Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджетная политика в настоящее время.





Главными задачами бюджетной политики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. В связи с этим бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятного пред­принимательского климата, повышению конкурентоспособности отечественной экономи­ки, сокращению масштабов бедности, обес­печению социальной стабильности на основе одновременного роста доходов работников как государственного, так и частного сектора экономики.

Продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному сниже­нию налогового бремени остается среди приори­тетных задач бюджетной политики.

Должен быть продолжен курс на ограничение роста непроцентных расходов бюджетной систе­мы. Цель — обеспечить более низкие темпы их роста по сравнению с темпами роста экономики.

Уменьшение объема перераспределяемых го­сударством финансовых ресурсов должно сопро­вождаться принятием адекватных мер по опти­мизации бюджетных расходов, внедрению со­временных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных ре­зультатов и стимулирующих органы власти раз­ных уровней и бюджетные организации к мак­симально эффективному использованию бюд­жетных средств.



Государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к перейти к принципу их оплаты в соот­ветствии с получаемыми обществом результата­ми.

Приоритетной задачей 2003-2004 годов явля­ется также формирование финансовой основы для реализации начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, пред­полагающей расширение бюджетной самостоя­тельности и ответственности региональных и местных органов власти.

 


10. Экономическое содержание государственного бюджета и его функции. Роль бюджета в социально – экономическом развитии государства.

Вариант 1:

Сущность бюджета можно рассматривать с 3 позиций:

1.бюджет как экономическая категория представляет собой систему денежных отн-ий, выражающих распределение и перераспределение ВВП, в процессе к-го формируется и используется основной централизованный денежный фонд государства для удовлетворения общественных потребностей;



2.по материальному содержанию госбюджет – это основной фонд денежных ресурсов государства;

3.поскольку бюджет ежегодно планируется, его можно рассматривать как основной финансовый план, к-й по форме представляет собой смету предполагаемых финансовых расходов и доходов. Бюджет – основной фин.план формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования (МО), утверждаемый соответствующим представительным органом гос.власти или местного самоуправления (МС). Данный фин.план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. С помощью бюджета органы власти получают фин.ресурсы для выполнения возложенных на них функций.

Значение госбюджета выражается через его функции:

1. Перераспределительная. Перер-ние фин. рес-в ч/з б-т осущ-тся м/д произв-ой и непроиз-ой сферами, м/д регионами и терр-ями, м/д отдельными отраслями и п/п-ями, м/д отдель-ми слоями Н-ия. Осущ-ся одновременно ч/з дох-ую и расходную части бюджета.

2. Вмешательство в эк-ку (участие в общ-ом произ-ве). Осущ-тся ч/з дох-ую и рас-ую части. Заключается в том, что из бюджета выделяются ср-ва на капитальные вложения, на льготные кредиты предприятия, предоставляются налоговые льготы и скидки.

3. Социальная. Реализуется через обе части бюджета, но преимущественно через расходную часть. Финансирование учреждений социально-культурных сфер, финансирование социальных программ, принимаемых правительством.



4. Обеспечение обороноспособности государства. Бюджет основной источник финансирования обороны.

5. Развитие демократических основ. Проявляется через принцип бюджетного федерализма и связана с межбюджетными отношениями.

Бюджет: 1)отражает размеры необходимых фин.ресурсов; 2)определяет налоговую политику в стране; 3)фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения НД и ВВП.

Гос. бюд-т-это ден. отн-ния, возникающие у гос-тва с юрид. и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образ-ем и исп-нием бюдж-го фонда, предназначенного на фин-ние нар. хоз-ва, соц.-культ. мероприятий, нужд обороны и гос. упр-ния. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Гос. бюд-т всегда являлся важным инструментом воздействия на развития эк-ки и соц. сферы. С его помощью гос-во, осуществляя перерасп-ние нац-го дохода, могло изменять структуру общественного пр-ва, влиять на рез-ты хозяйствования, осущ-ть социальные преобразования и так далее. Он может использоваться в интересах ускорения научно – технического прогресса ( финансирование науки, совершенствование гос – ой системы подготовки и переподготовки кадров для народного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и др.). За счет бюджетных средств финан-ся многие отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, т.е. кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы способствует повышению роли государственного бюджета в социальных процессах. Возрастающие социально – культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования. Таким образом, с переходом к рынку бюджет становится одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.

Вариант 2:

Бюджет является центральным звеном фин.системы гос-ва и представляет собой эк-ую категорию, выраж-ую эк-ие (ден-ые) отнош-ия по поводу образ-ия дох-ов или финанс-ия расх-ов органов гос.власти и местного самоуправления, форму образо-ия и расходования фондов ден-х средств, а также смету дох-ов и расх-ов гос-ва и местных органов власти, утверждаемую Федеральным Собранием как закон. Другими словами бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются по­стоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений м-у бюджетами разных уровней, м-у органами гос-ой власти и МСУ и юр.лицами, а также отношения м-у органами гос-ой власти и МСУ и населением, которая основывается на бюджетном праве, т.е. совокупности юр.норм, согласно которым умтанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджетов.

Являясь составной частью фин.отношений и имея ден.форму выражения, бюджету соответствуют и функции финансов:

-распределительная, проявляется через формирование и использование централизованного фонда ден.средств по уровням гос-ой и территориальной власти и управления;

-контрольная, действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;

-регулирующая, проявляется в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей и регионов, используя соответствующие финансовые рычаги, бюджетно-налоговый механизм.

Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помо-щью бюджета происходит перераспределение национального дохо­да, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития обществен­ного производства. Это позволяет осуществлять единую экономиче­скую и финансовую политику на всей территории страны. Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается фи­нансированием сферы материального производства. Бюджетные ре­сурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образо­вание, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и вне­бюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обуслов­ленные реализацией социальной политики государства, имеют ог­ромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни населения.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.