Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе





Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.), Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» и Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004 гг. и на период до 2006 г.

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политиканацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.



Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:



  • упорядочение системы социальных пособий и льгот, которые должны получить адресный характер, предполагающий их предоставление социально уязвимым слоям населения;
  • сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов, которые зависят прежде всего от размера поступлений единого социального налога, с целью обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному минимуму, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности;
  • разработка механизма обеспечения денежных выплат по принятым ранее и не исполненным до настоящего времени социальным обязательствам государства (нефинансируемым социальным мандатам);
  • использование механизма софинансирования социальных выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы, что будет способствовать поддержанию стабильности финансовой базы реализации социальных гарантий населению в условиях снижения ставки единого социального налога;
  • применение методов финансирования учреждений социальной сферы по принципу «деньги следуют за потребителем», который предполагает введение подушевого финансирования, использование страховых механизмов мобилизации финансовых ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;
  • законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовых пенсий, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
  • усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов.

11. Понятие, содержание и значение финансового планирования и прогнозирования



 

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития п/п. Цель - обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов на уровнях государства и хозяйствующих субъектов в целях реализации ими своих соц.-эк. ф-й. Объектом финансового планирования является фин. деятельность хозяйствующих субъектов и государства. Субъектами фин. планирования выступают органы гос. власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, а также индивид. предприниматели.

Задачи: 1)определение объема фин.доходов по каждому источнику поступлений и в целом на уровне гос-ва и хозяйствующих субъектов; 2)определение объема и направлений использования фин. ресурсов, а также приоритетов в расходовании средств; 3)обеспечение сбалансированности мат. и фин. ресурсов, экономного, эффективного и результативного использования финансовых ресурсов; 4)создание условий для укрепления устойчивости бюджетов всех уровней, а также для обеспечения фин. устойчивости орг-ий и индивид. предпринимателей; 5)определение эк. обоснованного размера фин. резервов, необходимых для предупреждения и снижения финансовых рисков.

Финансовое прогнозирование - деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования. Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объема фин. ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов фин. обеспечения деят-ти органов гос. власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок.

Задачи: 1) определение источников формирования и объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного само­управления, хозяйствующих субъектов на прогнозируемый период; 2)обоснование направлений использования финансовых ресур­сов органами государственной власти и местного самоуправ­ления, хозяйствующими субъектами на прогнозируемый пе­риод на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов; 3)определение и оценка финансовых последствий принимае­мых органами государственной власти и местного само­управления, субъектами хозяйствования решений.

Методы: 1)мат.моделирование-позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели фин. прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, соц-эк.развития и целям фин. политики.2)Эконометрическое прогнозирование-позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза.3)Метод экспертных оценок- предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. 4)Трендовый метод- предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени. 5)Разработка сценариев- в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.6)Стохастические методы-предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями.

Содержание и значение финансового контроля. Организация финансового контроля в Российской Федерации, проблемы его совершенствования.

 

Финансовый контроль -законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов за соблюдением фин-го законодат-ва и фин-ой дисциплины всех эк-их субьектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций .

Гос. финансовый контроль- это комплексная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующаяся на конституции. Его назначение- отслеживать стоимостные пропорции распределения ВНП, он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов. Цель-максимизация поступления денеж. средств в казну и недопущение их нецелевого расходования. Негос. финансовый контроль включает внутрифир-менный и аудиторский контроль для повышения эфф-сти использования вложенных средств за счет снижения издержек. Принципы финансового контроля: независимость контроля должна обеспечивать финансовую самостоятельность контролирующего органа, длительными сроками полномочий руководителей органов гос. контроля; обьективность и компетентность подразумевают неукоснительное ,соблюдение действующего законодат-ва, высокий професс-ный уровень работы контролеров; гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с СМИ; результативность контроля; четкость и логичность требований контролеров; неподкупность субьектов контроля. Методы фин-го контроля:1)проверки документальные и камеральные, 2)обследования, 3) надзор, 4) анализ финансового состояния, 5)наблюдение, 6)ревизии. Формы контроля : обязательный и инициативный, предварительный и текущий и последующий, президентский и внутриведомственный и аудиторский, бюджетный и налоговый и валютный и страховой и инвестиционный и таможенный и кредитный, контроль за денежной массой.

Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый, общественный контроль и аудит. Государственный фин. контроль состоит из общегосударственного и ведомственного. Общегосударственный охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ). Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный. 1)Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осуществляет Центральный банк РФ.2)Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти).

