Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 2. Финансовая стратегия развития предприятия





Финансовая стратегия предприятия – система долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией и методами наиболее эффективных путей их достижения.

Роль финансовой стратегии в обеспечении эффективного развития предприятия заключается в следующем:

· разработанная финансовая стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц;

· она позволяет реально оценить финансовые возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами;

· она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды;

· разработка финансовой стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия;



· наличие финансовой стратегии обеспечивает чёткую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью предприятия.

Таким образом, финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях, подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчинённый характер и, должна быть согласована с её целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.



Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей).

Генеральная финансовая стратегия определяет деятельность предприятия на длительную перспективу.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами, что достигается на основе решения следующих задач финансовой стратегии:

· формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;

· выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством;

· ранжирование и поэтапное достижение задач;

· соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям;

· объективный учёт финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;

· создание и подготовку стратегических резервов;

· учёт экономических и финансовых возможностей предприятия и его конкурентов;

· определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на её устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;



· маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

Разработка финансовой стратегии основывается на:

- данных финансового анализа и выявленных критических точках в финансовом состоянии;

- долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, разработанных на основе анализа внешней среды, которые обозначают возможные направления развития финансов предприятия на перспективу;

- выбранном основном критерии совершенствования финансового состояния.

Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разрабатываются по объектам и составляющим финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трёх) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предприятия. Разработанная финансовая стратегия утверждается Советом директоров общества.

Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.

Контроль реализации финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, т. к. хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимном уравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жёсткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам.

Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия, т.к. финансовая стратегия носит по отношению к ней подчинённый характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим). Важным условием определения периода формирования финансовой стратегии предприятия является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов финансового рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность предприятия. Другими условиями определения периода формирования финансовой стратегии являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка.Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки финансовой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы её определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Система стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объёма собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию структуры активов и используемого капитала; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности. Систему стратегических целей финансового развития следует формулировать чётко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных целевых стратегических нормативах:

· среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;

· минимальная доля собственного капитала в общем объёме используемого капитала предприятия;

· коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия;

· соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия;

· минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих текущую платёжеспособность предприятия;

· минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих текущую платёжеспособность предприятия;

· минимальный уровень самофинансирования инвестиций;

· предельный уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам её реализации.В процессе этой конкретизации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации разработанных показателей финансовой стратегии с показателями общей стратегии развития предприятия, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры финансового рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов финансовой деятельности между собой.

Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности.Этот этап формирования финансовой стратегии является наиболее ответственным. В отличие от финансовой стратегии в целом финансовая политика формируется лишь по конкретным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этой деятельности. Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия может носить многоуровневый характер.

Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии. В системе этих мероприятий предусматривается формирование на предприятии «центров ответственности» разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты финансовой деятельности; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности финансовой деятельности.

Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии. Она является заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия и проводится по следующим основным параметрам:

а) согласованность финансовой стратегии предприятия с общей стратегией его развития;

б) согласованность финансовой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды;

в) внутренняя сбалансированность финансовой стратегии;

г) реализуемость финансовой стратегии;

д) приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией финансовой стратегии;

е) результативность разработанной финансовой стратегии.

Вопрос 3. Бюджетирование

Бюджет – это количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по:

· использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов;

· привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;

· доходам и расходам;

· движению денежных средств;

· инвестициям.

Определяющими характеристиками бюджета предприятия являются формализация, централизация и «сквозной» характер (систематичность).

Понятие «количественное выражение» означает, что бюджет – это, прежде всего, набор цифр. План же, помимо бюджетных цифровых показателей, как правило, включает в себя перечень конкретных мероприятий по достижению данных показателей. Кроме того, бюджет охватывает только централизованно устанавливаемые аппаратом управления показатели для отдельных подразделений.

Методология бюджетирования на отдельных предприятиях может различаться:

- встречается планирование «сверху вниз» (проекты бюджетов подразделений разрабатываются службами аппарата управления);

- «снизу вверх» (проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями);

- встречное планирование (проекты бюджетов разрабатываются подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления).

