Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджетная система РФ, принципы ее построения





Бюджетный процесс— регламентируемая нормами права дея­тельность органов государственной власти, органов местного само­управления и участников бюджетного процесса по составлению и рас­смотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюд­жетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением и утверждением бюджетной отчетности.

Принципы построения бюджетной системы РФ

Принцип единства бюджетной системыобеспечивается: - единством бюджетного законодательства; - единством принципов организации и функционирования бюд­жетной системы; - использованием единой бюджетной классификации и форм бюд­жетной отчетности и документации; - применением единых санкций за нарушение бюджетного зако­нодательства; - применением единого порядка исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности; - единством порядка исполнения судебных актов. Разграничение доходов, расходов и источников финансирова­ния дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ— это закрепление доходов, расходов и ис­точников финансирования дефицитов, а также определение полномо­чий органов государственной власти (местного самоуправления) по формированию доходов бюджетов, источников финансирования де­фицитов, установлению и исполнению расходных обязательств пуб­лично-правовых образований (сектора государственного управления). Принцип самост-и бюджетовпредусматривает: - право и обязанность органов государственной власти и местно­
го самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность
соответствующих бюджетов и осуществлять бюджетный процесс; - право определения собственных источников доходов соответ­ствующих бюджетов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; -право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, местных бюджетовпредусматривает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Рф и органов местного самоуправления, установ­ление и исполнение расходных обязательств, формирование налого­вых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федера­ции и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с единымипринципами и требованиями. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетовозначает, что все доходы, рас­ходы и источники финансирования бюджетов в обязательном порядке и вполном объеме подлежат отражению в соответствующих бюджетах. Реализация данного принципа требует разработки специальной системы бюджетного учета и отчетности, которая позволяет усовер­шенствовать процесс мониторинга и контроля на последовательных этапахрасходования средств. Принцип сбалансированности бюджетаозначает, что объем пре­дусмотренных бюджетом расходов должен соответствоватьсуммарно­му объему доходов бюджета и поступлений из источников финанси­рования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и из­менением остатков на счетах по учету средств бюджета. Результативность и эффективность использования бюджетных средствозначает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости дос­тижения заданных результатов с использованием наименьшего объе­ма средств или достижения наилучшего результатам использованием определенного объема средств. Общее покрытие расходовозначает, что расходы бюджета не мо­гут быть увязаны с определенными доходами и источниками финан­сирования дефицита бюджета. Принцип прозрачности (открытости)предполагает: - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; - полноту представления информации о ходе исполнения бюдже­тов; - доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти и местного самоуправления; Принцип адресности и целевого характера бюджетных средствозначает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования. Принцип подведомственности расходов бюджетовозначает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигно­вания только от главного распорядителя бюджетных средств.







Бюджетный процесс, его принципы и стадии

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Основными задачами бюджетного процесса являются:

• выявление материальных и финансовых резервов государства;

• определение доходов бюджета в соответствии с прогнозами социально-экономического развития;

• установление расходов бюджета исходя из потребностей финансирования государственных социально-экономических мероприятий;

• согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации;

• сокращение и ликвидация бюджетного дефицита;

• осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня;

• повышение роли бюджетного планирования;

• усиление контроля за расходованием бюджетных средств.

Деятельность государства от начала составления федерального бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет. Этот срок называется бюджетным циклом.

Участники бюджетного процесса в РФ:

• Президент РФ; - Гос. Дума Фед. Собрания РФ;

• Совет Федерации Фед. Собрания РФ;

• Правительство РФ; - Министерство финансов РФ;

• Фед.Казначейство, ЦБ РФ; Счетная Палата РФ;

• органы управления государственными внебюджетными фондами;

• главные распорядители бюджетных средств;

• главные администраторы доходов бюджета;

• главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

В России бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы состоит из четырех стадий: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Принципы бюджетного процесса:

1. Децентрализация — наличие в структуре нормативно-правовой базы бюджетного процесса норм, регулирующих общий порядок его осуществления, и в то же время возможность для субъектов РФ и муниципальных образований ввести свои особенности в организацию бюджетного процесса на своей территории;

2. Утверждение бюджета законодательным (представительным) органом управления;

3. Наделение отдельных органов управления правом бюджетной инициативы;

4. Гласность — доступность и открытость для населения информации об осуществлении бюджетного процесса;

5. Реализация отдельными властными органами права вето при утверждении бюджета;

 

 

Межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

-распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

-разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

-равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

-выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

-равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

-выравнивание бюджетной обеспеченности,

-стимулирование роста налогового потенциала,

-финансовое управление территориальным развитием,

-снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

 

Общие положения составления рассмотрения и утверждения бюджетов в России.

