Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое воспитание в процессе профессионального обучения





В системе профессиональной подготовки правоохранительных органах большое внимание уделяется изучению законов, обстоятельному, глубокому и максимально прочному. Это изучение должно быть воспитывающим, а не схоластическим. Методика занятий эффективна, если ориентирова­на на осмысленность и глубину усвоения положений законов, пре­вращение их знания в убеждения, связь с практикой. Она должна быть пронизана идеями о том, что законы служат, прежде всего, обес­печению конституционных прав граждан и неприкосновенности лич­ности; их законное обеспечение — главная цель деятельности право­охранительных органов и каждого сотрудника. Никакие соображения служебной или деловой «целесообразности» не могут стать оправда­нием нарушений законности; нет «мелких» или «крупных» наруше­ний законности, а есть только их нарушение, за которое надо нести полную ответственность. Закон должен восприниматься профессио­налом-юристом как высшая ценность, которая соблюдается и вы­полняется независимо от того, одобряет или не одобряет его кто-то. Его надо не обсуждать, а выполнять. Он свят для сотрудника, кото­рый, образно говоря, должен стоять перед ним коленопреклонен­ным. Такое отношение к закону — одно *из высших проявлений правовой воспитанности профессионала.



При обучении следует обращать повышенное внимание на фор­мирование у сотрудников: умения правильно оценивать поводы и основания для возбуждения уголовного дела; умения определять при­частность к преступлению того или иного лица, о задержании или аресте которого возник вопрос; умения найти и надлежащим обра­зом оформить доказательства вины или невиновности конкретного лица. Всем сотрудникам нужны уверенные умения по основным стадиям правоприменительного процесса:

• анализа фактических обстоятельств, которые образуют факти­ческий состав данного дела, и решения вопроса об относимости их к юридическому составу (проступок, правонарушение, преступление);

• выбору (нахождению) правовой нормы (принципа и удосто­верения в правильности их текста;

• толкованию юридических норм и «наложению» их на конкрет­ную ситуацию;

• принятию решения в соответствии с правовыми предписаниями и государственным интересом.



В передовом опыте практического обучения, нацеленного на подготовку и воспитание персонала в духе строжайшего соблюдения законности, оправдали себя групповые и индивидуальные уп­ражнения по:

• решению учебных правоохранительных задач с созданием мак­симально приближенных к реальным условиям, в которых возможно из-за недостаточно профессиональной неподготовленности нару­шение законности сотрудниками;

• разбору имевших место в правоохранительном органе реаль­ных ситуации, в которых происходило возникновение предпосылок и даже нарушение законности. Анализ всех предпосылок, когда со­трудник находился на грани нарушения, заслуживает не меньшего внимания, чем факты нарушений;

• развитию выдержки, самообладания, умения контролировать свое состояние, регулировать поведение в трудной обстановке.

В ходе всех занятий уделяется повышенное внимание формиро­ванию у сотрудников убеждения в необходимости обеспечения право-законности всех профессиональных действий, реализации властных полномочий исключительно на основе правовых норм, признанных обществом и закрепленных прежде всего в Конституции РФ, а так­же соответствующих ей законах и подзаконных актах. Раскрытие закона, правовой нормы предполагает и показ их как высшей меры справедливости, на оселке которой отыскивается единственно пра­вильный ответ и решение при столкновении на практике с проти­воречиями, сомнениями, вариантами. Все, что не соответствует за­кону, — несправедливо, что нарушает его — зло, и нет ценностей, стоящих выше его, ради которых он может быть нарушен. Сила за­кона — в охране государством и наказании нарушителей, посмев­ших преступить его.



Формировать убеждения надо со всей искренностью, логично­стью, доказательностью, яркостью, выразительностью, на которую способен руководитель занятий, воспитатель. Тщательно, с обиль­ными ссылками на примеры жизни раскрывать практическую целе­сообразность правовых норм и необходимость неукоснительного следования им при решении служебных вопросов. Целесообразно применение диалоговой методики, свободного обмена мнениями и доводами между руководителем и сотрудниками. Последним пре­доставляется неограниченная возможность задавать любые вопросы и выражать сомнения, возражения и обоснования. При реакциях на них нельзя допускать грубых реплик, оскорбительных замечаний, не «затыкать рот», а аргументировано и убедительно давать ответы.