Однако в конечном итоге утверждение бюджетных показателей происходит по линии «аппарат управления – подразделение». Отдельные подразделения в рамках бюджетных показателей составляют собственные планы их достижения, которые служат лишь средством исполнения бюджета, но никак не самоцелью.

Следовательно, бюджет включает в себя лишь целевые показатели, устанавливаемые центральным органом предприятия, которые объект бюджетирования (структурное подразделение) обязан выполнить. Набор показателей сильно варьируется в зависимости от полномочий по ведению хозяйственной деятельности, делегированных руководству подразделения.

«Сквозной характер» бюджетирования означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес компании как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются, исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента.

Бюджет предприятия, как и бюджет государства, всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода (текущий квартальный, среднесрочный годовой бюджет, долгосрочный «бюджет развития» на 3-5 лет и т.д.). Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.

Бюджетирование –это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Технология бюджетирования во времени – это непрерывный «трехтактный» цикл, где планирование на следующий период производится на основе план-факт анализа исполнения бюджета отчётного периода.

Система бюджетирования – это организационно-экономический комплекс, представленный рядом специальных атрибутов, введенных в систему управления предприятием.

Наиболее важными из них являются:

· применение особых носителей управленческой информации – бюджетов;

· присвоение структурным подразделениям статуса бизнес-единиц (центров финансовой ответственности – ЦФО);

· высокий уровень децентрализации управления предприятием.

Основная идея, реализуемая системой бюджетирования, заключается в сочетании централизованного стратегического управления на уровне предприятия и децентрализации оперативного управления на уровне его подразделений.

Децентрализация управления предприятием при использовании системы бюджетирования означает:

· делегирование управленческих полномочий (соответственно и ответственности) звеньям низшего уровня;

· повышение хозяйственной деятельности этих звеньев;

· наделение звеньев определенным имуществом, необходимым для решения стоящих перед ними задач;

· закрепление за звеньями затрат, связанных с их деятельностью;

· закрепление за подразделениями части полученного им дохода;

· отчуждение части дохода, получаемого каждым подразделением для финансирования деятельности подразделений, не имеющих возможностей получать такой доход извне;

· главенство миссии предприятия над целями отдельных подразделений.

Степень возможности вмешательства вышестоящих звеньев в деятельность нижестоящих определяет уровень централизации управления. Он может изменяться от высшего (всё решает и за всё отвечает директор и исполнительная дирекция) до низшего (каждое подразделение – юридически самостоятельное лицо).

Основными элементамисистемы бюджетирования предприятия являются доходы, затраты, финансовый результат (дефицит или профицит), принципы построения бюджетной системы.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение соответствующего ЦФО – центра прибыли или доходов.

Закреплённые доходы – доходы, поступающие полностью в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы – средства, передаваемые одним бюджетом другому. Они могут иметь следующие формы:

· дотация – средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах для компенсации дефицита;

· субвенции – средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление опредёленных целевых ресурсов;

· субсидии – средства, передаваемые на условиях долевого финансирования целевых ресурсов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта управления.

Бюджетная классификация – систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Система бюджетов предприятия основана на следующих признаках:

· единства бюджетной системы;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· бездефицитности бюджета;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего покрытия расходов бюджетов;

· достоверности бюджета.

Принцип единства бюджетной системы означает единство

· регламентирующей нормативной базы;

· форм бюджетной документации;

· санкций и стимулов;

· методологии формирования и использования бюджетных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между отдельными бюджетами означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими субъектами управления.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы субъекта управления подлежат отражению в его бюджете.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета необходимо исходить из принципа минимализма размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов соответствующие субъекты управления должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что бюджетные расходы всех ЦФО должна покрываться суммой доходов предприятия.

Принцип достоверности бюджета означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития предприятия в целом и отдельных субъектов управления, реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.

Бюджетный цикл – это период времени от начала 1-й стадии бюджетного процесса, т.е. составление сводного бюджета, до завершения 3-й стадии – план-факт анализа исполнения сводного бюджета. В идеале в компании бюджетный процесс должен быть непрерывным, т.е. завершение анализа исполнения бюджета отчётного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода.