В России бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы состоит из четырех стадий: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета

2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов.Составление проекта бюджета - это процесс, связанный с бюджетом и его историей на протяжении всего периода существования госуд. финансов. Составление проекта бюджета — длительный и трудоемкий процесс, основанный на соответствующей нормативной базе. При разработке бюджета используется перечень исходной информации и документов. Особую роль при этом играет подготовка прогноза социально-экономического развития страны или территории. В нашей стране основную функцию в подготовке прогноза социально-экономического развития (на федеральном уровне) осуществляет Минэкономразвития России, на уровне регионов — органы экономического развития территорий. При участии других органов исполнительной власти, прежде всего Минфина России, Минэкономразвития России разрабатывает многовариантный прогноз (множественные сценарные условия), который впоследствии обсуждается и корректируется в Правительстве РФ. Прогноз соц-эконом. развития— это базис, наоснове которого строится макроэкономическая (в частности, бюджетная) политика как в долгосрочном, так и в средне- и краткосрочном периодах. После одобрения Правительством РФ прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год Минфин России осуществляет разработку основных характеристик фед. бюджета и распределение расходов на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией и проектировками основных доходов и расходов на среднесрочную перспективу, которые впоследствии представляются на одобрение в Правительство Российской Федерации. Минфин России также уведомляет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год. Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муницип. образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии с БК РФ все работы по согласованию бюджетных проектировок, а также разработке сопутствующих проекту бюджета документов должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего финансовому. После этого в течение месяца Правительство РФ рассматривает все документы и утверждает проект Федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Гос. Думу. Рассмотрение и утверждение бюджета осуществляется законодательным (представительным) органом власти — парламентом.

На этом этапе свои предложения по проекту бюджета высказывают парламентские фракции, а также граждане и общественные организации, которые таким образом получают возможность участвовать в бюджетном процессе. Позиция законодателей в бюджетном процессе зависит от расклада политических сил в парламенте. В РФ, согласно БК РФ, проект закона о бюджете рассматривается Гос. Думой в трех чтениях, после чего передается в Совет Федерации. Предметом первого чтения являются: - концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития страны, - параметры макроэкономического прогноза на будущий год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные характеристики бюджета: объем доходов, расходов и дефицита. Второе чтение посвящено рассмотрению - детальной структуры доходов и расходов, - межбюджетных отношений, - программы внешних заимствований, перечня целевых программ и др. В третьем чтении парламент голосует за законопроект в целом, при этом утверждается ведомственная структура расходов, после чего бюджет направляется в Совет Федерации и утверждается в качестве закона. Принятый закон направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент РФ имеет право на отклонение закона о бюджете текущего финансового года.

 

Исполнение бюджетов.

Исполнение бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов начинается после утверждения закона о бюджете и законов о соответствующих фондах. Осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной частей бюджета.

Задачи исполнения бюджета — обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм. Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом. Так, исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета ложится на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ) и кассового плана (ст. 217(1) БК РФ).

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.Исполнение бюджета законодательно осуществляется как исполнение бюджета по доходам (ст. 218) и расходам (ст. 219).

Исполнение бюджета зависит от ряда внешних обстоятельств, на которые правительство имеет очень ограниченное влияние.

Например, сокращение бюджетных доходов может быть обусловлено ухудшением конъюнктуры зарубежных рынков (например, снижением цен на энергоресурсы), которое трудно прогнозировать. Порядок действия исполнительной власти в таких ситуациях должен быть предусмотрен в законодательстве.

Исполнение бюджета — это совокупность действий органов ис­полнительной власти, направленных на обеспечение полного и свое­временного поступления денежных средств и т.д. Существует определенная технология взаимодействия участников бюджетного процесса, их деятельность регулируется многими нормативно-правовыми документами. Это позволяет исполнять бюджет в значительной степени в автоматическом режиме. В развитие законодательства принимаются методики, инструкции и другие документы, которые четко регламентируют работу налоговых органов. Многие виды расходов бюджета также жестко регламентированы. Это относится, например, к социальным выплатам и межбюджетным трансфертом. Если бюджетная система страны функционирует стабильно, в автоматическом режиме может исполняться большая часть ее доходов и расходов. В процессе исполнении бюджета нередко возникает экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемая свободными бюджетными средствами, зачисляется в бюджет и не подлежит изъятию. Она может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.