Неэффективность деят-ти органов гос. Фин. Контроля выделяют:1)отсутствие базового федерального закона о системе органов государственного контроля с четким обозначением их обязанностей и ответственности;2)низкий уровень правовой культуры должностных лиц контролирующих органов;3)неприменение в полном объеме предоставленных законодательством контрольным органом полномочий. 5)Минфину России не удалось сформировать единую систему органов федерального казначейства с ведением счетов по учету доходов и средств федерального бюджета в Банке России;6)работа по мобилизации налогах платежей и сборов «живыми» деньгами проводится неудовлетворительно;7)не выполнены в полном объеме бюджетные задания по увеличению доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;8)допускается нецелевое расходование финансовых ресурсов;8)привлечение и использование иностранных кредитов и займов;9)неэффективно расходуются средства, выделенные на развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг;10)неудовлетворительное выполнение налогового законодательства;11)на балансах бюджетных учреждений числятся значительные остатки дебиторской и кредиторской задолженности;12)завышение должностных окладов, установление неправомерных надбавок, введение дополнительных ставок без правого основания;13)списание материальных ценностей с нарушением требований законодательства, без оформления соответствующих документов;14)большое количество нарушений допускается главами администраций городов и районов при принятии ими единоличных распоряжений по вопросам использования дополнительных доходов бюджетов;

Совершенствование:

• контролировать не только целевой характер государственных расходов, но и оценивать их результативность;

• усилить прозрачность деятельности организаций, использующих средства налогоплательщиков;

• внедрять новые технологии проведения контрольных проверок по сравнению с традиционно используемыми проверками законности и целевого использования бюджетных средств;

• законодательно определить аудит эффективности использования бюджетных средств как разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно – счетными органами в виде проверок эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности;

• разработать единую для контрольно – счетных органов и иных органов финансового контроля методологическую базу проведения аудита эффективности в соответствии с общепринятыми в разных странах принципами и методами;

• наделить контрольно – счетные органы в субъектах Федерации полномочиями по исполнению принятых ими решений, например, возможность взыскивать нецелевые средства, расходуемые из бюджета;

• в Бюджетный и Уголовный кодексы Российской Федерации внести статьи об ответственности руководителей учреждений – получателей бюджетных средств за нарушения бюджетного законодательства и Закона о бухучете;

• более четко координировать деятельность органов, осуществляющих финансовый контроль в целях устранения дублирования функций контролирующими органами;

• руководителям министерств и ведомств, главам администраций необходимо усилить внутренний финансовый контроль, обеспечить соблюдение периодичности проведения контрольных мероприятий, систематизировать контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков;

• обеспечить соблюдение финансовой дисциплины и свести к минимуму финансовые нарушения, сделать максимально рациональным управление государственными и муниципальными финансами;

• разработать финансовым органам информационно – аналитическую систему, как основу совершенствования управления бюджетными ресурсами, включающую в себя мониторинг, анализ, прогнозирование, планирование и систему поддержки принятия управленческих решений;

• определить направления и вопросы, по которым могут проводиться проверки и анализ эффективности законов о бюджете;

• сформировать систему критериев и показателей эффективности использования государственных средств с учетом функциональности и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

• объединить усилия контрольных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти различных уровней для создания системы аудита эффективности использования бюджетных средств;

• государственным контрольным комитетам субъектов Федерации совместно с постоянными комиссиями и депутатскими фракциями, представительными органами местного самоуправления и другими заинтересованными лицами и организациями продолжить работу по выработке предложений в области совершенствования законодательной базы государственного финансового контроля, в частности законодательного закрепления аудита эффективности как разновидности государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно – счетными органами в виде проверок эффективности использования бюджетных средств и государственной собственностью;

• в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2005–2007 гг. осуществлять постоянное взаимодействие, Минфина Российской Федерации, Государственного контрольного комитета Российской Федерации и других контрольных органов при разработке нормативно – правовой и методической базы в процессе перехода к бюджетированию, ориентированному на результаты;

• совместно с профильными кафедрами высших учебных заведений проработать вопросы подготовки методических документов, в частности республиканского стандарта (методики) проведения аудита эффективности использования государственных средств, и повышение квалификации специалистов – аудиторов в сфере государственного финансового контроля;

• совершенствовать кадровое обеспечение контроля посредством повышения квалификации и профессионализма специалистов, осуществляющих контрольно – экономическую работу, создание контрольно – счетной палаты на местах, подготовки аудиторов по аудиту бюджетных показателей местных бюджетов;

• разработать информационное обеспечение, отвечающее аналитическим целям контроля, гарантирующее полноту и достоверность исходных данных об объекте контроля, широкую гласность принятия решений и исполнения бюджетов различных уровней, посредством регулярного освещения в официальной периодической печати текущего исполнения бюджета и отчетов контрольно – счетной палаты на местах;

• контролировать вложения, прежде чем пытаться контролировать результаты;

• создать надежную систему учета, прежде чем внедрять интегрированную систему управления финансовой деятельностью;

• составлять смету работ, подлежащих выполнению, прежде чем составлять смету будущих результатов;

• заключать официальные контракты в частном секторе, прежде чем заключать государственные и муниципальные контракты;

• утвердить и ввести в действие предсказуемый бюджет, прежде чем требовать от руководителей эффективного использования вверенных им ресурсов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.