Сделай Сам Свою Работу на 5

Кантовское определение права и его смыслы (этот вопрос должен был быть ранее вопроса о Фихте).





Понятия: методология, дискурс, менталитет.

Классическая философия права – это немецкая классическая философия права (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, иногда включают сюда Маркса). Сам Маркс не относил себя к ним, рассматривал себя как ученика, последователя названных философов. Традиции данной философии очень творчески развивали представители русской философии права (Соловьев, Кистяковский, Бердяев, Шестов).

Неклассическая философия права – это философско-правовые концепции, в основе которых лежат такие неклассические дискурсы (методологии) как постструктурализм, неопозитивизм, ницшеанство, психо-аналитическая философия (фрейдизм), синергетика и др. Иными словами – это философские направления со второй половины 19-го века, 20-го века и далее.

С точки зрения классической философии права, свобода – это производное от ограничений (в том числе от законодательных), существует только в обществе (такого феномена у животных, например, нет).

Дискурс – это система правил вербального выражения содержания сознания (в науке, профессиональной деятельности – на основе соответствующего типа рациональности).



 

 

9.11

Типы рациональности делятся по разным основаниям: например, он выделял типы религиозной рациональности, представители философии науки выделяют различные типы научной рациональности (классическая, неклассическая, постнеклассическая); существует понятие «менталитет», которое очень близко по смыслу к понятию тип рациональности и означает специфику интеллектуально-духовной конституции различных субъектов (прежде всего коллективных). Т.е. это особые мыслительные ориентиры, их система; наиболее типичные мыслительные, оценочные и ценностные установки, мотивы.

Дискурс неразрывно связан с определенными методологиями, являясь специфическим для них лексиконом. Философские методологические основания, например, юридической науки, представляют собой универсальные мыслительные формы, которые можно использовать независимо (в определенных пределах) от объекта исследования. (например, концептуальная модель Аристотеля «материя и форма» может быть применена для решения проблемы родительских прав в ситуации суррогатного материнства). Различные философские направления задают определенные философские методы анализа, решения, научных, законодательных, правоприменительных проблем. Применение этих методов требует использования соответствующих философских языков, т.е. понятийных аппаратов соответствующих философских направлений.



 

Соотношение свободы и права в классической и неклассической философии права.

В юриспруденции 20-21-го веков одной из главных идеологических альтернатив являлось и является соотношение свободы и права. По Канту свободным является только поступок, основанный на разуме, а идеалом свободного человека является человек, действующий на основании разума.

С точки зрения неклассической – постструктуралистской философии права, свободным является только поступок, основанный на безумии, а идеалом свободного человека является - шизоид, шиз, шизофреник. Представители постструктурализма – Мишель Фуко, Гваттари, Делез, Деррида, Юлия Кристева, Лакан. Это философия эпохи постмодернизма, 60-е гг. 20-го века.

Логика постструктуралистов такова:

1. кроме институциональных форм власти существуют неинституциональные, это прежде всего власть языка, т.е. власть над мышлением людей. Репрессивная функция языка состоит в манипулировании мышлением, сознанием масс.

 

16.11

Постструктуралистская концепция свободы и права оказала и продолжает оказывать существенное влияние на мировой процесс развития права (особенно это касается доктрины прав человека: римские пакты о правах человека 66 года не содержат корелляций между правами человека и его обязанностями). Классическая концепция соотношения свободы и права сохраняет свою актуальность, так как в ее основании лежит рефлексивная философия (по Канту, философия - это метафизика, то есть ее предметом является исследование оснований разума, а не внешний мир как таковой. Внешний мир является предметом для конкретных отраслей знания – например, физики, химии, биологии, психологии. Ноумены – это идеальные конструкции разума, на основе его опреоризмов – представлений о Боге, мире, душе (ноумены: например, право, совесть, свобода)).



 

 

Проблема свободной воли (Спиноза, Кант, Гегель).

Спиноза (1622 -1677гг.) всю жизнь искал ответ на вопрос – что есть свобода? В посмертно опубликованной работе «Этика» писал: «воля, которую мы называем свободной, основана на разуме» - такой сделал вывод, развивая Сократовскую традицию.

Кант выделял два вида воли:

  1. «животная» воля – это воля, основанная на эмоциях, чувственности. Ее Кант называл несвободной, потому что чувственность не дает выбора, а где нет выбора – там нет свободы. У него свобода ассоциируется с возможностью свободного выбора.
  2. «свободная» воля – это воля, основанная на разуме, так как разум дат возможность человеку свободно располагать собой.

Спиноза в проблеме свободы воли развивает сократическую (Сократовскую) традицию. Кант продолжает эту традицию и закладывает на этой основе новую предметную область – философию права.

Классическая европейская философия права представлена, кроме Канта, именами Фихте, Гегеля, Шеллинга, с точки зрения некоторых сюда относят Маркса.

Немецкая классическая философия права получила свое творческое развитие в России. Российские философы права чаще всего квалифицируются как «кантианцы» или «гегельянцы». (нередко «гегельянцы» квалифицируются как представители крайнего этатизма и даже тоталитаризма на том основании, что по Гегелю государство это «манифестация народного духа. Гегель действительно считал, что реализация государственно-правового идеала может быть только результатом саморазвития народного духа, и те, кто считает, что правовое государство в своей реализации носит индеферентный к национальной специфике характер, причисляют взгляды Гегеля не только к крайнему этатизму, но даже к идеологии национал-социализма. Однако, Гегель, во-первых, термина «правовое государство» никогда не употреблял. Во-вторых, его взгляды на реализацию государственно-правового идеала весьма обоснованны и в современной исторической ситуации могут послужить методологическим основанием для разоблачения американского экспорта превратно понимаемой «демократии».)

