Сделай Сам Свою Работу на 5

Доходы бюджета, их состав и структура. Налоговые и неналоговые источники доходов бюджета.





6 глава БК РФ дает подробную характ-ку доходов бюджетов всех уровней, классификацию их по видам, а также характеристику по каждому уровню бюджетной системы. Отношение по доходам бюджетов регулируется нормами бюджетного и налогового права.

В БК содержатся лишь некоторые нормы, определяющие режим поступления налогов в бюджет. Основной объем полномочий, регулирующих налог. механизм гос-ва, содержится в НК и в др. норматив. актах налог. закон-ва.

В структурном плане доходы государства представлены доходами бюджетов всех уровней, доходами внебюджетных фондов.

В рамках бюджет. доходов подлежат обособл-му учету доходы целевых бюдж. фондов.

Для фед.бюджета по отношению к региональным, а для региональных по отношению к местным установлен порядок, допускающий частичную централизацию доходов, к-рые затем д.б. перечислены в бюджеты др. уровней для целевого фин-ия централизованных мероприятий, а также безвозмездного перечисл-я. При этом средства, подлежащие центр-ции подлежат учету в том бюджете, к-рый получает эти доходы из вышестоящего бюджета.

Все доходы бюджетов в завис-ти от источников форм-ия классиф-ся на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.



От «доходов бюджета» следует отличать «поступления и доходы».

Поступления – это определенные движения наличности (приток денежных средств). Оно относится к суммарной величине денег, полученных правительством. Поступления можно классифицировать как доходы или взаимозачет в пределах расходов или рассматривать в качестве операций финансирования.

1) Налоговые доходы бюджетов.

Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой системой.

В структуре доходов фед. бюджета налог. доходы составляют 85-90%. Согласно ст.50 БК РФ в категорию налог. доходов включаются все налог. поступления, к-рые предусм-ны налог. закон-вом фед-го, регион-го и местного уровня, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового закон-ва.

Основными регулирующими федеральными налогами являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль.

Уровень налог. системы не совпадает с ур-ем бюдж. системы: если доходы фед. бюджета в части налоговых поступлений формир-ся только за счет фед-ых налогов, то в рег-ые бюджеты поступают как фед-ые, так и рег-ые.



В ст.40 БК проводятся разграничения 2-х этапов движения налоговых доходов в бюджетную систему:

§ когда налог. доходы считаются уплач-ми в соответствии с налоговым закон-вом;

§ когда ден. средства считаются зачисленными в доход соотв-его бюджета либо бюджета гос-го внеб.фонда. Таковым признается момент совершения кредитной орг-цией операций по зачислению ден. средств на счет органа, исполняющего бюджет.

2) Неналоговые доходы бюджета.

Неналоговые доходы согласно 41 ст. Н.К. подразделяются на группы:

1.доходы от использ-я имущества, находящегося в гос-ной или муницип. собств-ти;

- средства, полученные от аренды или сдачи во временное пользование гос-ной или муниципальной собственности;

- средства, получаемые в виде % по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций;

- средства, полученные от передачи в залог либо доверительное управление гос-ного или муниципального имущества;

- платежи за польз-е бюджет. ср-ми на условиях срочности, возвратности, платности;

- доходы в виде прибыли, которая приходится на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ, обществ, а также дивидендов по акциям, принадлежащим гос-ву или муниципальным образованием.

2.доходы от платных услуг, оказываемых бюдж. учреждениям, находящиеся в ведение фед-ых, рег-ых, местных органов власти;

3.средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, компенсации, а также средства, полученные в порядке возмещения муниципальным образованием и иные суммы изъятия;



4.доходы в виде фин. помощи, полученные от др. уровней бюдж. системы за исключ-ем бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

5.иные неналоговые доходы, например, пожертвование в пользу гос-ва от какой-либо орг-ции.

Штрафы – это особый вид доходов, поступления от которых нельзя планировать. Штрафы по налогам подлежат зачислению в тот бюджет, к которому относится налог, а компенсации подлежат распределению между уровнями бюджета.

Расходы бюджета, их состав и структура. Основные направления расходования средств бюджета.

Вариант 1.

Расходы бюджетов представляют собой сложившийся комплекс отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению. Это именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности.

Ст. 6 Б.К. определяет расходы бюджета как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции гос-ва и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы базируются:

1. на минимальных гос-ных социальных стандартах;

2. на нормативах финансовых затрат, на оказание гос-ных услуг, устанавливаемых Правительством Р.Ф.

3. на единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности

Функциональная классификация расходов РФ включает след-е разделы: гос.управление и местное самоуправл-е; судебная власть; международная деят-ть; национ-я оборона; правоохран-я деят-ть и обеспечение безопасности гос-ва; фундамент-е исследования и содействие научно-технич-му прогрессу; промыш-ть, энергетика и строит-во; с/х и рыболовство; охрана окруж-й прир-й среды и прир-х рес-сов, гидрометеорология, картография и геодезия; транспорт, дорожное хоз-во, связь и информатика; развитие рын- инфрастр-ры; ЖКХ; предупреж-е и ликвид-я последствий ЧС и стих-х бедствий; образование; культура, искусство и кинематография; СМИ; здравоох-е и физ.культура; соц-я пол-ка; обслуж-е гос.долга; пополнение гос.запасов и резервов; фин-я помощь бюджетам др.уровней; утилизация и ликвидация вооружений, включая пополнение международных договоров; мобилизационная подготовка экономики; исследование и использование космического пространства; прочие расходы; целевые бюдж-е фонды.

Предоставление бюдж-х ср-в осущ-ся в след-х формах:

1. асигнования на содержание бюджетных учреждений

2. средства на оплату товаров, выполняемых на основе гражданско-правовых договоров между органами власти с одной стороны и физическими, юридическими лицами с другой.

