Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерный характер воспитания и система его особых принципов





Педагогические принципы воспитания — специ­альная система основных, исходных требований к построению его системы, главные рекоменда­тельные положения, реализация которых обеспе­чивает достижение цели и решение задач воспи­тания. Они — обобщенный вывод-урок из опыта воспитания, резуль­татов научных исследований и основаны на понимании как общих, так и специфических закономерностей воспитания в условиях пра­воохранительной деятельности, т.е. зависимостей между действиями субъектов воспитания, средой, окружением, условиями, в которых действует и живет персонал правоохранительных органов, и воспита­тельными результатами. Подчеркивая роль понимания и правильного учета закономерностей воспитания, К.Д. Ушинский писал:

...Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоя­тельствами, в которых вы хотите их приложить[139].

Поскольку правоохранительный орган представляет собой дело­вую, а не воспитательную организацию, особое значение имеют со­циально-педагогические закономерности и рекомендации по воспи­танию сотрудников в процессе деятельности, в реальном столкно­вении с кипучей жизнью, а не в тиши учебных кабинетов.



Воспитанность человека — продукт множества влияний и зако­номерных зависимостей, и воспитание его поэтому — сложнейшая педагогическая работа. В идеале она должна быть всеохватной, что практически невозможно не только по количественным причинам, но и потому, что многое неподвластно субъектам воспитания пра­воохранительного органа (например, находящееся на уровне высших эшелонов государственного управления и жизни всего общества). Поэтому система воспитания в нем предполагает охват важнейших закономерностей и их групп, поддающихся учету в работе с личным составом. Все такие закономерности по месту в педагогической сис­теме воспитания и качественным особенностям находят отражение в трех группах педагогических принципов: содержатель­ных, организационных и методических[140] (рис. 9.1).

 

Рис. 9.1. Система педагогических принципов воспитания сотрудников правоохранительных органов



Уместно подчеркнуть их юридически обусловленное своеобра­зие. Ведь практически все варианты описанных в общей педагогике закономерностей и принципов воспитания относятся к учреждениям, специально занимающимся обучением и воспитанием (различные детские учреждения, школы, лицеи, институты, курсы повышения квалификации) людей, находящихся преимущественно в возрасте до 22—23 лет (дошкольники, школьники, студенты, курсанты, слу­шатели). Даже принципы воспитания личного состава Вооружен­ных Сил относятся в основном к той же возрастной категории и воспитанию в условиях мирного времени, когда войска занимаются главным образом подготовкой военнослужащих. Основная же масса персонала правоохранительных органов — это люди более старшего возраста и люди, находящиеся постоянно в состоянии «войны с пре­ступностью», они все время «на фронте». Очевидно, что законо­мерности, принципы и система воспитания тут нужны особые.

Содержательные принципы

Они отражают как специфику структуры и со­держания самой воспитанности сотрудников, так и закономерности определения содержания воспитательной работы.

1. Принцип содержательной преемственности и непрерывности вос­питания. Отражает тот факт, что воспитание сотрудников строится на той же содержательной основе, которая является общей для всех граждан страны, соответствует общегосударственным подходам к не­му, является продолжением и развитием того воспитания, которое в той или иной мере проводилось с ними до поступления на службу в правоохранительные органы. Уже в этом выражается непрерыв­ность, но требование ее относится и к воспитанию в процессе службы, которое должно быть непрерывным и в ней.



Определение сути содержания точно и кратко выражено А.С. Ма­каренко: настоящая педагогика — это та, которая повторяет педаго­гику всего нашего общества. В современных условиях кардинально­го социального перелома в жизни россиян эта педагогика в своей реальности несовершенна (об этом говорилось выше и будет рас­смотрено подробно в главах 13 и 14). Поэтому под педагогикой об­щества надо понимать ту, которая должна быть в соответствии с представлением об общественном обустройстве, предусмотренном Конституцией РФ и основанном на гуманизме, демократии, праве, справедливости, нравственности, цивилизованности и высокой куль­туре. Это означает, что содержание воспитания правильно, если ис­пользуются все возможности для того, чтобы жизнь и деятельность той ячейки российского общества, которую представляет коллектив каждого правоохранительного органа, строились по образцу того об­щества, которое предусмотрено Конституцией страны. В нем все

