Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные преимущества и недостатки банковского кредита, факторинга и лизинга. Управление привлечением банковского кредита





Виды банковских кредитов, предоставленных предприятиям. Банковский кредит предоставляется на условиях платности, возвратности, срочности.

Различают следующие виды кредита:

1) бланковый (необеспеченный) кредит под осуществление отдельных хозяйственных операций. Этот кредит предоставляется банком, ведущим рассчетно-кассовые операции предприятия и предоставляются наиболее надежным и постоянным клиентам (без залога), но фактически он обеспечивается размером дебиторской задолженности предприятия и его средствами на расчетном счете в этом банке. Этот вид кредита является самоликвидирующимся, т.к. осуществленная при его посредстве хозяйственная операция дает возможность зачислить выручку на погашение кредита. Такие кредиты предоставляются на краткосрочной основе;

2) контокоррентный (овер драфт) предоставляется банком обычно под обеспечение, но это требование не является обязательным. При предоставлении этого кредита банк открывает предприятию контокоррентный счет, на котором учитываются как кредитные, так и расчетные операции. Этот счет используется в качестве источников кредита в объеме, превышающем установленного в кредитном договоре максимальное отрицательное сальдо (контокоррентный лимит) . По отрицательному остатку этого счета предприятие выплачивает банку установленный кредитный процент. Сальдирование поступлений происходит по установленному в договоре сроку.



3) сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга предоставляется обычно на формирование переменной части оборотных активов на период их возрастания в связи с сезонными потребностями предприятия. Особенность этого кредита заключается в том, что наряду с ежемесячным обслуживанием этого долга кредитным договором предусматривается ежемесячное погашение (амортизация) долга. График такой амортизации долга по размерам увязанным с объемом сезонной потребности предприятия в денежных средствах;

4) револьверный (автоматически возобновляемый) характеризуется тем, что в течение кредитного договора разрешается поэтапная выборка кредитных средств, а так же поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему. Внесенный в счет погашения обязательств средства могут вновь заимствоваться предприятием в течение периода действия кредитного договора. Выплата оставшейся непогашенной суммы производится по истечению действующего кредитного договора. Преимущество данного кредита заключается в том, что заемщик не ограничен сроками кредита и может брать их в любое время в пределах установленного лимита;



5) ипотечный кредит под залог имущества или основных средств. Предприятия, передающие в залог имущество обязаны застраховать его в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имущество продолжает оставаться и использоваться предприятием. В настоящее время ипотечный кредит является основной формой долгосрочного банковского кредитования;

6) коммерческий кредит – это предоставление отсрочки платежа по оплате купленных товаров продавцу, предоставляется постоянным партнерам и заинтересовывает в долгосрочных постоянных отношениях кредитора и заемщика. Коммерческий кредит имеет определенные проценты, которые согласовываются при заключении этих договоров;

7) факторинг – это вид кредита, предоставляется банковским учреждением под проведение какой-либо операции при отсутствии наличных средств у предприятия. При этом в договоре банковское учреждение расплачивается с поставщиком и продавцом оборудования и затем при поступлении денежных средств на счет предприятия списывает его в счет проведенных операций. Является методом краткосрочного кредитования.

8) финансовый лизинг – это предоставление основных средств заемщику на условиях оплаты стоимости оборудования по частям. Определяется срок лизинга 1- 7 лет. Так же понимают как финансовую аренду , предоставленного его покупателю с возможностью выкупа имущества по окончании срока лизинга по остаточной стоимости.



