Основные преимущества и недостатки банковского кредита, факторинга и лизинга. Управление привлечением банковского кредита
Виды банковских кредитов, предоставленных предприятиям. Банковский кредит предоставляется на условиях платности, возвратности, срочности.
Различают следующие виды кредита:
1) бланковый (необеспеченный) кредит под осуществление отдельных хозяйственных операций. Этот кредит предоставляется банком, ведущим рассчетно-кассовые операции предприятия и предоставляются наиболее надежным и постоянным клиентам (без залога), но фактически он обеспечивается размером дебиторской задолженности предприятия и его средствами на расчетном счете в этом банке. Этот вид кредита является самоликвидирующимся, т.к. осуществленная при его посредстве хозяйственная операция дает возможность зачислить выручку на погашение кредита. Такие кредиты предоставляются на краткосрочной основе;
2) контокоррентный (овер драфт) предоставляется банком обычно под обеспечение, но это требование не является обязательным. При предоставлении этого кредита банк открывает предприятию контокоррентный счет, на котором учитываются как кредитные, так и расчетные операции. Этот счет используется в качестве источников кредита в объеме, превышающем установленного в кредитном договоре максимальное отрицательное сальдо (контокоррентный лимит) . По отрицательному остатку этого счета предприятие выплачивает банку установленный кредитный процент. Сальдирование поступлений происходит по установленному в договоре сроку.
3) сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга предоставляется обычно на формирование переменной части оборотных активов на период их возрастания в связи с сезонными потребностями предприятия. Особенность этого кредита заключается в том, что наряду с ежемесячным обслуживанием этого долга кредитным договором предусматривается ежемесячное погашение (амортизация) долга. График такой амортизации долга по размерам увязанным с объемом сезонной потребности предприятия в денежных средствах;
4) револьверный (автоматически возобновляемый) характеризуется тем, что в течение кредитного договора разрешается поэтапная выборка кредитных средств, а так же поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему. Внесенный в счет погашения обязательств средства могут вновь заимствоваться предприятием в течение периода действия кредитного договора. Выплата оставшейся непогашенной суммы производится по истечению действующего кредитного договора. Преимущество данного кредита заключается в том, что заемщик не ограничен сроками кредита и может брать их в любое время в пределах установленного лимита;
5) ипотечный кредит под залог имущества или основных средств. Предприятия, передающие в залог имущество обязаны застраховать его в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имущество продолжает оставаться и использоваться предприятием. В настоящее время ипотечный кредит является основной формой долгосрочного банковского кредитования;
6) коммерческий кредит – это предоставление отсрочки платежа по оплате купленных товаров продавцу, предоставляется постоянным партнерам и заинтересовывает в долгосрочных постоянных отношениях кредитора и заемщика. Коммерческий кредит имеет определенные проценты, которые согласовываются при заключении этих договоров;
7) факторинг – это вид кредита, предоставляется банковским учреждением под проведение какой-либо операции при отсутствии наличных средств у предприятия. При этом в договоре банковское учреждение расплачивается с поставщиком и продавцом оборудования и затем при поступлении денежных средств на счет предприятия списывает его в счет проведенных операций. Является методом краткосрочного кредитования.
8) финансовый лизинг – это предоставление основных средств заемщику на условиях оплаты стоимости оборудования по частям. Определяется срок лизинга 1- 7 лет. Так же понимают как финансовую аренду , предоставленного его покупателю с возможностью выкупа имущества по окончании срока лизинга по остаточной стоимости.