должно отвечать требованиям и признакам жизни гуманной, демо­кратичной, основанной на праве, справедливой, высоконравственной, цивилизованной и культурной. Жизнь и деятельность персонала правоохранительного органа по этим критериям должны быть, без­условно, лучше, чем усредненное положение в других организациях страны. Возможно, мы еще слабы, чтобы добиться этого в идеале, но мы достаточно сильны для того, чтобы поработать над этим и пронизать всю воспитательную работу стремлением к достижению его, расценивать все в жизни и деятельности правоохранительного органа с позиций соответствия такому идеалу и совершенствовать их. Можно говорить о том, что воспитание в правоохранительном органе должно иметь опережающий характер. Выражаясь пафосно, а по существу верно, в жизни и деятельности персонала каждого пра­воохранительного органа, как солнце в капле воды, должно сверкать все лучшее, что есть в нашем обществе и что должно быть. Педаго­гический оптимизм в этом вполне обоснован.

2. Принцип гражданственности. Характеризует фундаментальную взаимосвязь содержания воспитательной работы в правоохрани­тельном органе с ее содержанием, обязательным для работы со все­ми гражданами России. Вместе с тем профессионалу-юристу нужно острое ощущение своей причастности ко всему, что происходит в стране, причем причастности к одному из важнейших направлений совершенствования жизни в ней — правовому укреплению государ­ства, защите прав и свобод граждан, обеспечению их безопасности. Это определяет главную особенность содержания воспитания — его общественно-государственный, гражданско-патриотический харак­тер, гражданско-активный характер. Сотрудники должны:

• остро ощущать свою причастность к истории Российского го­сударства, происходящим в нем переменам, его будущему и судьбам народа;

• обладать зрелым социальным мировоззрением, социальными взглядами и убеждениями, позволяющими правильно оценивать со­стояние страны, процессы, происходящие в ней, понимать потреб­ности ее и населения;

• понимать гражданскую, социальную, общественную значимость своей профессиональной деятельности, необходимости ее высокого качества, ответственности за достигаемые результаты;

• занимать активную гражданскую позицию — не созерцать происходящее, а испытывать острую потребность в личном участии в решении общественных проблем, внесении посильного вклада в улучшение жизни других граждан;

• ориентироваться в своей деятельности на гуманистические цен­ности, что отвечает мировым тенденциям и стремлениям развития российского общества. Гуманизм — система взглядов, ставящих че­ловека в центр всех интересов, рассматривающих жизнь как высшую социальную ценность, а заботу о человеке как высшее предназна­чение общества. Важнейшими ценностями его выступают справед­ливость, права и свободы, честность и порядочность, трудолюбие, забота о ближних и других людях, уважение личного достоинства, недопустимость насилия и др. Они называются еще общечеловече­скими ценностями, признаваемыми во всех цивилизованных странах и основными религиями. Гуманизм выступает сегодня как идеоло­гия, пришедшая на смену тоталитарным, вождистским и национа­листическим идеологиям. Воспитание в духе гуманизма важно и потому, что традиции административно-командной системы еще не изжиты у нас, и особенно в правовой системе.

3. Принцип профессионально-правовой направленности. Определя­ет главную особенность воспитания в правоохранительных органах. Он реализуется в правилах:

• осуществления нравственного воспитания и морально-психо­логической подготовки;

• формирования профессионального правосознания и профес­сионально высокой правовой культуры;

• воспитания в духе строгого соблюдения законности при реше­нии профессиональных задач;

• профилактики профессиональной деформации.

4. Принцип личностно-деятельностного подхода. Соответствует за­кономерной целостности личности, взаимосвязи в ней как психоло­гических, так и педагогических свойств и особенностей. Нельзя усо­вершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя до­биться цели, совершенствуя даже 10—15 качеств, но по очереди. Необходим целостный и комплексный подход, всестороннее и одно­временное совершенствование личности, во взаимосвязях ее качеств. Только на таком фоне работы можно в те или иные отрезки време­ни уделять усиленное внимание совершенствованию отдельных ин­дивидуальных особенностей сотрудников. Нужно сочетание различ­ных видов воспитания — общественно-государственного, патриоти­ческого, гражданского, нравственного, правового, трудового, гума­нитарного, демократического, интернационального, культурного, экологического, воспитания в духе здорового образа жизни.

Принцип рекомендует строить воспитание в процессе деятель­ности, в связи с ее требованиями и достигаемыми сотрудником ре­зультатами, в единстве совершенствования деятельности и личност­ного роста, более полного и правильного использования своих воз­можностей и создаваемых в правоохранительном органе для этого условиях.