Преимущества лизинга по сравнению с кредитом:

1. возможность использования дорогостоящего оборудования без оплаты полной стоимости;

2. лизинговое оборудование не переходит в собственность лизингополучателя без истечения срока лизинга. Лизингополучатель не платит налоги на лизинговое имущество, не учитывает на своем счете это имущество и не несет др. соответствующих расходов;

3. лизинговое имущество дорогостоящее, как правило, и его покупка и уплата за него своих средств одним платежом привело бы к значительным финансовым затруднениям, а оформление лизингового договора позволяет разделить финансовые расходы на достаточно длительный период лизингового договора;

4. лизинговые договоры в настоящее время заключаются на льготных условиях, т.к. они существуют в рамках действующих форм государственной поддержки с.-х. товаропроизводителей. В этих условиях лизингополучатель экономит затраты по приобретению основных средств, т.к. наценки лизинговых кампаний значительно ниже, чем уровень инфляции, который действует в период лизингового договора.

Недостатки:

1. существует определенная наценка, которая увеличивает первоначальную стоимость приобретаемого оборудования. В настоящее время общий размер наценки на лизинговое оборудование составляет 20%. Эта наценка складывается из следующих составляющих:

a. наценка лизинговой кампании, необходимая для осуществления этой кампании 10% от первоначальной стоимости. Эта наценка ограничена соответствующими нормативными положениями государства;

b. % за кредит, по которому они преобретают технику производителя (5-6%);

c. Страхование имущества от рисков (1,2 – 1,3%);

d. «% арендная плата, которая идет в доход лизинговых кампаний.

2. лизинг выгоден только при покупке дорогостоящей техники (свыше 1 млн. руб.), т.к. сроки лизинга зависят от стоимости техники. 100000 – 1 год, свыше 1 млн. руб. на 5 лет и т.д.

3. невозможность владения этой техникой кроме как эксплуатации. Продавать, закладывать нельзя.

Банковский кредит (БК) – это наиболее важный и используемый вид заемных ресурсов. От правильного и эффективного использования кредита во многом зависит финансовое состояние предприятия и общая политика использования заемных средств. В современных условиях, когда предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов для текущей деятельности, а так же для осуществления инвестиций банковское кредитование занимает 10-50% заемных ресурсов предприятия. При использовании кредитных ресурсов каждое предприятие заранее должно просчитать все выгоды и недостатки кредита, а так же заранее подсчитать эффективность получаемых кредитов. В связи с этим требуется систематизация положительных и отрицательных сторон использования банковского кредита.

Преимущества БК:

1. возможность получения кредита в любом объеме, в любое время и на любые разрешенные законом цели. Ограничительными вопросами являются только платежеспособность (кредитоспособность) заемщика, срок возврата кредита и период кредитования при получении кредита;

2. возможность получения кредита на любые хозяйственные операции, а так же на инвестиционные цели (могут получить краткосрочный и долгосрочный кредит);

3. стоимость кредита, определяемая как процентная ставка, входит в производственные затраты, которые можно включить в себестоимость производимой продукции, что позволяет предприятию уменьшать облагаемую прибыль и пользоваться эффектом финансового рычага;

4. по условиям кредитования товаропроизводитель имеет возможность заранее составить график платежей и соответственно заранее спланировать свои финансовые потоки. Такая возможность позволяет ему предвидеть финансовые затруднения в будущем и зарезервировать средства для их преодоления;

5. заключение кредитного договора с банковским учреждением имеет большой риск и освобождает предприятие от необходимости страхования своих финансовых операций (в отличии от операций с ценными бумагами)

Недостатки БК:

1. платность, срочность и возвратность;

2. высокая забюрократизированность условий получения и оформления кредита;

3. строгое соблюдение графика возврата и уплаты процентов по кредиту;

4. высокие требования к кредитополучателю со стороны банковских учреждений: проверка платежеспособности, кредитного рейтинга и способности вернуть полученный кредит. Банк проверяет и менеджмент предприятия и криминал;

5. высокая стоимость кредита 16-20% годовых.

Вывод:

При наличии отрицательных сторон кредита, тем не менее предприятия должны пользоваться кредитом в том случае, если плата за него меньше ставки рентабельности совокупного капитала. Если ставка рентабельности выше платы за кредит, то пользоваться кредитом выгодно, если ставка рентабельности меньше платы за кредит, то пользоваться кредитом не выгодно.

