Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 1. Управление прибылью и рентабельностью предприятия





Прибыль является важнейшим финансовым результатом деятельности предприятия. Модель формирования прибыли представлена на рис. 13.

Налоги из выручки
Выручка от реализации продукции, товаров, услуг

 

_

 
 


_


_

           
   
 
 
Финансовый результат от реализации продукции
 
Сальдо внереализационных доходов и расходов от основной деятельности


           
   
 
 
Финансовый результат от операционной деятельности
 
Прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности


+

           
   
 
 
Финансовый результат отчётного периода от обычной деятельности
 
Чрезвычайные доходы и расходы


+

           
   
 
 
Общая сумма прибыли периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль)
 
Проценты к уплате за используемые заёмные ресурсы
 


 
 


Налог на прибыль и иные обязательные платежи
Прибыль отчётного периода до налогообложения
_

 
 


Чистая прибыль
Потреблённая прибыль



 


Рис. 13. Модель формирования показателей прибыли

Прибыль –часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – это объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и её неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

Главная цель управления прибылью –максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах.Это означает обеспечение:

· максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

· оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;



· высокого качества формируемой прибыли;

· выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

· достаточного объёма инвестиций за счёт прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

· роста рыночной стоимости организации;

· эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Рентабельность предприятия –показатель эффективности экономической деятельности, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств компанией, фирмой, организацией.

Показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Управление прибылью и рентабельностью предприятия, прежде всего, требует проведения финансового анализа предприятия, а также факторного анализа прибыли.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырёх факторов первого уровня соподчиненности: объёма реализации продукции (VРП); структуры продаж (Удi); cебестоимости единицы продукции или услуг (Ci); уровня среднереализационных цен (Цi) и выглядит так:

П = ∑ [VРПii - Ci)] = ∑ [VPПобщ Удi (Цi - Ci)].

Схема факторного анализа прибылипредставлена на рис. 14.

 

 


Рис. 14. Модель факторного анализа прибыли

 

Структура продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.



Формализованный расчёт балансовой прибыли представлен ниже:

РБ = ± РР ± РПР ± РВН,

где: РБ - балансовая прибыль или убыток; РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг); РПР - результат от прочей реализации; РВН - результат (доходы и расходы) от внереализационных операций.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются также показателями выручки (валового дохода) от реализации продукции, величиной налога на добавленную стоимость.

Выручка от реализации продукции свидетельствует о завершении производственного цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, а также затрат на производство реализованной продукции получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации.

Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле:РР = NP- SP- PД,

где РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг); NP - выручка (валовый доход) от реализации продукции; SP - затраты на производство реализованной продукции; PД - налог на добавленную стоимость и акцизы.

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объёма реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Чистая прибыль (ЧР) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (РБ') и величиной налогов с учетом льгот: (Н'): \ЧР = РБ' - Н'.

Чистая прибыль — это разность доходов и расходов, понимаемых в обобщенном смысле.

Система мер по управлению прибылью с целью повышению доходов и снижению расходов предприятия:

1. С целью повышения доходов должны проводиться оценка, анализ и планирование выполнения плановых заданий и динамики продаж.

2. С целью снижения расходов (затрат) проводят оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по месту возникновения и виду расходов (затрат), а также поиск резервов обоснованногоснижения себестоимости продукции.

3.В мировой практике управление прибылью осуществляется по центрам ответственности. Исходя из того, какой критерий (затраты, доходы, прибыль или инвестиции) определяется как системообразующий он выделяет такие центры ответственности как затратообразующий, доходообразующий, прибылеобразующий, инвестиционно-развивающий. И при управлении каждым центром руководителям надо работать не со всеми известными показателями, а с теми, которые свойственны этому центру.

Плановые задания в отношении затрат могут устанавливаться в различных разрезах. Один из наиболее важных – контроль затрат как элемент системы управления по центрам ответственности.

Центр ответственности (Responsibility Center) – подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено определенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий.В зависимости от того, какой критерий (затраты, доходы, прибыль или инвестиции) определяется как системообразующий, принято выделять следующие центры ответственности:

Затратообразующий центр(Cost Center) — подразделение, работающее по утверждённой смете расходов. Трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах. В качестве примера можно привести университетскую кафедру. Её руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выделяемых средств (покупка компьютера, приглашение известного профессора для чтения краткого курса, направление сотрудников на научные конференции и т.п.). Ещё один пример – бухгалтерия предприятия. Трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.

Доходообразуюищй центр(Revenue Center) – подразделение, руководство которого несёт ответственность за генерирование доходов. Примеры: отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель не несёт ответственности за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже продукции завода руководитель коммерческой службы не несёт ответственности за её себестоимость, т.к. главная его задача – организация торговли, работа с клиентами, варьирование скидками в рамках установленной ценовой политики и т.п. Безусловно, в этом случае возникают затраты, но не они являются объектом контроля со стороны вышестоящего руководства.