Организационные принципы и формы

Эта группа принципов содержит важнейшие рекомендации по созданию системы воспита­тельной работы, включающей использование всех ее возможностей, состоящей из всех необходимых элементов, а также по выбору и реализации ее организационных форм.

Педагогически правильная организация включает использование воспитывающих возможностей в семи сферах жизни и деятельности его личного состава:

• обеспечения воспитывающего характера правоохранительной деятельности;

• осуществления воспитывающего управления;

• создания воспитывающей среды в коллективе;

• применения специальных форм воспитательной работы;

• достижения единства обучения и воспитания в профессио­нальной подготовке;

• организацию самовоспитания;

• использование воспитывающего потенциала внешней среды. Организация педагогической системы предполагает включение в нее всех элементов (цели, задач, содержания, условий, обеспечения, средств, методов, контроля, регулирования, оценки, подведения итогов др.). Нужна четкая продуманность каждого элемента и создания его по подходящего случаю образцу, обеспечения согласованности, стыковки их и усовершенствования для слаженного целостного функционирования. Организация — это также определение и выбор подходящих форм воспитательной работы, продумывание их при­менения в каждом конкретном случае. Организационные принципы содержат рекомендательные положения по этим вопросам.

1. Принцип научности. Как и в других системах принципов (обу­чения, образования, развития), он предполагает обязательность на­учно достоверного построения системы воспитания, использования данных и рекомендаций общей и юридической педагогики. Воспи­тание, как нигде, чревато грубыми искажениями при решении его проблем на основе досужих вымыслов, недостоверных личных убе­ждений, почерпнутых невесть где идей, мнений авторов отдельных статей и некритического использования ряда зарубежных концеп­ций (вызывающих у некоторых повышенную веру в их истинность только потому, что они зарубежные и ранее «были запрещены»).Такой подход равносилен знахарству в медицине.

2. Принцип воспитывающей деятельности. Констатирует факт ус­тойчивых зависимостей между правоохранительной деятельностью и соответствующими воспитывающими влияниями их на осуществ­ляющего его сотрудника.

Это влияние определяется прежде всего теми целями, к достиже­нию которых реально стремится сотрудник. Под влиянием субъек­тивных факторов они могут быть непонятыми, заученными, урезан­ными, дополнены посторонними, деформированными и даже проти­воправными. Первое правило реализации этого принципа указывает на важность внутреннего принятия каждым сотрудником нормативно определенных целей и действительной устремленности его на дости­жение только профессионально полноценного результата. Необходи­мо еще до начала всех важных действий по возможности уточнять, чего хочет добиться сотрудник, насколько хорошо он понимает, ка­кой результат должен быть в итоге достигнут и какой результат его удовлетворит, и в необходимых случаях правильно ориентировать сотрудника. Немалую помощь в этом приносит анализ и объектив­ная оценка реально достигнутого результата, строгое использование мер поощрения только при достижении полноценного результата.

Аналогично по воспитательной направленности и правило обес­печения использования сотрудником только профессионально кор­ректных и правомерных способов решения задач деятельности. Вер­но утверждение, что личность определяется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Здесь большое поле для кон­троля, требований, запретов, бесед, разъяснений, оказания помощи, постановки в пример, использования одобрений, осуждений, поощ­рений и наказаний. Положительно; сказывается доверие в самостоя­тельном выборе средств, предоставление права их выбора с возложе­нием, естественно, и ответственности, поощрение творчества, наход­чивости и вместе с тем требование неукоснительного, беспрекос­ловного соблюдения правовых норм, предусмотренных для выпол­нения данного действия.

Коллегиальный характер правоохранительной деятельности требует от каждого сотрудника решать правоохранительные задачи во взаи­мопонимании, согласии, умении считаться с другими, уважать их интересы и индивидуальные особенности. Стремление выполнять свои должностные обязанности с коллегиальными соображениями, не деля на «свое» и «чужое», нацеливаясь на общий успех, инициа­тивно помогая другим и т.п., должно неукоснительно воспитываться в каждом сотруднике, в коллективе каждого подразделения. Наблю­дения руководителя за ходом совместных действий содержат богатые возможности для воспитания всех участвующих в них.