Для того, чтобы эффективно пользоваться БК необходимо правильно разработать политику привлечения банковского кредита. При этом необходимо проводить следующие этапы работ:

1. определение цели использования привлекаемого БК;

2. оценка собственной кредитоспособности;

3. выбор необходимых видов привлекаемого кредита;

4. изучение и оценка условий банковского кредитования в разрезе видов кредитов;

5. согласование кредитных условий процесса заключения кредитного договора;

6. обеспечение эффективных условий использования БК;

7. организация контроля за обслуживанием БК;

8. обеспечение своевременной и полной амортизации суммы основного долга и возврата процентов.

Цели различаются:

1) кредитование под оборотные средства;

2) кредитование коммерческих операций (факторинг);

3) инвестиционное кредитование (кредитование покупки основных средств, реконструкций или строительства)

Оценка собственной кредитоспособности. Она основана на показателях:

1. показателях финансового состояния предприятий;

2. наличии кредитной истории: это опыт обращения заемщика к кредитным учреждениям и характер выполнения им предыдущих кредитных договоров. С точки зрения кредитной истории банки выделяют три вида оценки заемщика:

· хороший заемщик , если задолженность по кредиту и проценты по нему уплачиваются в установленные сроки, а так же при пролонгации его не более 1 раза на срок не более 90 дней.

· слабый, если просроченная задолженность и проценты по нему составляют не более 90 дней, а так же при пролонгации кредита на срок более 90 дней, но с обязательным текущим его обслуживанием;

· недостаточно надежный, если просроченная задолженность по кредиту и проценты по нему составляют более 90 дней, а так же при пролонгации на срок более 90 дней без выплаты процентов по нему.

Финансовые показатели заемщиков – это традиционная стандартная оценка при которой в основном используются финансовые коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости. Результаты оценки кредитоспособности получают свое отражение в присвоении заемщику соответствующего кредитного рейтинга.

Выбор необходимых видов кредита. При выборе необходимо учитывать: цели использования кредита, период использования заемных средств, определенность сроков начала и окончания сроков кредита, возможность обеспечения привлекаемого кредита, условия погашения основного долга.

Изучение условий кредитования: сроки кредита, уплата процентов, размер процентов, сроки возврата основного долга, наличие льготного периода, валюта кредита, форма кредитной ставки (фиксированная или плавающая), вид кредитной ставки (процентная или учетная).

Процентная ставка – это процент на сумму оставшегося долга. Учетная ставка – начисляется путем дисконтирования суммы долга (пересчет будущих выплат в текущую стоимость).

Условия выплаты процента:

- выплата всей суммы процента в момент получения кредита;

- равномерными частями;

- выплата всей суммы процента в момент погашения основной суммы долга

Форма обеспечения кредита:

- имущественное обеспечение (оформление залога);

- поручительство (обязательство, которое дает организация, что если заемщик не возвращает долг, то это делает поручитель)

В процессе заключения кредитного договора необходимо выторговать у банковских учреждений наиболее благоприятные условия кредитного договора. Это касается выплаты процентов и наличия льготных периодов.

Эффективность кредита определяется ставкой процента на прибыль, полученную по кредиту.

Контроль осуществляется банковским учреждением в соответствии с заключенным договором. Платежи по кредитному договору должны быть заранее включены в платежный календарь предприятия.

Методы финансового анализа и группировка основных финансовых коэффициентов. Методика расчета коэффициентов ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности

В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупнен­ные статьи, которые в международной практике называются эле­ментами финансовой отчетности. Основными элементами финан­совой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых эле­мента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного перио­да и обусловили изменения в первых трех элементах. Все элемен­ты финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, сре­ди которых во всех странах, в том числе и в России, основными являются Баланс и Отчет о прибытках и убытках.

Основными методами анализа отчетности служат:

чтение отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых коэффициентов.