Главным условием обеспечения непрерывности бюджетного процесса является правильная методология проведения «сквозного» план-факт анализа исполнения бюджета, на базе которого формируются цифры бюджетных показателей следующего периода, т.е. план-факт анализ – это одновременно и отправная, и завершающая стадии бюджетного цикла, который, таким образом, «возвращается на круги своя».

Сводный бюджет – план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых показателей, охватывающих все сегменты бизнеса компании и подразделения, составляющие её организационную структуру. Он состоит из трёх подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.

Операционный бюджет – подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом доходов (выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период.

Операционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.

Инвестиционный бюджет – подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период. Инвестиционный бюджет еще называют «бюджетом капитала».

Финансовый бюджет – бюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во-первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. В литературе встречаются также определения: «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».

Бюджет продаж – бюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выручки), физического объёма и структуры продаж, себестоимости продаж (реализации) и сбытовых (прямых коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.

Бюджет производства – бюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом физического объёма и структуры выпуска (производственной программы) и производственных затрат и себестоимости выпуска предприятия на бюджетный период.

Бюджет запасов(готовой продукции) – бюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом изменения стоимостного и физического объёма и структуры запасов готовой продукции предприятия за бюджетный период.

Бюджет закупок – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) и изменения складских запасов материальных оборотных средств предприятия за бюджетный период. В литературе встречаются также определения: «бюджет снабжения», «бюджет заготовления».

Бюджет постоянных расходов – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом постоянных расходов предприятия на бюджетный период.

Бюджет производственных затрат – бюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета производства и являющийся планом величины и структуры производственных затрат за бюджетный период.

Бюджет сбытовых (прямых коммерческих) расходов – подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета продаж и являющийся планом прямых коммерческих расходов в разрезе сбыта отдельных видов продукции за бюджетный период.

Бюджет прямых материальных затрат– подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющихся планом прямых производственных затрат в части расходования материальных и финансовых оборотных ресурсов (сырьё, материалы, комплектующие, субподряд сторонних 18 организаций) за бюджетный период.

Бюджет прямых затрат труда – бюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части прямых затрат по оплате труда за бюджетный период.

Бюджет общепроизводственных расходов – бюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом всех косвенных производственных расходов предприятия за бюджетный период.

Бюджет развития – один из вариантов составления долгосрочного бюджета имеет не только расходную, но и доходную часть, определяемую как доход от инвестиционных вложений за инвестиционный цикл (срок полезной службы инвестиций).

Индикативный бюджет – один из вариантов составления долгосрочного бюджета, при котором бюджетные показатели не являются обязательными для центров ответственности (подразделений) и выполняют функции долгосрочных ориентиров развития бизнеса при выполнении подразделениями бюджетного задания на текущий (краткосрочный) период.

Бюджет расходов и доходов отражает операционную деятельность предприятия, показывая её эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции и услуг, т.е. доходности предприятия. Бюджет доходов и расходов позволяет установить лимиты для основных видов расходов и для целевых показателей прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления. Бюджет доходов и расходов – это прогнозирование стоимости продукции в отпускных ценах (тарифах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли.

Таким образом, целью внедрения системы бюджетирования является повышение эффективности деятельности предприятия. Критерием эффективности является превышение доходов предприятия над его затратами при выполнении функций, возложенных на предприятие.


Вопросы для самопроверки

 

 

1. Раскрыть сущность и виды финансовой политики.

2. В чём заключаются особенности прогнозирования и стратегического планирования в финансовом менеджменте?

3. В чём заключаются особенности задач финансовой политики?

4. Рассмотрите этапы реализации финансовой политики предприятия.

5. В чём заключаются особенности долгосрочной и краткосрочной финансовой политики?

6. Какова роль финансовой стратегии в обеспечении эффективного развития предприятия?

7. Назовите виды, формы и методы финансового планирования.

8. В чём заключается роль бюджетирования в финансовом менеджменте предприятия?

9. На каких признаках основана система бюджетов предприятия?

10. Рассмотрите принципы бюджетирования предприятия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.