Преимущества лизинга по сравнению с кредитом:
1. возможность использования дорогостоящего оборудования без оплаты полной стоимости;
2. лизинговое оборудование не переходит в собственность лизингополучателя без истечения срока лизинга. Лизингополучатель не платит налоги на лизинговое имущество, не учитывает на своем счете это имущество и не несет др. соответствующих расходов;
3. лизинговое имущество дорогостоящее, как правило, и его покупка и уплата за него своих средств одним платежом привело бы к значительным финансовым затруднениям, а оформление лизингового договора позволяет разделить финансовые расходы на достаточно длительный период лизингового договора;
4. лизинговые договоры в настоящее время заключаются на льготных условиях, т.к. они существуют в рамках действующих форм государственной поддержки с.-х. товаропроизводителей. В этих условиях лизингополучатель экономит затраты по приобретению основных средств, т.к. наценки лизинговых кампаний значительно ниже, чем уровень инфляции, который действует в период лизингового договора.
Недостатки:
1. существует определенная наценка, которая увеличивает первоначальную стоимость приобретаемого оборудования. В настоящее время общий размер наценки на лизинговое оборудование составляет 20%. Эта наценка складывается из следующих составляющих:
a. наценка лизинговой кампании, необходимая для осуществления этой кампании 10% от первоначальной стоимости. Эта наценка ограничена соответствующими нормативными положениями государства;
b. % за кредит, по которому они преобретают технику производителя (5-6%);
c. Страхование имущества от рисков (1,2 – 1,3%);
d. «% арендная плата, которая идет в доход лизинговых кампаний.
2. лизинг выгоден только при покупке дорогостоящей техники (свыше 1 млн. руб.), т.к. сроки лизинга зависят от стоимости техники. 100000 – 1 год, свыше 1 млн. руб. на 5 лет и т.д.
3. невозможность владения этой техникой кроме как эксплуатации. Продавать, закладывать нельзя.
Банковский кредит (БК) – это наиболее важный и используемый вид заемных ресурсов. От правильного и эффективного использования кредита во многом зависит финансовое состояние предприятия и общая политика использования заемных средств. В современных условиях, когда предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов для текущей деятельности, а так же для осуществления инвестиций банковское кредитование занимает 10-50% заемных ресурсов предприятия. При использовании кредитных ресурсов каждое предприятие заранее должно просчитать все выгоды и недостатки кредита, а так же заранее подсчитать эффективность получаемых кредитов. В связи с этим требуется систематизация положительных и отрицательных сторон использования банковского кредита.
Преимущества БК:
1. возможность получения кредита в любом объеме, в любое время и на любые разрешенные законом цели. Ограничительными вопросами являются только платежеспособность (кредитоспособность) заемщика, срок возврата кредита и период кредитования при получении кредита;
2. возможность получения кредита на любые хозяйственные операции, а так же на инвестиционные цели (могут получить краткосрочный и долгосрочный кредит);
3. стоимость кредита, определяемая как процентная ставка, входит в производственные затраты, которые можно включить в себестоимость производимой продукции, что позволяет предприятию уменьшать облагаемую прибыль и пользоваться эффектом финансового рычага;
4. по условиям кредитования товаропроизводитель имеет возможность заранее составить график платежей и соответственно заранее спланировать свои финансовые потоки. Такая возможность позволяет ему предвидеть финансовые затруднения в будущем и зарезервировать средства для их преодоления;
5. заключение кредитного договора с банковским учреждением имеет большой риск и освобождает предприятие от необходимости страхования своих финансовых операций (в отличии от операций с ценными бумагами)
Недостатки БК:
1. платность, срочность и возвратность;
2. высокая забюрократизированность условий получения и оформления кредита;
3. строгое соблюдение графика возврата и уплаты процентов по кредиту;
4. высокие требования к кредитополучателю со стороны банковских учреждений: проверка платежеспособности, кредитного рейтинга и способности вернуть полученный кредит. Банк проверяет и менеджмент предприятия и криминал;
5. высокая стоимость кредита 16-20% годовых.
Вывод:
При наличии отрицательных сторон кредита, тем не менее предприятия должны пользоваться кредитом в том случае, если плата за него меньше ставки рентабельности совокупного капитала. Если ставка рентабельности выше платы за кредит, то пользоваться кредитом выгодно, если ставка рентабельности меньше платы за кредит, то пользоваться кредитом не выгодно.