Чтение отчетности — это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его кратко­срочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические ак­тивы и финансовые активы, источники формирования собствен­ного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреж­дениями, оценивают выручку от основной деятельности и при­быль текущего года.

Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по срав­нению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.

Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100 процентов (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса).

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклоне­ний показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня ба­зисного года (периода), для которого все показатели принима­ются за 100 процентов:

Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропор­ции между различными статьями отчетности. Достоинствами фи­нансовых коэффициентов являются простота расчетов и элими­нирование влияния инфляции, что особенно актуально при ана­лизе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-пер­вых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в срав­нении этого показателя с какой-либо базой, например:

общепринятыми стандартными параметрами;

среднеотраслевыми показателями;

аналогичными показателями предшествующих лет (перио­дов);

показателями конкурирующих предприятий;

какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.

Считается, что если уровень фактических финансовых коэф­фициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности компании, нуждающиеся в до­полнительном анализе. Впрочем, дополнительный анализ может и не подтвердить предварительную негативную оценку, обуслов­ленную расчетом того или иного коэффициента. Так, в ряде слу­чаев та или иная величина коэффициента не соответствует обще­принятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприя­тия; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли, в силу, например, диверси­фикации деятельности многих компаний; фактически достигну­тый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным для удовлетворения потребностей предприятия в соответствую­щие годы, или может быть оптимальным для предшествующих лет, но недостаточным для отчетного периода. Финансовые ко­эффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов. Нако­нец, они имеют статичный характер. Однако все это не значит, что финансовые коэффициенты невозможно использовать в фи­нансовом управлении. Необходимо лишь понимать ограничения, которые накладывает их использование, и относиться к ним как к инструменту анализа, а не как к объяснению изучаемых вопросов.

Для финансового менеджера финансовые коэффициенты име­ют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, прежде все­го акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая любое ре­шение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты.

В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов:

1. Коэффициенты ликвидности.

2. Коэффициенты деловой активности.

3. Коэффициенты рентабельности.

4. Коэффициенты платежеспособности или структуры капитала.

5. Коэффициенты рыночной активности.

Рассмотрим показатели (коэффициенты) каждой из этих групп.

1. Коэффициенты ликвидности

Коэффициенты ликвидности позволяют определить способ­ность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:

коэффициент общей (текущей) ликвидности;

коэффициент срочной ликвидности;

коэффициент абсолютной ликвидности;

чистый оборотный капитал.

Коэффициент общей ликвидности рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обяза­тельств в течение определенного периода. Согласно общеприня­тым международным стандартам, считается, что этот коэффици­ент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточно для погашения кратко­срочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочны­ми обязательствами более, чем в два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерацио­нальной структуре капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамику.

Частным показателем коэффициента текущей ликвидности явля­ется коэффициент срочной ликвидности, раскрывающий отноше­ние наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской за­долженности) к краткосрочным обязательствам. Для расчета коэффициента срочной ликвидности может применяться также другая формула расчета, согласно которой числитель равен разнице меж­ду оборотными средствами (без учета расходов будущих периодов) и материально-производственными запасами. По международным стандартам уровень коэффициента также должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 — 0,8.