Убеждения формируются во многом под влиянием того, на­сколько хорошо представляет сотрудник последствия, которые вле­чет нарушение закона для: престижа закона; граждан и их правовоспитания; решения стоящей правоохранительной задачи; коллег, коллектива правоохранительного органа; его авторитета и престижа профессии сотрудника; поддержки населением действий правоох­ранительных органов и содействия им; лично для сотрудника. Прак­тика дает обильную пищу для приведения примеров, раскрывающих масштабы и глубину отрицательных характеристик таких последствий. Задача руководителя — возможно более ярко, убедительно обрисовать неприглядную картину их.

 

Правовое воспитание в прак­тике правоохрани­тельной деятельности

Как и всякое воспитание, правовое не может сводиться к словесным методам. Убеждения ук­репляются, «отливаются» в привычки поведе­ния и качества, необходимые и для неукосни­тельного соблюдения законности, обязательно в практике, в систематических упражнениях. Повседневная дея­тельность сотрудников, ее условия, постановка, управление ею должны воплощать в себе правовые идеи, не противоречить им.

Выше уже говорилось о воспитывающей роли примера лично­сти руководителя правоохранительного органа. Убеждение личным примером важно и в правовом воспитании личного состава. Важен пример в точном соблюдении всех норм и требований, касающихся управления органом, соблюдения уставов, организации прохожде­ния службы сотрудниками, снабжения их всем положенным и др.

Имеет значение справедливость требовательности руководителя, посильность, выполнимость даваемых им сотрудникам поручений. Ошибочно строить их по принципу «требуй невозможного — дос­тигнешь возможного». Формулировки типа «Делайте, что хотите, но в установленный срок закончить!», «Идите, думайте, ищите и, не выполнив задание, не возвращайтесь!» могут подтолкнуть некоторых сотрудников к нарушениям законности, выбору незаконных средств и способов решения задачи, чтобы избежать неприятности быть на­казанным. Необходимо учитывать возможности каждого и не заго­нять в тупик, из которого сотрудник не видит выхода, выполняя за­дание законно и добросовестно.

При доведении задач руководителю следует оценить их специфику, правовые сложности, подготовленность сотрудника, возможность возникновения предпосылок к нарушениям законности. Если есть хотя бы малейшая вероятность возникновения их, сделать напоминание о соблюдении законности, при необходимости растолковать, как из­бежать промаха.

При организации контроля, проверке исполнения задания необхо­димо оценивать не только результат, но и способы, с помощью ко­торых он был достигнут. Когда руководителю ясно, что выполнение задания связано с нарушениями законности, но об этом он не гово­рит, делая вид, что не заметил, подчиненному дается плохой урок: он поймет, что начальник не против нарушений законности, лишь бы он «не знал» о них. К пренебрежению законностью подталкива­ет обоюдная погоня начальника и подчиненного за благополучны­ми цифровыми показателями в работе. Возникает молчаливый сго­вор, который приводит к укрытию преступлений от учета, отказу от регистрации заявлений и возбуждения уголовных дел, возбуждению уголовных дел по малозначительным, не представляющим большой опасности поводам, но тут же раскрываемым; фальсификации дока­зательств, принуждению к даче ложных показаний, противоправ­ному психологическому давлению, применению физического наси­лия для форсированного завершения «горящих» дел.

Особое направление, приучающее к уважению официальных норм деятельности, — укрепление служебной дисциплины. Привычка к дис­циплинированному поведению положительно сказывается на воспи­тании привычки к соблюдению законности.

Сильное правовоспитательное воздействие оказывает практика реагирования руководителя, начальника на факты нарушений законности и предпосылок к ним. Правильно, когда он:

• своевременно и принципиально оценивает факты нарушений законности, проводит в каждом без исключения случае тщательное расследование, не ограничивается применением административных наказаний, а направляет материалы для принятия мер в соответст­вии с законом;

• придает в коллективе широкую гласность фактам нарушений и предпосылок к ним, создает обстановку нетерпимости и непри­миримости, откровенной и резкой критики и самокритики;

• организует обсуждение в судах чести грубых проступков со­трудников, находившихся на грани нарушений законности, давая им не только правовую, но и моральную оценку;

• остро реагирует на факты укрытия начальниками служб и под­разделений отдельных нарушений законности своими подчиненными, ставя при этом вопрос об их соответствии занимаемой должности;

• быстро и принципиально реагирует на представления прокуро­ров, частные определения судов и материалы средств массовой ин­формации по вопросам нарушений законности сотрудниками воз­главляемого им правоохранительного органа.