Гегель давал следующие определения:

  1. воля – это высшая способность желания.
  2. воля – это стержень субъективности (субъект относится к миру с надеждой, требованием, вожделением, потому что он обладает волей и выделяет себя из мира и как индивид, и как историческое существо).
  3. «нельзя сказать, что у субъекта воля в одном кармане, а разум в другом»: воля разумна, а разум волит.
  4. «содержанием воли является постановка целей и поиск способов их реализации, а условием ее существования является невозможность ее полной реализации», потому что как только все желания реализованы, воля перестает существовать как воля и становится «чистой неопределенностью Я».

 

Виды свободы.

Кант выделял 4 вида свободы:

  1. «свобода целеполагания» – это свобода мышления, совести. Она не регулируется правом. (Ульпиан: «образ мысли ненаказуем». Предоставление права на свободу мысли и на свободу совести с этой точки зрения некорректно, потому что: мышление либо свободно, либо это не мышление, совесть либо свободна, либо это не совесть. Совесть – душевная конституция, в котором критерием оценки является некий спектр идеалов. Функции совести ориентированы, прежде всего, на внутренний мир человека, в первую очередь – функция самокритики (рефлексивная функция). Совесть это неврожденное качество, оно складывается в культуре. Человек может быть свободен только в системе самоограничений.
  2. практическая свобода – это свобода, реализованная в поступке. Она регулируется правом.

3. трансцендентная свобода – это свобода законодателя, потому что, принимая новые нормы, законодатель выводит право за пределы его наличного бытия.

4. «произвол» - это свобода без правил, фактически несвобода. Отсутствие ограничений уничтожает сам феномен свободы. Гражданская свобода (как свобода, обеспеченная государством и правом) есть производное от законодательных ограничений. Налагая на себя ограничения, тем самым разум создает пространство своей свободы.

 

 

7.12

Философия права Фихте: право и самосознание.

Фихте рефлексивно выводил идею права из оснований самосознания субъекта. Ход его рассуждений таков:

  1. в качестве основной категории философии реал-идеализма (в тексте употребляется также идеал-реализм) Фихте избрал «Я». «Я» - это теоретическая метафора субъекта вообще. По Фихте, «Я» изначально содержит в себе две интенции (интенция – это внутреннее стремление, тенденция): Первая - все присвоить, вторая – обособиться.
  2. Для того, чтобы обрести самосознание, надо определить свои границы (чтобы сделать себя предметом для себя). Следовательно, цена самосознания – самоограничение.

 


Не – «Я»

 

 

Фихте относит к не – «Я» государство, право, других субъектов и т.д. (т.е. это может быть любая отчужденная продукция субъектов, например, роскошь).

  1. Чтобы граница «Я» (граница суверенности) была действительной, необходимо признать за другими субъектами (не «Я») такие же возможности, надежды, свободу, какие ты признаешь за собой.

Таким образом, только наличие права обусловливает саму возможность самосознания, личной суверенности, поскольку первооснова права (его первообразы) имеют своим непосредственным условием следующие принципы:

    • запрети себе то, что ты запрещаешь другим,
    • разреши другим то, что ты разрешаешь себе,
    • обяжи себя к тому, к чему ты обязываешь других.

Эти три принципа являются детализацией такого основополагающего принципа права (по Канту, первообраза права), как «паритет свободных воль».

Кроме того, эти же положения, с другой стороны, являются выражением второго первообраза права «свобода через законодательные ограничения».

Это Кантовская «тройчатка», указанная выше, но ее рефлексивно вывел из основания самосознания Фихте.

 

Кантовское определение права и его смыслы (этот вопрос должен был быть ранее вопроса о Фихте).

Кант: право – это ограничение свободы каждого (субъекта) условием согласования ее с такой же свободой всякого другого (субъекта) на основании всеобщего законодательства. Этим определением Кант объединил два «первообраза права», ссылаясь на Платона, у которого они уже были выражены в диалоговой форме (диалог между афинянином и мегилой).

Основные первообразы права:

· «паритет свободных воль» – равновесие, согласованность, равенство всех перед законом.

· «свобода через подчинение закону» - гражданская свобода – это свобода, обеспеченная правом, гарантированная государством. Отличается от произвола, от примитивного понимания свободы, как отсутствия правил. Для того, чтобы гражданская свобода могла быть реализована в отношении тебя, ты должен выполнять законы; нарушая один закон, ты нарушаешь право в целом, подрываешь его, и это рано или поздно обернется против тебя. Этот принцип «обращаемости зла» Кант подчерпнул у Сократа (диалог Сократа с Арестипом). Согласно этике Канта, своим поведением мы формируем поведение других, так как «запускаем в мир» в качестве возможного правила для всех индивидуальный закон своего поступка: «действуй так, чтобы индивидуальный закон твоего поступка (максима) мог бы стать актом всеобщего законодательства». Это категорический императив Канта, который превращается в принцип произвола, самозаконности, если не сопряжен с другим принципом (императивом): «относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого как к цели, а не как к средству». «Все имеют право сражаться, но никто не имеет права судить».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.