – это средства и предметы труда, техническое состояние которых постоянно совершенствуется и оказывает влияние на общую результативность производственного процесса.

Труд представляется интеллектуальной или физической деятельностью, направленной на изготовление благ и оказание услуг. Это труд, занятых в процессе производства работников, обладающих совокупностью способностей, обусловленных образованием, профессиональным обучением, навыками, здоровьем. Чем квалифицированней труд человека, тем выше доход по этому фактору (оплата труда).

Предпринимательская деятельность представляет собой специфический фактор производства. Она предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства. Предпринимательская активность благоприятно сказывается на результатах производства, но измерить эффект ее воздействия довольно трудно, в отличие от труда и капитала предпринимательская способность не обладает общепринятыми количественными измерителями.

20. Спрос на факторы производства и предложение факторов производства. Формирование факторных доходов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.