Для того, чтобы эффективно пользоваться БК необходимо правильно разработать политику привлечения банковского кредита. При этом необходимо проводить следующие этапы работ:
1. определение цели использования привлекаемого БК;
2. оценка собственной кредитоспособности;
3. выбор необходимых видов привлекаемого кредита;
4. изучение и оценка условий банковского кредитования в разрезе видов кредитов;
5. согласование кредитных условий процесса заключения кредитного договора;
6. обеспечение эффективных условий использования БК;
7. организация контроля за обслуживанием БК;
8. обеспечение своевременной и полной амортизации суммы основного долга и возврата процентов.
Цели различаются:
1) кредитование под оборотные средства;
2) кредитование коммерческих операций (факторинг);
3) инвестиционное кредитование (кредитование покупки основных средств, реконструкций или строительства)
Оценка собственной кредитоспособности. Она основана на показателях:
1. показателях финансового состояния предприятий;
2. наличии кредитной истории: это опыт обращения заемщика к кредитным учреждениям и характер выполнения им предыдущих кредитных договоров. С точки зрения кредитной истории банки выделяют три вида оценки заемщика:
· хороший заемщик , если задолженность по кредиту и проценты по нему уплачиваются в установленные сроки, а так же при пролонгации его не более 1 раза на срок не более 90 дней.
· слабый, если просроченная задолженность и проценты по нему составляют не более 90 дней, а так же при пролонгации кредита на срок более 90 дней, но с обязательным текущим его обслуживанием;
· недостаточно надежный, если просроченная задолженность по кредиту и проценты по нему составляют более 90 дней, а так же при пролонгации на срок более 90 дней без выплаты процентов по нему.
Финансовые показатели заемщиков – это традиционная стандартная оценка при которой в основном используются финансовые коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости. Результаты оценки кредитоспособности получают свое отражение в присвоении заемщику соответствующего кредитного рейтинга.
Выбор необходимых видов кредита. При выборе необходимо учитывать: цели использования кредита, период использования заемных средств, определенность сроков начала и окончания сроков кредита, возможность обеспечения привлекаемого кредита, условия погашения основного долга.
Изучение условий кредитования: сроки кредита, уплата процентов, размер процентов, сроки возврата основного долга, наличие льготного периода, валюта кредита, форма кредитной ставки (фиксированная или плавающая), вид кредитной ставки (процентная или учетная).
Процентная ставка – это процент на сумму оставшегося долга. Учетная ставка – начисляется путем дисконтирования суммы долга (пересчет будущих выплат в текущую стоимость).
Условия выплаты процента:
- выплата всей суммы процента в момент получения кредита;
- равномерными частями;
- выплата всей суммы процента в момент погашения основной суммы долга
Форма обеспечения кредита:
- имущественное обеспечение (оформление залога);
- поручительство (обязательство, которое дает организация, что если заемщик не возвращает долг, то это делает поручитель)
В процессе заключения кредитного договора необходимо выторговать у банковских учреждений наиболее благоприятные условия кредитного договора. Это касается выплаты процентов и наличия льготных периодов.
Эффективность кредита определяется ставкой процента на прибыль, полученную по кредиту.
Контроль осуществляется банковским учреждением в соответствии с заключенным договором. Платежи по кредитному договору должны быть заранее включены в платежный календарь предприятия.
Методы финансового анализа и группировка основных финансовых коэффициентов. Методика расчета коэффициентов ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности
В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международной практике называются элементами финансовой отчетности. Основными элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного периода и обусловили изменения в первых трех элементах. Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, среди которых во всех странах, в том числе и в России, основными являются Баланс и Отчет о прибытках и убытках.
Основными методами анализа отчетности служат:
чтение отчетности;
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
трендовый анализ;
расчет финансовых коэффициентов.
Чтение отчетности — это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы и финансовые активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.
Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.
Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100 процентов (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса).
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100 процентов:
Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирование влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой, например:
общепринятыми стандартными параметрами;
среднеотраслевыми показателями;
аналогичными показателями предшествующих лет (периодов);
показателями конкурирующих предприятий;
какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности компании, нуждающиеся в дополнительном анализе. Впрочем, дополнительный анализ может и не подтвердить предварительную негативную оценку, обусловленную расчетом того или иного коэффициента. Так, в ряде случаев та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприятия; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли, в силу, например, диверсификации деятельности многих компаний; фактически достигнутый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным для удовлетворения потребностей предприятия в соответствующие годы, или может быть оптимальным для предшествующих лет, но недостаточным для отчетного периода. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Однако все это не значит, что финансовые коэффициенты невозможно использовать в финансовом управлении. Необходимо лишь понимать ограничения, которые накладывает их использование, и относиться к ним как к инструменту анализа, а не как к объяснению изучаемых вопросов.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, прежде всего акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая любое решение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты.
В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов:
1. Коэффициенты ликвидности.
2. Коэффициенты деловой активности.
3. Коэффициенты рентабельности.
4. Коэффициенты платежеспособности или структуры капитала.
5. Коэффициенты рыночной активности.
Рассмотрим показатели (коэффициенты) каждой из этих групп.
1. Коэффициенты ликвидности
Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:
коэффициент общей (текущей) ликвидности;
коэффициент срочной ликвидности;
коэффициент абсолютной ликвидности;
чистый оборотный капитал.
Коэффициент общей ликвидности рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более, чем в два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамику.
Частным показателем коэффициента текущей ликвидности является коэффициент срочной ликвидности, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности) к краткосрочным обязательствам. Для расчета коэффициента срочной ликвидности может применяться также другая формула расчета, согласно которой числитель равен разнице между оборотными средствами (без учета расходов будущих периодов) и материально-производственными запасами. По международным стандартам уровень коэффициента также должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 — 0,8.
Необходимость расчета коэффициента срочной ликвидности вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает не только наличие непосредственно покупателя, но и наличие у него денежных средств. Следует также учитывать еще одно ограничение в использовании коэффициентов ликвидности. Как следует из приведенного выше способа расчета, к наиболее ликвидным активам относятся не только денежные средства, но и краткосрочные ценные бумаги и чистая дебиторская задолженность. В условиях развитой рыночной экономики такой подход вполне оправдан: краткосрочные ценные бумаги по определению являются высоколиквидными средствами; дебиторская задолженность, во-первых, оценивается за вычетом потенциальных сомнительных долгов, а не только выявленных фактически посредством инвентаризации дебиторской задолженности. Во-вторых, предприятие в условиях развитой рыночной экономики имеет целый ряд законодательно регламентированных возможностей, с помощью которых оно может взыскать долги со своего клиента. Очевидно, что в переходной экономике России эти условия пока отсутствуют. Поэтому вызывает сомнение целесообразность оценки ликвидности российских предприятий посредством коэффициентов текущей и срочной ликвидности, особенно в тех случаях, когда это не сопровождается подробным анализом показателей, участвующих в расчетах. Представляется, что в большинстве случаев наиболее надежной является оценка ликвидности только по показателю денежных средств. Этот показатель называется коэффициентом абсолютной ликвидности и рассчитывается, как частное от деления денежных средств на краткосрочные обязательства. В западной практике коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2 — 0,25.
Большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет изучение чистого оборотного капитала, который рассчитывается как разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.
Чистый оборотный капитал придает большую финансовую независимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обесценения или потерь оборотных активов (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора).
Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости материально-производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от отраслевой специфики и хозяйственной конъюнктуры.