Профилактически и воспитывающе сказывается работа служб соб­ственной безопасности правоохранительных органов. Руководители, кадровые аппараты совместно с этими службами:

• проводят комплексные мероприятия по выявлению фактов предательства со стороны сотрудников, документированию фактов вступления в связи с преступными группировками;

• вводят в крупных городах ежедневное специальное патрули­рование из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава, которые наряду с контролем за поведением сотрудников, соблюде­нием ими требований нормативных актов выявляют работников, занимающихся коммерческой и охранной деятельностью;

• проводят рейды по коммерческим магазинам и ларькам с це­лью выявления фактов вымогательства, покровительства, злоупот­ребления служебным положением со стороны сотрудников органов внутренних дел;

• изучают источники дохода сотрудников, приобретавших доро­гостоящее недвижимое имущество, предметы быта и др.[155]

 

9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников

Профессиональная деформация лично­стии деятельности сотрудника

Профессиональная деформация — это изменение в отрицательную сторону личных качеств сотрудника и профессиональных действий под влиянием осо­бенностей самой правоохранительной деятельности, служебных условий, опыта, ослабления его самокри­тичности и работы над собой. Профессиональная деформация проявляется в сферах: профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуаль­ной, эмоционально-волевой, и как производное — в сфере профессио­нальных действий.

В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется в потере представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, подмене ее норм в поведении ис­каженными узкокорпоративными нормами, а в конечном итоге — в нарушении законности.

Впрофессионально-интеллектуальной сфере деформация проявля­ется в шаблонности мышления, постепенной утере его широты, глубины, критичности, в преувеличении значимости собственного профессионального мнения и опыта, а иногда — их абсолютизации.

В сфере эмоционально-волевой деформация проявляется в разбалансированности и огрублении эмоционально-волевой сферы, по­явлении длительных депрессивных состояний, «накоплении устало­сти», росте внутренней и внешней конфликтности, агрессивности, ослаблении волевых качеств, потере способности к самоконтролю и саморегуляции.

Проявления деформации в сфере профессиональных действий — это, как правило, стремление к формализму, подмене делового под­хода псевдодеятельностью, гипертрофированное внимание к внеш­ней атрибутике ее, правовой нигилизм, произвольное толкование закона, сверхмерная подозрительность, «обвинительный уклон», стереотип закрытости («сверхсекретности»), стремление к силовым методам решения задач.

Развитие профессиональной деформации может привести, как минимум, к профессиональной непригодности (профессиональному бессилию) сотрудника, а самое худшее — сделать его опасным для профессиональной деятельности. Причины профессиональной де­формации лежат как в самой правоохранительной деятельности, ее условиях, так и в особенностях личности конкретного сотрудника. Поэтому проявления профессиональной деформации необходимо всегда рассматривать в контексте всей его личности, ибо в ней мо­гут быть найдены многие индивидуальные причины ее и «точки опоры» для профилактики и преодоления.

Есть два иных типа деформации личности сотрудника, проявления которых могут быть сходны с профессиональной, хотя причины их различны. Это — изначальная социальная деформация, проявляющаяся в сфере профессиональной деятельности, но сформировавшаяся до по­ступления на службу под влиянием факторов и причин, не имеющих непосредственного отношения к деятельности правоохранительных органов, например неблагоприятного социального окружения. Может также развиваться социальная деформация личности сотрудника во время службы, причины которой в негативных внеслужебных воздействиях, например со стороны семьи, неформального окружения вне службы и т.д. Поскольку подобные явления не имеют прямого отношения к ус­ловиям и опыту профессиональной деятельности и требуют иных, чем в случае профессиональной деформации, путей профилактики и пре­одоления, они не будут рассматриваться ниже.

Профилактика и преодоление профессиональной деформации является необходимой составной частью воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.