Прибылеобразующий центр(Profit Center) – подразделение, в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании, дивизиональные подразделения с замкнутым производственным циклом, технологически самостоятельные производства, обособляемые в рамках диверсификации производственной деятельности и т.п. К прибылеобразующим могут относиться и внутренние подразделения компании, если ею используется политика трансфертных цен (когда продукция, находящаяся на разных стадиях обработки, не передаётся от одного подразделения другому, а «продаётся» по внутренним ценам).

Инвестиционно-развивающий центр(Investment Center) – подразделение, руководство которого не только отвечает за организацию рентабельной работы, но и наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями (например, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной границы). В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельности инвестиций. Кроме того, могут накладываться ограничения сверху на объём допустимых капиталовложений (решение по инвестиции, не превышающей заданную величину, является исключительной компетенцией руководителя этого центра ответственности; превышение границы требует обоснования и согласования с вышестоящим руководством). Центр ответственности данного типа – наиболее общее по функциональным возможностям подразделение. Здесь больше и число субкритериев. Это затраты, доходы, прибыль, объём разрешенных инвестиций, показатели рентабельности и другие.

4. Управление прибылью включает в себя и управление себестоимостью. Себестоимость продукции(работ, услуг)представляет собой стоимостную оценку ресурсов предприятия, использованных при производстве и реализации данной продукции.

Управление себестоимостью продукции представляет собой повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс (управление себестоимостью продукции) может быть представлен в виде следующих процедур:

• прогнозирование и планирование затрат;

• нормирование затрат;

• учёт затрат в заданной номенклатуре статей;

• калькулирование себестоимости;

• анализ затрат и себестоимости;

• контроль и регулирование управления затратами.

Роль финансовой службы в управлении расходами уже гораздо более значима, чем управление доходами. Если уровень доходов в значительной степени определяется конъюнктурой рынка, то видами и уровнем расходов можно управлять путём установления более или менее жестких внутренних нормативов по отдельным статьям расходов. Именно это реализуется в ходе формирования плановой себестоимости, расчёта фактической себестоимости, анализа отклонений фактических данных от плановых значений, выявления причин произошедших отклонений и разработки мероприятий по устранению причин, обусловивших появление необоснованных расходов.

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками является увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. (см. рис.15).

 

 
 

 


Рис. 15. Модель поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 

Таким образом, управление прибылью требует, чтобы на предприятии была разработана система мер по выявлению резервов роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию. Управление рентабельностью означает обеспечение желаемой динамики этих коэффициентов. Многие авторы сходятся на том, что показатели рентабельности надо прослеживать в динамике за ряд лет. Тогда можно принять точное управленческое решение по увеличению рентабельности.

Наряду с этой абсолютной оценкой эффективность хозяйственной деятельности предприятия рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования – показатели рентабельности (R).

Управление рентабельностью включает два компонента: управление прибылью (числитель показателя рентабельности) и управление базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности).

При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются следующие коэффициенты рентабельности:

- Рентабельность продукции издержек (коэффициент окупаемости затрат) (Rпр):

Rпр = ,

где Ппр – прибыль от продаж, С – себестоимость реализованной продукции.

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию.

Применение показателя рентабельности продукции наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и при снятии с производства неэффективных изделий.

- Рентабельность продаж/оборота (Rоб):

Rоб = ,

где В – выручка от реализации.

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Показатели рентабельности продукции и продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов.

- Рентабельность активов (RА):

RА = ,

где ЧП – чистая прибыль, Аср – средняя величина активов за определенный период.

Служит для определения эффективности использования капиталов в разных предприятиях и в отраслях, поскольку даёт общую оценку доходности вложенного в производства капитала как собственного, так и заёмного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность всех активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде.

- Рентабельность оборотных активов (Rоа):

Rоа = ,

где Ат. ср - средняя величина оборотных активов организации.

Характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы. Динамика этого показателя, изменение доли оборотных активов во всех активах может говорить об изменении масштабов деятельности или образовании излишних запасов, ускорении оборота оборотных средств или их дефиците в связи с нехваткой источников финансирования.

- Рентабельность собственного капитала (Rск):

Rск =

где Кс. ср. – средняя величина собственного капитала организации.

Характеризует эффективность использования собственных средств, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений в данную организацию.

Рост любого показателя рентабельности зависит от общих экономических явлений и процессов:

- совершенствования системы управления производством;

- повышения эффективности использования ресурсов организации на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчётно-платежных отношений;

- индексации оборотных средств и чёткого определения источников их формирования;

- работы предприятия по ресурсосбережению.

Таким образом, эффективность управления прибылью и рентабельностью предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Поэтому управление прибылью и рентабельностью предприятия на основе оценки факторов, влияющих на их величину, должно быть направлено на формирование положительной динамики изменений данных параметров.

Рост прибыли и рентабельности – это всегда положительная тенденция. Но необходимо всегда контролировать источники достигнутого роста (не было ли необоснованного снижения себестоимости продукции и других затрат, что может сказаться на качестве производимой продукции). Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности.

Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.