3. бюджетные кредиты юридическим лицам, включая наличные кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей

4. субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам

5. инвестиции из бюджетов в уставные капиталы юридических лиц

6. средства в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий других уровней, а также гос-ным внебюджетным фондам

7. кредиты и займы внутри страны за счет гос-ных и внешних заимствований

8. кредиты иностранным гос-вам

9. средства на обслуживания долговых обязательств, в т. ч. гос-ных или муниципальных гарантий

10. трансферты населению

В зависимости от экономического содержания расходы всех уровней бюджета подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущих ежегодно возобновляющих расходов: закупки товаров и услуг, оплата труда служащих, денежные довольствия военнослужащих, выходные пособия при увольнении, т.е. это та группа расходов, с помощью которых гос-во распределяет средства на реализацию текущих функциональных задач стоящих перед ним.

Государство в условиях рыночной экономики продолжает оставаться крупным инвестором, оно осуществляет непосредственные бюджетные инвестиции к таковым относятся: бюджетный кредит, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, гос-ная гарантия.

Капитальные расходы бюджетов предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства инновационной и инвестиционной деятельности, включая инвестиции в виде бюджетных кредитов в деятельность юридических лиц в соответствии с инвестиционными программами. К капитальным расходам относятся расходы на проведение капитального ремонта, расходы, предназначенные на увеличение гос-ного или муниципального имущества, расходы, связанные с расширением воспроизводства.

Составной частью капитальных расходов бюджета является созданный в 1997 году бюджет развития.

Бюджет развития – это составная часть федерального бюджета, относящаяся к капитальным расходам и используемая для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционного проекта.

С его помощью государство стимулирует привлечение в дополнение к средствам федерального бюджета денежных средств частных инвесторов и инвестиционных институтов.

Источниками формирования бюджета развития являются:

1) иностранные кредиты под гарантии Правительства РФ;

2) инвестиционные кредиты МБРР и ЕБРР;

3) средства из источников внутреннего заимствования;

4) выплаты по ранее выданным из бюджета развития кредитам.

Расходование средств бюджета развития осуществляется на конкурсной, возвратной, платной и целевой основе.

Основные направления расходования:

1. Производственные и капитальные расходы;

2. Закупка оборудования в счет иностранных кредитов;

3. Финансовая поддержка экспорта;

4. Санация предприятий;

5. Выплаты по государственным гарантиям, предоставленным зарубежными инвесторами.

БК РФ устанавливает порядок, который не допускает установление непредусмотренных бюджетами расходов. Однако не все можно предусмотреть. Нередко случаются чрезвычайные происшествия, на ликвидацию негативных последствий которых возникают непредвиденные расходы. В этих целях статья 81 БК РФ предусматривает создание на всех уровнях бюджетной системы специальных резервных фондов, право распоряжения которыми обладают исполнительные органы власти.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 % от утверждения расходов федерального бюджета.

Порядок расходования устанавливается нормативно-правовыми актами исполнительных органов власти соответствующих уровней.

Отдельным от резервного фонда исполнительных органов власти режим имеет резервный фонд Президента РФ, который составляет 1 процент от всех расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на основе письменных распоряжений Президента РФ на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, если они предусмотрены указами Президента РФ.

Одно из направлений расходования средств из резервного фонда Президента РФ является социальная помощь. Так, в соответствии с распоряжением Президента, выделяются средства детским домам-интернатам, реабилитационным центрам для детей и подростков и др.

Запрещено расходовать средства на проведение выборов, референдумов.

От резервных фондов следует отличать создаваемый за счет бюджетных средств государственный материальный резерв, к-й является общероссийским запасом материальных ценностей для обслуживания которых создано Российской агентство по государственным резервам.

Варинат 2 (из тетради).

Государственные расходы =расходы бюджета +внебюджетные

Расходы гос-го бюджета – эк-е отношения, на основе к-х происходит процесс использования централизованного фонда гос-ва по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

С понятием «расходы бюджета» связано понятие «бюджетного финансирования» (БФ).

БФ – предоставление средств предприятиям, организациям, учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных в планах и проектах.

Состав бюд-х рас-ов опр-ся функциями бюд-та: 1) эк-ие; 2) соц-е; 3) оборона.

В зависимости от роли в процессе общественного воспрозводства рас-ды бюд-та делятся на: текущие и капитальные.

В соответствии с функциональной классификацией рас-ы делятся на:

1) гос-ые рас-ды:

1.затраты на гос. управление;

2.м/днародная деятельность, оборону;

3.расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

4.фундаментальные исследования;

5.промышленное строительство и энергетика;

6.с/х;

7.охрана окружающей среды и прирост ресурсов;

8.гидрометеорология;

9.геодезия, картография;

10.транспорт, дорожное хоз-во, связь, информатика;

11.предупреждение и ликвидация ЧП и их последствий;

12.образование;

13.культура, искусство;

14.СМИ;

15.здравоохранение и физкультура;

16.соц. политика;

17.обслуживание государственного долга;

18.пополнение гос. запасов и резервов;

19.расходы целевых бюджетных фондов (дорожные, экологические).

2) ссуды: внутренняя (ссуды бюд-м нижестоящего уровня, ссуды пред-ям отдельных отраслей, инвестиционные кредиты под гарантией Правительства); внешние (прерогатива фед-го уровня, вкл-ет в себя кредиты иностр-м гос-м и кредиты СНГ).

Бюджетные расходы:

1.бюдет текущего потребления (на финансирование мероприятий)

2.бюджет развития (появился в 1997г.)

Расходы на экономику:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.