Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление финансами. Основные элементы управления. Органы управления финансами и их функции.





Финансы как экономическая категория.

Финансы – эк-ая категория по поводу распр-ия и перераспр-ния ВВП.

Осн., признаком существования финансовых отношений является существование какого-либо денежного фонда, кот-й хар-ся след-ми чертами:

§ фонды выражают отношения стоимости;

§ целевое назначение фондов;

§ фонды находятся в постоянном движении (непрерывно расходуются или пополняются);

§ формирование и использование денежных фондов всегда имеет правовую основу.

Денежные фонды (ДФ) – обособленные денежные средства, к-е планомерно, в установленном порядке формируются и используются на заранее установленные цели.

Денежные фонды в зависимости от соц.-эк. природы и потребности, к-ю они призваны удовлетворять, делятся на:

§ централизованные (ЦФ) находятся в распоряжении гос-ва, за счет них осуществляется финансирование мероприятий, имеющих общегос-е значение.

ЦФ в зависимости от гос-го устройства делятся на: ДФ центрального правительства, субъектов федерации, местных органов.

Относят: бюджеты всех уровней, целевые внебюджетные фонды, Пф РФ, ФСС РФ, ФОМС

§ децентрализованныенаходятся в распоряжении отдельных предприятий, расходуются на их нужды, включая расходы по расширенному производству.



Функции финансов.

Распределительная: в ее рамках происходит формирование и использование денежных средств.

Объектом –кто распределяет(ВВП); субъектом– кому распр-ют (гос-во, п/п, население);

Предмет –что распр-ют(денежные средства)

Она включает в себя как распред-е, так и перераспр-е, к-м подлежит общественный продукт, созданный в стране и его составляющие, прежде всего НД. Собственно распр-е означает, что после того, как продукт создан в сфере материаль-го пр-ва он распредел-ся между его участниками. На стадии перераспр-я главенствующая роль принадлежит гос-ву. С помощью фин-х инструм-в оно изымает часть дох-в, создан-х в сфере мат-го пр-ва и направляет их в другие сферы, осуществляя перераспр-е НД.

Контрольная: она тесно связана с распр-ной и заключается в строго целевом формировании и использовании денежных средств.

Она осущ-ся при проведении любой фин-вой операции. Вкл-ет проверку соблюдения требований з-нов, оптимальные пропорции распред-я и перераспр-я НД и обществ-го продукта, налог-й контроль. Ф-вый контроль связан с отв-ю пред-й перед выполнением фин-вой дисциплины , соблюдение ус-танов-х норм и правил. В завис-ти от субъектов различают гос-й ф-вый кон-ль, ведомс-твенный, внутрихоз-й, обществ-й, независимый.



Как эк-й инструмент хозяйств-я ф-сы способны колич-но и кач-но влиять на процесс воспр-ва. Колич-е влияние хар-ся пропорц-ми мобилизуемых, распределяемых ресурсов. Кач-ое влияние – воздейств-е на мат-е интересы участников воспр-го процесса.

Ф-сы участвуют всфере пр-ва. Они обслуж-ют кругооборот пр-х ф-дов, участвуют в создании новой ст-ти. Ф-сы создают предпосылки для изм-я стр-ры и динамики пр-ва. Перераспр-е ф-вых рес-в позволяет подготовить усл-я для прогрессив-х сдвигов, ускорения НТП и т.д. Ф-вое распр-е продолж-ся в сфере обращ-я, оказывая на неё своё влияние. Они выступают либо как необх-е усл-е начала обмен-х операций, либо как их продолжение(Д-Т-Д).В кач-ве инсрум-та распр-я ф-сы функц-ют и в сфере потребл-я, где происходит конечное использ-е ранее созданной ст-ти.

Финансовые системы – это свокупность сфер фин-х отношений, Фин сис-ма вкл-ет общегос-ые финансы (бюджетная система, внебюджетные фонды), финансы отраслей народного хоз-ва (фмн., комерч., орг-ий; некомерч., орг-ций); страхование.

 


Финансовый механизм и его элементы. Финансовая политика РФ на современном этапе и развития общества.

Финансовый механизм – совокупность форм, методов, инструментов и рычагов воздействия на эк-е и соц-е развитие общества.



Фин., механизм – сов-ть форм и методов, с помощью которых обеспечивается распределение и перераспр-е ВВП, создание центр-ых и децентр-ых фондов для проведения мероприятий, вытекающих из эк-ой политики гос-ва.