Необходимость расчета коэффициента срочной ликвидности вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова, и если, например, денежные сред­ства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает не только наличие непосредственно покупателя, но и наличие у него денежных средств. Следует также учитывать еще одно ограниче­ние в использовании коэффициентов ликвидности. Как следует из приведенного выше способа расчета, к наиболее ликвидным активам относятся не только денежные средства, но и кратко­срочные ценные бумаги и чистая дебиторская задолженность. В условиях развитой рыночной экономики такой подход вполне оправдан: краткосрочные ценные бумаги по определению явля­ются высоколиквидными средствами; дебиторская задолжен­ность, во-первых, оценивается за вычетом потенциальных со­мнительных долгов, а не только выявленных фактически посред­ством инвентаризации дебиторской задолженности. Во-вторых, предприятие в условиях развитой рыночной экономики имеет це­лый ряд законодательно регламентированных возможностей, с помощью которых оно может взыскать долги со своего клиента. Очевидно, что в переходной экономике России эти условия пока отсутствуют. Поэтому вызывает сомнение целесообразность оценки ликвидности российских предприятий посредством ко­эффициентов текущей и срочной ликвидности, особенно в тех случаях, когда это не сопровождается подробным анализом пока­зателей, участвующих в расчетах. Представляется, что в большин­стве случаев наиболее надежной является оценка ликвидности только по показателю денежных средств. Этот показатель называется коэффициентом абсолютной ликвидности и рассчитывается, как частное от деления денежных средств на краткосрочные обязательства. В западной практике коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2 — 0,25.

Большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет изучение чистого оборотного капитала, который рассчитывается как разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами. Чистый оборотный капитал необхо­дим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, по­скольку превышение оборотных средств над краткосрочными обя­зательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресур­сы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чисто­го оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов поло­жительным индикатором к вложению средств в компанию.

Чистый оборотный капитал придает большую финансовую не­зависимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебитор­ской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обес­ценения или потерь оборотных активов (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора).

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости ма­териально-производственных запасов и дебиторской задолжен­ности, условий предоставления кредитов предприятию, от отрас­левой специфики и хозяйственной конъюнктуры.

На финансовом положении предприятия отрицательно сказы­вается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капита­ла. Недостаток этих средств может привести предприятие к бан­кротству, поскольку свидетельствует о его неспособности своевре­менно погасить краткосрочные обязательства. Недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом без­надежной дебиторской задолженности, приобретением дорого­стоящих объектов основных средств без предварительного накоп­ления денежных средств на эти цели, выплатой дивидендов при отсутствии соответствующей прибыли, финансовой неподготов­ленностью к погашению долгосрочных обязательств предприятия.

Значительное превышение чистого оборотного капитала над оп­тимальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Примерами являются: выпуск акций или получение кредитов сверх реальных потребностей для хозяйствен­ной деятельности, накопление оборотных средств вследствие про­дажи основных активов или амортизационных отчислений без со­ответствующей замены их новыми объектами, нерациональное ис­пользование прибыли от хозяйственной деятельности.

2. Коэффициенты деловой активности

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализиро­вать, насколько эффективно предприятие использует свои сред­ства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную фор­му, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производст­венно-технического потенциала фирмы.

В финансовом менеджменте наиболее часто используются сле­дующие показатели оборачиваемости:

Коэффициент оборачиваемости активов — отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса — харак­теризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т. е. показы­вает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответст­вующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица ак­тивов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.

При сопоставлении данного коэффициента для разных ком­паний или для одной компании за разные годы необходимо про­верить, обеспечено ли единообразие в оценке среднегодовой сто­имости активов. Например, если на одном предприятии основ­ные средства оценены с учетом амортизации, начисленной по ме­тоду прямолинейного равномерного списания, а на другом ис­пользовался метод ускоренной амортизации, то во втором случае оборачиваемость будет выше, однако лишь в силу различий в ме­тодах бухгалтерского учета. Более того, показатель оборачиваемо­сти активов при прочих равных условиях будет тем выше, чем из­ношеннее основные средства предприятия.

По коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности судят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей) превращалась в денежные средства в те­чение отчетного периода. Коэффициент рассчитывается посред­ством деления выручки от реализации продукции на среднего­довую стоимость чистой дебиторской задолженности. Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачивае­мости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет со­поставить условия коммерческого кредитования, которыми пред­приятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредито­вания, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как частное от деления себестоимости реализо­ванной продукции на среднегодовую стоимость кредиторской за­долженности, и показывает, сколько компании требуется оборо­тов для оплаты выставленных ей счетов.

Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно также рассчитать в днях. Для этого необхо­димо количество дней в году (360 или 365) разделить на рассмотренные нами показатели. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кре­диторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов. Он рассчи­тывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производ­ственных запасов. Для расчета коэффициента в днях необходимо 360 или 365 дней разделить на частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость матери­ально-производственных запасов. Тогда можно узнать, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально-производ­ственных запасов. В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запа­сов, особенно при сравнении деятельности данного предприятия с конкурентами.

В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье обо­ротных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально повышение оборачи­ваемости и снижение запасов при наличии значительной задолжен­ности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов мо­жет ощутиться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.

Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение обора­чиваемости запасов отражает негативные явления в деятельности компании, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.

Наконец, длительность операционного цикла. По этому показа­телю определяют, сколько дней в среднем требуется для произ­водства, продажи и оплаты продукции предприятия; иначе гово­ря, в течение какого периода денежные средства связаны в мате­риально-производственных запасах.

Помимо рассмотренных коэффициентов, могут быть рассчитаны коэффициенты оборачиваемо­сти основных средств, оборачиваемости собственного ка­питала и ряд показателей, характеризующих эффектив­ность использования рабочей силы.

Коэффициент оборачиваемости основных средств (или фондоотдача) рассчитывается как частное от деле­ния объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость основных средств. Повышение фондоотдачи, помимо увеличения объема реализованной продукции, может быть достигнуто как за счет относительно невысо­кого удельного веса основных средств, так и за счет их бо­лее высокого технического уровня. Разумеется, ее величи­на сильно колеблется в зависимости от особенностей от­расли и ее капиталоемкости. Однако общие законо­мерности здесь таковы, что чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий уровень фон­доотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.

Коэффициент оборачиваемости собственного капи­тала рассчитывается как частное от деления объема реа­лизованной продукции на среднегодовую стоимость собст­венного капитала. Этот показатель характеризует различ­ные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он слишком высок (что означает значительное превышение уровня реализации над вложен­ным капиталом), это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за кото­рым кредиторы начинают больше участвовать в деле, чем собственники компании. В этом случае отношение обяза­тельств к собственному капиталу увеличивается, увеличи­вается также риск кредиторов, и компания может иметь серьезные затруднения, обусловленные уменьшением до­ходов или общей тенденцией снижения цен. Низкий показа­тель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного ка­питала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий в сложившихся усло­виях источник доходов.

3. Коэффициенты рентабельности

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.

Наиболее часто используемыми показателями в контексте фи­нансового менеджмента являются коэффициенты рентабельно­сти всех активов предприятия, рентабельности реализации, рен­табельности собственного капитала.

Коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рента­бельность активов) рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия. Он показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предпри­ятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого пред­приятия со среднеотраслевым коэффициентом.

Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность реа­лизации) рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации (1) и из расчета по чистой прибыли (2).

Первый показатель отражает изменения в политике ценообра­зования и способность предприятия контролировать себестои­мость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая не­обходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе про­изводственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т. д. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимо­сти пересмотра цен или усиления контроля за использованием ма­териально-производственных запасов. В ходе анализа этого пока­зателя следует учитывать, что на его уровень существенное влия­ние оказывают применяемые методы учета материально-произ­водственных запасов. Наиболее значимым в этой части анализа финансовой информации признается рентабельность реализован­ной продукции, определяемая как отношение чистой прибыли по­сле уплаты налога к объему реализованной продукции. В итоге уз­нают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (рентабельность собственного капитала) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.

С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет отношение чис­той прибыли (т. е. после уплаты налогов) к среднегодовой сумме собственного капитала. В показателе чистой прибыли находят от­ражения действия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результата деятельности компании: в благопри­ятные для компании годы отчисления возрастают, в период же снижения деловой активности они уменьшаются. Поэтому здесь обычно наблюдается более ровное движение показателя. Рента­бельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.