В правоохранительной деятельности важны достигаемые сотруд­ником результаты. Уровень достижений, соблюдение сроков, цена успеха и допущенных ошибок, глубокий и справедливый анализ причин (особенно связанных с воспитанностью или ее недостатками), поучительный разбор содержат очевидные возможности для воспитания. Значительно влияние успехов или неудач. При хронических

неудачах сотрудник может утратить веру в себя и перестать искать | пути самосовершенствования. Нередко полезно дать такому неудачнику дело по силам, с практически гарантированным достижением |. успеха, чтобы было основание похвалить, поддержать, сказать ободряющее: «Ну вот видите, оказывается, что когда постараетесь, то и

у вас хорошо получается. Действуйте так и дальше: уверен, что дело

пойдет все лучше и лучше».

3. Принцип воспитывающего управления. Неразрывно связан с предыдущим. Любая деятельность входит в иерархическую систему управ­ления, и его особенности — стиль, методы, решения, личность руководителя и др. — создают специфические, нередко сложные условия f для деятельности любого сотрудника, оказывающие на него психологическое и воспитательное влияние. Важное место в этом занимает 1 индивидуальная работа с каждым, чья деятельность направляется, кон­тролируется, совершенствуется руководителем (подробно см. главу 12).

4. Принцип воспитывающего коллектива. Соответствует обще педа­гогическому принципу воспитания в коллективе и через коллектив. Его реализация предполагает формирование в правоохранительном органе коллектива, превращение персонала в сплоченную, дружную профессиональную «семью» со здоровым, оптимистичным, деловым, морально-психологическим климатом, коллективистскими отно­шениями, нормами поведения, товарищеской требовательностью и помощью. Достигается это особой педагогической технологией формирования коллектива, разными формами и методами работы (см. § 9.3, 9.5), а также целенаправленным воздействием коллектива на отдельных своих членов.

5. Принцип воспитывающей профессиональной подготовки. Является модификацией общепедагогических принципов единства обучения и воспитания и воспитывающего обучения. Его реализация , рассматривается в главе 10.

6. Принцип единства воспитания и самовоспитания. Выше уже не раз говорилось о том, что без самовоспитания нет воспитания. Не-

· обходимы усилия самого сотрудника по развитию у себя социально , значимых качеств, которые могут инициироваться специально, дей­ствуя по правилам:

• постоянного стимулирования самовоспитания и активизации мотивов к нему;

• показа образца-портрета сотрудника-профессионала, с которым надо сравнивать собственный профессионализм и воспитанность, выявлять свои слабости и стремиться устранять их;

• разъяснения значения, возможностей, форм, способов орга­низации и методов самовоспитания, вооружающих сотрудников по­ниманием возможности и его реализации;

• стимулирования работы по преодолению вредных привычек;

• оказания помощи в объективной самооценке для уточнения необходимости и содержания самовоспитания;

• оказания помощи желающим в определении целей, задач, пла­на и методов самовоспитания;

• оказания помощи лицам, занимающимся самовоспитанием, но испытывающим трудности в реализации плана;

• оказания помощи в оценке промежуточных и итоговых резуль­татов самовоспитания;

• морального и материального поощрения успехов.

Будет чрезмерным оптимизмом надеяться на то, что все сотруд­ники займутся самовоспитанием. Но если в результате усилий ор­ганизатора самовоспитания даже 10—20% сотрудников начнут работу над собой, можно считать усилия оправданными и не пренебрегать таким результатом.

7. Принцип активного использования воспитывающих возможно­стей внешней среды. Внешняя среда — обстановка на обслуживае­мой правоохранительным органом территории, взаимоотношения и взаимопонимание с населением, отношение населения к правоох­ранительным органам и их сотрудникам, авторитет профессии со­трудника, степень участия населения в укреплении законности и правопорядка и т.п. Все это оказывает свое воспитательное влияние на сотрудников. Не все в ней может изменить коллектив правоох­ранительного органа и его руководство, но многое — с пользой для воспитания и сотрудников, и населения.

Этот принцип реализуется действиями по правилам:

• воспитания культуры общения и поведения с гражданами;

• активного влияния на внешнюю среду пропагандой достиже­ний правоохранительных органов и отдельных сотрудников. Заслу­живает внимания инициативное развитие контактов со средствами массовой информации, предоставление им позитивной информа­ции о раскрытых, предупрежденных и пресеченных преступлениях; показ работы сотрудников, достигающих больших и устойчивых ре­зультатов в работе или обеспечивших успех в каком-то важном и громком деле;

• организации регулярных встреч сотрудников правоохрани­тельных органов с населением. Сотрудникам очень полезно услышать мнение о себе простых граждан, возможно, испытать стыд или, напро­тив, почувствовать уважение, услышать, что граждане ждут от них, о чем просят, чего требуют.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.