На финансовом положении предприятия отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток этих средств может привести предприятие к банкротству, поскольку свидетельствует о его неспособности своевременно погасить краткосрочные обязательства. Недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадежной дебиторской задолженности, приобретением дорогостоящих объектов основных средств без предварительного накопления денежных средств на эти цели, выплатой дивидендов при отсутствии соответствующей прибыли, финансовой неподготовленностью к погашению долгосрочных обязательств предприятия.
Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Примерами являются: выпуск акций или получение кредитов сверх реальных потребностей для хозяйственной деятельности, накопление оборотных средств вследствие продажи основных активов или амортизационных отчислений без соответствующей замены их новыми объектами, нерациональное использование прибыли от хозяйственной деятельности.
2. Коэффициенты деловой активности
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.
В финансовом менеджменте наиболее часто используются следующие показатели оборачиваемости:
Коэффициент оборачиваемости активов — отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса — характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т. е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.
При сопоставлении данного коэффициента для разных компаний или для одной компании за разные годы необходимо проверить, обеспечено ли единообразие в оценке среднегодовой стоимости активов. Например, если на одном предприятии основные средства оценены с учетом амортизации, начисленной по методу прямолинейного равномерного списания, а на другом использовался метод ускоренной амортизации, то во втором случае оборачиваемость будет выше, однако лишь в силу различий в методах бухгалтерского учета. Более того, показатель оборачиваемости активов при прочих равных условиях будет тем выше, чем изношеннее основные средства предприятия.
По коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности судят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей) превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Коэффициент рассчитывается посредством деления выручки от реализации продукции на среднегодовую стоимость чистой дебиторской задолженности. Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредитования, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности, и показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов.
Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно также рассчитать в днях. Для этого необходимо количество дней в году (360 или 365) разделить на рассмотренные нами показатели. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кредиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов. Он рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Для расчета коэффициента в днях необходимо 360 или 365 дней разделить на частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запасов. Тогда можно узнать, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запасов, особенно при сравнении деятельности данного предприятия с конкурентами.
В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов может ощутиться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.
Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости запасов отражает негативные явления в деятельности компании, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.
Наконец, длительность операционного цикла. По этому показателю определяют, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия; иначе говоря, в течение какого периода денежные средства связаны в материально-производственных запасах.
Помимо рассмотренных коэффициентов, могут быть рассчитаны коэффициенты оборачиваемости основных средств, оборачиваемости собственного капитала и ряд показателей, характеризующих эффективность использования рабочей силы.
Коэффициент оборачиваемости основных средств (или фондоотдача) рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость основных средств. Повышение фондоотдачи, помимо увеличения объема реализованной продукции, может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их более высокого технического уровня. Разумеется, ее величина сильно колеблется в зависимости от особенностей отрасли и ее капиталоемкости. Однако общие закономерности здесь таковы, что чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость собственного капитала. Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он слишком высок (что означает значительное превышение уровня реализации над вложенным капиталом), это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за которым кредиторы начинают больше участвовать в деле, чем собственники компании. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, увеличивается также риск кредиторов, и компания может иметь серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов или общей тенденцией снижения цен. Низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий в сложившихся условиях источник доходов.
3. Коэффициенты рентабельности
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.
Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются коэффициенты рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.
Коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов) рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Он показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.
Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность реализации) рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации (1) и из расчета по чистой прибыли (2).
Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т. д. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя следует учитывать, что на его уровень существенное влияние оказывают применяемые методы учета материально-производственных запасов. Наиболее значимым в этой части анализа финансовой информации признается рентабельность реализованной продукции, определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной продукции. В итоге узнают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (рентабельность собственного капитала) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.
С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет отношение чистой прибыли (т. е. после уплаты налогов) к среднегодовой сумме собственного капитала. В показателе чистой прибыли находят отражения действия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результата деятельности компании: в благоприятные для компании годы отчисления возрастают, в период же снижения деловой активности они уменьшаются. Поэтому здесь обычно наблюдается более ровное движение показателя. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|