Элементы финансового механизма:

1) финансовое планирование; 2) организация управления финансами; 3) финансовый контроль; 4) финансовые рычаги и стимулы – форма и методы выражения фин., отн-ий в процессе формирования и исп-ния ден., фондов, с помощью к-х осуществляется воздействие на хоз-й субъект. 5) фин-е нормативы, с их помощью устан-ся взаимоотн-ия гос-ва и налогоплат-ков и устанавливаются размеры финан-ия (общие, отраслевые, групповые, индивидуальные); 6) фин-е показатели – плановые, отчетные, расчетные данные, хар-е различные стороны дея-ти, связанной с образованием и исполь-ем денежных доходов и накоплений, выражаются в абс-х и отн-х величинах (на уровне предприятий – прибыльность, рентабельность; на уровне гос-ва – дефицит\профицит бюджета, соотношение фин-х рес-ов, рента-ть отдельных отраслей); 7) фин-е законодательство – совокупность финансово-правовых док-ов различного юр-го уровня.

Финансовая политика - деятельность гос-ва, направленная на разработку направлений в области фин-х отношений. Конкретное выражение ФП находит в указах президента, фин-м зак-тве, постановлениях правительства и др. нормативных док-ах.

ФП включает в себя: бюджетную, налоговую политику и политику в отношении предприятий и учреждений.

Основные направления ФП зависят от:

истор-го, эк-го развития и национальных особенностей.

ФП включает в себя:

Фин-ю стратегию – долговременный курс ФП;

Фин-ю тактику, к-я направлена на решение проблем конкретного этапа данного общества.

ФП реализуется через финансовый механизм.

ФП гос-ва явл-ся лишь ср-вом осущ-я его соц-эк пол-ки и выполняет вспомогат-ю роль. ФП предполагает: разработку общей концепции пол-ки, опр-е её осн-ых направл-й, целей и задач; создание адекват-го ФМ; управление фин-ой деят-ю гос-ва и др.субъектов хоз-ых отн-й. ФП на совр-м этапе направлена на стабилиз-ю эк. и соц. состояния страны. Предусматрив-ся система соц-й защиты, обеспеч-ся путём индексации дох-в, ростом дох-в по отн-ю к ценам. Св-вом кризиса явл-ся: дефицит гос-го бюджета, рост гос-го долга, инфляция, большое кол-во убыт-х предприятий. Инстр-ты: налогообл-е, маневрир-е ф-ми рес-ми, ф-вый рынок.

 


Управление финансами. Основные элементы управления. Органы управления финансами и их функции.

Управление финансами является составной частью общей системы управления соц. – эк-ми процессами в обществе.

Система управления финансами– комплекс мер, инструментов, фин-х институтов, обеспеч-их стабильное и эффективное функ-ие ФС в целом и отдельных её звеньев, способств-х развитию соц-эк процессов в об-ве.

Упр-ие финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем.

Управляющая система – совокупность институтов (учреждений):

1) органы гос-й власти и управления; 2) хозяйствующие субъекты; 3) домохозяйства. Управляемая система – совокупность денежных отношений (гос-е регулирование доходов, налогов, %, амортизации, расходов и др.).

Целью управления является фин., устойчивость и фин., независимость, проявл-ся в макроэк-ой сбалансированности, профиците бюджета, снижении гос-го долга, твердости нац-й валюты, в сочетании эк-х интересов гос-ва и всех членов общества.

Конкретными методами и формами управления финансами служат: фин-е планирование; прогнозирование; программ-ние; фин-е регулирование; фин-й контроль; принятие фин-го закон-ва; система методов мобилизации фин-х ресурсов.

Управление фин-ми осущ-ся высшими закон-ми органами власти.

Органы управления фин-ми и их функции:

Минфин РФ: Минфин республик; Фин-ое управление по краям и областям; Фин-е управление мун-х образований. Особенность – двойная подчиненность.

1. планирование расходов и доходов бюджета;

2. обеспечение своевременного поступления средств в бюджет и их рац-ое использование;

3. мобилизация фин-х ресурсов и направление их в соответствии с эк-ми и соц. программами;

4. контроль за движением бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

5. разработка основных направлений фин-х отношений.

Федеральное казначейство: Главное управление ФК Минфина РФ; Управление ФК Минфина РФ по субъектам РФ; Отделение ФК.

1. контроль за своевре-м поступлением средств в фед-й бюджет и их рац-ое использование;

2. контроль за средствами фед-х внебюджетных фондов;

3. регулирование фин-х отношений м\д фед-м бюджетом и внебюджетными фондами;

4. осущ-е прогнозирования объема гос-х фин-х ресурсов;

5. регулирование гос-го долга внешнего и внутреннего;

6. разработка мероприятий по совершенствованию фин-х отношений;

7. кассовое исполнение бюджета.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.